Поэзия? Это хобби.
Я развожу голубей.
А мистер Смит вышивает гарусом.
Это не работа. Ты не потеешь.
Не получаешь денег.
Взялся бы за рекламу мыла.
Бэзил Бантинг (1900-1984)
Каким бы привлекательным результат сговора ни был для его участников, оказывается трудным делом сохранить его — ведь то, что приносит выгоду какой-либо фирме, часто наносит ущерб остальным фирмам.
Проблема конфронтации олигополистов, вошедших в сговор, напоминает дилемму заключенного. Суть этой дилеммы в следующем. Двое заключенных содержатся в отдельных камерах за серьезное преступление. Однако у обвинения нет достаточных улик (улик достаточно лишь на год тюремного заключения). Каждому заключенному сказали, что если он сознается, а другой нет, то первый будет выпущен на свободу, а второй получит 20 лет. Если сознаются оба, то каждый получит по 5 лет (табл. 11.7). Ситуации, подобные дилемме заключенного, могут анализироваться на основе математической теории игр, разработанной Дж. фон Нейманом и О. Моргенштерном еще в 1940-е гг.1
Таблица 11.7 Дилемма заключенных
Заключенный Y
Признание Молчание
Признание
Заключенный X
Молчание
5 лет для каждого | 0 лет для X 20 лет для Y |
20 лет для X 0 лет для Y | 1 год для каждого |
1 См.: Neumann J., Morgenstern О. Theory of Games and Economic Behavior. 3d cd. Princeton. 1953.
Глава 11. Олигополия
Данная концепция может быть использована, например, в стратегии рекламной деятельности олигополии. При олигополии продуктовая дифференциация и соперничество в области продаж могут вызвать чрезмерное увеличение рекламных расходов. Фирма способна оптимизировать эти расходы на основе теории игр.
В табл. 11.8 изображены последствия осуществления двух рекламных стратегий для двух продавцов. При осуществлении стратегии текущей рекламы каждая фирма получает 100 млн р. прибыли от продажи предметов длительного пользования (например автомобилей). Фирма Л считает, что если она увеличит свой рекламный бюджет на 20 млн р., она перехватит часть рынка фирмы В и увеличит свою выручку на 40 млн, получив 20 млн чистой прибыли. Данный переход прибыли от фирмы В к фирме А произойдет в том случае, если рекламный бюджет фирмы В останется без изменения. Аналогично, если фирма В увеличит расходы на свою рекламу на 20 млн по сравнению с расходами фирмы А, то фирма В получит 40 млн дополнительной выручки и 20 млн р. дополнительной прибыли.1
Таблица 11.8 показывает, что одновременное увеличение двумя фирмами своих бюджетов на 20 млн р. приведет к уменьшению прибылей. Максимальная совокупная прибыль будет получена, если обе фирмы сохранят свои текущие рекламные бюджеты.
Таблица 11.8 Неценовая конкуренция монополии: прибыль от рекламной стратегии
Рекламная стратегия продавца А | |||
Поддержание теку- | Увеличение бюдже- | ||
щего бюджета | та на 20 млн р. | ||
Рекламная | Сохранение текущего | А = 100млн р. | А = 120млн р. |
стратегия | бюджета | В = 100млн р. | В = 60млн р. |
продавца В | |||
Увеличение бюджета | А = 60млн р. | А = 80млн р. | |
па 20 млн р. | В = 120млн р. | В = 80млн р. |
Наихудшим вариантом решения будет независимое формирование рекламного бюджета каждой фирмой (при отсутствии сговора).
1 Ценовую эластичность рекламной деятельности фирмы можно определить как цм = = (dQ,/&4,) (A J Q), а перекрестную эластичность рекламы как r|iA = (ЭО / д(У). Поэтому процентное изменение дохода фирмы i в результате изменения на 1 % ее рекламного бюджета (при постоянных цепах) равно:
dAJA, ~ dA, 'p&'qSa h^'aA, ^ L*
AjAi'
dAJ/AJ
гдев«*" dAt/A,
Часть II. Анализ рыночной структуры, Теория цены
Контрольные задания
Вопросы на повторение
1. В чем общие черты и отличия монополистической конкуренции и олигополии?
2. Какие факторы облегчают создание картеля, а какие способствуют его развалу?
3. Какие позиции модели с ломаной кривой спроса подверглись критике?
4. В чем основной недостаток моделей Курпо, Бертрана и Штакельберга?
5. В чем сходство проблемы сговора и дилеммы заключенного?
6. Удовлетворяет ли равновесие в модели Курно определению равновесия Нэша?
7. Что такое доминирующая стратегия и почему равновесие в доминирующих стратегиях устойчиво?
Проблемы для обсуждения
8. В пяти главах ч. II вы ознакомились с основными (и неосновными) рыночными
структурами. Обсудите, какие из них получили распространение в экономике со
временной России, а какие являются редкостью. Существовали ли какие-либо ры
ночные структуры в советской экономике?
Задача
9. Функция среднего дохода олигополии: Р = 100 - 2 (Q, + Q). Функция издержек
каждой фирмы равна: С = 100 + 10Q,, i = 1,2 (где MCt = 10). Найти:
а) функцию предельного дохода для каждой фирмы в модели Курно (предполо
жение, что другой продавец не изменит выпуск);
б) функцию количественной реакции для каждой фирмы;
в) равновесную цену и выпуск для модели Курно;
г) сравнить прибыль каждой фирмы и сравнить ее с прибылью в случае, если бы
фирмы вступили в сговор.
Часть III