Тема 1. Знакомимся и становимся группой




Мир моих чувств

 

Занятие 1. Знакомство

На этом занятии мы

Даем подросткам возможность

- получить опыт самопрезентации;

- познакомиться с другими членами группы;

- задуматься о смысле занятий;

- почувствовать атмосферу открытости и доверия, раскрепос­титься; начать процесс сплочения группы (почувствовать себя единой группой). \

 

Подготовить для занятия:

- чистые листы;

- тетради;

- ручки;

- бейджи (именные карточки);

- карточки, на одной трети которых написано слово «мяу», на другой — слово «гав», на оставшихся — слово «му» (по количеству участников группы);

- набор открыток «Я верю, что я...»*.

 

План занятия

1. Знакомство ведущего с группой, рассказ о психологическом тренинге и о себе Слово ведущего 5 мин
2. Ожидания участников — методика незаконченных предложений Когда я шел сюда... 5 мин
3. Игра на знакомство Все — некоторыетолько я, или Поменяйтесь местами 10 мин
4. Упражнение для разбивки на группы и установления эмоционального контакта между участниками Мяугаему 5 мин
5. Упражнение на знакомство в микрогруппах (осознание общности с другими) Что у нас общего? 20 мин
6. Подвижная игра на выработку умения присоединяться к группе, поиск новых контактов и для разбивки на группы Атомы и молекулы 5 мин
7. Упражнение на знакомство в микрогруппах (собственная уникальность) Что есть только у меня? 20 мин
Перерыв 20 мин
8. Игра на установление зрительного контакта Контакт глаз 5 мин
9. Двигательная игра для разбивки на пары Ручеек 5 мин
10. Упражнение на установление контакта в паре, умение представить себя и другого человека. Интервью 30 мин
11. Рефлексия занятия, выделение наиболее значимых итогов Завершение (круг)   5 мин
12. Эмоциональное завершение занятия Прощание 5 мин

 

Зачем так много движения на первом занятии? Для снятия стереотипа урока, для того, чтобы заинтересовать ребят, чтобы процесс знакомства не был скучным и однообразным.

Довольно много времени на первых порах отводится созданию довери­тельной атмосферы. Особенно важна эта атмосфера в подростковой группе, где в силу возраста дети опасаются быть «не как все», боятся насмешек, стесняются своей внешности.

 

ХОД РАБОТЫ

1. Слово ведущего

Участники сидят в кругу, у каждого — бейдж (именная карточка).

— Здравствуйте! Я рада вас видеть. Наверное, у всех возникает вопрос: «А что мы здесь будем делать, зачем нам это нужно, что изменится во мне и в моей жизни после занятий в этой группе?» Сегодня мы все вместе ответим на эти вопросы. Но сначала нужно познакомиться. У каждого из вас есть бейджик, возьмите его и напишите на нем свое имя. Важно сделать это самому, ведь то, как вы оформите свой бейдж (я не имею в виду красоту почерка), будет уже что-то говорить о вас: кто-то напишет имя по кругу, да еще и цветочек нарисует, кто-то — строгим шрифтом и ровно, кто-то — по диагонали... Творите, у вас есть 3 минуты.

2. Когда я шел сюда...

Затем ведущий говорит о своих ожиданиях, например:

— Вы знаете, я увлеклась психологией, когда была в вашем возрасте. И это увлечение сохранилось до сих пор, а заодно и стало моей профессией. Сначала было просто интересно: почему человек поступает так, а не иначе, зачастую не так, как хочет сам? Почему людям так трудно найти общий язык? А теперь я не только ищу ответы на эти и другие вопросы, но и помогаю людям понять себя и окружающих. Буду рада, если помогу и вам.

...Когда я шла на это занятие, то немного волновалась. И радостно, и немного страшно начинать работу с новой группой. Надеюсь, нам удастся создать атмосферу дружбы и доверия. Ведь только в такой обстановке мы сможем говорить о своих проблемах, стать группой, которая не только поможет каждому в жизненных трудностях, но и сделает нас чуточку добрее, счастливее и сильнее.

Чего же жду я от занятий? Взгляните на доску. Вы видите открытки.

Тексты открыток

  1. Я верю, что я могу сказать «Нет», когда это необходимо.
  2. Я верю, что я имею право быть собой, со всеми моими достоинствами и недостатками.
  3. Я верю, что я люблю и меня любят.
  4. Я верю, что я вполне достоин уважения.
  5. Я верю, что я могу понять своих родителей, и они понимают меня, хотя это не всегда просто.
  6. Я верю, что я просто хороший человек.
  7. Я верю, что я могу самостоятельно принимать решения, касающиеся моей жизни.
  8. Я верю, что я — особенный и неповторимый человек.
  9. Я верю, что я — добрый и отзывчивый человек.
  10. Я верю, что я учусь на своих ошибках.
  11. Я верю, что я могу отстаивать свою позицию.
  12. Я верю, что я могу доставлять радость себе и другим.
  13. Я верю, что я уважаю себя.
  14. Я верю, что я отвечаю за свое поведение.

Подойдите поближе, прочитайте их и подумайте, насколько правдивы эти высказывания по отношению к вам. Потом сядьте и запишите в тетрадь или на листок в одну колонку те высказывания, которые относятся к вам, а в другую — которые не относятся. Не обязательно выписывать все высказывания.

После выполнения задания:

— Мне бы очень хотелось, чтобы после наших занятий вы смогли отнести к себе как можно больше высказываний.

3. Все — некоторыетолько я

— Итак, друзья, начнем знакомиться! Я стою в центре круга и называю любой признак, который относится к некоторым участникам (а может быть, и ко всем), например: «Поменяйтесь местами все, кто сегодня проснулся рано!» Тот, кого это касается, вскакивает с места и бежит на другое, я тоже стараюсь занять чье-то место. Кто не успел занять место — водит.

После выполнения упражнения:

— Эта игра называется «Все — некоторые — только я». В каких случаях все менялись местами? Вот видите, мы уже нашли что-Vo общее для нас. Когда вставал только один человек? Смотрите, у каждого из нас есть и отличительные черты, и это здорово! А что-то объединяет только часть людей. Сейчас мы посмотрим, что еще объединяет нас. Для выполнения этого упражнения нам надо разбиться на группы. Сделаем это интересно!

4. Мяу — гае — му

— Сейчас каждый получит бумажку, на которой написано название животного. Прочитайте это название и бумажку никому не показывайте. Теперь все будут ходить по комнате, издавать звуки, характерные для этого животного (например, написано «лошадь», и я кричу: «И-го-ro!»), и искать своих сородичей. Через 30 секунд у нас появится три группы.

5. Что у нас общего?

— Ура! Я вижу, у нас есть группа кошек, группа собак и группа коров и быков. Сейчас каждая группа за 10 минут должна найти как можно больше общего у всех ее участников. Например, у нас у всех светлые волосы, и мы любим мороженое. Если хоть к кому-то из группы это не относится, то такой признак не принимается. Я даю каждой группе листок, на котором вы составите список общих качеств. Выбирайте того, кто будет писать, и — за дело! Время пошло.

После выполнения упражнения каждая группа по очереди зачитывает один признак, потом также по очереди — второй и т.д. Если у какой-то группы признаки закончились, она выбывает из игры. Выигрывает группа, которая осталась последней, то есть та, которая нашла больше всего признаков. Аплодисменты этой группе!

 

6. Атомы и молекулы

— Теперь — подвижная игра «Атомы и молекулы». Сейчас вы все станете «атомами» и будете хаотично перемещаться по комнате. Когда я назову какое-нибудь число, например, «три», вы объединитесь в «молекулы» по три «атома» в каждой, взявшись за руки. Если я скажу «пять», то в «молекуле» будет пять «атомов». Если в группе больше «атомов», лишние (их выбирает группа или они сами решают) садятся. Продолжают играть оставшиеся. Если в «молекуле» меньше участников, чем надо, то садятся все «атомы».

 

7. Что есть только у меня?

Это упражнение продолжает предыдущее: в конце игры «Атомы и молекулы» ведущий предлагает всем игрокам (в том числе и тем, кто сидит) объединиться в «молекулы» по три «атома», а затем говорит:

— Итак, у нас получилось несколько групп. Разойдитесь, пожалуйста, по группам и найдите как можно больше отличий каждого члена группы от других. Только у Оли есть собака, только у Вани карие глаза... Каждый записывает свои отличия. На всю работу—10 минут.

После поиска отличий в группах участники собираются в круг, каждый по очереди зачитывает свое отличие. Постепенно выходят из игры те, у кого список закончился. Выигрывает тот, у кого больше всего отличий. Аплодисменты!

 

Перерыв

 

8. Контакт глаз

— Встанем в круг. Теперь каждый попробует встретиться взглядом с другим человеком. Если это удалось, кивните друг другу и постарайтесь встретиться взглядом еще с кем-нибудь.

 

9. Ручеек

— Поиграем в детскую игру «Ручеек».

В какой-то момент игра прерывается, и каждый остается со своей парой.

 

10. Интервью

— Каждый из вас должен взять у партнера интервью. Можно спрашивать обо всем, что вас интересует в этом человеке: о его любимых занятиях, местах, в которых он бывал, о его хобби, любимых блюдах, мечтах и т.д. Через 5 минут вы поменяетесь ролями, а через 10 минут мы соберемся в круг, и каждый из вас представит своего партнера, расскажет о нем. После этого тот, о ком говорили, скажет, согласен ли он с услышанным, и при желании что-то добавит. А теперь распределитесь по комнате так, чтобы пары не мешали друг другу, и начинайте интервью.

 

11. Завершение (круг)

В кругу все делятся впечатлениями от занятия. Предложите ребятам, передавая по кругу мячик, сказать о том, что было для них наиболее значимым, важным, что понравилось или не понравилось; о том, что не успели сказать кому-нибудь из участников или всей группе. Ведущий может начать этот завершающий круг со своих впечатлений, но лучше сделать это в конце круга. Если подростки будут высказываться после ведущего, они могут не сказать об отрицательных впечатлениях или говорить, ориентируясь на мнение ведущего.

 

12. Прощание

— Вот и заканчивается наша первая встреча. Подойдите к людям, с которыми вам было приятно работать, скажите им об этом, поблагодарите их. Пусть это будет не последняя встреча. Спасибо всем!

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: