Жанры английского романтизма
1. В творчестве Байрона оформляются новые типы жанра поэмы:
1 ) Романтическая поэма (« байронического типа »): цикл «Восточных поэм» (1813 – 1816гг.)
В цикл входят 6 поэм («Корсар», «Гяур», «Лара», «Абидосская невеста», «Паризина», «Осада Коринфа»). Название цикла связано с «восточным колоритом» (условный, романтический Восток), в поэмах присутствует чаще всего вымышленный рассказчик, от лица которого ведётся повествование. Лирический элемент связан с лирическими отступлениями (картины природы, рассуждения автора на разные темы).
Общие черты поэм:
1. Минимум героев. Действие сосредоточено вокруг главного героя. Он – центр конфликта и идейного содержания
2. Типичный конфликт - противостояние исключительного героя-бунтаря и мира.
3. Тип героя – сильная яркая личность, мятежная и разочарованная. Это люди сильных, необузданных страстей, естественных чувств. Их конфликт с обществом не определён, его конкретные причины не указываются.
4. Драматизм. Контрасты в построении произведения, в системе персонажей, в образах героев. Использование диалогической речи. Напряжение действия.
5. Роль тайны, загадки, роковых страстей.
6. Тема свободы
7. Лирическое начало (в т.ч. м.б. связано с темой любви)
2 ) Лиро-эпическая поэма: пример - «Паломничество Чайльд – Гарольда» (1812, 1816 – 1823гг.)
1.В этом произведении свободная композиция, подчёркнутая ещё и формой дневника. Герой её путешествует по разным странам, описывает их реалии и размышляет о самых разных вещах. Повествование разбивается вставками.
2. Автор и герой различны. Хотя герой наделён автобиографическими чертами и Байрон проводит его по местам своих путешествий, герой не равен автору.
3.В поэме сосуществуют 3 пласта материала: лирический дневник поэта-путешественника, внутренний монолог героя и поэтическое эссе о состоянии европейских стран.
4.С овременность переплетается с прошлым, политика с историей, путешествие с чувствами и размышлениями.
5.Герой воплощает тип «героя времени » (см. «байронический герой»).
6. Политическая тема и актуальная проблематика: культура, общественные проблемы описываемых стран, национально- освободительная борьба на Балканах, в Италии и Испании, Французская революция, судьба Наполеона, Священный Союз.
2. Положения о жанре исторического романа (В. Скотт):
1. Концепция истории: Скотт представляет историю как закономерный процесс. История для него – прогрессивная и неизбежная смена эпох. Картина эпохи складывается из изучения социальных, материальных условий жизни людей. Писатель должен изучить и точно обрисовать быт, культуру, религию привычки и характеры, одежду и детали быта и т. д.
Цель – «воскресить прошлое », создать «дух эпохи».
2.В. Скотт изображал историческую эпоху в движении, развитии, столкновениях, общественных противоречиях. Поэтому он выбирал для своих романов периоды конфликтов в истории разных стран, значительн ые исторические эпохи и личности.
3. В его романах личная история (героев), судьба связывается с историей, судьбой всего общества, страны, государства. Частное определяется общим.
4. Организаторами и руководителями Истории у Скотта выступают важные личности – короли, прежде всего. Народ выступает на стороне прогресса. Сопротивляющиеся прогрессу и исторической необходимости персонажи осуждаются и терпят фиаско.
5. Романы Скотта – это авантюрные произведения. Сюжет движут приключения героев, втянутых в водоворот исторических событий. Большую роль в построении интриги играют случай, неожиданные повороты действия.
6. Роман – не научное произведение, в нём реальность должна сочетаться с вымыслом, достоверность – с фантазией художника.
7. Герои делятся на лагери (в зависимости от положения в истории.) Характеры определяются исторически и социально. Но положительные герои романтизируются, поэтизируются.
Самый известный роман В. Скотта – «Айвенго» (1819г.). Действие его отнесено в XII век, сюжет разворачивается на фоне феодальных раздоров и борьбы английского короля Ричарда 1 (Львиное Сердце)за централизованную власть. Справедливого монарха поддерживает народ и верные вассалы. Судьба каждого из героев определяется расстановкой исторических сил и местом в конфликтах эпохи.
II. Новые жанры и формы во французском романтизме.
Во французской литературе первой трети века формируются и утверждаются новые жанровые разновидности романа, наряду с традиционно важной для этой национальной традиции драмой.
Первые эксперименты французских романтиков связаны с жанром романа, где складываются две, казалось бы, противоположные тенденции: роман о современности и современниках («личный роман ») и исторический роман. Интерес к этим двум аспектам реальности определялся самой спецификой французской истории начала 19 века, где современность и прошлое взаимосвязаны, переплетены, но и противоборствуют, и даже противостоят друг другу.
1 ) «Личный роман» (собственно французский термин) -
cкладывается уже в самом начале века и развивается на протяжении нескольких десятилетий далее. Именно в этом жанре проявились национальные черты французского романтизма, с него начинался романтизм во Франции. Это первый вариант французского романа 19 века вообще, его база, основа.
(«Рене»Шатобриана, «Адольф»Констана, «Коринна» и «Дельфина» де Сталь, «Оберман» Сенанкура, «Лелия» Ж.Санд, «Исповедь сына века» Мюссе, «Стелла» Нодье и т.д.)
Черты жанровой формы:
- Предмет изображения и центральная проблема – внутренний мир современной личности: «страсти человеческого сердца» (Сталь), «изображение зыбкости страстей, свободных от приключений любого рода» (Шатобриан).
- Особый тип героя: «смятение чувств» и разочарование; двойственная натура (активность чувств и стремлений – зависим в принципах и поступках, пассивен в жизненном действии); цинизм или страх перед собственным «Я»; индивидуализм и эгоизм.
- Любовная коллизия: ситуация любви – главный сюжетный стержень и ядро проблематики. В любви проверяется и познаётся герой.
- Камерность сюжета: минимум героев, схема «любовного треугольника», напряжённая эмоциональная и моральная ситуация.
Т.О., это тип психологического (Шатобриан, Мюссе) и социально-психологического романа (Констан, Санд, и др.), который будет преобладать затем во французской литературе вообще.
Исторический роман
1. Исторический подход - вообще основа культурной жизни Франции. Здесь формируется новая философия истории (Тьерри, Гизо, Минье, Тьер, де Баррант), собственно историческая наука (Гизо, Менье), которая развивалась в тесном взаимодействии с литературой.
Значительные примеры: Виньи «Сен-Мар», Бальзак «Шуаны», Гюго «Собор Парижской Богоматери», «Человек, который смеётся», «93-ий год» и др., Мериме «Хроника времён Карла IX».
2. Влияние В. Скотта и английской модели исторического романа: ориентация на англичан, подражания, но и дискуссия с «вальтерскоттовской» схемой.
Французский приоритет и отличие от английского – картина нравов (общественное, эпохальное, социальное ), психология и нравственние проблемы.
3. Выбор героев – на первом плане чаще не знаменитые, крупные исторические личности, а второстепенные персонажи истории или вообще вымышленные.
4. Приоритет вымысла, свободы художника над историческим фактом.
5. Частное не просто определяется историческим и общим, но и даже преобладает. Центр - любовная история. Но – столкновение политики с чувствами, личными интересами.