Источник (книга, Интернет-ресурс)




Мотков О.И. Методика «Психологическая культура личности»/ Газ. «Школьный психолог», 1999, № 15, с. 8-9

Инструкция:

(возможно как индивидуальное, так и групповое предъявление)

Пожалуйста, ответьте на предложенные ниже вопросы о ваших умениях общаться с другими детьми и владеть собой. Свой ответ выбирайте из пяти предложенных возможных ответов. Справа от каждого вопроса обведите кружком цифру, обозначающую выбранный Вами ответ.

1 - очень редко

2 - редко

3 - иногда

4 - часто

5 - всегда

 

Текст методики (задания,вопросы)

БЛАНК методики «Психологическая культура личности» (2 – 7 классы)

Фамилия и имя ___________________________ Дата обследования_________________

Дата рождения___________________________ Пол__________________________

Школа №, город ___________________________ Класс ______________________

психологические умения и проявления          
  Всегда ли ты понимаешь, чем вызваны твои поступки?          
  Сочувствуешь ли ты другим детям, когда им плохо?          
  Умеешь ли ты отвлекаться от неприятных переживаний и переключаться на интересные и приятные занятия?          
  Охотно ли ты осваиваешь новые игры?          
  Успеваешь ли ты готовить уроки так, чтобы оставалось время для других дел?          
  Стараешься ли ты вести себя так, чтобы быть похожим на своих любимых героев?          
  Признаешь ли ты свою неправоту в споре с другими, если ты не прав?          
  Способен ли ты сохранять спокойствие в спорах с одноклассниками?          
  Умеешь ли ты сохранять выдержку в трудных ситуациях?          
  Умеешь ли ты придумывать игры для себя, чтобы не было скучно?          
  Всегда ли ты выполняешь свои обещания?          
  Поддерживаешь ли ты в себе бодрость с помощью физических нагрузок и других занятий?          
  Можешь ли ты сказать, кем хочешь стать в будущем?          
  Стараешься ли ты говорить так, чтобы тебя лучше понимали окружающие?          
  Часто ли тебе удается улучшить свое плохое настроение?          
  Ищешь ли ты новые приемы и способы выполнения привычной деятельности?          
  Часто ли тебе удается осуществлять свои намерения?          
  Умеешь ли ты заставить себя чистить зубы, убирать постель, держать в порядке свой стол?          

Обработка результатов

1. Вычисляем показатели проявления каждого вида культурно-психологического поведения - Ср I, Cp II,.... Сначала подсчитываем среднее арифметическое ответов о культурно-психологическом поведении вида I, затем - вида II, и так далее.

Затем вычисляем среднюю по обобщенному показателю психологической культуры в целом Ср пк - т.е. показателю итоговой степени проявления всех шести видов психологической культуры - суммируем ответы по всем вопросам и делим сумму на 18. Заносим эти средние в таблицу.

2. Определяем по таблице 1 уровни гармоничности каждого вида психологической культуры и обобщенный показатель - уровень гармоничности психологической культуры личности в целом.

Таблица 1. Примерные уровни гармоничности характеристик психологической культуры (балльные показатели)

УРОВЕНЬ Гармоничность качеств психол. культуры (Хср = 3,25 балла)   %
Высокий 3,61 - 4,50 65,01 - 87,50
Псевдо-высокий 4,51 - 5,00 87,51 - 100,0
Средний 2,91 - 3,60 47,51 - 65,00
Низкий 1,00 - 2,90 0,00 - 47,50

Шкала перевода любых балльных ответов, выбранных по 5-балльной системе, в проценты:

балл 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 1,7 1,8 1,9 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 2,6 2,7

% 0,0 2,5 5 7,5 10 12,5 15 17,5 20 22,5 25 27,5 30 32,5 35 37,5 40 42,5

балл 2,8 2,9 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 3,5 3,6 3,7 3,8 3,9 4,0 4,1 4,2 4,3 4,4 4,5 4,6

% 45 47,5 50 52,5 55 57,5 60 62,5 65 67,5 70 72,5 75 77,5 80 82,5 85 87,5 90

балл 4,7 4,8 4,9 5,00

% 92,5 95 97,5 100,0

Таблица 2. Средние данные групп детей младших и средних классов

Группа I – Самопони-мание II - Констр. общения III – Саморе- гуляция IV – Твор- чество V - Самоорга-низован-ность VI – Самораз- витие VII – Психол. культура
Ср CD Ср CD Ср CD Ср CD Ср CD Ср CD Ср CD
                             
                             
                             
                             
                             
                             

Интерпретация

КЛЮЧ

№№ Виды культурно-психологического поведения Вопросы №№
I Самопонимание и самопознание 1, 7, 13
II Конструктивность общения 2, 8, 14
III Психическая саморегуляция 3, 9, 15
IY Наличие творчества 4, 10, 16
Y Самоорганизованность 5, 11, 17
YI Саморазвитие 6, 12, 18
VII Психологическая культура в целом 1 - 18

 

Таким образом, изучается степень проявления шести видов культурно-психологического поведения, составляющих психологическую культуру человека, а также ее общее проявление в целом.


Выводы

 

Методика «Психологическая культура личности» является надежным и валидным инструментом изучения культурно-психологических стремлений и соответствующего поведения (собственно психологической культуры).

ПК представляет собой технологию организации и осуществления стремлений человека, связанных, в основном, с самоопределением и саморегуляцией поведения в различных жизненных сферах. Она является частью общей культуры и интегральной гармоничности личности. Гармоничное целостное развитие личности должно идти одновременно со становлением и других аспектов общей культуры, и, в первую очередь, нравственной культуры и культуры эстетической.

На выраженность характеристик ПК существенное влияние оказывают психобиологические свойства личности - темперамент, характер, базовые стремления, возраст и др. В построении конкретных планов и действий одновременно участвуют все уровни личности, как начальный психобиологический, так и уровень оперативного Я, и самый «высокий» уровень духовных ориентаций и ценностей. Результаты их взаимодействия друг с другом и с внешними факторами определяют окончательные направленность и рисунок поведения человека.

Нет однозначной связи ПК и нравственного облика личности - последний требует специально направленного развития и саморазвития.

Люди с развитой психологической культурой выше оценивают свои функциональные психические состояния: самочувствие, настроение, общую активность, а также удовлетворённость жизнью, чем лица с низкой ПК. Для них характерен и невысокий уровень ситуативной и личностной тревожности.

Доказана возможность целенаправленного развития и саморазвития ПК в групповых личностных тренингах и занятиях по самооздоровлению.

 

Результаты исследований позволяют наметить перспективные пути дальнейшего развития культурно-исторического подхода к личности. Изучение произвольности, т.е. фактически психологической культуры, оперативной субъектности личности, необходимо дополнить, с одной стороны, исследованием ее соотношения с «вершинными» духовными ценностями и особенностями человека (нравственными, эстетическими, познавательно-творческими), и, с другой стороны, углублённым изучением ее связей с биопсихологическими характеристиками личности (физиологическими и психологическими потребностями, свойствами темперамента и характера, особенностями первичного Я).

Значение и соотношение этих трёх групп личностных факторов, конечно, нужно рассматривать с учётом жизненного контекста респондентов, параметров социальной и природной окружающей их среды.

Такой, более целостный, взгляд на личность и более широкий подход к ее изучению позволит учесть важнейшие структурные компоненты личности, заложить фундаментальные представления о ее сущности и структуре, и, в дальнейшем, перейти к более целостному исследованию ее развития.


Список используемой литературы

 

1. Бурлачук Л. Ф. Психодиагностика. - Спб.: Питер, 2002. – 588с.

2. Витцлак Г. Основы психодиагностики /Психодиагностика: теория и практика. - М.: Прогресс, 1986. - 206 с.

3. Мотков О.И. Методика «Психологическая культура личности»/Газ. «Школ. психолог», 1999. - № 15, с. 8-9.

4. Мотков О.И. О природе высших психических функций / Перспективы развития культурно-исторической теории. Мат-лы VII Межд. чтений памяти Л.С. Выготского (14-17 ноября 2006). /ред. проф. В.Т. Кудрявцев. М., 2006. - С. 62-68.

5. Психологическая диагностика / Под. ред. М.К. Акимовой, К.М.Гуревича. СПБ.: Питер, 2006. С. 9 - 54.

6. Соломин И.Л. // Журнал практического психолога, N 7-8, июль-август, 1999, с.125-134.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-07-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: