Великосветская знать в романе Толстого «Война и мир»




 

Роман «Война и мир» написан Л. Н. Толстым в 1964 г. В этом произведении очень точно показана знать в ореоле блеска и внутренней непривлекательности (речевая ошибка – выражение ореол блеска в русском языке существует, но нельзя сказать «ореол непривлекательности»). Основа жизни этих людей – эгоизм, они отъявленные карьеристы, предприимчивы и корыстны (грамматическая ошибка – нельзя в один ряд однородных членов ставить существительное и краткую форму прилагательного).

Центральное место в романе занимает изображение семьи Курагиных. Старший представитель этой семьи – князь Василий. Впервые мы встречаем его в салоне Анны Павловны Шерер. Перед нами предстает истинно светский человек, чувствующий собственную значимость. Он, как и все гости в салоне у фрейлины императрицы, играет роль. Князя Василия не заботит, как воспринимаются его слова, он высказывает свои суждения «по привычке». Курагин – человек, привыкший жить при дворе, по правилам этикета. Опытный царедворец, он ведет себя как значительное лицо, в его поведении обдуманно, неестественно и лицемерно все, начиная с мундира и кончая снисходительным тоном в разговорах с людьми. Князь – очень нужный человек, его связи и влияние многим могли бы помочь, но Василий (нельзя назвать героя, чье положение в произведении таково, каково положение князя Василия, и которого сам автор по имени не называет, по имени; это еще хуже, чем распространенная ошибка называть князя Андрея просто Андреем) равнодушно и презрительно относится к просителям. Толстой очень верно и иронично описывает, почему князь игнорирует этих людей: «Раз сообразив, что ежели бы он стал просить за всех, кто просит, то вскоре ему нельзя было бы просить за себя » (ошибка – грамматически неправильное введение цитаты, которая не закончена). Так открывается еще одна черта характера Курагиных – крайний эгоизм. Это главная движущая сила всех его поступков. Князь Василий умеет устраиваться в жизни, желание из всего извлекать выгоду для себя превратилось в привычку. Курагин думает и действует в соответствии со своим «особым светским типом мышления». Он может прибегнуть к лести, покорности (речевая ошибка – неправильная сочетаемость слов: можно прибегнуть к скрытому обману, даже к насилию, но в русском языке нельзя сказать «прибегнуть к покорности») и это не противоречит его совести. Желая получить хоть часть от наследства (фактическая ошибка – следует указать, какого наследства + ошибка грамматическая – часть наследства, а не от наследства), князь Василий разыграл сцену у постели умершего графа Безухова, добившись тем самым расположения Пьера. Он взял в свои руки управление имуществом наследника и открыто ограбил Безухова (неточность – следовало бы указать, какого Безухова, написав «Пьера Безухова»), присвоив себе часть земель. Однако князь Василий и на этом не остановился. Он почти заставил Пьера жениться на Элен, опытными интригами (речевая, лексическая ошибка – опытным может быть интриган, но не интриги, поэтому слово «опытный» здесь неуместно) подготовив брак. А как меняется князь, когда над ним нависла угроза потерять все деньги! В этом случае ярко проявляется еще одно определяющее качество Василия (повтор уже указанной ошибки) – благоразумная трусость. В конце концов Пьер не выдерживает интриг Элен (фактическая ошибка – Пьер не выдерживает не интриг, а супружеской измены Элен) и выражает желание расстаться. Князь с благоразумностью труса понимает, что лучше не настаивать (не настаивать на чем?) и ретироваться. Василий Курагин – воплощение подлости и лицемерия, крайнего эгоизма. Однако мы можем определить (речевая ошибка – не определить, а отметить) в нем одну положительную черту – он, правда своеобразно, заботится о своих близких, о семье (неуместный повтор – близкими для князя Василия остаются только члены его семьи + недостаток содержания – кроме истории замужества Элен, стоило бы хотя бы упомянуть о попытке князя женить сына на княжне Марье).

В молодом же поколении семейства Курагиных нет положительных черт. Можно говорить о полном вырождении (речевая ошибка – слово «вырождение» употребляется по отношению к наименованию лиц, но не отвлеченных понятий, как в данном случае) нравственных начал и у Анатоля, и у Элен, и у Ипполита.

Впервые с Анатолем Курагиным мы встречаемся на пиру (речевая ошибка – устаревшее или книжное слово «пир» здесь неуместно, имеется в виду пирушка) молодежи в его доме. На этом вечере было заключено пари между двумя его друзьями. Случай (ошибка содержания, которая может быть квалифицирована и как фактическая – не уточнено, какой именно случай) мог иметь летальный исход (очень заметная речевая ошибка – неуместное употребление медицинского терминологического словосочетания: здесь было бы уместно скорее выражение «привести к гибели кого-либо»). Однако, к счастью для хозяина (а почему, собственно, для хозяина?), все кончилось благополучно. Подобным безрассудством отличалось и поведение самого Анатоля. В его жизни огромную роль играет случай и эгоизм (грамматическая ошибка – в один ряд однородных членов помещены логически разнородные слова). Он не думает о законности (но ведь речь идет не о том, что Анатоль совершает поступки, нарушающие закон, а о нарушении им нравственных законов) своих действий, ему нужно удовлетворить собственные желания или просто развлечься. Младший Курагин скрытен, самолюбив, бесчестен. Он возмутительно ведет себя в имении Болконских, куда приехал с отцом с целью заключить выгодный брак – жениться на княжне Марье. Анатоль заигрывает с ее компаньонкой, не заботясь о дальнейшей судьбе девушки, лишь бы позабавиться (не совсем правильное толкование текста романа – возмутительность поведения Анатоля заключается прежде всего не в том, что он «заигрывает» – не слишком уместное современное слово – с мадемуазель Бурьенн, которая сама поощряет его, а в том, что он оскорбляет этим «заигрыванием» семью Болконских). Курагин искренне считает, что удовлетворение его желаний – главная цель в жизни (неясно – в жизни кого? его самого или окружающих?). Женатый человек, он бессовестно обещает Наташе Ростовой жениться и, вопреки рассудку, готовит побег (снова не совсем точная интерпретация текста: прежде всего не вопреки рассудку, а вопреки чести и порядочности).

Смелый в интриге, Анатоль оказывается жалкой натурой, неспособной вести себя достойно на операционном столе (речевая ошибка – слово «натура» употребляется, когда речь идет о качествах человека, его характере, темпераменте, поэтому вести себя как-либо может человек, личность, но не натура). Тяжело раненный князь Андрей слышит стоны Анатоля и по-человечески прощает его…

В образе младшего Курагина Толстой рисует человека, для которого собственные потребности становятся смыслом жизни. Анатоль не случайно так удобно и уютно чувствует себя (речевая ошибка – можно удобно чувствовать себя, но нельзя чувствовать себя уютно, можно лишь уютно устроиться и т. д.) в светском обществе, так как там люди живут теми же стремлениями. Отсутствие духовной жизни, эгоизм, доведенный до предела, пренебрежение к человеку – все это обычно для людей света, и Курагин не исключение.

На Анатоля похожа и его сестра – Элен. Она не соблюдает никакие нормы морали. Красота этой женщины, мраморная, холодная, бездушная, продажна, сродни душевному уродству (речевая ошибка – логическая несочетаемость употребленных слов: красота может быть подобна уродству, хуже уродства, но не сродни уродству). Элен холодна, расчетлива и безжалостна. Толстой почти не описывает ее лица, а сосредоточивает наше внимание на красоте тела, и это не случайно: так подчеркивается отсутствие духовной жизни. Светская красавица выходит замуж за Пьера, не испытывая к нему никаких чувств, тем самым просто продает себя. Состоятельная (содержательный недочет – важно не то, что Элен состоятельна или, что будет точнее, богата, а то, что она знатна) дама, она устраивает великосветские приемы, на которых говорит глупости, однако все видят в этом какой-то скрытый смысл. Распущенность, глупость, эгоизм не самые ужасные качества Элен. Она агрессивна и коварна, способна оказывать дурное влияние. При встрече эта женщина так запутывает Наташу, что та доверяется Анатолю (неточность – Наташа влюбляется в Анатоля не только из-за Элен, хотя ее сводничество здесь также играет роль). Для Курагина (об Анатоле речь уже шла выше, повторное обращение к его образу нарушает логику изложения, поэтому лучше было бы употребить множественное число, показав при этом, что говорится не только об Анатоле, но и об Элен – «для Курагиных») это очередная забава, для Ростовой – жизненная трагедия. Апогея безнравственности Элен достигает в тот момент, когда решает выйти замуж второй раз, еще будучи в браке; причем озадаченная невеста долго не может определить, кому из двух претендентов отдать предпочтение: богатому старику или молодому принцу. Желая избежать отрицательных суждений (речевая ошибка – слово «суждение» здесь не подходит, так как имеет слишком общее значение, лучше употребить слова «отрицательное мнение», «компрометация», «осуждение»), опытная интриганка настраивает общество так, что все осуждают грубияна-мужа и даже пытаются помочь Элен решить ее проблемы.

Образцом светской женщины (речевой недочет: лучше – дамы) предстает в романе Анна Павловна Шерер. (Нет логической связки при переходе к этому абзацу. Следовало бы написать несколько слов о том, что Элен – истинная (или образцовая) представительница света, образцовой представительницей также можно назвать…) Привычка быть в свете заставляет ее жертвовать собою: улыбка, которая вовсе не шла ей, постоянно была у нее на лице (непонимание значения слова: неужели улыбаться – значит жертвовать собой?). Толстой несколько раз приводит нас в салон Шерер – и не случайно. Именно там встречается петербургская знать. Сама Анна Павловна и ее гости постоянно заняты устройством собственных дел, а также всяческими «новостями». Каждый разменивает себя в пустых разговорах, носит маску любезности. Такая жизнь бесцельна, абсурдна, но никто из гостей в салоне Анны Павловны не задумывается над этим, потому что они живут по неестественным законам жизни. Духовная пустота, манерность поведения, нравственная ничтожность, стремление приспособиться к жизни – вот что представляет собой мир знати, который презирают дворянские интеллигенты Болконские и живущие по исконно русским народным традициям Ростовы. Курагины, Шерер, Берг, Друбецкие – люди, которые всегда играют роль, живут чужой жизнью.

Размер сочинения соответствует норме, оно написано на тему. Текст в основном достаточно логичен и последователен. Есть введение, а отсутствующее заключение заменяет некое подобие общего вывода, касающегося описываемых героев. Однако следует отметить и явные недостатки работы. В сочинении написано только об одной семье – семье Курагиных – и совсем немного об А. П. Шерер; ничего не сказано ни о Берге и ставшей его женой Вере, ни о Борисе Друбецком, ни, главное, о милой, но абсолютно «светской» Лизе Болконской. Даже при отсутствии времени на подробный рассказ о них следовало бы не просто упомянуть при перечислении представителей светского общества в конце сочинения. Ничего не сказано о поведении светского общества во время Отечественной войны 1812 года. В сочинении присутствуют фактические, грамматические и речевые ошибки. Сочинение заслуживает оценки 4.

 

Упражнения

 

Определите самостоятельно, какие ошибки допущены в следующих школьных сочинениях. Исправьте их.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: