Нормативно- правовой акт и его разновидности. Закон о НПА в РК от 28 марта 1998 г. Иерархия НПА. Проблемы обеспечения иерархии НПА.




Нормативно-правовой акт – это официальный документ, принятый компетентными органами государства и содержащий общеобязательные юридические нормы.В зависимости от юридической силы нормативно-правовые акты делятся на законы и подзаконные акты. Закон обладает наивысшей юридической силой по отношению ко всем иным источникам права и государственным актам вообще. Закон– это нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой, принимаемый высшим законодательным органом в особом процедурном порядке. Ведущее место Закона определяется следующими признаками: 1) Закон принимается, отменяется и изменяется только законодательными (представительными) органами государственной власти или непосредственно народом в порядке референдума; 2) Закон принимается в особом процессуальном порядке; 3) Все иные нормативно-правовые акты не должны противоречить законам, если есть такое противоречие, то действует закон; 4) Закон содержит нормы первичного исходного характера. Все иные акты производны от законов и призваны детализировать и конкретизировать нормы законов; 5) Закон регулирует наиболее важнейшие основополагающие отношения. Законы делятся на конституционные и текущие. Конституционные законы закрепляют основы общественного и государственного строя, служат юридической базой для текущего законодательства. К ним относятся конституция и законы, вносящие в нее изменения и дополнения, а также законы, конкретизирующие ее содержание. Конституция – это основной закон государства. Он занимает главное место в системе нормативно-правовых актов, является юридической базой всего законодательства. Текущие (обычные) законы принимаются на основе и во исполнение конституционных законов, составляют текущее законодательство и регулируют различные стороны экономической, политической, культурной жизни страны. Существует несколько критериев классификации законов. 1. По основным сферам государственной и общественной жизни, по кругу и характеру регулируемых законом наиболее типичных и устойчивых отношений законы делятся на отраслевые, например закон о труде. 2. По юридической силе законы делятся на: а) конституции; б) конституционные законы; б) обычные законы; 3. По структурной форме подразделяются на: а) обычные тематические законы; б) укрупненные законы типа кодексов; в) формы объединения законов — Собрания действующего законодательства и Свод законов. 4. По порядку их издания - законы принятые высшими органами государственной власти на их сессиях (заседаниях), и законы, принятые путем всенародного голосования (референдума). 5. Для федеративных государств большое значение имеет и территориальный масштаб действия закона. Здесь действует двух-, трехуровневая система конституций и обычных законов. Подзаконные нормативно-правовые акты – это акты, принимаемые исполнительно-распорядительными органами государства на основе и во исполнение законов. К ним относятся: указы президента; постановления и решения правительства; нормативные акты министерств, ведомств, комитетов в виде инструкций, положений, приказов и другие; нормативные акты местных исполнительных органов; локальные нормативные акты, т.е. акты, принимаемые организациями, предприятиями, учреждениями. Иерархия нормативных правовых актов. 1. Высшей юридической силой обладает Конституция РК. 2. Соотношение юридической силы иных, кроме Конституции, НПА соответствует следующим нисходящим уровням: 1) законы, вносящие изменения и дополнения в Конституцию; 2) конституционные законы РК и указы Президента РК, имеющие силу конституционного закона; 2-1) кодексы РК; 3) законы РК, а также указы Президента РК, имеющие силу закона; 4) нормативные постановления Президента РК; 5) нормативные постановления Парламента РК; 6) нормативные постановления Правительства РК; 7) нормативные правовые приказы министров РК и иных руководителей центральных государственных органов, нормативные правовые постановления центральных государственных органов и нормативные постановления ЦИК РК; 7-1) нормативные правовые приказы руководителей ведомств центральных государственных органов; 8) нормативные правовые решения маслихатов, нормативные постановления акиматов, нормативные правовые решения акимов. 3. Каждый из НПА нижестоящего уровня может противоречить НПА вышестоящих уровней. 4. Вне указанной иерархии находятся нормативные постановления Конституционного Совета РК, Верховного Суда РК. 5. Иерархия нормативных правовых решений маслихотов, нормативных постановлений акиматов и нормативных правовых решений акимов административно-территориальных единиц определяется Конституцией РК и законодательными актами о местном государственном управлении.

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: