Каждый вырезал себе По громадному куску: Там варенье и безе, И шершавый белый крем. Каждый думает: вот съем И, насытившись, усну, И свой сладкий сон Я не разделю ни с кем.
Н. В. Байтов
Сопоставим олигополию с другим крупным действующим лицом рыночной экономики — естественной монополией. Типично олигополистическая фирма, входящая в 500 крупнейших национальных и мультинациональных корпораций
Глава И. Олигополия
мира, как правило, гораздо крупнее по объему капиталов и географической сфере действия, чем типичная естественная монополия.
Кажется очевидным, что фирма, которая единолично доминирует на рынке, должна быть крупнее той, что делит рынок с немногочисленными конкурентами. Но именно размер рынка, а не абсолютная величина фирмы, определяет, является ли рынок монопольным или олигопольным.
Например, нефтепродукты могут быть транспортированы при значительно меньших издержках (относительно цены единицы продукта), чем электричество или вода; олигополистической является и нефтяная промышленность. С другой стороны, местные электросети почти всегда представлены одним продавцом и являются естественной монополией. Рынок нефтяных продуктов, как правило, глобальный, а рынок электричества — местный.
Рис. 11.1. Отличие естественной монополии (а) от олигополии (б). Экономия масштаба определяет размер фирмы, в то время как рыночный спрос определяет количество фирм
На рис. 11.1 сравним рыночные условия, ведущие к образованию естественной монополии и олигополии. На рис.11.1, а, кривая рыночного спроса (D) пересекает долгосрочную кривую средних издержек (LAC) единственного производителя левее точки минимума. Единственное предприятие в отрасли, имеющее общие средние издержки Л ГС, и выпуск Q, при цене Рг, способно отвратить потенциальных конкурентов от вхождения на рынок. Однако естественный монополист будет максимизировать прибыль исходя из условий АТС0 (при МСа = MR), ограничив выпуск объемом Q0, и установив цену Рт, о чем шла речь в главе 9.
В отличие от естественной монополии, олигополия является «естественным» результатом ситуации, в которой одна фирма испытывает неэкономичность масштаба, пытаясь единолично доминировать на рынке. В то же время минимальный размер эффективной фирмы является достаточно крупным, поэтому такая фирма является ценоустановителем.
На рис. 11.1,6 кривая рыночного спроса пересекает кривую долгосрочных средних издержек фирмы справа от ее горизонтального участка. Если фирма с кривой краткосрочных издержек АТСХ попыталась бы обслужить весь рынок, то для покрытия издержек потребовалось бы установить цену Р или выше.
Часть II, Анализ рыночной структуры. Теория цены
Вторая фирма, строя меньшее по размерам предприятие (например с издержками АТС0), получает возможность превратиться в потенциального монополиста, установив цену Р Так как для вхождения в отрасль минимальная производственная мощность равна Q0, лишь небольшое число фирм достаточно для того, чтобы произвести весь необходимый объем (ЈQo) ПРИ цене нулевой прибыли (Р0). Вместе с тем количество фирм в отрасли (п = Q^/'LQ^) оказывается слишком малым для того, чтобы ценовая конкуренция привела к установлению самой низкой цены Р. Конкуренция среди небольшого количества фирм делает более привлекательным ценовой сговор.
Группа фирм, действующая в олигополистической отрасли, способна ограничить выпуск объемом Q^, установив картельную цену на уровне Рт. Вход в отрасль может быть затруднен, хотя и не полностью заблокирован: экономия масштаба не препятствует вхождению в отрасль, но способна установить верхний предел для количества производителей.
Типичная олигополия производит широкую гамму товаров, продавая блага, которые являются сопутствующими продуктами в производстве (бензин и нефтехимические продукты), комплементами в потреблении (телевизоры и видеомагнитофоны) либо подобными продуктами, предназначенными для разных потребителей (малые, семейные и автомобили «люкс»). Продуктовая дифференциация увеличивает трудность вхождения для тех немногих продавцов, которые должны производить, продавать и рекламировать на многих рынках одновременно.