Эффект дохода и эффект замены по Слуцкому




Где мысль бесстрашная царит, Где смело поднято чело, Где мир на клетки не разбит, А знанье вольностью светло...

Р. Тагор (Перевод Е. Е. Слуцкого, 1880-1948)

Подход Слуцкого отличается от подхода Хикса трактовкой реального дохода. Как мы уже отмечали, по мнению Слуцкого, неизменный уровень реального дохо­да соответствует лишь тому уровню денежного дохода, который обеспечивает не­изменный набор товаров. Рассмотрим эффект дохода и эффект замены по Слуцко­му при повышающихся ценах (рис. 4.29).

Yk

О Xq Хд ХА X

Рис. 4.29. Эффекты дохода и замены по Слуцкому при повышении цены


Глава 4. Теория индивидуального потребления



Как и на рис. 4.27 (подход Хикса), повышение цены на товар X приводит к смещению бюджетного ограничения из положения А'А" в положение А'С. Одна­ко на этом сходство заканчивается. Далее в подходе Хикса для восстановления первоначального дохода необходимо было провести новую бюджетную линию В'В", параллельную бюджетной линии А'С, до пересечения с прежней кривой безразличия U. Сейчас же бюджетная линия В'В" проводится через прежнюю точку А, к ней строится новая кривая безразличия Uy и так находится точка В. Кривая безразличия U2 выше кривой безразличия U0. В данном случае эффект замены равен ХА - Хв, а эффект дохода ~ХВ- Хс

Три типа кривых спроса

Считая на троих гроши,

Сипят у кассы алкаши.

Сопят, в карманах роя медь...

И невозможно не смотреть

На, право, славный коллектив,

Где каждый поровну счастлив.

Один совсем уже седой.

Второй, как ангел, молодой.

А третий, будто тень худой...

Отец и сын, и дух святой! (1993)

В. Л. Борисов

В микроэкономическом анализе выделяют три типа кривых спроса. Кривая первого типа, обыкновенная (или кривая спроса Маршалла), как мы помним, по­строена на рис. 4.23 вращением линии бюджетного ограничения вокруг точки А". Обыкновенная кривая спроса (Маршалла) отражает совместное влияние на объем спроса как эффекта дохода, так и эффекта замены.

Два прочих типа кривых спроса называются скомпенсированными: они отра­жают влияние на объем спроса лишь эффекта замены. Первая скомпенсирован­ная кривая спроса получила название кривой спроса Хикса, а вторая — кривой спроса Слуцкого.

Для нормальных товаров выше точки взаимного пересечения Е кривая спроса Хикса имеет более крутой наклон, чем обыкновенная кривая. Это объясняется тем, что при построении кривой спроса на кривой безразличия (рис. 4.27) учиты­ваются точки выше и правее (точкаБ), чем первоначальные точки (точка Л). Кри­вая спроса Слуцкого (по аналогичным соображениям) имеет еще более крутой наклон, чем кривая спроса Хикса (рис. 4.30, а).

Ниже точки Е самой эластичной также является обычная кривая Маршалла, а наименее эластичной — кривая Хикса.

Для некачественных товаров (рис. 4.30, б) самой неэластичной кривой, как выше, так и ниже точки взаимного пересечения Е, является обыкновенная кривая спроса Маршалла. Кривая спроса Слуцкого — самая эластичная выше точки Е, а кривая Хикса — самая эластичная ниже точки Е.



Часть I. Основы рыночного анализа


 


а)



б)


 


       
   
 
 


Слуцкого
Хикса
Хикса Слуцкого

Слуцкого^,,! £

Маршалла Слуцкого

Маршалла


Маршалла

Маршалла


Q Q

Рис. 4.30. Кривые спроса для товара; а) нормального, б) некачественного



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: