Сочинение № 4. «Чувства добрые» в лирике А. С. Пушкина




 

Первый вариант

«Подлинное искусство – это… откровение», – писал С. П. Дягилев. А потому оно всегда вызывает у человека сильные чувства. Стихотворения, в которых поэт создает свое «второе я», своего лирического героя, несомненно, становятся откровениями. Творец показывает свой внутренний мир, свои духовные ценности и ждет отклика от читателя. Что же пытается пробудить в своем читателе поэт? Чаще всего – лучшие чувства, на которые этот читатель способен. К таким поэтам относится и А. С. Пушкин.

Стихотворения Пушкина направлены на то, чтобы возродить (речевая ошибка: здесь нужен глагол «пробудить») в людях «чувства добрые». Наверно, к таким чувствам можно отнести дружбу, любовь, веру и вообще гуманизм (речевая ошибка: гуманизм – не чувство; кроме того, в соответствии с темой следовало бы написать «чувство прекрасного» или «любовь к прекрасному»). Почему же эти чувства имели столь большое значение для поэта? Как он изображает их в своих стихах?

Для начала обратимся к философской лирике. Он (грамматическая ошибка: местоимение «он» или «она» можно употреблять, если в предыдущем предложении было названо какое-то лицо – Пушкин, автор, поэт) восклицает: «Да здравствуют нежные девы!», «Да здравствуют музы, да здравствует разум!», «Да здравствует солнце, да скроется тьма!» Самым важным в жизни поэта становятся любовь, искусство, разум и все светлое, возвышенное, прекрасное.

К этому высокому, вероятно, можно отнести дружбу. Она имела большое значение для Пушкина. В ранних лицейских стихах это пылкое юношеское чувство. С друзьями связано приятное времяпрепровождение («Пирующие студенты»). И в стихотворении «К Пущину», написанном в 1815 году, юный поэт отмечает: «Веселье! Будь до гроба спутник верный наш, и пусть умрем мы оба при стуке полных чаш!» Но здесь Пушкин-лицеист впервые упоминает и о более значимом для друзей. Это их духовное родство. Пушкин называет Пущина «другом сердечным», а в стихотворении «Разлука» лирический герой определяет это родство как «святое братство». Дружба для поэта – это чувство, не подчиняющееся законам пространства (речевая ошибка: непонятно, при чем здесь законы пространства и как им можно подчиняться; следовало написать – неподвластное расстоянию). В стихотворении «19 октября» (1825 г.) лирический герой один, но воспоминания о друзьях разрушают его одиночество и грусть (речевая ошибка: одиночество и грусть нельзя разрушить, можно лишь развеять, в них можно утешить).

Дружба порождает доброту и желание почувствовать другого человека (речевая ошибка: не почувствовать, а разделить чувства). В стихотворении «Друзьям» Пушкин пишет: «И вашей радости беспечной сквозь слезы улыбнулся я». Будучи от них (грамматическая ошибка: в предыдущем предложении не было названо существительное, которое заменяется местоимением) далеко, он испытывает к ним (та же грамматическая ошибка) «чувства добрые». Он (вновь та же грамматическая ошибка) пытается понять и принять «брата» не только со всеми его радостями и бедами, но даже вместе с близкими тому людьми. Для лирического героя Пушкина вполне естественно было воскликнуть: «Пусть будут счастливы все, все твои друзья!» («Разлука»). Только если близкий ему человек будет счастлив, возможно счастье и для самого автора.

Любовь – еще одно «чувство доброе». В ранней лирике лирический герой (речевая ошибка: тавтология, состоящая в контактном повторе однокоренных слов) Пушкина – романтик, а его любовь мучительна. Для него важна не столько сама героиня, сколько переживания «певца», его страдания. В 20-е годы любовь сливается (речевая ошибка: не сливается, а сближается, соотносится) с вдохновением. Так, в стихотворении «Погасло дневное светило…» поэт пишет: «Где пламенем страстей впервые чувства разгорались, где музы нежные мне тайно улыбались…» Именно благодаря вдохновению лирический герой может выражать свои «чувства добрые», в том числе и любовь, вызывая своими творениями ответный отклик (речевая ошибка: тавтология, так как отклик сам по себе может быть только ответом на что-либо) в душе читателя. Для Пушкина, как и для многих других известных поэтов, лирическая героиня становилась божеством («Я помню чудное мгновенье…»). С ее нисхождением на землю поэт начинает жить и творить. Совершенно не похоже на раннюю любовную лирику стихотворение «Я Вас любил…», где для поэта важны прежде всего чувства лирической героини. Она уже не богиня, а реальный человек, который имеет право выбора. Сила любви (слово «любовь» уже столько раз повторялось, что лучше написать «чувство») настолько велика, что герой готов смириться с любым решением возлюбленной. Это истинный гуманизм (слово не подходит, так как его значение не соответствует контексту; следует написать о благородстве, высоте чувств).

Гуманизм, или человеколюбие – это также одно из «чувств добрых» (гуманизм – не чувство!). Примером может быть даже стихотворение «К Чаадаеву», где герой готов бороться за свободу народа и всей страны. (Следовало бы подтвердить свою мысль цитатой.) За это же выступали декабристы, совершенно не задумываясь о последствиях своего протеста (неясно, какое отношение конец предложения имеет к «чувствам добрым»). С ними вместе был и лирический герой Пушкина (фактическая ошибка или речевая неточность: лирический герой Пушкина, как и сам Пушкин, не был вместе с декабристами, он был им близок – духовно, во взглядах). Так, в стихотворении «Арион» он даже после смерти (неточность: не просто смерти, а гибели, то есть преждевременной, насильственной смерти) своих «попутчиков» продолжает петь «гимны прежние». Но у «таинственного певца», кроме его идей и «гимнов», было еще что-то (лучше – нечто). Это «беспечная вера», которая, возможно, стала для лирического героя одним из важнейших чувств (вера – не чувство!).

Помимо веры в идеи (вера может быть в добро, в человека и т. д., но не в идеи вообще), существует, конечно, вера в Бога, которая может полностью изменить человека. В стихотворении «Жил на свете рыцарь бедный…» вера и любовь к Деве Марии были единственным содержанием жизни героя, но это позволило ему попасть в «царство вечно». (Данный абзац, совершенно не относится к теме сочинения, поскольку вера не может рассматриваться в качестве «чувства доброго»; здесь скорее следовало бы написать о чувстве прекрасного, присущем Пушкину и его лирическому герою.)

Вспоминая все «чувства добрые», можно упомянуть и надежду лирического героя Пушкина на лучшее. Наиболее ярко она проявилась в стихотворении «Во глубине сибирских руд…». Именно надежда нужна в этом «мрачном подземелье» для того, чтобы «любовь и дружество» дошли «сквозь мрачные затворы». Следовательно, без этого (повтор местоимения) «доброго чувства» невозможны в жизни и все другие.

Подводя итоги, можно сказать, что к традиционным, жизненно необходимым чувствам веры, надежды, любви у А. С. Пушкина добавляется дружба. Это, пожалуй, единственный поэт в русской литературе, у которого так ярко представлены «чувства добрые». Конечно, многие из его последователей пытались отразить некоторые из тем (каких?), но не смогли сказать о жизненной необходимости всех этих чувств для человека. (Заключение очень слабое: во-первых, немотивированно выделяется именно дружба, во-вторых, нет логической связи между предложениями, а в-третьих, сильно принижаются все русские поэты, которые «не смогли» и которые почему-то все названы последователями Пушкина.)

 

Второй (исправленный) вариант

«Подлинное искусство – это… откровение», – писал С. П. Дягилев. А потому оно всегда вызывает у человека сильные чувства. Стихотворения, в которых поэт создает свое второе «я», своего лирического героя, несомненно, становятся откровениями. Творец показывает свой внутренний мир, свои духовные ценности и ждет отклика от читателя. Что же пытается пробудить в своем читателе поэт?

Стихотворения Пушкина направлены на то, чтобы пробудить в людях «чувства добрые». Наверное, к таким чувствам можно отнести дружбу, любовь и чувство прекрасного. Почему же они имели столь большое значение для поэта? Как он изображает их в своих стихах?

Для начала обратимся к философской лирике Пушкина. Он восклицает: «Да здравствуют нежные девы!», «Да здравствуют музы, да здравствует разум!», «Да здравствует солнце, да скроется тьма!» Самым важным в жизни поэта становится любовь, искусство, разум и все светлое, возвышенное, прекрасное.

К этому высокому, вероятно, можно отнести дружбу. Она имела большое значение для Пушкина. В ранних лицейских стихах это пылкое юношеское чувство. С друзьями связаны приятное времяпрепровождение и веселье, как в стихотворении «Пирующие студенты». И в стихотворении «К Пущину», написанном в 1815 году, юный поэт отмечает: «Веселье! Будь до гроба спутник верный наш, и пусть умрем мы оба при стуке полных чаш!» Но здесь Пушкин-лицеист впервые упоминает и о более значимом для друзей. Это их духовное родство. Пушкин называет Пущина «другом сердечным», а в стихотворении «Разлука» лирический герой говорит: «Святому братству верен я». Дружба для поэта – это чувство, неподвластное времени и расстоянию. В стихотворении «19 октября» (1825 г.) лирический герой один, но воспоминания о друзьях развеивают его одиночество и грусть. Вначале поэт говорит: «Печален я: со мною друга нет, с кем долгую запил бы я разлуку…» Но в последних строках он пишет: «Пускай же он с отрадой хоть печальной тогда сей день за чашей проведет, как ныне я, затворник ваш опальный, его провел без горя и забот».

Дружба рождает добро в душе и желание разделить чувства другого человека. В стихотворении «Друзьям» Пушкин пишет: «И вашей радости беспечной сквозь слезы улыбнулся я». Будучи далеко от своих друзей, он тем не менее испытывает к ним «чувства добрые». Поэт пытается понять и принять «брата» не только со всеми его радостями и бедами, но даже вместе с близкими тому людьми. Для лирического героя Пушкина вполне естественно было воскликнуть: «Пусть будут счастливы все, все твои друзья!» («Разлука»). Только если близкий ему человек будет счастлив, возможно счастье и для самого автора.

Но счастье для поэта невозможно и без любви. Любовь – еще одно «чувство доброе». В ранних стихах лирический герой Пушкина – романтик, а любовь его мучительна. Для него важна не столько сама героиня, сколько переживания «певца», его страдания. В 20-е годы любовь сближается с вдохновением. Так, в стихотворении «Погасло дневное светило…» поэт пишет: «Где пламенем страстей впервые чувства разгорались, где музы нежные мне тайно улыбались…» Именно благодаря вдохновению лирический герой может выражать свои «чувства добрые», в том числе и любовь, вызывая своими творениями отклик в душе читателя. Для Пушкина, как и для многих других известных поэтов, лирическая героиня становится божеством («Я помню чудное мгновенье…»). С ее нисхождением на землю поэт начинает жить и творить. Совершенно не похоже на раннюю любовную лирику стихотворение «Я Вас любил…», где для поэта важны прежде всего чувства лирической героини. Она уже не богиня, а реальный человек, который имеет право выбора. Сила чувства настолько велика, что герой готов смириться с любым решением возлюбленной. В этом проявляется его благородство и истинное человеколюбие.

Удивительно, что чувства личные, такие как любовь, поэт приравнивает к общественному, к желанию свободы. В стихотворении «К Чаадаеву» он пишет: «Мы ждем с томленьем упованья минуты вольности святой, как ждет любовник молодой минуты верного свиданья». Борьбе за свободу «души прекрасные порывы» посвящали и декабристы. Им близок духовно и лирический герой Пушкина. Так, в стихотворении «Арион» он даже после гибели своих «попутчиков» продолжает петь «гимны прежние». Но у «таинственного певца», кроме его идей и «гимнов», было еще нечто. Это поэтический дар и чувство прекрасного.

Умение воспринимать прекрасное – в природе, в искусстве, в жизни – принципиально важно для Пушкина. Услышать «божественный глагол» («Поэт»), увидеть «прощальную красу» «в багрец и золото одетых лесов» («Осень»), понять красоту примиренья «с подданным» и «торжества прощенья» («Пир Петра Первого») может только сердце, которому чувство прекрасного не чуждо.

Вспоминая все «чувства добрые», можно упомянуть и надежду лирического героя Пушкина на лучшее. Наиболее ярко она проявляется в стихотворении «Во глубине сибирских руд…». Именно надежда нужна в «мрачном подземелье» для того, чтобы «любовь и дружество» дошли «сквозь мрачные затворы». Следовательно, без этого «доброго чувства» невозможны в жизни и все другие.

Подводя итоги, можно сказать, что жизненно необходимыми для Пушкина становятся любовь и дружба. Это, пожалуй, единственный поэт в русской литературе, в творчестве которого так ярко представлены «чувства добрые». Наверное, именно они порождают тот оптимизм, который характерен для творчества этого автора.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: