Тема № 21. Организация работы редакции




Первая задача, которую приходится решать журналисту, - обеспечение непрерывного поступления в редакционные коллективы произведений от всех создателей массовой информации в соответствии с ожиданиями аудитории. Журналист должен уметь планировать массовые информационные потоки. Организаторская работа журналиста – важный блок его профессиональных обязанностей.

Суть планирования – в предвидении, прогнозировании, разработке опережающей модели потоков. Для того чтобы план оказался «работоспособным», журналисты должны внимательно наблюдать за развитием событий, быть хорошо осведомленными в обстановке, характерной для разных областей деятельности, улавливать появление в них нового, следить за динамикой интересов и потребностей аудитории, фиксировать изменения в ее ожиданиях, учитывать конъюнктуру информационного рынка.

Понятие «планирование» в языковой практике журналистского сообщества употребляется и в ином значении. Оно служит наименованием одного из методов организации деятельности редакционного коллектива. Эти два смысла понятия нужно различать. В первом случае за ним стоит моделирование совокупного продукта коллективной творческой деятельности, к чему причастен каждый журналист, поскольку именно его предложения, его индивидуальные заявки образуют основу для такого моделирования. Во втором случае речь идет уже о моделировании процесса производства этого продукта, осуществляемом управленческими структурами редакционного коллектива на основе творческих предложений

журналистов.

Планы такого рода представляют собой директивные документы разных сроков длительности – долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные (оперативные). Их роль трудно переоценить, поскольку от них во многом зависит слаженность работы редакций.

Второе направление творческой деятельности журналиста – собственно работа по организации духовного сотрудничества в обществе, необходимого для создания массовых информационных потоков (а тем самым и для нормального функционирования механизмов общественной саморегуляции).

Эта работа весьма разнообразна, требует больших затрат времени и сил, неординарных творческих решений. Прежде всего, она предполагает создание широкого круга общения. Журналисту нужны устойчивые контакты с представителями самых разных сфер деятельности, производящих массовую информацию: с учеными и бизнесменами, общественными деятелями и сотрудниками властных структур, с деятелями литературы и искусства.

Особая забота – создание актива из лиц, склонных к участию в СМИ и способных оповещать о новостях, участвовать в выявлении проблем, информировать о предстоящих событиях, а также из тех, кто явно тяготеет к публицистическому творчеству и обладает определенным литературным потенциалом. Для привлечения их к созданию массовых информационных потоков необходимо использовать экономические, психологические, нравственные рычаги. Журналист, осуществляя редакционные планы, выступает здесь в роли творческого посредника.

Организаторская работа журналиста предполагает и его участие в массовых акциях редакции (от сбора пожертвований для тех, кто пострадал во время стихийных бедствий, военных действий или технических катастроф, до состязаний эрудитов и конкурсов красоты). Поддержание и укрепление обратной связи с аудиторией тоже требует от журналистов организаторских усилий. Интерактивные опросы, «прямая линия», «горячий телефон», «телефон доверия» - эти формы взаимодействия редакций с читателями, зрителями и слушателями опираются на творческую инициативу журналистов.

Необходимо различать организаторскую и организационную работу.

Организационная работа – это тот комплекс дел, который связан с обеспечением внутриредакционного взаимодействия, с оптимизацией производственного процесса, созданием наиболее благоприятных условий для журналистского творчества. К такого рода делам относится проведение всякого рода редакционных производственных совещаний: летучек (летучка - устойчивая форма коллективной рефлексии: анализ продуктов творчества, а также самой деятельности, поиск путей ее совершенствования, своего рода профессиональная учеба), планерок, через которые реализуется деятельность редакционного коллектива.

Организаторская работа нацелена на получение из внешнего для редакции мира тех произведений, которым предстоит влиться в массовые информационные потоки как их органическая часть. Она есть необходимое условие постоянного, ритмичного пополнения массовых информационных потоков и непосредственно связана с их производством.

Третье направление профессиональных обязанностей дает возможность реализоваться еще одному направлению творческой деятельности журналиста – участие в подготовке и выпуске массовых информационных потоков. В практике редакций это выглядит именно как работа над номером изданий, передачей. Из чего же конкретно складываются обязанности журналиста на этом направлении деятельности?

Это, прежде всего, редактирование текстов, предназначенных для опубликования. Однако ни цензура, ни вкусовая правка редактированием не предполагаются. Его задача – обеспечить необходимый уровень культуры массовых информационных процессов, уберечь каналы массовой информации от текстов неуместных, безграмотных, не поддающихся восприятию и пониманию, оскорбительных для глаза или слуха людей. Журналист должен овладеть и мастерством редактирования и передач, проходящих в прямом эфире. В этом смысле показателен опыт Вл. Познера: его диалог с участниками ток-шоу зачастую ориентирован на уточнение смысла высказываний, повышение речевой культуры собеседника, на расстановку акцентов, которые позволяют телезрителям лучше понять и глубже осмыслить тему разговора.

Второй ряд обязанностей на этом направлении – участие в конструировании номера или выпуска.

Конструирование – процесс реального «устройства» информационного потока, расположения его частей в газетно-журнальном производстве для обозначения этого процесса есть профессиональный термин – «верстка», в практике электронной прессы он употребляется в значении «словесный макет».

Традиция коллективного обсуждения макетов полос в условиях распространения высоких компьютерных технологий постепенно уступает место «жесткому макету», в рамках которого работают журналисты. Однако существо дела сохраняется: любой номер или программа рождаются в результате коллективной деятельности, так что основами конструирования массовых информационных потоков должен владеть каждый из журналистов.

Еще одна их обязанностей журналистов – работа по предотвращению «сбоев» через систему дежурств. В разных редакционных коллективах они организуются по-разному, но роль их всегда одинакова: это «страховочный пояс» редакции, уменьшающий риск ошибок и задержек, которые чреваты срывом производственного графика. Дежурный по отделу или редакции должен уметь оперативно откорректировать подачу материала, поменять заголовок к тексту, сократить «хвост» без ущерба для публикации, заменить «лид» (активное начало материала, акцентирующее внимание на его сути или интриге, возбуждающей читательский интерес), «поймать» опечатки («глазные ошибки»). От того, как журналист способен решать эти задачи, во многом зависят и качество информационных потоков, и уровень организации производственного процесса.

Вместе с деятельностью по распространению массовых информационных потоков, объединяющей в себе три взаимосвязанных, обусловливающих друг друга звена: тиражирование, хранение и доставку получателю информационных продуктов, творческая деятельность журналиста входит в образование более высокого уровня, занимающее сегодня место в ряду самых важных социальных институтов, - в систему средств массовой информации. По отношению к ней и творческая деятельность журналиста, и деятельность по распространению продуктов журналистского творчества выступают как ее основные подсистемы: производство и распространение массовых информационных потоков. Они относительно самостоятельны, но вне системного взаимодействия друг с другом реализовать свое назначение не могут (для того, н-р, чтобы передача дошла до аудитории, надо найти именно телевизионный канал: производитель вступает в договорные отношения с вещателем, который намерен ее купить – у вещателя тоже есть в этом заинтересованность: он должен заботиться о том, чтобы зрительская аудитория получала производимую для нее продукцию).

Взаимозависимость производства и распространения, их влияние друг на друга – закономерность системы СМИ, во многом обусловленная особенностями техники, которая служит целям и производства, и распространения. На основе такой взаимозависимости развиваются основные специализации производства массовых информационных потоков. Сегодня их ряд выглядит так:

- книгоиздательское дело;

- периодическая печать;

- телевидение;

- радиовещание;

- документальное кино;

- интернет-журналистика.

Сотрудник периодической печати, теле-, радиожурналист, кинодокументалист, редактор издательства, журналист компьютерных сетей – все это люди одной профессии, сложившейся в результате развития того рода творчества, который был востребован к жизни как средство ориентации человека в изменениях быстро текущей действительности, а стал важнейшим информационно-коммуникативным фактором влияния на жизнеспособность общества.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: