Oркестры и камерные ансамбли




Группы музыкальных инструментов

Струнную группу

основу симфонического оркестра составляют четыре смычковых инструмента разного размера, но схожей конструкции. У каждого из них имеется по четыре струны.

Скрипка - самый высокий и виртуозный инструмент в своей группе. Появился в Италии в 16 веке, заменив виолу. Знамениты семьи итальянских скрипичных мастеров из города Кремона – Страдивари, Амати и Гварнери.

Альт – чуть больше скрипки, имеет менее яркий тембр и звучит чуть ниже. Только с 19 века стал использоваться как сольный инструмент.

Виолон­чель – инструмент большого размера, на котором играют сидя, держа его между колен, при этом он опирается на специальный металлический шпиль. Звук виолончели густой, певучий. Напоминает по тембру человеческий голос. Поэтому часто виолончелям поручается исполнение широких напевных мелодий, хотя может звучать и виртуозно.

Контрабас - самый низкий инструмент, звучит глуховато на октаву ниже виолончелей и в два раза боль­ше них. На контрабасе играют или стоя, или сидя на специаль­ной высокой табуретке.

В группу деревянных духовых входят:

Флейта — самый высокий и подвижный из этих инструментов. Она может забираться в высочайший, «птичий» регистр. Иногда композиторы изображают флейтой пение птиц. Флейта- пикколо - высокая разновидность флейты]

Гобой — тоже высокий инструмент своеобразного «носо­вого» тембра. На нём очень красиво звучат медленные, певу­чие мелодии, но в быстрых пассажах он не угонится за флей­той. Тембр гобоя немножко похож на тембр зурны — восточ­ного духового инструмента. Иногда композиторы используют гобой для подражания восточной музыке.

Английский рожок - низкий, альтовый го­бой

Кларнет — инструмент альтового регистра. Он «с харак­тером»: может быть мягким и «бархатным», а иногда вдруг сорвётся на резкий крик. Умеет он играть и быстрые пассажи, они у него «журчат». Это «журчание» часто используют в «морских» и «речных» музыкальных «картинах».

Существуют также кларнет-пикколо - высокая разновидность кларнета и

бас-кларнет - низ­кая разновидность кларнета

Фагот — самый низкий и «неповоротливый» инструмент в этой семье. Как и гобой, он хорошо умеет петь красивые мелодии, но только «мужским» голосом и только в середине своего диапазона. Чем выше он забирается, тем более хрип­лым и «сорванным» становится его голос. А в глубоких басах он приобретает мощь, но теряет красоту и звучит комично. Фагот используют и в печальной медленной музыке, и в за­бавных музыкальных шутках.

Контрафагот - са­мый низкий инструмент этой группы.

Саксофон – по конструкции похож на кларнет, однако сделан из металла. Сконструирован в 19 веке французским мастером Саксом. Бывает различных размеров от высокого сопранового до низкого басового. Отличается специфическим тембром – певучим, полным. В основном используется в джазовой музыке.

Группа медных духовых:

Валторна – произошла от охотничьего рога. Для более громкого звучания его стали удлинять, а для удобства при игре – скручивать Постепенно количество витков росло – так возникла валторна. Очень важный инструмент в оркестре. Мягкий, благородный звук валторны может передавать различные настроения. Валторне часто поручаются сольные эпизоды.

Труба – самый высокий инструмент в своей группе. Имеет яркий, звонкий, блестящий тембр. Часто солирует. В симфонический оркестр труба вошла в 18 веке.

Тромбон – известен с 16 века, но в оркестр вошел только в 18 веке. Имеет выдвижную тонкую изогнутую трубку – кулису – с помощью которой меняется высота звука. Тембр яркий – светлый и мужественный в высоком регистре, а на низких нотах мрачный, даже зловещий. Технически очень подвижный инструмент, его особый эффект глиссандо (скольжение) – неисполнимый ни на одном другом духовом инструменте, достигается плавным движением кулисы.

Туба – самый большой и низкий инструмент медной группы. Играет роль баса – основы всего звучания оркестра. Тембр – массивый, суровый. Звучность может быть очень сильной и грозной.

Группа ударных инструментов:

Без определённой высоты звука: С определённой высотой звука:
боль­шой барабан литавры
малый барабан колокола
тарелки ксилофон
треугольник виброфон
кастаньеты маримба
тамтам и др. колокольчики и др.

Среди ударных инструментов главенствуют литавры. Как и валторны в медной семье, литавры самые старшие в семье ударных. В отличие от барабанов, тарелок они имеют опреде­лённую высоту звука. Кожа, натянутая на котёл, настраивает­ся на конкретную ноту. В оркестре ис­пользуется несколько литавр, по-раз­ному настроенных. Чаще всего три. Литавры используются только иног­да, в особых местах — очень громких или особо красочных. А в паузах ли­таврист может не спеша перестроить свои инструменты.

В большинстве классических симфоний литаврами и огра­ничивается ударная семья. Другие ударные иногда вводились для особых целей. Например, в Военной симфонии Гайдна барабаны и тарелки подражают военному оркестру. Но уже в XIX веке ударные военного оркестра — боль­шой и малый барабаны, тарелки, бубен (тамбурин), треугольник — становят­ся постоянными членами симфонического оркестра. К ним же присоединяется и огромный тамтам – огромный бронзовый диск, который подвешивается к раме, а ударяют в него колотушкой, обтянутой войлоком. Это всё инструменты без определённой высоты звука.

Многочисленные ударные инструменты, давно известные в народной музыке разных стран и континентов, вошли в со­став симфонического оркестра XX века. Это и испанские кастаньеты, и латиноамериканские маракасы, и африканские том-томы и многие другие. В некоторых со­временных симфонических партитурах ударная группа чуть ли не самая многочисленная.

Кроме литавр иногда в оркестр включают и другие ударные инструменты с определённой высотой звука. Например, оркестровые колокольчики, которые похожи на детский металлофон. Только колоколь­чики играют все звуки хроматической гаммы, и пластинки на них располагаются в два ряда — как белые и чёрные клавиши фортепиано. А есть ещё и большие трубчатые колокола. На металлическом каркасе подвешены такие же металлические трубки разной длины. Если ударить по такой трубке молотком, раздастся густой звон, очень по­хожий на колокольный. У каждой трубки своя высота, поэтому на таких колоколах можно отстучать мелодию. Гонг в отличие от там-тама также издает звук определенной высоты. В XX веке к этим инструментам добавились:

Ксилофон – состоит из деревянных брусков разной величины, которые составляют звукоряд из нескольких октав. На нем играют двумя маленькими молоточками. Тембр его пронзительный – сухой и щелкающий.

Виброфон - сделан как ксилофон, но не с деревянными, а металлическими пластинками и имеет подвешенные книзу резонаторные трубки. Вибрирующий (колеблющийся) характер его звука достигается электрическим двигателем. Изобрели в 20 веке в Америке.

Маримба - разновидность ксилофона более низкого диапазона. Маримба родом из Африки. Только там она имеет не металлические трубки, а сушеные тыквы.

Некоторые инструменты иногда до­бавляют в оркестр сверх обычного состава. Они могут проис­ходить из разных групп:

- струнные щипковые:

Арфа – одиниз древнейших инструментов. Ее основа натянутый лук, к тетиве которой со временем прибавляли другие струны. Старинные арфы былои маленькими, их держали в руках и играли, перебирая струны пальцами. Постепенно арфа становилась аристократическим инструментом, ее богато украшали золотм, перламутром. И грать на ней стали в основном женщины. Сейчас арфа используется икак солирующий инструмент, и как один из инструментов оркестра. У нее около 50 струн. При помощи педалей, можно извлечь все звуки от контроктавы до четвертой октавы.Типичные приемы игры на арфе – арпеджио (постепенное исполнение аккордовых звуков) и глиссандо (скольжение по струнам). Арфа звучит очень поэтично. Асто используется в балетах, когда надо создать фантастические образы, картины спокойной природы или передать звучание народных струнных инструментов.

Гитара – 6- или 7-струнный инструмент, распространенный по всей Европе, особенно любим в Испании. Родина гитары неизвестна. Чаще используется как сольный инструмент или как аккомпанемент пению.

Мандолина – появилась в Италии в 17 веке, ведет свое происхождение от старинной лютни. И сольный, и аккомпанирующий инструмент с 8 струнами. Существуют оркестры мандолин самых разных размеров, называемые неаполитанскими.

- клавишно-ударные:

Челеста – появилась в конце 19 века, похожа на небольшое пианино. Только вместо струн звучат металлические пластинки, обтянутые замшем. Звук тихий, но очень нежного тембра. Не случайно, название этого инструмента по-итальянски означает небесная.

Фортепиано – общее название пианино (итальянское pianino - маленькое пиано – домашний инструмент с меньшей силой звука) и рояля (в переводе с французского королевский – концертный инструмент с сильной звучностью). Один из самых популярных сольных инструментов. Фортепиано само по себе может звучать как целый оркестр. Его диапазон включает диапазоны почти всех музыкальных инструментов. Сила звука может меняться от еле слышного pp до громоподобного ff.

Фортепиано имеет длинную историю. Его изобрел итальянский мастер Кристофори в начале 18 века. Звук на фортепиано извлекается ударами деревянных молоточков по струнам. Предшественникифортепиано - клавикорд и клавесин - отличаютсяспособами извлечения звука.На клавикорде звук извлекался ударом по клавишам, который приводил в движение металлические пластинки и струны. Инструмент был в виде прямоугольного ящичка с одной клавиатурой. Вначале его ставили на стол, затем приделали поставили его на ножки. Со временем стали делать несколько клавиатур.Они помещались одна над другой в виде лесенки, и каждой соответствовал свой регистр. Звук клавикорда был нежным и тихим.

Клавесин внешне похож на клавикорд. В разных странах он назывался по-разному – чембало в Италии, верджинал в Англии, клавесин во Франции. На клавесине звук извлекался щипком - клавиши приводили в движение птичьи перышки, которые зацепляли струну.Звук получался сильнее, но нетакой красивый, как у клавикорда.Кроме того, исполнитель не мог влиять на силу звука. Как бы сильно он не ударял по клавишам, громкость звука не менялась.

У каждого музыкального инструмента – свой объем звучания, или диапазон. У одного инструмента он больше, у другого - меньше. Чуть больше двух октав можно сыграть на фаготе, диапазон кларнета и трубы – немного более трех октав. Инструменты с самым большим диапазоном – это фортепиано (семь с половиной октав) и орган – «король инструментов». Его диапазон охватывает 14 (!) октав.

Oркестры и камерные ансамбли

Самый маленький оркестр - 15 человек. Всё, что меньше, — это камерный ансамбль. Название происходит от латинского слова «саmеrа » - «ком­ната».

Жанры камерной музыки имеют специальные названия по количеству исполнителей:

Соло 5 - Квинтет

Дуэт 6 - Секстет

Трио (терцет) 7 - Септет

Квартет 8 - Октет

Часто в таких ансамблях участвуют инструменты только одного семейства: только смычковые струнные, только дере­вянные или только медные духовые. Поэтому нередко уточняется: «струнное трио», «духовой квартет», «брасс-квинтет », то есть квинтет медных духовых инструментов (английское слово «brass » означает «медь»). Когда говорят просто «духовой», обычно подразумевают деревянные духовые. А в названии «струнный» чаще всего имеют в виду ансамбль смычковых, а не щипковых струнных.

Самый распространённый камерный состав - струнный квартет, который состоит из двух скрипок, альта и виолон­чели. Смычковый альт похож на немножко увеличенную скрипку и звучит чуть ниже — примерно в том же диапазоне, что и альты в хоре.

Духовой квартет состоит из деревянных духовых инструментов - флейты, гобоя, кларнета и фагота. Часто встречается духовой квинтет. В нём пятый инструмент «приглашён в гос­ти» из другого, медного семейства. Это валторна. Её бархатистый, «круглый», но вместе с тем силь­ный звук очень хорошо сочетается с деревянными духовыми. Валторна придаёт этому ансамблю почти оркестровую мощь.

Медные духовые инструменты часто объединяются в брасс-квинтет: две трубы, валторна, тромбон и туба.

Среди смешанных камерных ансамблей особенной любо­вью пользуются составы с участием фортепиано. Этот инст­румент хорош не только как «солист», но и как «ак­компаниатор». Существуют дуэты практически для всех духовых и струн­ных инструментов с фортепиано. Но они редко называются дуэтами. Это или сонаты, или небольшие пьесы с разными названиями. Но зато часто встречаются такие названия, как фортепи­анное трио, фортепианный квартет и фортепианный квин­тет. Но это не означает, что в ансамблях участвуют три, че­тыре или пять роялей. Такие названия относятся к фортепианно-струнным ансамблям:

Фортепианное трио = скрипка + виолончель + форте­пиано

Фортепианный квартет = струнное трио + фортепиано

Фортепианный квинтет = струнный квартет + форте­пиано

Из какого количества исполнителей может состоять самый большой оркестр? На торжественных церемониях под откры­тым небом иногда собиралось до 1000 музыкантов из нескольких оркестров (так называемый сводный оркестр). А вообще состав большого симфонического оркестра колеблется от 80 до 130 человек.

На пульте перед дирижером лежит партитуранотная запись всех оркестровых партий. В каждой оркестровой группе — инструменты записываются в определённом по­рядке: от высоких к низким.

Переложение оркестровой музыки для исполнения на фортепиано называется клавиром. °

Схема расположения инструментов симфонического оркестра:

Первые симфонические оркестры состояли главным образом из смычковых струнных, к которым могло быть до­бавлено 3-4 духовых инструмента. В современном симфо­ническом оркестре примерно 60—70 струнных инструментов делятся на 5 партий:

16-18 первых скрипок, 14-16 вторых скрипок, 10-14 альтов, 8-12 виолончелей, 6-10 контрабасов.

БЕНДЖАМИН БРИТТЕН.

"ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО ОРКЕСТРУ ДЛЯ МОЛОДЕЖИ"

(Вариации и фуга на тему Генри Пёрселла)

Бенджамин Бриттен - английский композитор XX века.

"Путеводитель по оркестру для молодежи" - это произведение, в котором можно услышать весь оркестр, а затем познакомиться с каждой из групп, а также с солирующими инструмента­ми.

Музыкальное путешествие начинается темой Генри Пёрселла – соотечественника Бриттена, композитора, жившего в XVII веке. Тема имеет харак­тер гимна:

Далее чтец (а по замыслу композитора это может быть и дирижер) представ­ляет слушателям каждую группу оркестра. Соблюдая последовательность записи в симфонической партитуре, тему Пёрселла сначала играют деревянные духовые, медные, а затем струнные инструменты. В исполнении ударных мы узнаем лишь контуры темы по ее ритмическому рисунку и динамике. Последующее оркестровое tutti словно подводит первый итог - мы познакомились со звучанием всего симфонического оркестра и с каждой из его четырех групп.

Дальше с темой Пёрселла начинаются удивительные музыкальные превращения - вариации. Словно подчиняясь тембру, особенностям каждого инстру­мента, играющего ее, тема меняет свой облик. Так, ярко и озорно она звучит в исполнении флейт, распевно и лирично ее поет гобой, а кларнеты в дуэте словно соревнуются в виртуозности, повторяя друг за другом эффектные пассажи. У фаготов тема превращается то в марш, то в лирическую кантилену. По-разному она звучит у струнной группы: у скрипок - как блестящий полонез, у альтов, а затем и у виолончелей - как выразительный напев. Вариация контрабасов звучит комично: они начинают свою вариацию как бы с опозданием, но постепенно "набирают скорость", и тема звучит вдруг легко.

После вариации арфы с характерными переливами арпеджио следуют "сольные выступления" инструментов медной группы. Валторны начинают свою вариа­цию призывными кличами, но нежные звуки арфы усмиряют их боевой пыл, и тогда валторны начинают петь "дуэт согласия" с альтами и виолончелями. Трубы исполняют легкий и подвижный марш. А тромбоны с тубой, напротив, играют помпезно, подчеркивая каждый звук "своего прочтения" темы.

Группа ударных представлена одиннадцатью инструментами! Она поражает богатством и разнообразием тембров, ритмических рисунков в партиях "солистов".

Завершает произведение блестящий финал в форме фуги. Автор предварил его таким пояснением: "Мы познакомились с отдельными группами и инструмен­тами оркестра. Теперь их соединит в одно целое фуга. Инструменты будут всту­пать один за другим в том же порядке, что и раньше, начиная с флейты-пикколо. В заключение медные сыграют чудесную тему Генри Пёрселла, в то время как остальные инструменты будут продолжать фугу Бенджамина Бриттена".

СЕРГЕЙ ПРОКОФЬЕВ. " ПЕТЯ И ВОЛК "

Чтобы познакомить детей со звучанием симфонического оркестра, Сергей Сергеевич Прокофьев в 1936 году написал музыкальную сказку "Петя и волк". В своей "Автобиографии" он писал: "Каждый персонаж сказки имел свой лейт­мотив (нем.ведущий мотив - краткая музыкальная тема, постоянно звучащая при появлении одного и того же персонажа), поручаемый всегда одному и тому же инструменту: утку изображал гобой, дедушку - фагот и т. д. Композитор последовательно представляет каждую группу оркестра. Сначала вступает струнная группа, исполняющая тему главного героя сказки — отважного Пети. Светлая, жизнерадостная, она воплощает неунывающий характер мальчика. Тема звучит в духе веселого марша благодаря мажорной мелодии, упругому ритму:

Далее, по мере появления других персонажей сказки, представлены деревянные духовые инструменты в той последовательности, как они записаны в партитуре.

Легкая, ажурная тема флейты, украшенная форшлагами, мордентами и исполняемая штрихом staccato, остроумно изображает птичий щебет, аволнообразное движение шестнадцатых - порхание Птички.

В тембре гобоя, звучащем несколько гнусаво, так и слышится утиное “кря-кря”. Неровный ритмический рисунок темы, "запинки", создаваемые синкопами и форшлагами, изображают неуклюжую Утку, переваливающуюся с боку на бок. В оркестре темы Птички и Утки звучат попеременно:

Появляется Кошка. Кларнет изображает ее крадущуюся, осторожную походку. Он играет тему штрихом staccato. Стараясь не выдать себя, Кошка то и дело останавливается, замирая на месте. Эти остановки отражены ритмическим рисунком темы:

Появляется Дедушка. Он обеспокоен тем, что Петя вышел за калитку - ведь "места опасные. Если из лесу прибежит волк, что тогда?" Фагот, исполняющий тему Дедушки, звучит по-стариковски ворчливо и хрипловато. Сердитая и взволнованная речь Дедушки воплощена в угловатой мелодии. "Колючий" мелодический рисунок насыщен резкими скачками с назойливыми повторами одних и тех же звуков и мотивов. Так же неровен ритмический рисунок темы: в ней то пунктирный, то триольный ритм, то длинные залигованные ноты. Но взволнованность мелодии сдерживает волевой маршевый ритм аккомпанемента.

Опасения Дедушки были не напрасны. Из лесу действительно прибежал Волк. Его тема резко отличается от уже знакомых нам тем других персонажей. Грозное завывание трех валторн звучит страшно. Низкий регистр, мрачные минор­ные краски изображают Волка опасным хищником:

Далее следует сцена, в которой Петя ловит Волка, набрасывая ему на хвост веревочную петлю.

Затем мы слышим марш и звуки выстрелов Это идут Охотники:

Сказка заканчивается торжественным шествием всех ее участников. В последний раз звучат их лейттемы. Ведущей становится тема Пети, превращенная в победный марш.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: