Принятие мнения женщины при выдачи ее замуж.




У женщины, выдаваемой замуж, может быть три состояния: либо она является несовершеннолетней девушкой, либо совершеннолетней, либо же она уже была замужем. Для каждого из этих состояний существуют особые положения.

1– Что касается несовершеннолетней, то нет разногласия в том, что отец может выдать ее замуж без ее разрешения, так как Абу Бакр ас-Сыддик выдал свою дочь Аишу, да будет доволен ею Аллах, за посланника Аллаха когда ей было шесть лет, а вошел он к ней, когда ей исполнилось девять лет[1]. Имам аш-Шаукани в «Найль аль-Аутар» (6/128-129) сказал: «Хадис указы­вает на то, что отец имеет право выдать замуж свою дочь до наступления ее совершеннолетия». Он также сказал: «В хадисе содержится доказательство того, что можно выдавать девушку замуж за чело­века старше нее. Поэтому аль-Бухари так и оза­главил одну из своих глав и упомянул в ней хадис Аиши. В «аль-Фатхе» отмечается, что это общее мнение всех ученых». В «аль-Мугни» (6/487) гово­рится: «Ибн аль-Мунзир сказал: «Все известные нам ученые единодушны в том, что выдача отцом замуж своей несовершеннолетней дочери разрешена, если он выдает ее за достойного человека».

В выдаче Абу Бакром Аишы, да будет доволен ею Аллах, замуж в возрасте шести лет за пророка содержится наиболее глубокий ответ тем, кто отрицает брак молодой женщины со старым человеком и считают это плохим и неодобряемым поступком. Это всего лишь из-за их невежества или предубежденности.

2– Что касается совершеннолетней девушки, то ее выдают замуж только с ее разрешения. Ее разрешением считается молчание, так как Пророк сказал: «Девушку не выдают замуж до тех пор, пока не спросят ее разрешения». Его спросили: «О Послан­ник Аллаха! Каково же ее разрешение?» Он сказал: «Молчание». [2] Ее разрешение необходимо, даже если ее выдает замуж отец, – в соответствии с наиболее достоверным мнением ученых. Ибн аль-Кайим в «аль-Хадй» (5/96) сказал: «Этого мнения придержи­ваются большинство ранних ученых, а также это является мнением Абу Ханифы и одним из мнений Ахмада. Этого же мнения придерживаемся и мы в нашей вере и не принимаем иного – это мнение соответствует повелению посланника Аллаха».

3– Что же касается женщины, ранее бывшей за­мужем, то ее выдают только лишь с ее разрешения. Ее разрешение устное, в отличие от девушки, разре­шением которой является молчание. В «аль-Мугни» (6/493) говорится: «Что касается женщины, бывшей ранее замужем, то мы не слышали, чтобы среди ученых было бы какое-либо противоречие по поводу того, что ее разрешением является речь, чтобы она могла сообщить о своем решении и потому, что язык выражает то, что у человека в сердце и потому является необходимым всегда, когда нужно дать разрешение на что-либо».

Шейх-уль-ислам Ибн Теймийа, да смилостивится над ним Аллах, в «Маджму’ аль-Фатава» (32/39-40) сказал: «Никто не должен выдавать женщину замуж без ее разрешения, как это приказал пророк. В случае, если она не хочет выходить замуж, то ее нельзя принуждать к браку, если только она еще является несовершен­нолетней, так как в этом случае отец может выдать дочь без ее разрешения. Что касается женщины, бывшей ранее замужем, то ее не может выдать замуж без ее разрешения ни отец, ни кто-либо другой, – по всеобщему мнению мусульман. То же самое относится и к совершеннолетней девушке, то есть никто, кроме отца и деда не может выдать ее замуж без ее разрешения, – по всеобщему мнению мусульман. Что же касается отца и деда, то они должны просить у нее разрешения. Но ученые разошлись во мнении: обязательно ли нужно спрашивать ее разрешения или просто желательно, но не обязательно? В действительности же это обя­зательно. Поэтому опекун женщины должен бояться Аллаха в том, за кого он выдает ее, и смотреть, – достоин ли этот человек ее или нет. Ведь он выдает ее ради ее, а не ради своей выгоды».


Условие наличия опекуна при выдачи жен­щины замуж.

Право женщины выбирать себе подходящего суп­руга не означает, что она вольна выходит замуж за кого хочет, даже если это вредит ее семье и близ­ким. Напротив, она должна быть связана с опеку­ном, наблюдающим за ее выбором, наставляющим ее и заключающим ее брачный договор. Поэтому она не может сама заключать свой брачный договор. Если же она его заключит, то этот договор недей­ствителен, – в соответствии с хадисом Аишы, да будет доволен ею Аллах, в «ас-Сунан»: «Если женщина выдаст себя замуж без разрешения ее опекуна, то ее брак недействителен, ее брак – недействителен, ее брак – недействителен…». [3] Также в четырех книгах «ас-Сунан» есть хадис: «Нет брака без опекуна». Оба хадиса, а также и многие другие указывают на то, что брак недействителен без опекуна, так как отрицание по своей сути является отрицанием действительности того или иного дела. Ат-Тирмизи сказал: «В соответствии с этим действовали ученые из числа сподвижников, среди которых Умар, Али, Ибн Аббас, Абу Хурайра и другие. Тоже самое сообщается и от ученых из среды учеников сподвижников пророка, что они сказали: «Нет брака без опекуна». Этого же мнения придерживаются аш-Шафии, Ахмад и Исхак» [4].

Опекун - это совершеннолетний, зрелый, находящийся в здравом уме мужчина из числа родственников женщины по линии отца: отец, дед, ее сын, внук и т.д. родной брат, сын ее отца, родной дядя, дядя ее отца, а также их сыновья и потомки.

Опекуном не может быть никто из братьев по материнской линии, ни их дети, ни дед по материнской линии, ни дядя по материнской линии, так как они не входят в число родственников по линии отца.

Поскольку при заключении брака должен быть опекун, то, если есть несколько претендентов, он должен выбрать самого достойно. Если же предложение поступило от одного, который ее достоин, то она выходит за него.

Здесь стоит подчеркнуть высокую степень ответственности, которую опекун несет за того, кого он, по поручению Аллаха, опекает. Это дар, который он обязан хранить и которым должен надлежащим образом распорядиться. Ему не позволено использовать опекунство в своих личных целях. Он не может выдать находящуюся под его опекой женщину за несоответствующего ей человека, руководствуясь соображениями личной выгоды. Это было бы предательством. Ведь Всевышний Аллах сказал: «О те, которые уверовали! Не предавайте Аллаха и Посланника и не покушайтесь на вверенное вам имущество сознательно» (аль-Анфаль: 27). И сказал также Всевышний Аллах: «Воистину, Аллах оберегает тех, кто уверовал. Воистину, Аллах не любит всяких неблагодарных изменников» (аль-Хадж: 38). Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Каждый из вас - пастырь, и каждый из вас отвечает за паству свою".

Бывает так, что девушке делает предложение достойный человек. Ее отец принимает предложение, а затем отказывается выдавать ее замуж. И подобное повторяется несколько раз. В таком случае его опекунство утрачивает силу, а замуж ее выдает кто-либо из ближайших родственников, имеющих право выступать в качестве опекуна.


Права супругов

У женитьбы очень важное значение и большие потребности: это связь между мужчиной и его супругой, у каждого из которых есть свои права и обязанности – телесные права, телесные и материальные права.

Супругам обязательно обращаться к друг другу достойно и отдавать каждому из них свои права. Всевышний сказал: «Обращайтесь с вашими женами достойно» (ан-Нисаъ: 19). Он также сказал: «Согласно установленному порядку, жены имеют такие же права, как и обязанности, хотя мужья и выше их по положению» (аль-Бакара: 228), так же как она должна отдавать права ее супруга ему.

После того, как каждый будет исполнять свои обязанности перед другим, их семейная жизнь станет счастливой, между ними будет обращение по достоинству. Если же все будет наоборот, то и жизнь окажется тяжелой, с недопониманиями и конфликтами.

Относительно прекрасного отношения к женам встречаются многочисленные тексты хадисов. Так посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Обходитесь с женщинами хорошо, ведь, поистине, женщина сотворена из ребра, а наибольшей кривизной отличается верхняя его часть, и если ты попытаешься выпрямить ребро, то сломаешь его, а если оставишь его в покое, то оно так и останется кривым, а поэтому всегда обходитесь с женщинами хорошо» («Сахих» аль-Бухари: 3331; «Сахих» Муслим: 1468). В той версии этого хадиса, которую приводит Муслим, сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Поистине, женщина была создана из ребра, и она никогда и никоим образом не станет для тебя прямой, и поэтому если ты пожелаешь наслаждаться ею, то наслаждайся, невзирая на ее кривизну, а если будешь пытаться выпрямить её, то сломаешь, сломать же её значит развестись с ней». Он также сказал: «Верующий не должен ненавидеть верующую, ибо если не понравится ему какая-либо из черт её характера, то он останется доволен другой» («Сахих» Муслим: 1469).

В этих хадисах содержаться наставления пророка, да благословит его Аллах и приветствует, своей общине, как мужчина должен относиться к своей супруге. Он должен возлагать на нее только то, что ей по силам, потому что такой, какая сотворена она, не является совершенной. У нее есть кривизна, о которой нам сообщил посланник, да благословит его Аллах и приветствует, и мужчина не сможет ею насладиться, если не будет закрывать на то, какой она сотворена.

Также в этих хадисах указание на то, что человек должен сопоставлять как дурные качества супруги, так и благие. Если ему не понравиться одно из ее качеств, то пусть сопоставит его с тем, что он доволен, а не смотрит на нее через очки гнева и порицания.

Некоторые мужчины хотят от своих супруг невозможное: чтобы они были совершенными. Это их утруждает и они не могут насладиться своими женами, а это в большинстве случаев ведет к разводу, как сказал об этом посланник, да благословит его Аллах и приветствует: «а если будешь пытаться выпрямить её, то сломаешь, сломать же её значит развестись с ней». По этой причине мужу необходимо облегчать своей супруге во всем, что она совершает, и не замечать всего того, что она не смогла, если только этим не нарушает религию или благородство. А для этого необходимо обучать ее Исламу, как сказал об этом Всевышний: «О те, которые уверовали! Оберегайте себя и свои семьи от Огня, растопкой которого будут люди и камни» (ат-Тахрим: 6). А к семье относятся все, кто живет в доме мужчины: супруга, дети, тети, мать. Все те, кто имеет отношение к его дому, относятся к его семье, которых он должен оберегать от Огня, растопкой которому будут люди и камни. И в первую очередь, с чего он должен начать – это разъяснение того, кто является Господом, которому необходимо поклоняться, виды поклонения и виды многобожия в подробностях. Во-вторых, это изучение из религии то, что является обязательным для каждого, к чему относятся разъяснение двух свидетельств и то, к чему они призывают, совершение молитвы, взаимоотношения мусульман и др. В-третьих, изучение жизненного пути пророка, да благословит его Аллах и приветствует, его методологии воплощения в жизнь религии. Все это по той причине, что в могиле будут заданы три вопроса, и в зависимости от того, как мы на них ответим, мы попадем либо в Рай, либо в Ад, как сказал об этом Всевышний: «Клянусь предвечерним временем. Воистину, люди несут убытки, кроме тех, которые уверовали, совершали праведные деяния, заповедали друг другу истину и заповедали друг другу терпение!» (аль-Аср).

Также к обязанностям мужа относится то, чтобы он кормил семью, одевал, чтобы у них было жилье, как сказал об этом Всевышний: «А тот, у кого родился ребенок, должен обеспечивать питание и одежду матери на разумных условиях» (аль-Бакара: 233). Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Ты обязан кормить их, если ешь сам, и одевать их, если одеваешься сам. И ты не имеешь права бить их по лицу, оскорблять и выгонять за пределы дома» (Абу Давуд: 2142; Ибн Маджах: 1850; шейх аль-Альбани назвал его иснад хорошим в «аль-Мишка», 2/972).

Что же касается обязанностей жены перед супругом, то они более велики чем его обязанности по отношению к ней, потому что Всевышний сказал: «Согласно установленному порядку, жены имеют такие же права, как и обязанности, хотя мужья и выше их по положению» (аль-Бакара: 228), ведь они являются попечителями своих жен, как сказал об этом Всевышний: «Мужчины являются попечителями женщин, потому что Аллах дал одним из них преимущество перед другими и потому что они расходуют из своего имущества» (ан-Нисаъ: 34).

К обязанносям жены по отношению к мужу относится подчинение ему во всем, если в этом нет ослушания перед Творцом, чтобы она сохраняла его честь и имущество. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если мне было дозволен приказать совершить земной поклон по отношению к кому-либо, я бы приказал совершить его женщинам по отношению к своему супругу» (Абу Давуд: 2140; ат-Тирмизи: 1159, который сказал, что этот хадис хороший, но странный; а шейх аль-Альбани назвал его достоверным в «Сахих аль-джами», 5294).

Она не должна совершать те деяния, при которых утрачивается полное наслаждение ею, даже если это относится и к добровольным видам поклонения, как сказал об это посланник, да благословит его Аллах и приветствует: «Не разрешается женщине поститься в присутствии своего мужа, если не будет на то его позволения, и не разрешается ей пускать в его дом кого бы то ни было, если не будет на то его позволения, а за всё то, что потратит жена, не получив на то веления мужа, он получит половину награды» («Сахих» аль-Бухари: 5195; «Сахих» Муслим: 1436).




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: