Теория игр и ее применение в рекламной деятельности




Поэзия? Это хобби.

Я развожу голубей.

А мистер Смит вышивает гарусом.

Это не работа. Ты не потеешь.

Не получаешь денег.

Взялся бы за рекламу мыла.

Бэзил Бантинг (1900-1984)

Каким бы привлекательным результат сговора ни был для его участников, ока­зывается трудным делом сохранить его — ведь то, что приносит выгоду какой-либо фирме, часто наносит ущерб остальным фирмам.

Проблема конфронтации олигополистов, вошедших в сговор, напоминает ди­лемму заключенного. Суть этой дилеммы в следующем. Двое заключенных содер­жатся в отдельных камерах за серьезное преступление. Однако у обвинения нет достаточных улик (улик достаточно лишь на год тюремного заключения). Каждо­му заключенному сказали, что если он сознается, а другой нет, то первый будет выпущен на свободу, а второй получит 20 лет. Если сознаются оба, то каждый получит по 5 лет (табл. 11.7). Ситуации, подобные дилемме заключенного, могут анализироваться на основе математической теории игр, разработанной Дж. фон Нейманом и О. Моргенштерном еще в 1940-е гг.1

Таблица 11.7 Дилемма заключенных

Заключенный Y

Признание Молчание


Признание

Заключенный X

Молчание


 

5 лет для каждого 0 лет для X 20 лет для Y
20 лет для X 0 лет для Y 1 год для каждого

1 См.: Neumann J., Morgenstern О. Theory of Games and Economic Behavior. 3d cd. Prince­ton. 1953.


Глава 11. Олигополия



Данная концепция может быть использована, например, в стратегии рекламной деятельности олигополии. При олигополии продуктовая дифференциация и со­перничество в области продаж могут вызвать чрезмерное увеличение рекламных расходов. Фирма способна оптимизировать эти расходы на основе теории игр.

В табл. 11.8 изображены последствия осуществления двух рекламных стра­тегий для двух продавцов. При осуществлении стратегии текущей рекламы каждая фирма получает 100 млн р. прибыли от продажи предметов длительного пользования (например автомобилей). Фирма Л считает, что если она увеличит свой рекламный бюджет на 20 млн р., она перехватит часть рынка фирмы В и увеличит свою выручку на 40 млн, получив 20 млн чистой прибыли. Данный переход прибыли от фирмы В к фирме А произойдет в том случае, если реклам­ный бюджет фирмы В останется без изменения. Аналогично, если фирма В уве­личит расходы на свою рекламу на 20 млн по сравнению с расходами фирмы А, то фирма В получит 40 млн дополнительной выручки и 20 млн р. дополнитель­ной прибыли.1

Таблица 11.8 показывает, что одновременное увеличение двумя фирмами сво­их бюджетов на 20 млн р. приведет к уменьшению прибылей. Максимальная со­вокупная прибыль будет получена, если обе фирмы сохранят свои текущие рек­ламные бюджеты.

Таблица 11.8 Неценовая конкуренция монополии: прибыль от рекламной стратегии

 

 

 

    Рекламная стратегия продавца А
Поддержание теку- Увеличение бюдже-
    щего бюджета та на 20 млн р.
Рекламная Сохранение текущего А = 100млн р. А = 120млн р.
стратегия бюджета В = 100млн р. В = 60млн р.
продавца В      
  Увеличение бюджета А = 60млн р. А = 80млн р.
  па 20 млн р. В = 120млн р. В = 80млн р.

Наихудшим вариантом решения будет независимое формирование рекламно­го бюджета каждой фирмой (при отсутствии сговора).

1 Ценовую эластичность рекламной деятельности фирмы можно определить как цм = = (dQ,/&4,) (A J Q), а перекрестную эластичность рекламы как r|iA = (ЭО / д(У). Поэтому процентное изменение дохода фирмы i в результате изменения на 1 % ее рекламного бюд­жета (при постоянных цепах) равно:


dAJA, ~ dA, 'p&'qSa h^'aA, ^ L*


AjAi'


dAJ/AJ

гдев«*" dAt/A,



Часть II. Анализ рыночной структуры, Теория цены


Контрольные задания

Вопросы на повторение

1. В чем общие черты и отличия монополистической конкуренции и олигополии?

2. Какие факторы облегчают создание картеля, а какие способствуют его развалу?

3. Какие позиции модели с ломаной кривой спроса подверглись критике?

4. В чем основной недостаток моделей Курпо, Бертрана и Штакельберга?

5. В чем сходство проблемы сговора и дилеммы заключенного?

6. Удовлетворяет ли равновесие в модели Курно определению равновесия Нэша?

7. Что такое доминирующая стратегия и почему равновесие в доминирующих страте­гиях устойчиво?

Проблемы для обсуждения

8. В пяти главах ч. II вы ознакомились с основными (и неосновными) рыночными
структурами. Обсудите, какие из них получили распространение в экономике со­
временной России, а какие являются редкостью. Существовали ли какие-либо ры­
ночные структуры в советской экономике?

Задача

9. Функция среднего дохода олигополии: Р = 100 - 2 (Q, + Q). Функция издержек
каждой фирмы равна: С = 100 + 10Q,, i = 1,2 (где MCt = 10). Найти:

а) функцию предельного дохода для каждой фирмы в модели Курно (предполо­
жение, что другой продавец не изменит выпуск);

б) функцию количественной реакции для каждой фирмы;

в) равновесную цену и выпуск для модели Курно;

г) сравнить прибыль каждой фирмы и сравнить ее с прибылью в случае, если бы
фирмы вступили в сговор.


Часть III



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: