Глава 9. Чистая монополия






Оптимальный объем производства скота Q* одновременно является опти­мальным объемом продаж мяса и шкур.

Но что произойдет, если, например, кривая МС пересечет линию MR на том ее участке, где MR = MR2?

В этом случае необходимо считать, что MR^ = 0 и определять цену на товар, традиционно проводя вертикаль вверх от точки Курно до пересечения с кривой спроса (D), которая на данном графике не изображена по соображениям масшта­ба. В данном случае фирма будет определять цену исходя из условия МС = MR2, считая, что MRi = 0. Производители скота не будут выбрасывать сопутствующий продукт (в данном случае — шкуры) до тех пор, пока его реализация способна осуществляться по положительным ценам.

В настоящее время фирмы индустриальных стран уделяют проблеме утилиза­ции сопутствующих продуктов все более пристальное внимание.

Монопсония

Купил недавно шестисотый «Мерседес», Хватило баксов, даже в долг не влез, Шестьсот машин где легче разместить... Да в Лужниках, пришлось и их купить.

Ю. Близнецов

В главе 7 мы упоминали о такой неосновной рыночной структуре, как моно­псония. Под монопсонией понимается рыночная ситуация, когда множеству продавцов противостоит один покупатель (см. табл. 7.2). Естественно, что этот покупатель приобретает монопсоническую власть, которая позволяет ему при­обретать товар за меньшую цену, чем та, которая существовала бы на конкурен­тном рынке.

Сколько товара должен приобретать покупатель, обладая монопсонической властью? В данном случае следует исходить из основного принципа микроэконо­микиувеличивать покупки до тех пор, пока полезность от последней приобре­тенной единицы товара не сравняется с предельными издержками на ее покупку (MU = МС).

В главе 4 (параграф 4.2.1) мы выяснили, что кривая индивидуального спроса на любое благо (D) совпадает с кривой предельной полезности (MU) этого това­ра, выраженной в деньгах, т. е. график предельной полезности монопсониста бу­дет кривой его спроса (MU = D).

Теперь посмотрим, что представляет собой график предельных издержек мо­нопсониста.

Если бы покупатель был конкурирующим, то он не имел бы возможности вли­ять на цену товара. Тогда издержки конкурирующего покупателя на покупку еди­ницы товара были бы одинаковы и равнялись бы цене товара (МС = Р). На рис. 9.18 изображена ситуация, в которой расходы покупателя на единицу товара постоян­ны, т. е. в данном случае (в случае конкурентного покупателя) средние фактор­ные издержки на единицу товара (AFC) равны предельным факторным издерж­кам (MFC) и равны рыночной цене (AFC = MFC = Р).



Часть II, Анализ рыночной структуры. Теория цены


О Q* Q

Рис. 9.18. Покупка в условиях конкуренции

Средние факторные издержки (AFC — average factor costs) — расходы фирмы на единицу покупаемого продукта.

Предельные факторные издержки (MFC— marginal factor costs) — прирост об­щих издержек фирмы в связи с увеличением использования какого-либо перемен­ного фактора (или ресурса) на одну единицу покупаемого продукта.


О От Qc Q Рис.9.19. Покупка в условиях монопсонии

Предположим теперь, что фирма является единственным покупателем товара. На рис. 9.19 изображена модель покупки в условиях монопсонии. Теперь кривая рыночного предложения (SF) отнюдь не совпадает с кривой предельных фактор­ных издержек (MFC). Кривая рыночного предложения (SF) показывает, сколько фирма должна заплатить за единицу товара в зависимости от общего объема по­купки, т. е. для монопсониста кривая рыночного предложения совпадает с кривой его средних расходов (SF = AFC).




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: