СПИСОК РЕКОМЕНДОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ




Модель ООН СПбГЭУ

СОВЕТ БЕЗОПАСНОСТИ

ДОКЛАД ЭКСПЕРТА

 


 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение. 3

Общие сведения о Мьянме 5

История народа рохинджа. 6

«Зачистки» от рохинджа. Обострение конфликта 9

Участие международного сообщества в урегулировании конфликта на
современном этапе. 11

Заключение. 17

Список рекомендованных источников. 20

 

 

 


ВВЕДЕНИЕ

Территориальные конфликты соседствующих этносов по-прежнему остаются одним из основных источников социальных противоречий и политической нестабильности в обществе. В той или иной форме они присутствуют на всех континентах и во всех регионах, и в большинстве случаев могут быть идентифицированы как этнотерриториальные.

Особую группу этнотерриториальных конфликтов представляют конфликты, порождаемые требованиями или политикой «выдавливания» иноэтнического населения с той или иной территории. В Индокитае в положении «гонимой нации » находятся мусульмане-рохинджа, проживающие на северо-западе Мьянмы.

Обостряющаяся в последнее время проблема народа рохинджа, бедственное положение, притеснение и гонения, которым подвергается эта народность, стали объектом пристального внимания различных общественных и международных организаций, в том числе и ООН. В частности, на недавнем заседании, состоявшемся 28 сентября 2017 года и посвященном ситуации в Мьянме, к членам Совета Безопасности обратился Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш с призывом о незамедлительных действиях по предотвращению дальнейшей эскалации кризиса в Мьянме с целью защиты мирных граждан, облегчения их страданий, предотвращения роста нестабильности, устранения коренных причин сложившейся ситуации и выработки долговременного решения.

Участникам Модели Совета Безопасности ООН СПбГЭУ предоставлена уникальная возможность выступить в роли делегатов-членов Совета Безопасности ООН, выразить позицию государств по поставленной проблеме, внести конструктивные предложения по её разрешению. В данном докладе эксперта предлагаются опорные тезисы для подготовки к предстоящему заседанию, тема повестки которого – «Эскалация межрелигиозного и межэтнического конфликта в Мьянме».


ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О МЬЯНМЕ

Республика Союз Мьянма (сокращённо – Мьянма, ранее Бирма) – государство в Юго-Восточной Азии, расположенное в западной части полуострова Индокитай. Столица Мьянмы – город Нейпьидо.

История Мьянмы тесно связана с историей соседних стран – Китая, Индии, Бангладеш, Лаоса и Таиланда. Древнейшим населением страны считаются моны, которые находились в сфере влияния индо – буддийской цивилизации. Затем с территории Китая на территорию Мьянмы мигрировали бирманцы.

Таким образом на территории Мьянмы образовались монские и бирманские королевства. В XIII веке они испытали монгольское нашествие. В XVIII веке началась британская колонизация. После Второй мировой войны страна получила независимость. В 1989 году правительство объявило о замене многих географических названий колониальной эпохи. В частности, официальное название страны было изменено с Бирмы на Мьянму.

Мьянма – полиэтническая страна, насчитывающая более ста народностей. Население Мьянмы составляет примерно 60 млн человек. Основные этносы: бирманцы – 68%, шаны – 9%, карены – 7%, араканцы – 4%, китайцы – 3%, индийцы – 2%, моны – 2%, качины – 1,5%, другие народности – 3,5%.

Мьянма – поликонфессиональная страна; подавляющее большинство населения исповедуют буддизм. Конфессиональный состав населения: буддисты – 86%, христиане – 5%, мусульмане – 7%, анимисты – 1%, прочие – 1 %.

 

Флаг Мьямы Герб Мьянмы

ИСТОРИЯ НАРОДА РОХИНДЖА

Кто же такие мусульмане-рохинджа из Мьянмы? Почему они - самая «гонимая и преследуемая этническая группа в Азии» по классификации ООН? И почему правительство Мьянмы вновь обвиняют в нарушении прав человека, геноциде и расовой нетерпимости? Необходима историческая справка.

Араканское государство было захвачено и присоединено к Бирме королем Бодопайя из династии Коунбаун в 1785 году. Территориальные захваты стали причиной больших внешнеполитических неприятностей для Бирмы тех лет. Захват Аракана, заселенного близким бирманцам по крови и языку народом, но существовавшего несколько веков как независимое государство, вывел Бирму на границы с Бенгалией, которая уже была подчинена в 1757 году английской Ост-Индской компании. Таким образом, феодальный экспансионизм бирманских королей и капиталистический экспансионизм Англии должны были неминуемо столкнуться на общей сухопутной границе. Что и случилось. Это привело к началу первой англо-бирманской войны (1824-1826 гг.), в результате которой Аракан и Тенассерим были отторгнуты от Бирмы.

В настоящее время в штате Ракхайн, граничащем с Бангладеш, сосуществуют два основных этнических сообщества – буддисты ракхайн, или араканцы (бирманский субэтнос), и мусульмане-рохинджа (бенгальский субэтнос), которые составляют 28,5% населения этого штата.

Официальная точка зрения правительства Мьянмы сводится к тому, что мусульмане-рохинджа – выходцы из Бенгалии, массово проникшие на территорию буддистской Бирмы во времена британского владычества и получившие экономическую поддержку колонизаторов-англичан, правивших Араканом с 1825 по 1948 гг. После демаркации границы между Индией и Бирмой в 1948 г. бóльшая часть этой народности оказалась на территории молодой независимой Бирмы.

Власти Мьянмы считают их представителями бенгальцев, постоянно проживающими на территории страны. В 1937 году Бирма вышла из состава Британской Индии, куда она входила в качестве одной из ее провинций, но осталась колонией Англии. В 1941 году была проведена очередная перепись населения (еще до вторжения на территорию Бирмы японцев во время Второй мировой войны). Рохинджа и их потомки были внесены в списки как «бенгальцы», не имеющие права на гражданство.

В период парламентской демократии в 1950-х гг., в обстановке всеобщего хаоса, рохинджа были признаны правительством У Ну одной из коренных этнических групп. Но с приходом к власти военного Революционного совета во главе с генералом Не Вином в 1962 году рохинджа утратили признанную властями политическую и конституционную идентичность. Мусульмане Аракана, рохинджа, были объявлены «незаконными иммигрантами», поселившимися в Бирме в годы британского господства.

В 1974 году был издан Чрезвычайный иммиграционный акт, направленный на сокращение иммиграции из Индии, Китая и Бангладеш. Согласно этому Акту, всем гражданам страны предписывалось иметь при себе паспорта или сертификаты национальной регистрации. Представителям рохинджа в этих паспортах было отказано, в лучшем случае они могли получить иммиграционную карту иностранца.

В 1982 году правительство Социалистической Республики Бирманский Союз (СРБС) издало Закон о гражданстве СРБС, который фактически лишил рохинджа статуса коренной этнической группы. Во время всеобщей переписи населения, завершенной в 1983 году, народность рохинджа уже не была включена в списки этнических меньшинств, и таким образом, методом исключения, была объявлена народом без гражданства.

Новая военная администрация, находившаяся у власти в стране с 1988 по 2011 гг., также не признала рохинджа и подтвердила их статус лишенцев.

Следует заметить, что термин «рохинджа» изначаль­но не имел никакой национальной идентификации и, по сути, является са­моназванием. Это слово появилось в лексиконе жителей штата Ракхайн только в 50-­х гг. XX века. По некоторым сведениям, так называли новопри­бывших мигрантов-бенгальцев, которые массово устремились в Бирму после обретения страной независимости в 1948 году. По другим свидетель­ствам, «рохинджа» называли мятежников-бенгальцев, добивавшихся са­мостоятельности на территории Ракхайна.

Так, официальные власти Мьянмы не признают рохинджа этническим меньшинством. В заявлении МИД Мьянмы от 26 февраля 1992 года говорится, что, хотя в стране в настоящее время и проживает 135 национальностей, «рохинджа» среди них нет. В свою очередь, мусульмане-рохинджа заяв­ляют: их предки жили на территории штата Аракан с незапамятных вре­мён и являются коренным населением этой земли, чему, по их словам, есть историческое подтверждение.


 

«ЗАЧИСТКИ» ОТ РОХИНДЖА. ОБОСТРЕНИЕ КОНФЛИКТА

В 1978 году, в рамках положений Чрезвычайного иммиграционного акта 1974 года, правительство приступило к реализации программы «Нагамин», в соответствии с которой началась проверка регистрации, направленная против иностранцев, нелегально проникающих в страну. В Аракане это вылилось в «зачистку» местности от рохинджа силами армейских подразделений и местных буддистов-араканцев. Операция «Нагамин» вызвала массовое бегство рохинджа в Бангладеш. К маю 1978 года 200 тысяч человек были размещены в лагерях беженцев, где они жили в тяжелейших условиях; в течение года 10 тысяч человек погибли от голода. Позднее большая часть беженцев была репатриирована в Бирму.

Второй массовый поток беженцев в Бангладеш произошел уже при новом военном режиме, после погромов в 1991 году. Почти четверть миллиона людей была вытеснена армейскими подразделениями на территорию Бангладеш в приграничные районы Текнаф и Кокс-Базар. Во время этой операции сотни рохинджа были убиты, а их деревни сожжены. Выжившие были размещены во временных лагерях, а позднее при содействии Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев их насильственно вернули в Мьянму.

Инциденты с «людьми в лодках» в 2008-2009 гг. привлекли внимание источников массовой информации к положению рохинджа и дали повод в очередной раз обвинить военное руководство Мьянмы в нарушении прав человека, геноциде и расизме.

Новый всплеск выступлений против мусульман-рохинджа произошел в начале лета 2012 года. Поводом послужило надругательство над 26-летней буддийской девушкой и ее убийство 28 мая тремя мусульманами-рохинджа. Это чудовищное преступление вызвало шквал негодования и ненависти. 3 июня толпа разъяренных араканцев остановила автобус, в котором, по их сведениям, находились насильники, и жестоко расправилась с пассажирами: были забиты до смерти 10 человек. Инцидент, не имевший отношения к религиозной причастности участников, привел к тому, что штат Ракхайн стал ареной ожесточенных столкновений между мусульманами-рохинджа и буддистами-араканцами.

В течение двух недель продолжались убийства, поджоги, грабежи. Причем жечь араканские деревни, расположенные недалеко от их анклавов, рохинджа стали именно в отместку за своих убитых соплеменников. За несколько часов были сожжены 8 деревень.

В результате столкновений между двумя общинами штата Ракхайн, по официальным данным правительства Мьянмы, в течение июня с обеих сторон были убиты 90 человек, а 70 тысяч человек лишились крова и стали вынужденными переселенцами в специальных лагерях для интернированных. В источниках массовой информации стали пролеживаться заголовки о межрелигиозном конфликте в Мьянме и буддийском шовинизме, геноциде и фашизме, о том, что буддийское большинство преследует и уничтожает мусульманское меньшинство.

По вопросу о положении рохинджа наблюдается редкое единодушие среди разных слоев населения и среди политической оппозиции. В Мьянме рохинджа не считаются гражданами своего государства.


 

УЧАСТИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО СООБШЕСТВА В
УРЕГУЛИРОВАНИИ КОНФЛИКТА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

На примере различных международных организаций прослеживались попытки способствовать решению данного конфликта. Из наиболее известных можно выделить попытку Совета Безопасности ООН принять проект резолюции по Мьянме, который содержал призыв властям страны прекратить нарушения прав человека, вооруженные нападения на представителей этнических меньшинств, а также приступить к широкому национальному диалогу, направленному на развитие демократии. Из-за «обтекаемости» и двусмысленных формулировок данный проект был заблокирован Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой, так как страны не увидели непосредственной угрозы ни региональной, ни международной безопасности и посчитали, что данный конфликт не попадает под действие мандата Совета Безопасности ООН.

В 2012 году Заместитель директора правозащитной организации Human Rights Watch прокомментировал массовые трехдневные выступления буддийских монахов в Мандалае в сентябре 2012 года следующим образом: «Вызывает озабоченность, что те же самые буддийские монахи, выступавшие всего несколько лет назад в защиту демократии и прав человека, теперь выступают за потенциальную депортацию конкретной этнической группы, и что правительство может прислушаться к этим голосам». Этот случай показал неоднозначное отношение международного сообщества в лицемеждународной неправительственной организации к данной проблеме.

Повторные столкновения между общинами в Ракхайне произошли 21 октября 2012 года. На этот раз повод для нового витка конфликта установить было практически невозможно. Обвинения присутствовали с обеих сторон. Беспорядки распространялись стремительно и достигли города Чаук Пью, где международный консорциум сооружает мощности для транспортировки нефти и газа в Китай. Обе стороны атаковали друг друга самодельным оружием и самодельными взрывными зажигательными бомбами. По свидетельствам очевидцев, китайские рабочие были вынуждены укрыться в безопасном месте. Таким образом, китайские трубопроводы оказались в зоне двойной нестабильности: на севере у границы с Китаем продолжаются стычки армейских подразделений с качинами, на юге разгорелся этнорелигиозный конфликт. Туристический центр Ракхайна, город Мраук У –бывшая столица Араканского государства – превратился в зону военных действий. Сотни беженцев устремились в столицу штата Ситуэ, чтобы скрыться в лагерях беженцев, где уже находились 75 тысяч человек после первой вспышки вражды в июне. Многие отправились по морю к берегам других стран. Поступали сообщения о гибели сотен «людей в лодках» в водах Бенгальского залива.

После этого случая был введен комендантский час еще в двух областях, и, таким образом, он стал действовать в восьми областях штата. В Ситуэ на улицы вышли более 800 студентов университета, протестовавших против соседства домов рохинджа с их кампусом под лозунгом: «Не хотим учиться рядом с бенгальскими террористами». В течение недели межэтнических столкновений, по минимальным подсчетам, были убиты 82 человека, сожжены 4600 домов, стали вынужденными переселенцами более 22 тысяч человек. Всего в результате межэтнических столкновений между буддистами ракхайн и мусульманами-рохинджа с июня по октябрь 2012 года с обеих сторон погибли около 180 человек и почти 100 тысяч стали вынужденными переселенцами.

Незадолго до этих событий президент Тейн Сейн отказал Организации исламского сотрудничества (ОИС), куда входят представители 57 исламских стран, в разрешении открыть свои представительства в Янгоне и Ситуэ для оказания гуманитарной помощи.

Правительство Мьянмы отклонило и предложение АСЕАН о совместных трехсторонних, включая ООН, действиях для предотвращения гуманитарной катастрофы в Аракане. По словам Генерального секретаря Ассоциации Сурина Питсувана, Мьянма заявила, что это ее внутренняя проблема. Такая позиция правительства Мьянмы вызвала опасения Генерального секретаря АСЕАН, что продолжающееся кровопролитие может привести к радикализации мусульман-рохинджа и дестабилизации в Юго-Восточной Азии.

Тем временем от защитников рохинджа все чаще стали слышны термины «радикальный буддизм» и «буддийский терроризм». Все более заметны признаки озабоченности и беспокойства в исламских общинах Юго-Восточной Азии, которые считают, что миротворческие усилия правительства Мьянмы и международного сообщества недостаточны. В Джакарте устраивались демонстрации протеста у здания посольства Мьянмы с требованием прекратить нарушения прав человека. Протестующие намеревались захватить Секретариат АСЕАН и призывали бойкотировать XXVII Игры Юго-Восточной Азии, которые проходили в Мьянме в 2013 году. Вопрос о положении рохинджа был поднят министром иностранных дел Индонезии Марти Наталегавой на чрезвычайном заседании ОИС в Мекке 14-15 августа 2012 года. Он назвал события в Ракхайне «преступлением против человечности», а отношение правительства Мьянмы к рохинджа – не соответствующим взятому недавно курсу движения к демократии.

Между тем, представители рохинджа из разных стран мира –Мьянмы, Великобритании, Канады, Таиланда, Малайзии, Японии, Австралии, Германии, Нидерландов, Дании и Норвегии – обратились к ООН с совместным заявлением, в котором излагаются требования направить в зону конфликта миротворческие силы и международных наблюдателей, доставить беспрепятственно гуманитарную помощь всем нуждающимся и создать комиссию ООН по расследованию преступлений. Правозащитная организация «Кампания США за Бирму» (US Campaign for Burma), находящаяся в Вашингтоне, в заявлении от 1 ноября 2012 года призвала обе стороны немедленно остановить насилие и прекратить распространение фальшивых и фальсифицированных слухов с целью разжигания дальнейшей вражды и провоцирования дискриминации». Организация обратилась к президенту Мьянмы Тейн Сейну с требованием найти зачинщиков столкновений и передать их в руки правосудия.

Как позднее заявил министр иностранных дел Мьянмы Вунна Маун Львин на азиатско-европейском саммите в Лаосе в ноябре 2012 года, правительство сделает все возможное, чтобы не допустить повторения кровопролитных столкновений между общинами.

По данным ООН, с января по март 2015 года около 24 тысяч рохинджа попытались покинуть Мьянму на лодках контрабандистов, что в два раза больше, чем за тот же период 2014 года. Власти соседних стран, на примере Таиланда, усилили контроль за маршрутами нелегального провоза людей, после того как в нескольких заброшенных лагерях на юге страны были обнаружены останки десятков беженцев из Мьянмы. В результате контрабандисты стали бояться доставлять нелегальных мигрантов на берег, предпочитая бросать их в прибрежных водах в «лодочных лагерях», где в ужасающих условиях на переполненных лодках, по оценкам Международной организации по миграции, может находиться до восьми тысяч человек.

В конце мая 2015 года Малайзия и Индонезия объявили, что временно предоставят убежище 7-8 тысячам мигрантов из Мьянмы и Бангладеш. Власти США обратились с просьбой к таиландским военным разрешить оставить на некоторое время на аэродроме таиландского острова Пхукет самолёты ВВС США, которые участвовали в противолодочных учениях, чтобы эти самолёты занялись поиском в море судов с беженцами. Однако Таиланд ответил отказом и потребовал в течение пяти дней вывести с острова американский персонал и самолёты.

9 октября 2016 года около 200 человек атаковали три мьянманских пограничных поста. Девять пограничников были убиты. В ответ на эту акцию власти Мьянмы ввели войска в штат Ракхайн, на территории начались волнения среди рохинджа. В период с 9 октября по 2 декабря 21 тысяч рохинджа бежали в Бангладеш. Власти Бангладеш решили поселить беженцев на острове Тенгар Чар, который в сезон дождей почти полностью скрывается под водой, а затем депортировать обратно в Мьянму. По мнению властей, это позволит снизить социальную напряжённость, так как сведёт контакты между бангладешцами и рохинджа к минимуму. Впервые идея переселения рохинджа на Тенгар-Чар была предложена в 2015 году, однако вызвала взрыв возмущения в правозащитном сообществе и в итоге так и не была реализована.

В опубликованном в феврале 2017 года докладе ООН, который был подготовлен на основе опросов беженцев на границе с Бангладеш, сообщается о зверствах, производимых в отношении рохинджа в Ракхайне. Местные жители, а также армия и полиция избивали, убивали и насиловали рохинджа, среди жертв были грудные дети. Верховный комиссар ООН по правам человека заявил, что все эти деяния могут быть квалифицированы как преступления против человечества.

25 августа 2017 года произошло очередное обострение конфликта в Мьянме. В стране начались боевые действия между силами безопасности и боевиками рохинджа. Причиной послужило нападение радикальных группировок на полицейские посты и армейские казармы в штате Ракхайн. В заявлении армии Мьянмы, опубликованном 1 сентября, говорится, что с 25 августа произошло 90 боевых столкновений, в ходе которых было уничтожено 370 боевиков. Потери среди правительственных сил составили 15 человек. Официальное правительство Мьянмы также обвинило боевиков в убийстве 14 мирных жителей.

Операция против рохинджа вызвала массовое бегство мирного населения из районов боевых действий. Правительство Мьянмы эвакуирует из опасных зон местных буддистов, а мусульманам-рохинджа приходится искать себе убежище, в том числе и на территории соседних стран.

 


 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На сегодняшний день по данным различных источников численность рохинджа на территории Мьянмы достигла уже 800 тысяч человек. Попытки официального правительства отгородиться от проблемы (непризнание рохинджа гражданами, содержание в анклавах) приводит лишь к усилению напряжён­ности в обществе. С одной стороны, можно наблюдать стремление властей защитить местное население от маргинальных элементов (в Мьянму из Бангладеш нередко перебегают преступники, террористы и радикальные мусульман­ские проповедники). С другой – политика изоляции и практика «выдавли­вания» рохинджа из легитимного социально-политического поля приводят к тому, что в узком анклавном кругу наблюдается попытка создания подобия собственного государства с хорошо выстроенной иерархией, в которой есть по­левые командиры, боевые дружины, неофициальные органы исламского самоуправления с набором репрессивных функций, действующие по нор­мам шариата и законам криминальных элементов. При высокой рождаемо­сти и отсутствии государственных школ, которые для рохинджа не пола­гаются как для неграждан, обучение детей взяли на себя проповедники, среди которых прослеживаются представители радикального движения. В результате среди рохинджа выросли целые поколения, воспитанные на экстремистских иде­ях. Буддисты-ракхайнцы, живущие вблизи их анклавов, постоянно под­вергаются террору со стороны боевиков рохинджа. По заявлению Верховного комиссара ООН по правам человека Зеейд Рааль аль Хуссена в сентябре 2017 года, из-за отказа властей допустить инспекторов ООН на территорию отдельных штатов складывается впечатление, что на территории государства прослеживаются массовые этнические чистки.

 

Сегодня очевидно усиление террористической активности рохинджа. Их военизированные группировки институализируются. Две из них (Орга­низация солидарности рохинджа и Араканский исламский фронт рохинд­жа) в 1996 году объединились в Национальный альянс рохинджа. В 1998 году на базе этого альянса была создана Национальная организация аракан­ских рохинджа. В последнее время в среде рохинджа выделилась груп­па лидеров, которая привнесла политическую и религиозную составляю­щую в проблему и при поддержке международных организаций активно борется за права «гонимой нации», добиваясь изменения статуса и улуч­шения условий жизни. При этом, как правило, возникает вопрос о терри­тории проживания.

В случае с рохинджа территориальная проблема во многом являет­ся следствием проблем экономического и демографического характера. Рохинджа никак не интегрированы в бирманское общество. Они отторга­ются буддийским большинством, но и сами не желают интегрироваться, а вместо этого выбирают протестную форму поведения. Таким образом, неизбежно встаёт вопрос о расшире­нии зоны расселения рохинджа, что вызывает резко негативную реакцию араканцев. Над коренным буддистским населением штата Ракхайн уже сегодня нависла угроза утраты численного преобладания.

В последнее время проблема обострилась, так как появилась угроза от­чуждения территорий, заселённых рохинджа, и даже присоединения их к государству Бангладеш. Проблема рохинджа приобрела уже такие масштабы, что правительство Мьянмы объективно не способно с ней справиться.

При этом данная проблема напрямую касается государств, соседствующих с Мьянмой (Бангладеш, Тайланд, Индонезия). Размеще­ние рохинджа на своей территории – это не только нагрузка на стран, но и угроза существующей социальной стабильности и распростране­ние идей радикального ислама.

Очевидно, что для решения проблемы рохинджа требуется комплексный подход с участием Мьянмы и других стран мирового сообщества.

Наряду с этим, серьёзную озабоченность вызывает угроза включения участников этнотерриториальных споров в международное террористическое движение. Переиначенная философия ислама, заложенная в основу идеологии, создаёт благодатную почву для распространения среди протестующих радикальных исламистских настроений. Террористические акты, став основной формой борьбы за идею, заметно участились и перестали быть избирательными. Террористическая угроза, которую несут в себе сегодня современные этнотерриториальные споры в Индо­китае, в частности на северо-западе Мьянмы, превратила их в фактор, угрожающий безопасности все­го региона. Перед Советом Безопасности стоит задача по выработке уникальной резолюции, способствующей укреплению мира на территории государства Мьянма, а также способной решить вопросы, представляющие угрозу для всего мирового сообщества. Это касается не только вопросов столкновений на этнической и религиозной почве, но и вопросов по борьбе с террористической угрозой, которая в свете последних событий на территории страны становится еще более актуальной для стран Юго-Восточной Азии.


 

СПИСОК РЕКОМЕНДОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Симония А.А. Буддистский радикализм в Мьянме // Азия и Африка сегодня. 2014. № 5 (682). С. 27-32.

2. Симонёнок А.В., Витко Н.Д. Этнотерриториальные конфликты в современном Индокитае // Россия и АТР. 2017. № 2 (96). С. 47-68.

3. Что за народ рохинджа. И чему стоит верить, а чему – нет в истории конфликта в Мьянме // Комментарий эксперта Института Востоковедения РАН. URL: https://www.novayagazeta.ru/articles/2017/09/05/73712-chto-za-narod-rohindzha-i-chemu-stoit-verit-a-chemu-net-v-istorii-konflikta-v-myanme

4. Security Council. Report of the Secretary-General on children and armed conflict in Myanmar. URL: https://www.themimu.info/sites/themimu.info/files/documents/Report_Secretary_General_Myanmar_Report_on_Children_and_Armed_Conflict_May 2013.pdf

5. International Crisis Group. Myanmar’s Military: Back to the Barracks? URL: https://web.archive.org/web/20150103190417/https://www.crisisgroup.org/~/media/Files/asia/south-east-asia/burma-myanmar/b143-myanmar-s-military-back-to-the-barracks.pdf

6. Report of OHCHR mission to Bangladesh Interviews with Rohingyas fleeing from Myanmar since 9 October 2016 URL: https://www.ohchr.org/Documents/Countries/MM/FlashReport3Feb2017.pdf



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: