Где мысль бесстрашная царит, Где смело поднято чело, Где мир на клетки не разбит, А знанье вольностью светло...
Р. Тагор (Перевод Е. Е. Слуцкого, 1880-1948)
Подход Слуцкого отличается от подхода Хикса трактовкой реального дохода. Как мы уже отмечали, по мнению Слуцкого, неизменный уровень реального дохода соответствует лишь тому уровню денежного дохода, который обеспечивает неизменный набор товаров. Рассмотрим эффект дохода и эффект замены по Слуцкому при повышающихся ценах (рис. 4.29).
Yk
О Xq Хд ХА X
Рис. 4.29. Эффекты дохода и замены по Слуцкому при повышении цены
Глава 4. Теория индивидуального потребления
Как и на рис. 4.27 (подход Хикса), повышение цены на товар X приводит к смещению бюджетного ограничения из положения А'А" в положение А'С. Однако на этом сходство заканчивается. Далее в подходе Хикса для восстановления первоначального дохода необходимо было провести новую бюджетную линию В'В", параллельную бюджетной линии А'С, до пересечения с прежней кривой безразличия U. Сейчас же бюджетная линия В'В" проводится через прежнюю точку А, к ней строится новая кривая безразличия Uy и так находится точка В. Кривая безразличия U2 выше кривой безразличия U0. В данном случае эффект замены равен ХА - Хв, а эффект дохода ~ХВ- Хс
Три типа кривых спроса
Считая на троих гроши,
Сипят у кассы алкаши.
Сопят, в карманах роя медь...
И невозможно не смотреть
На, право, славный коллектив,
Где каждый поровну счастлив.
Один совсем уже седой.
Второй, как ангел, молодой.
А третий, будто тень худой...
Отец и сын, и дух святой! (1993)
В. Л. Борисов
В микроэкономическом анализе выделяют три типа кривых спроса. Кривая первого типа, обыкновенная (или кривая спроса Маршалла), как мы помним, построена на рис. 4.23 вращением линии бюджетного ограничения вокруг точки А". Обыкновенная кривая спроса (Маршалла) отражает совместное влияние на объем спроса как эффекта дохода, так и эффекта замены.
Два прочих типа кривых спроса называются скомпенсированными: они отражают влияние на объем спроса лишь эффекта замены. Первая скомпенсированная кривая спроса получила название кривой спроса Хикса, а вторая — кривой спроса Слуцкого.
Для нормальных товаров выше точки взаимного пересечения Е кривая спроса Хикса имеет более крутой наклон, чем обыкновенная кривая. Это объясняется тем, что при построении кривой спроса на кривой безразличия (рис. 4.27) учитываются точки выше и правее (точкаБ), чем первоначальные точки (точка Л). Кривая спроса Слуцкого (по аналогичным соображениям) имеет еще более крутой наклон, чем кривая спроса Хикса (рис. 4.30, а).
Ниже точки Е самой эластичной также является обычная кривая Маршалла, а наименее эластичной — кривая Хикса.
Для некачественных товаров (рис. 4.30, б) самой неэластичной кривой, как выше, так и ниже точки взаимного пересечения Е, является обыкновенная кривая спроса Маршалла. Кривая спроса Слуцкого — самая эластичная выше точки Е, а кривая Хикса — самая эластичная ниже точки Е.
Часть I. Основы рыночного анализа
а)
^А
б)
Слуцкого |
Хикса |
Хикса Слуцкого |
Слуцкого^,,! £ |
Маршалла Слуцкого |
Маршалла
Маршалла
Маршалла
Q Q
Рис. 4.30. Кривые спроса для товара; а) нормального, б) некачественного