Экономия масштаба и олигополия




Каждый вырезал себе По громадному куску: Там варенье и безе, И шершавый белый крем. Каждый думает: вот съем И, насытившись, усну, И свой сладкий сон Я не разделю ни с кем.

Н. В. Байтов

Сопоставим олигополию с другим крупным действующим лицом рыночной экономики — естественной монополией. Типично олигополистическая фирма, входящая в 500 крупнейших национальных и мультинациональных корпораций


Глава И. Олигополия



мира, как правило, гораздо крупнее по объему капиталов и географической сфере действия, чем типичная естественная монополия.

Кажется очевидным, что фирма, которая единолично доминирует на рынке, должна быть крупнее той, что делит рынок с немногочисленными конкурентами. Но именно размер рынка, а не абсолютная величина фирмы, определяет, являет­ся ли рынок монопольным или олигопольным.

Например, нефтепродукты могут быть транспортированы при значительно меньших издержках (относительно цены единицы продукта), чем электричество или вода; олигополистической является и нефтяная промышленность. С другой стороны, местные электросети почти всегда представлены одним продавцом и являются естественной монополией. Рынок нефтяных продуктов, как правило, глобальный, а рынок электричества — местный.

Рис. 11.1. Отличие естественной монополии (а) от олигополии (б). Экономия масштаба определяет размер фирмы, в то время как рыночный спрос определяет количество фирм

На рис. 11.1 сравним рыночные условия, ведущие к образованию естественной монополии и олигополии. На рис.11.1, а, кривая рыночного спроса (D) пересекает долгосрочную кривую средних издержек (LAC) единственного производителя ле­вее точки минимума. Единственное предприятие в отрасли, имеющее общие сред­ние издержки Л ГС, и выпуск Q, при цене Рг, способно отвратить потенциальных конкурентов от вхождения на рынок. Однако естественный монополист будет мак­симизировать прибыль исходя из условий АТС0 (при МСа = MR), ограничив вы­пуск объемом Q0, и установив цену Рт, о чем шла речь в главе 9.

В отличие от естественной монополии, олигополия является «естественным» результатом ситуации, в которой одна фирма испытывает неэкономичность мас­штаба, пытаясь единолично доминировать на рынке. В то же время минимальный размер эффективной фирмы является достаточно крупным, поэтому такая фир­ма является ценоустановителем.

На рис. 11.1,6 кривая рыночного спроса пересекает кривую долгосрочных сред­них издержек фирмы справа от ее горизонтального участка. Если фирма с кривой краткосрочных издержек АТСХ попыталась бы обслужить весь рынок, то для по­крытия издержек потребовалось бы установить цену Р или выше.



Часть II, Анализ рыночной структуры. Теория цены


Вторая фирма, строя меньшее по размерам предприятие (например с издерж­ками АТС0), получает возможность превратиться в потенциального монополиста, установив цену Р Так как для вхождения в отрасль минимальная производствен­ная мощность равна Q0, лишь небольшое число фирм достаточно для того, чтобы произвести весь необходимый объем (ЈQo) ПРИ цене нулевой прибыли (Р0). Вме­сте с тем количество фирм в отрасли (п = Q^/'LQ^) оказывается слишком малым для того, чтобы ценовая конкуренция привела к установлению самой низкой цены Р. Конкуренция среди небольшого количества фирм делает более привле­кательным ценовой сговор.

Группа фирм, действующая в олигополистической отрасли, способна ограни­чить выпуск объемом Q^, установив картельную цену на уровне Рт. Вход в от­расль может быть затруднен, хотя и не полностью заблокирован: экономия масш­таба не препятствует вхождению в отрасль, но способна установить верхний предел для количества производителей.

Типичная олигополия производит широкую гамму товаров, продавая блага, ко­торые являются сопутствующими продуктами в производстве (бензин и нефтехи­мические продукты), комплементами в потреблении (телевизоры и видеомагнито­фоны) либо подобными продуктами, предназначенными для разных потребителей (малые, семейные и автомобили «люкс»). Продуктовая дифференциация увеличи­вает трудность вхождения для тех немногих продавцов, которые должны произво­дить, продавать и рекламировать на многих рынках одновременно.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: