Фраза по сюжетной картинке




Попытки составить фразу у больных с грубо выраженной афа­зией сводятся к продуцированию отдельных слов или словосочета­ний, не всегда связанных по смыслу и перемежаемых многочислен­ными междометиями.

Больные с менее грубым дефектом справляются с речевым из­ложением сюжета картинки, однако чаще всего они составляют все­го несколько фрагментарно построенных фраз, в которых нередко сообщаются сведения, не имеющие прямого отношения к сюжету. Задание сказать лаконично (двумя-тремя словами) больным практи­чески недоступно.

Больные с легкой афазией способны составить фразу по сюжет­ной картинке, однако для нее характерно некоторое «усложнение» синтаксической и лексической структуры.

Пересказ текстов

Пересказ текстов больным с грубой степенью выраженности речевого дефекта недоступен. Больные с более легкой сенсорной афазией пересказывают текст, но часто допускают искажения, ха­рактерные для экспрессивной речи в целом. Общая смысловая на­правленность сюжета больным передается. Нередко отмечаются элементы логореи, некоторая вычурность стиля изложения.

Чтение

У больных с грубой сенсорной афазией чтение в состоянии рас­пада. Больные не могут прочитывать вслух и узнавать отдельные буквы. Ассоциативная связь «фонема—графема» грубо нарушена. Имеются лишь элементы глобального чтения.

При средней степени выраженности афазии чтение вслух воз­можно, но сопровождается теми же искажениями, что и при других видах экспрессивной речи. Отдельные буквы больной узнает и про­читывает вслух.

Больные с легким речевым дефектом достаточно свободно чи­тают фразы и даже тексты. Иногда отмечаются вербальные и литеральные искажения в сложных по звуковой и смысловой структуре элементах текста.

Письмо

При грубой афазии письмо как функция отсутствует. Больные пишут обычно лишь свою фамилию, имя, наиболее высоко упро­ченные слова. Списывание букв, слогов и фраз сопровождается многочисленными ошибками, обусловленными звуковой лабильно­стью. Самоконтроль и попытки коррекции отсутствуют. Звуко-буквенный анализ состава слова грубо нарушен.

При средней степени выраженности афазии отмечаются грубые нарушения письменной речи. Больные списывают слова и даже про­стые фразы, однако письмо под диктовку изобилует многочисленны­ми литеральными и вербальными искажениями нестандартного типа. Имеется тенденция «привязать» звук к какому-либо слову и таким образом облегчить соотнесение его акустического и графического образа. При попытках звуко-буквенного анализа состава слова допус­каются грубые ошибки в определении количества и качества звуков.

У больных с легкой сенсорной афазией письменная речь без грубых искажений. Имеется письмо не только под диктовку, но и «от себя». Витиеватость формулирования мысли носит в письме еще более выраженный характер, чем в устной речи.

АКУСТИКО-МНЕСТИЧЕСКАЯ АФАЗИЯ

Понимание речи и объем слухо-речевой памяти

Больным с грубой акустико-мнестической афазией понимание коротких речевых конструкций, как правило, доступно. При воспри­ятии более развернутых текстов обнаруживаются ошибки осмысле­ния. Больные начинают волноваться, переспрашивать, просят, чтобы говорили медленнее. Показ предметов и частей тела по единичным названиям доступен. При предъявлении серий названий возникает отчуждение смысла слова. Первичных нарушений фонематического слуха не выявляется, однако объем слухо-речевой памяти часто не­достаточен для удержания речевого ряда даже из 3-х и более элемен­тов — гласных звуков или слов. Простые (однозначные) устные ин­струкции больные, как правило, выполняют, многочленные — нет.

При более легкой степени выраженности афазии понимание ситуа­тивной, диалогической и некоторых форм внеситуативной речи страда­ет незначительно. Однако восприятие развернутых текстов, особенно по радио, затрудняет больного, как и выполнение многочисленных устных инструкций. При серийном предъявлении названий предме­тов и частей тела иногда возникает отчуждение смысла слова.

Спонтанная речь

У больных с грубой акустико-мнестической афазией экспрес­сивная речь представлена короткими фразами, разнообразными по лексико-грамматической структуре. Вместе с тем имеют место дос­таточно частые вербальные парафазии и паузы, обусловленные ха­рактерными трудностями нахождения нужного слова. В длинных, сложных по звуковой структуре словах, имеются искажения в по­следовательности звукоряда, составляющего слово: перестановки, пропуски, добавки звуков и слов в результате антиципации, слабо­сти акустических следов. Особенно затрудняет больного продуци­рование малочастотных слов.

У больных с более легкой степенью выраженности данной фор­мы афазии экспрессивная речь достаточно развернута, словарный состав разнообразен, фразовая речь представлена предложениями различных синтаксических моделей. Несколько ограничено при этом использование длинных фраз с придаточными предложения­ми, причастными, деепричастными оборотами и т.д. Иногда выяв­ляются трудности нахождения нужного слова по амнестическому типу и еще реже — затруднения в организации последовательной звуковой структуры сложных слов.

Повторная речь

Повторная речь у больных даже с грубым речевым дефектом как функция не страдает, но имеют место ошибки, связанные с не­достаточностью удержания воспринятого текста. Слова и фразы, доступные для непосредственного восприятия и повторения, оказы­ваются забытыми, «стертыми» после введения какой-либо интерфе­ренции (пауза, вопрос, счет и т.п.).

При меньшей выраженности речевого расстройства повторная речь практически сохранена, за исключением повторения разверну­тых речевых конструкций, серий слов и фраз. Здесь явно сказывает­ся недостаточность объема удержания речевой информации и сла­бость акустических следов.

Диалогическая речь

Диалогическая речь больных со всеми степенями выраженно­сти данной формы афазии оказывается нарушенной менее остальных видов речевой деятельности, поскольку здесь возможно вос­приятие речевой информации парциально.

Называние

У больных с грубо выраженным дефектом речи имеются труд­ности называния, преимущественно предметов. В основе — недос­таточность в сфере зрительных представлений. Часто выражены трудности актуализации имен собственных и названий цифр. При более легкой афазии имеются отдельные трудности нахождения в основном малочастотных слов, некоторых имен собственных, чи­сел, дат, запоминания номеров телефонов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: