Аннибале Карраччи, Агостино Карраччи.




Триумф Вакха и Ариадны. 1597—1604 гг. Палаццо Фарнезе, Рим.

несколькими учениками в 1597— 1604 гг. фрески на сюжеты «Мета­морфоз» Овидия в палаццо Фарнезе в Риме. В их оформлении чувствует­ся сильное влияние монументальной живописи Микеланджело. Однако в отличие от него у братьев Карраччи на первом месте стоит абстрактная красота живописи — правильность рисунка, уравновешенность цвето­вых пятен, ясная композиция. Совер­шенство формы занимало их гораз­до больше, чем содержание.

Среди первого поколения выпуск­ников академии особой популяр­ностью пользовались Гвидо Рени (1575—1642), Доменикино (настоя­щее имя Доменико Цампьери, 1581 — 1641) и Гверчино (настоящее имя Франческо Барбьери, 1591 — 1666). Работы этих живописцев отличает высокий уровень техники, но в то же время эмоциональная холодность, поверхностное прочтение сюжетов. И тем не менее у каждого из них есть интересные черты.

Так, в картине Доменикино «По­следнее причащение Святого Иеронима» (1614 г.) очень выразитель­ный пейзаж притягивает зрителя гораздо больше, чем основное дей­ствие, напыщенное и перегружен­ное деталями.

«Аврора» (1621 — 1623 гг.), плафон Гверчино в римской вилле Людовизи, поражает зрителя захватываю­щей энергией, с которой движутся богиня утренней зари на колеснице и другие персонажи. Интересны ри­сунки Гверчино, выполненные, как правило, пером с лёгкой размывкой кистью. В этих композициях виртуоз­ность техники стала уже не ремес­лом, а высоким искусством.

Особое место среди академистов занимает Сальватор Роза (1615— 1673). Его пейзажи не имеют ниче­го общего с прекрасной антично­стью. Обычно это изображения глухих лесных чащ, одиноких скал, пустынных равнин с заброшенными руинами. Здесь непременно при­сутствуют люди: солдаты, бродяги, особенно часто разбойники (в Ита­лии XVII в. банды разбойников по­рой держали в страхе города и це-

Гверчино. Аврора. 1621—1623 гг. Вилла Людовизи. Рим.

лые провинции). Разбойник в про­изведениях Розы символизирует присутствие в природе некоей мрач­ной, стихийной силы. Влияние ака­демических традиций сказывается в ясной, упорядоченной композиции, в стремлении «облагородить» и «подправить» натуру.

При всей своей противоречиво­сти болонские академисты сыграли в развитии живописи очень важную роль. Принципы обучения художни­ка, разработанные братьями Карраччи, легли в основу академической системы образования, существую­щей до сих пор.

Сальватор Роза.

Мужской портрет (Портрет бандита). 40-е гг. XVII в. Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург.

*Плафон (франц. plafond — «потолок») — потолок или его централь­ная часть, украшенные живописным либо скульп­турным изображением, орнаментом.

МОНУМЕНТАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ БАРОККО

Традиции монументальной живописи барокко сложились к 30-м гг. XVII в. Росписи в куполах и на сводах храмов и дворцов должны были стать образом тех мистических видений, которые да­ются человеку в момент Божественно­го озарения. Сюжеты плафонов разра­батывали в разных вариантах две темы: торжество Божественной справедливо­сти и прославление на небесах Христа, Богоматери и святых.

У истоков монументальной живо­писи барокко стоит художник из Пар­мы Джованни Ланфранко (1582— 1647). На выполненной им купольной фреске римского храма Сант-Андреа делла Балле «Вознесение Богоматери» (1625—1627 гг.) фигуры Богоматери, святых и ангелов изображены в слож­ных ракурсах и кажутся стремительно летящими вверх — в небесную высь.

Идеи Ланфранко получили продол­жение в творчестве Пьетро Берреттини да Кортоны (1596—1669). Компо­зиция «Аллегория Божественного провидения» (1633—1639 гг.) из па­лаццо Барберини в Риме впечатляет своими размерами и обилием персо­нажей. Множество фигур, устремлён­ных в разные стороны, создают иллю­зию бесконечно расширяющегося пространства.

Пьетро да Кортона.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: