ПРОВЕДЕНИЮ ДЕЛОВЫХ ИГР
Цель: развитие творческой активности студентов для решения нестандартных задач, прояснения ценностных ориентации обучающихся, применения полученных знаний в области управленческого учета и учета персонала.
Для реализации этой цели необходимо сформировать у студентов следующие умения и навыки:
• умение работать в малых группах, совместной работы в командах;
• разрешения трудных проблем;
• формирования чувства ответственности за профессиональную подготовку, приобретение знаний.
Методы проведения деловой игры: занятия проводятся методом дискуссий в малых группах.
Дискуссии в малых группах — это такой метод проведения учебных занятий, который позволяет студентам и слушателям обмениваться опытом и делиться своими взглядами и идеями с целью разрешения определенной проблемы.
Последовательность работы
Шаг1.
Выдвигается проблема. Преподаватель формулирует проблему для обсуждения.
Шаг 2.
«Мозговой штурм». Это один из простых и быстрых способов генерирования идей. Во время мозгового штурма участники свободно обмениваются идеями по мере их возникновения, неофициальная обстановка создает атмосферу свободного обмена мнениями.
Четыре основных правила:
1) не давайте оценку (первоначальная оценка идей не допускается),
2) стимулируйте необычные идеи,
3) развивайте чужие идеи,
4) стремитесь к большому количеству идей.
Три основных метода «мозгового штурма».
1. Свободный полет:
1.1. члены группы спонтанно высказывают свои мысли.
1.2. секретарь регистрирует идеи по мере их поступления (обычно на доске).
2. Круговой метод:
2.1. преподаватель просит каждого высказаться по кругу.
2.2. участники в любой момент могут пропустить свою очередь.
2.3. обсуждение продолжается до тех пор, пока в очередной заход все участники не пропустят свою очередь.
2.4. идеи регистрируются так же, как и в «свободном полете».
3. Метод карточки
3.1. участники записывают свои соображения на небольших листочках бумаги или карточках.
3.2. карточки с идеями собираются и систематизируются. Преподаватель выбирает конкретный метод с учетом состава группы.
Шаг 3.
Достижение консенсуса. Под руководством преподавателя для оценки взглядов и последующего формирования групп при помощи взвешенного голосования выбирается не более шести важных и перспективных направлений, которые должны в последующем стать предметом для
дискуссии в малых группах. Сначала путем устранения повторяющихся вариантов или аналогичных идей уменьшается количество вариантов в списке. Затем каждый участник голосует за каждый высказанный вариант (от 0 до 3 баллов), секретарь суммирует количество голосов за каждый вариант и записывает в графу рядом. Основные правила:
• Регистрируются голоса всех членов группы.
• Обсуждение не ведется, усилие достичь консенсуса тоже не предпринимается.
• Результаты голосования могут послужить информацией, приводящей к достижению согласия, но сами не обязательно приводят к нему.
Шаг 4.
Формирование групп. Участники дискуссии объединяются в группы от
четырех до семи человек (всего формируется не более 6 групп). Лидером
группы становится автор идеи, получившей наибольшее количество
голосов. В каждой группе выбирается руководитель дискуссии, секретарь
и тот, кто представит результаты работы группы перед всей аудиторией.
Шаг 5.
Деловая игра (рабочее совещание группы). Предоставляется время на
обсуждение — при этом участие преподавателя не требуется (за
исключением тех случаев, когда у участников есть к нему вопросы).
Основные правила:
• Четко определите тему обсуждения.
• Распределите обязанности.
• Определите задачи для завершения упражнения.
• Договоритесь о конечном результате.
• Не говорите одновременно.
• Не «витайте в облаках» — подходите практически.
Наблюдение за ходом обсуждения для повышения результативности обсуждения и устранения типовых недостатков.
• Один или два человека доминируют в обсуждении.
• В аудитории ведутся посторонние разговоры.
• Лишь несколько человек участвует в обсуждении.
• Обсуждение поздно начинается или затягивается.
• Задачи обсуждения не ясны.
• В ходе наблюдения выявлено полезное для всех групп суждение.
Шаг 6.
Презентация решения кейса. Для обобщения итогов работы одному или более человек от каждой группы дается возможность выступления (не более 5 минут). В качестве итогов могут быть представлены варианты решения проблемы, ответы на вопросы или обобщение основных высказываемых идей. Некоторые готовят материалы (раздаточный материал в виде бумажных носителей и электронные слайды).
Шаг 7.
Подведение итогов. Преподаватель определяет прозвучавшие во время презентаций явно общие для всех групп темы. Он интересуется у участников, чему они научились в ходе занятий, а также как они смогут использовать в дальнейшем приобретенные знания и навыки. Определяются места.
ВОПРОСЫК ЗАЧЕТУ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
1. Сущность, цели и задачи управленческого учета.
2. Предмет, метод и объекты управленческого учета. Принципы управленческого учета.
3. Характеристика информационной базы управленческого учета. Виды используемой информации.
4. Сравнительная характеристика управленческого и финансового учета.
5. Организационные аспекты управленческого учета.
6. Затраты как основной объект управленческого учета. Основные направления и признаки классификации затрат в управленческом учете.
7. Классификация затрат для исчисления себестоимости продукции.
8. Классификация затрат для принятия решений и планирования.
9. Классификация затрат для контроля и регулирования.
10. Объекты учета затрат (виды издержек, место возникновения затрат, центр ответственности, носители затрат).
11. Понятие центров ответственности, их классификация (центр затрат, центр доходов, центр прибыли, центр инвестиций).
12. Понятие и виды себестоимости продукции (работ, услуг).
13. Определение калькулирования. Виды калькуляций. Объекты калькулирования и калькуляционные единицы. Принципы калькулирования себестоимости.
14. Классификация методов учета затрат и калькулирования себестоимости продукции.
15. Метод учета фактических затрат и калькулирования фактической себестоимости.
16. Нормативный метод учета затрат и калькулирования себестоимости.
17. Система «стандарт-кост».
18. Система учета затрат «директ-костинг».
19. Фукционально-стоимостной метод калькулирования (АВС-метод).
20. Бюджетирование. Основные функции бюджета. Основные этапы составления бюджета предприятия.
21. Виды бюджетов.
22. Общий (главный) бюджет. Назначение и последовательность его подготовки.
23. Составные элементы генерального бюджета. Взаимосвязь операционного и финансового бюджетов.
24. Управленческий учет и его роль в принятии управленческих решений. Классификация управленческих решений.
25. Понятие и виды инвестиций.
26. Методы оценки эффективности инвестиционных проектов.
27. Учет фактора риска при принятии решений по инвестициям.
28. Общие положения по учету персонала. Учет расчетов с персоналом по оплате труда. Состав расходов организации на оплату труда. Виды оплаты труда: основная, дополнительная. Формы оплаты труда: повременная, сдельная, комиссионная.
29. Порядок начисления средств на оплату труда. Фонд заработной платы. Оплата очередных отпусков. Пособия по временной нетрудоспособности.
30. Документы по учету личного состава, труда и его оплаты. Удержания из заработной платы. Расчеты по социальному страхованию и обеспечению.