Рязанова Д.В.
Р 99 Тренинг с подростками: С чего начать? Пособие для психолога и педагога. — М.: Генезис, 2003. — 138с.: силл. — (Психологическая работа с детьми)
Вы решили попробовать свои сипы в качестве тренера психологической группы? Тогда эта книга — для вас. Не секрет, что групповая работа с подростками таит в себе много неожиданностей, и любой тренер испытывает особое волнение, впервые встречаясь с группой. Чем отличается тренер от учителя? Что может произойти в подростковой группе и как работать с возникающими проблемами? С чего начать?
В книге приводятся сценарии занятий, но это не просто абстрактная программа, а живое описание опыта работы автора с группами подростков в разных условиях: в психологическом или досуговом центре, в школе на уроках или во внеурочное время. Вы найдете конкретные рекомендации по работе с кризисными ситуациями, по налаживанию взаимодействия и созданию атмосферы доверия. Кроме того, в книге приводится банк игр и упражнений.
Основная цель этой книги — помочь психологам и педагогам организовать и провести тренинг с подростками, избежав при этом типичных ошибок.
ISBN-5-85297-074-3
© Рязанова Д.В, 2003
© Издательство «Генезис», 2003
Введение
Предлагаем вашему вниманию описание опыта работы с подростками в психологическом центре и в школе (как на уроках, так и во внеурочное время). В центре книги — программа работы в условиях психологического центра. Она предназначена прежде всего для начинающего тренера, поэтому в ней много уточнений, деталей, вариантов упражнений. Программа также поможет в работе студенту или выпускнику психологического ВУЗа, психологу, опытному педагогу, решившему попробовать свои силы в качестве тренера-психолога. Ведущему необходимы знания основ психологии, особенностей подросткового возраста, личный опыт участия в тренингах и, конечно, желание работать с подростками.
В зависимости от того, где будет проводиться работа, — в школе (на уроках или факультативно), в психологическом или досуговом центре, — занятия будут различаться по форме и по содержанию.
В группе, созданной при психологическом центре, тренеру легче создать доверительную и открытую атмосферу. Подростки чувствуют себя там более защищенными, поскольку между ними нет постоянных отношений за пределами группы (а если участники встречаются и вне занятий – это показатель близких отношений между ними). У них также нет общего окружения, и поэтому информация, высказанная во время тренинга, скорее всего не станет известна знакомым, учителям или одноклассникам. В такой группе можно предлагать упражнения, требующие самораскрытия и доверия. Кроме того, занятие в центре (в отличие от урока) в случае необходимости можно продлить на 10—15 минут, чтобы дать возможность высказаться всем желающим, отреагировать возникшие чувства.
В школе ситуация иная. Дети общаются и вне тренинговых встреч, кроме того, если занятия включены в сетку расписания, то их посещают и те, кто хочет заниматься самопознанием и саморазвитием, и те, кто просто вынужден приходить, поэтому лучше предлагать подросткам безопасные упражнения, не затрагивающие возможных внутренних проблем участников и не вызывающие сильных чувств.
Промежуточный вариант — проведение занятий в школе факультативно, когда набирается группа желающих из разных классов. (Возможны отдельные наборы учеников 8—9 и 10—11 классов, а также разновозрастные группы, состоящие из учеников 8—11 классов.) В такой группе атмосфера обычно более открытая и спокойная, нежели на уроке.
Занятия проводятся раз в неделю, продолжительность одной встречи — 2,5—3 часа, включая 15—20-минутный перерыв на чаепитие. Чаепитие делает группу более сплоченной, а занятия — более «теплыми» и «домашними». Конечно, такой режим возможен только в случае работы в психологическом центре или в школе после уроков. Если же вы проводите встречи в рамках урока, то можно делить каждое предлагаемое здесь занятие на два.
На страницах этой книги вы найдете и сценарии занятий с подробными комментариями для ведущего, и размышления о проблемах, стоящих перед психологом, и конкретные предложения по выходу из кризисных ситуаций.
Зачем подростки приходят к психологу?
Четырнадцать—семнадцать лет — тот возраст, когда у детей (или уже не детей?) много сил и жизнелюбия... и также много вопросов. В чем смысл человеческого бытия? Существует ли верность в дружбе и любви? Именно в это время подростки впервые влюбляются, сильно конфликтуют с родителями, порой даже уходят из дома. Это возраст дискотек, тусовок, первых столкновений с взрослой жизнью и мучительного исследования собственной личности.
В этот период подростки и приходят на психологический тренинг. Зачем? Кого-то приводят родители, кто-то приходит в надежде найти друзей и отдохнуть, у кого-то более серьезные запросы. Вот причины, которые из года в год называют сами подростки:
- найти друзей;
- обрести душевое равновесие;
- найти единомышленников или убедиться, что их нет;
- прожить хотя бы небольшой кусочек жизни по другим правилам;
- разобраться в себе;
- получить поддержку и душевное тепло;
- решить, стоит ли вообще жить, и как — если стоит;
- отдохнуть и «потусоваться»;
- «потому что привели родители...»;
- неизвестно зачем...
Многие ребята и вовсе боятся психологов («Мы не "психи"!»). Отчаявшиеся родители, которые сами не всегда могут сориентироваться в новой жизни, приводят взрослеющих детей.«Я знаю, вы спасете нас, другой надежды нет...»; «Я сама хожу на тренинг и очень довольна, вот, привела своего...»; «А вы их не зомбируете?»; «Привел дочерей, сам не знаю зачем». Не правда ли, разные запросы и представления? Не всегда реалистичные, порой серьезные. Но всех подростков роднит острая потребность в душевном тепле и человеческом общении, в старшем друге, который поможет разобраться с конфликтами, с ценностями бытия, жизнью.
Всех ли можно принимать в группу? Есть традиционные ограничения, о которых необходимо помнить. Не рекомендуется включать в группу подростков, нуждающихся в индивидуальной психотерапевтической помощи: излишне агрессивных, очень застенчивых, недавно (до полугода назад) переживших психологическую травму (потерю близкого человека, развод родителей, физическое или сексуальное насилие), братьев и сестер, находящихся в конфликтных отношениях. Однако если вы проводите занятия в школе, в сетке уроков, эти ребята окажутся на занятии. Совершенно очевидно, что в этом случае лучше не проводить упражнения, затрагивающие сильные чувства. Кроме того, можно (по договоренности с администрацией школы) разрешить некоторым подросткам не посещать занятия, оставив в группе лишь желающих.
В психологический центр перечисленные выше подростки попадут обязательно. Ведь указанные проблемы проявляются в поведении, и таких ребят либо приводят к психологу родители, либо они приходят сами, ища помощи и понимания. Желательно до начала тренинга предложить им пройти курс личной терапии или сочетать занятия в группе с индивидуальной психологической работой. По моему опыту, ребят с такими проблемами в группу брать можно, но не более трех человек, при условии, что у вас есть помощник в ведении занятий, который может уделить внимание конкретному подростку. Если таких ребят больше пяти человек, это создает трудности для других участников и сводит на нет результат групповой работы. Почему так происходит? Подросткам пока еще очень трудно раскрыться, и они могут встретиться с эмоциями, с которыми не в силах справиться (что напугает и их самих, и других участников), либо пытаться «сорвать» занятие в целях собственной безопасности. Как это будет выглядеть? Что такое «сорвать урок», наверное, не требует пояснений. Встреча с сильными чувствами — это и рыдания, и брошенный в кого-то учебник (или даже стул), и грубые нарушения основного правила «Никому не делать больно»—то есть оскорбления, ругань. В дальнейшем мы еще обсудим, что можно делать в таких ситуациях. В любом случае рекомендуем серьезно подойти к отбору участников, предварительно ознакомившись с их личной историей. Необходимо побеседовать с потенциальными участниками группы или их родителями, а на занятиях предельно внимательно относиться к подросткам из описанной выше «группы риска».