Теории происхождения лидерства




Лидерство и руководство в малых группах

Проблема лидерства в социальной психологии

В русском языке для обозначения этих двух различных явлений существуют два специальных терми­на (так же, впрочем, как и в немецком, но не в английском языке, где «лидер» употребляется в обоих случаях) и определены разли­чия в содержании этих понятий. Б.Д. Парыгин называет следующие различия лидера и руководи­теля: 1) лидер в основном призван осуществлять регуляцию меж­личностных отношений в группе, в то время как руководитель осу­ществляет регуляцию официальных отношений группы как неко­торой социальной организации; 2) лидерство можно констатиро­вать в условиях микросреды (каковой и является малая группа), руководство — элемент макросреды, т.е. оно связано со всей сис­темой общественных отношений; 3) лидерство возникает стихийно, руководитель всякой реальной социальной группы либо на­значается, либо избирается, но так или иначе этот процесс не яв­ляется стихийным, а, напротив, целенаправленным, осуществляе­мым под контролем различных элементов социальной структуры; 4) явление лидерства менее стабильно, выдвижение лидера в боль­шой степени зависит от настроения группы, в то время как руко­водство — явление более стабильное; 5) руководство подчиненны­ми в отличие от лидерства обладает гораздо более определенной системой различных санкций, которых в руках лидера нет; 6) про­цесс принятия решения руководителем (и вообще в системе руко­водства) значительно более сложен и опосредован множеством различных обстоятельств и соображений, не обязательно кореня­щихся в данной группе, в то время как лидер принимает более непосредственные решения, касающиеся групповой деятельнос­ти; 7) сфера деятельности лидера — в основном малая группа, где он и является лидером, сфера действия руководителя шире, по­скольку он представляет малую группу в более широкой социаль­ной системе. Эти различия (с некото­рыми вариантами) называют и другие авторы.

Хотя по происхожде­нию лидер и руководитель различаются, в психологических харак­теристиках их деятельности существуют общие черты. И тот и другой призваны стимулировать группу, нацеливать ее на решение определенных задач, заботиться о средствах, при помо­щи которых эти задачи могут быть решены. Лидерство есть чисто психологическая характерис­тика поведения определенных членов группы, руководство в боль­шей степени есть социальная характеристика отношений в группе, прежде всего с точки зрения распределения ролей управления и подчинения. В отличие от лидерства руководство выступает как регламентированный обществом правовой процесс.

Лидером является такой член малой группы, который выдвига­ется в результате взаимодействия членов группы для организации группы при решении конкретной задачи. Он демонстрирует более высокий, чем другие члены группы, уровень активности, участия, влияния в решении данной задачи. Таким образом, лидер выдви­гается в конкретной ситуации, принимая на себя определенные функции. Остальные члены группы принимают лидерство, т.е. стро­ят с лидером такие отношения, которые предполагают, что он бу­дет вести, а они будут ведомыми. Лидерство - это групповое явление: лидер всегда дан как элемент групповой структуры, а лидерство есть сис­тема отношений в этой структуре. Поэтому феномен лидерства относится к динамическим процессам малой группы. Этот про­цесс может быть достаточно противоречивым: мера притязаний лидера и мера готовности других членов группы принять его веду­щую роль могут не совпадать.

Мера вли­яния лидера на группу не является величиной постоянной, при определенных обстоятельствах лидерские возможности могут возрастать, а при других снижаться. Иногда понятие лидера отождествляется с понятием «авторитет», что не вполне корректно. Лидер должен ор­ганизовать решение какой-то задачи, авторитет такой функции не выполняет, он просто может выступать как пример, идеал, но вовсе не брать на себя решение задачи.

Теории происхождения лидерства

Существует три основных теоретических подхода в понимании происхождения лидерства. «Теория черт » (иног­да называется «харизматической теорией», от слова «харизма», т.е. «благодать», которая в различных системах религии интерпрети­ровалась как нечто, снизошедшее на человека) исходит из поло­жений немецкой психологии конца XIX — начала XX в. и кон­центрирует свое внимание на врожденных качествах лидера.

Согласно этой теории, лидером может быть лишь такой чело­век, который обладает определенным набором личностных качеств или совокупностью определенных психологических черт. Различ­ные авторы пытались выделить эти необходимые лидеру черты или характеристики. В американской социальной психологии эти на­боры черт фиксировались особенно тщательно, поскольку они должны были стать основанием для построения систем тестов для отбора возможных лидеров. Однако очень быстро выясни­лось, что задача составления перечня таких черт нерешаема. В 1940 г. К. Бэрд составил список из 79 черт, упоминаемых различ­ными исследователями как «лидерских». Среди них были названы такие: инициативность, общительность, чувство юмора, энтузи­азм, уверенность, дружелюбие. Позже Р. Стогдилл к ним добавил бдительность, популярность, красноречие. Однако если посмот­реть на разброс этих черт у разных авторов, то ни одна из них не занимала прочного места в перечнях: 65% названных черт были вообще упомянуты лишь однажды, 16-20% — дважды, 4-5% — триж­ды и лишь 5% черт были названы четыре раза. Разнобой существо­вал даже относительно таких черт, как «сила воли» и «ум», что дало основание усомниться вообще в возможности составить бо­лее или менее стабильный перечень черт, необходимых лидеру и, тем более, существующих у него. После публикации Стогдилла с новыми добавлениями к списку возникло достаточно категорич­ное мнение о том, что теория черт опровергнута. Су­щественным возражением против этой теории явилось замечание Г. Дженнингса о том, что теория черт в большей мере отражала черты экспериментатора, нежели черты лидера. Разочарование в теории черт было настолько велико, что в противовес ей была выдвинута даже теория «лидера без черт». Но она по существу просто не давала никакого ответа на вопрос о том, откуда же бе­рутся лидеры и каково происхождение самого феномена лидерства.

На смену теории черт пришло новое объяснение, сформулиро­ванное в «ситуационной теории лидерства ». Теория черт в данной концептуальной схеме не отбрасывается полностью, но утвержда­ется, что в основном лидерство — продукт ситуации. В различных ситуациях групповой жизни выделяются отдельные члены груп­пы, которые превосходят других по крайней мере в каком-то од­ном качестве, но поскольку именно это качество и оказывается необходимым в данной ситуации, человек, им обладающий, ста­новится лидером. Главная идея данной теории - в том, что лидер про­сто лучше других может актуализировать в конкретной ситуации присущую ему черту (наличие которой в принципе не отрицается и у других лиц). Свойства лидера оказывались относительными. В одном из вариантов ситуационной теории предлагалось считать главным моментом появления лидера выдвижение его группой, потому что именно она испытывает по отношению к данному человеку определенные экспектации, ожидает от него проявления необходимой в данной ситуации черты (этот подход называют еще и функциональным). Ж. Пиаже утверждал, что при таком подходе полностью снимается вопрос об активности личности лидера, он превращается в какого-то «флюгера».

Чтобы преодолеть очевидную противоречивость в подобных рассуждениях, Е. Хартли предложил четыре «модели», позволяю­щие дать особую интерпретацию тому факту, почему все-таки оп­ределенные люди становятся лидерами и почему не только ситуа­ция определяет их выдвижение. Во-первых, полагает Хартли, если кто-то стал лидером в одной ситуации, не исключено, что он же станет таковым и в другой ситуации. Во-вторых, вследствие воз­действия стереотипов лидеры в одной ситуации иногда рассматри­ваются группой как лидеры «вообще». И в-третьих, человек, став лидером в одной ситуации, приобретает авторитет, и этот автори­тет работает в дальнейшем на то, что данного человека изберут лидером и в другой раз. В-четвертых, отдельным людям свойст­венно «искать посты», вследствие чего они ведут себя именно так, что им «дают посты». Вряд ли можно считать достаточно убеди­тельными эти рассуждения для преодоления полной относитель­ности черт лидера, как они выступают в ситуационной теории. Тем не менее, ситуационная теория оказалась достаточно популяр­ной: именно на ее основе проведена масса экспериментальных исследований лидерства в школе групповой динамики.

Как это часто бывает в истории науки, два столь крайних под­хода породили третий, более или менее компромиссный вариант решения проблемы. Этот третий вариант был представлен в так называемой системной теории лидерства, согласно которой лидер­ство рассматривается как процесс организации межличностных отношений в группе, а лидер — как субъект управления этим про­цессом. При таком подходе лидерство интерпретируется как функ­ция группы, и изучать его следует поэтому с точки зрения целей и задач группы, хотя и структура личности лидеров при этом не долж­на сбрасываться со счетов. Рекомендуют учитывать и другие пере­менные, относящиеся к жизни группы, например длительность ее существования. В этом смысле системная теория имеет, конечно, ряд преимуществ. Они очевидны, когда речь заходит не просто о лидерстве, но о руководстве: особенно популярной является так называемая вероятностная модель эффективности руководства, предложенная Ф. Филлером.

Большинство отечественных исследований лидерства осущест­вляется в рамках близких данной модели, хотя к ней добавляется нечто новое, продиктованное общими предпосылками исследова­ния динамических процессов в группе: феномен лидерства в ма­лых группах рассмотрен в контексте совместной групповой дея­тельности, т.е. во главу угла ставятся не просто «ситуации», но конкретные задачи групповой деятельности, в которых определен­ные члены группы могут продемонстрировать свою способность организовать группу для решения этих задач. Отличие лидера от других членов группы проявляется при этом не в наличии у него особых черт, а в наличии более высокого уровня влияния.

Интересной в данном случае является разработанная Р.Л. Кричевским концепция ценностного обмена как механизма выдвиже­ния лидера. Сама по себе идея ценностного обмена во взаимодей­ствии людей и ранее разрабатывалась в социальной психологии (Дж. Хоманс, Д. Тибо, К. Келли и др.). Здесь же идея ценностного обмена использована при объяснении феномена лидерства: цен­ностные характеристики членов группы (значимые свойства лич­ности) как бы обмениваются на авторитет и признание лидера. Лидером рассматривается тот, в ком в наиболее полном виде пред­ставлены такие качества, которые особенно значимы для группо­вой деятельности, т.е. являющиеся для группы ценностями. Таким образом, в лидерскую позицию в ходе взаимодействия выдвигает­ся такой член группы, который как бы идентифицируется с наи­более полным набором групповых ценностей. Именно поэтому он и обладает наибольшим влиянием (Кричевский, Рыжак, 1985).

Стиль лидерства

В традиции социальной психологии иссле­дуется вопрос именно о стиле лидерства, а не руководства. Но в связи с отмеченной неоднозначностью употребления терминов очень часто проблему обозначают как стиль руководства. В частности это характерно и для экспери­мента, выполненного под руководством К. Левина, Р. Липпита и Р. Уайта в школе групповой динамики. Эксперимент проводился на группе детей-подростков (мальчики 11-12 лет), которые под руководством взрослых лепили маски из папье-маше. Руководите­ли трех групп (заметим, что речь идет о взрослых руководителях, а не о лидерах, стихийно выдвинувшихся из среды детей) демон­стрировали разный стиль и экспериментаторы сравнивали затем эффективность деятельности трех групп. Стили руководства, про­демонстрированные взрослыми, получили обозначения, с тех пор прочно укоренившиеся в социально-психологической литературе: «авторитарный», «демократический» и «попустительский» (доста­точно вольный перевод термина, предложенного Левиным). Принятая терминология вносит ряд трудностей в ис­следования, именно в силу возможных ассоциаций. Поэтому некоторые авторы предлагают, например, определе­ния «директивный», «коллегиальный» и «разрешительный» (либе­ральный) стиль, хотя очевидно, что пси­хологический смысл стилей сохраняет известную стабильность.

В основе деления стилей лежат два основных момента: содержание решений, предлагаемых лидером группе, и способы осуществления этих решений. Тогда можно «расписать» каждый из трех стилей по двум характеристикам:

 

 

Формальная сторона Содержательная сторона

 

Авторитарный стиль

Деловые, краткие распоряжения. Дела и группе планируются заранее

Запреты без снисхождения, с угрозой. (во всем их объеме).

Четкий язык, неприветливый тон. Определяются лишь непосредствен­-

Похвала и порицания субъективны. ные цели, дальние — неизвестны.

Эмоции не принимаются в расчет. Голос руководится — решающий.

Показ приемов — не система.

Позиция лидера — вне группы.

 

Демократический стиль

Инструкции в форме предложений. Мероприятия планируются не заранее,

Не сухая речь, а товарищеский тон. а в группе.

Похвала и порицание — с советами. За реализацию предложений отвечают ­Распоряжения и запреты — все.

с дискуссиями. Все разделы работы не только пред­-

Позиция лидера — внутри группы. лагаются, но и обсуждаются.

 

Попустительский стиль

Тон — конвенциональный.

Отсутствие похвалы, порицаний.

Никакого сотрудничества.

Позиция лидера — незаметно в сторо­не

от группы.

Дела в группе идут сами собой.

Лидер не дает указаний.

Разделы работы складываются из

от­дельных интересов или исходят

от нового лидера.


 

Естественно, что ни эта схема, ни какая-либо другая не могут охватить все стороны и все проявления стиля лидерства. Практика экспериментальных исследований часто идет по пути усложнения схемы. Например, названы такие типы лидеров: лидер-организатор, лидер-инициатор, лидер-эрудит, лидер-генератор эмоционального настроя, лидер эмоцио­нального притяжения, лидер-умелец. Многие из этих характерис­тик могут быть с успехом отнесены и к руководителю. Однако суть проблемы заключается в том, что сам феномен лидерства еще не описан достаточно полно, прежде всего, не выяснены до конца различия в позиции лидера и руководителя.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: