Правила розничной торговли.




Главной задачей аптечной организации является обеспечение населения ЛС (в том числе гомеопатическими) и другими товара­ми аптечного ассортимента. Количество ЛС, зарегистрированных и разрешенных к медицинскому применению в России, ежегодно увеличивается и на 01.01.2006 составляло более 18 тыс. наимено­ваний. Минздравсоцразвития России ежегодно издает Государствен­ный реестр лекарственных средств, содержащий типовые клинико-фармакологические статьи (инструкции по применению) на ЛС. В ассортименте аптечных организаций представлены как ори­гинальные препараты (впервые синтезированные и прошедшие пол­ный цикл исследований ЛС, активные ингредиенты которых за­щищены патентом на определенный срок), так и дженерики (вос­произведенные ЛС, взаимозаменяемые с патентованным анало­гом и выведенные на рынок по окончании срока патентной заши­ты оригинала). Очень часто понятие «оригинальный лекарствен­ный препарат» отождествляют с понятием «лекарственный пре­парат—брэнд».

С понятием «оригинальный лекарственный препарат» не сле­дует путать понятие «оригинальное (торговое) название» лекар­ственного препарата, которое представляет собой патентованное название, зарегистрированное в целях зашиты права его исклю­чительного использования только компанией, владеющей торго­вой маркой или патентом на это название (а не активное веще­ство). Например, только фирма «Байер» имеет право выпускать ацетилсалициловую кислоту под названием «аспирин». Если тор­говые названия (торговые марки) обозначают конечный продукт, то для обозначения активных фармацевтических субстанций ис­пользуются международные непатентованные наименования (МНН),иначе — родовые или общие наименования, которые могут ис­пользоваться в качестве общественной собственности без всяких ограничений, поскольку никто не является владельцем прав на их применение.

МНН обязательно должно быть указано на упаковке как ори­гинального, так и дженерикового препарата, продающегося под торговым (фирменным) названием.

Отпуск лекарственных средств аптечными учреждениями определяется Приказом Минздравсоцразвития РФ от 14.12.2005 N 785 (ред. от 06.08.2007) "О ПОРЯДКЕ ОТПУСКА ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ"и Федеральным законом от 12.04.2010 N 61-ФЗ (ред. от 08.03.2015) "Об обращении лекарственных средств".

Перечень товаров, реализуемых через аптечные организации. Перечень товаров (кроме ЛС), реализуемых через аптечные орга­низации – это:

ЛРС;

ИМН (в частности, предметы ухода за больными, изделия ме­дицинской техники, в том числе профилактического назначения, диагностические средства, лечебно-профилактическое белье, чу­лочные изделия, бандажи, предметы ухода за детьми, аптечки первой медицинской помощи и др.);

дезинфицирующие средства;

предметы (средства) личной гигиены (в частности, средства ухода за кожей, волосами, ароматические масла и др.);

оптика (в частности, готовые очки, средства по уходу за очка­ми и др.);

минеральные воды (натуральные и искусственные);

лечебное, детское и диетическое питание (в частности, биоло­гически активные добавки);

косметическая и парфюмерная продукция.

Часть из этих товаров называется парифармацевтической продук­цией. Это товары дополнительного аптечного ассортимента, сопут­ствующие ЛС и ИМН, предназначенные дня профилактики, лече­ния заболеваний, облегчения состояния человека, ухода за частя­ми тела. К ним относятся: косметические товары, санитарно-гиги­енические средства, предметы ухода за больными, соки, мине­ральные воды, диетическое и детское питание, очковая оптика, справочно-просветительская литература.

Аптечные организации в настоящее время включены в номен­клатуру учреждений здравоохранения (приказ Минздавсоцразвития России от 07.10.05 № 627) и одновременно относятся в соот­ветствии с общероссийским классификатором к торговым орга­низациям; при реализации вышеуказанных товаров они руковод­ствуются правилами розничной продажи, распространяемыми на все торговые организации.

Правила продажи отдельных видов товаров. Правила продажи отдельных видов товаров утверждены постановлением Правитель­ства России от 19.01.98 № 55 (ред. от 19.09.2015 г.). Эти правила разработаны в соответствии с Законом РФ «О защите прав потре­бителей» и регулируют отношения между покупателями и про­давцами при продаже отдельных видов продовольственных и не­продовольственных товаров.

Продавец — организация или индивидуальный предпринима­тель, реализующие товары и оказывающие услуги покупателю по договору купли-продажи.

Покупатель — юридические и физические лица, использующие, приобретающие, заказывающие либо имеющие намерение при­обрести или заказать товары и услуги.

В соответствии с правилами:

режим работы государственной ИЛИ муниципальной организа­ции устанавливается по решению органов местного самоуправле­ния; организации иной организационно-правовой формы, а так­же индивидуальными предприниматели устанавливают его само­стоятельно;

продавец должен располагать необходимыми помещениями, оборудованием и инвентарем, обеспечивающими в соответствии с требованиями стандартов сохранение качества и безопасности товаров при их хранении и реализации в месте продажи, надле­жащие условия торговли, а также возможность правильного вы­бора покупателями товаров;

продавец обязан иметь книгу отзывов и предложений, которая предоставляется покупателю по его требованию;

если продавец осуществляет деятельность, которая подлежит лицензированию (фармацевтическая), то он обязан предоставить информацию о номере и сроке действия лицензии, а также об органе, ее выдавшем;

по требованию покупателя продавец обязан ознакомить его с одним из следующих документов: сертификатом или декларацией о соответствии; копией сертификата, заверенной держателем под­линника сертификата, нотариусом или органом по сертифика­ции; товарно-транспортными документами, содержащими сведе­ния о соответствии качества товара (номер сертификата, срок его действия, выдавший его орган);

реализуемые товары должны быть обеспечены ценниками, на которых указывается наименование товара, цена, подпись мате­риально-ответственного лица или печать организации, дата офор­мления;

товар, на который установлен срок годности, должен быть продан с таким расчетом, чтобы покупатель мог его использовать до истечения срока годности.

Обмен и возврат товаров. У покупателя есть право в течение 14 дней с момента покупки непродовольственного товара надле­жащего качества обменять его в месте покупки на аналогичный товар. Однако не все товары аптечного ассортимента подлежат та­кой замене. Вышеуказанным постановлением утвержден Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подле­жащих возврату или обмену на аналогичный товар. К ним отно­сятся: лекарственные препараты; товары для профилактики и ле­чения заболеваний в домашних условиях (предметы санитарии и гигиены из металла, резины, текстиля и других материалов, ин­струменты, приборы и аппаратура медицинские, средства гигие­ны полости рта, линзы очковые, предметы по уходу за детьми); предметы личной гигиены (например, зубные щетки); парфюмерно-косметические товары. Бывшие в употреблении ИМН, ЛС, предметы личной гигиены, парфюмерно-косметические товары не подлежат продаже.

Если покупателю продан товар ненадлежащего качества, то он вправе потребовать либо замены товара на аналогичный, либо незамедлительного безвозмездного устранения недостатков (при возможности), либо возмещения расходов.

Продавец обязан принять товар ненадлежащего качества у по­купателя и в случае необходимости провести проверку качества товара. При возникновении спора о причинах появления недо­статков продавец обязан провести экспертизу товара за свой счет. Отсутствие у покупателя кассового или товарного чека не явля­ется основанием для отказа в удовлетворении его требований и не лишает его возможности ссылаться на свидетельские показа­ния.

Особенности розничной торговли лекарственными средствами. Восьмой раздел Правил продажи отдельных видов товаров назы­вается «Особенности продажи лекарственных средств и изделий медицинского назначения». В соответствии с ним:

продавец должен предоставить покупателю информацию о пра­вилах отпуска лекарственных препаратов;

лекарственные препараты и ИМН до подачи в торговый зал должны пройти предпродажную подготовку, которая включает рас­паковку, рассортировку и осмотр товара; проверку качества това­ра (по внешним признакам) и наличия необходимой информа­ции о товаре и его изготовителе (поставщике);

продажа лекарственных препаратов (дозированных ЛС, гото­вых к применению и предназначенных для профилактики и лече­ния заболеваний человека и животных, предотвращения беремен­ности, повышения продуктивности животных) осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О лекарственных сред­ствах», которым должны руководствоваться в своей деятельности все аптечные организации.

В чем же особенности розничной торговли ЛС?

Разрешена розничная торговля только ЛС, зарегистрирован­ными в России.

Лекарственные средства, отпускаемые по рецепту врача, под­лежат продаже только через аптеки и аптечные пункты. Лекар­ственные средства, отпускаемые без рецепта врача, могут прода­ваться также в аптечных магазинах и аптечных киосках.

Перечень ЛС, отпускаемых без рецепта врача, пересматрива­ется и утверждается один раз в 5 лет Минздравом России. Допол­нения к Перечню публикуются ежегодно.

Правила и порядок отпуска ЛС определяются также Минздра­вом России.

Аптечные организации обязаны продавать ЛС только в готовом для употребления виде и в количествах, необходимых для выпол­нения врачебных назначений.

Аптечные организации обязаны обеспечивать установленный минимальный ассортимент ЛС, необходимых для оказания меди­цинской помощи.

В настоящее время утвержден и введен в действие Приказ Минздравсоцразвития России от 14.12.2005 N 785 (ред. от 22.04.2014) «О Порядке отпуска лекарственных средств», который определяет требования к отпуску лекарственных средств аптечными учреждениями (организациями).

 

5. Гигиенические и безопасные условия работы аптечных организаций.

 

Соблюдение санитарных правил и выполнение санитарно-противоэпидемических мероприятий является обязательным как для юридических лиц, так и для индивидуальных предпринимателей.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели обя­заны:

выполнять требования санитарного законодательства; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия;

обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняе­мых работ, а также товаров при их производстве, транспортиров­ке, хранении и реализации населению;

осуществлять производственный контроль за соблюдением са­нитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации про­дукции.

Санитарными правилами СП 1.1.1058—01 (утверждены постановлением Главного санитарного врача России от 13.07.01 № 18 с дополнением СП 1.1.2193-07 от 27 марта 2007 г. и разработаны в соответствии с Федеральным законом «О санитарно-эпидемио­логическом благополучии населения») определен порядок орга­низации и проведения производственного контроля.

Производственный контроль. Целью производственного конт­роля является обеспечение безопасности и (или) безвредности для человека вредного влияния объектов производственного кон­троля. Объектами производственного контроля являются произ­водственные, общественные помещения, здания, сооружения, оборудование, транспорт, технологическое оборудование, техно­логические процессы, рабочие места, а также сырье, полуфабри­каты, готовая продукция, отходы производства.

Производственный контроль включает.

наличие официально изданных санитарных правил, методов и методик контроля;

осуществление лабораторных исследований и испытаний на рабочих местах, а также сырья, полуфабрикатов, готовой продук­ции и технологий их производства, хранения, транспортировки,

реализации и утилизации;

организацию медицинских осмотров, профессиональной ги­гиенической подготовки и аттестации должностных лиц и работ­ников организаций;

контроль за наличием сертификатов, санитарно-эпидемиоло­гических заключений, личных медицинских книжек, санитарных паспортов на транспорт, иных документов, подтверждающих ка­чество и безопасность сырья, полуфабрикатов, готовой продук­ции и технологии их производства, хранения, транспортировки, реализации и утилизации;

обоснование безопасности для человека и окружающей среды новых видов продукции и технологии се производства;

ведение учета и отчетности по вопросам, связанным с осуще­ствлением производственного контроля;

своевременное информирование населения, органов мест­ного самоуправления, органов и учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы РФ об аварийных си­туациях, нарушениях технологических процессов, создающих

угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населе­ния;

визуальный контроль специальио уполномоченными должност­ными лицами (работниками) организации за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, соблюдением санитарных правил; разработку и реализацию мер, направленных на устранение выявленных нарушений.

План производственного контроля должен составляться юри­дическим лицом, индивидуальным предпринимателем до начала осуществления деятельности. При изменении вида деятельности или технологии производства в план вносятся необходимые изме­нения- План производственного контроля согласовывается глав­ным врачом (или заместителем) центра Госсанэпиднадзора и утверждается руководителем организации.

При осуществлении отдельных видов деятельности установле­ны особенности производственного контроля. Так, при осуществ­лении фармацевтической деятельности следует предусматривать контроль за соблюдением санитарно-эпидемиологических требо­ваний, дезинфекционных и стерилизационных мероприятий в соответствии с нормативными документами, издаваемыми Мин­здравом России, государственными и отраслевыми стандартами, санитарными правилами и гигиеническими нормативами.

Требования, предъявляемые к санитарному режиму аптечного производства и личной гигиене работников аптек, утверждены Министерством здравоохранения Российской Федерации (приказ Минздрава России от 21.10.97 № 309 «Об утверждении инструк­ции по санитарному режиму аптечных организаций»).

Санитарные требования к помещениям и оборудованию аптек. Помещения аптек следует оборудовать, отделывать и содержать в чистоте и надлежащем порядке. Перед входами в аптеку должны быть приспособления для очистки обуви от грязи. Очистка самих приспособлений должна проводиться по мере необходимости, но не реже одного раза в день.

Рабочие места персонала аптеки в зале обслуживания населения должны быть оснащены устройствами, предохраняющими работ­ников от прямой капельной инфекции (стеклянные перегородки). Материалы, используемые при строительстве аптек, должны иметь сертификаты. Материалы покрытия помещении (водостой­кие краски, эмали или кафельные глазурованные плитки светлых тонов) должны быть антистатическими и иметь гигиенические сертификаты. Полы покрываются неглазурованными керамиче­скими плитками, линолеумом или релином с обязательной свар­кой швов. Поверхности стен и потолков производственных поме­щений должны быть гладкими, без нарушения целостности по­крытия, допускающими влажную уборку с применением дезсредств.

Помещения аптек должны иметь как естественное, так и ис­кусственное освещение. Общее искусственное освещение долж­но быть предусмотрено во всех помещениях; кроме того, для отдельных рабочих мест устанавливается местное освещение. Ис­кусственное освещение осуществляется люминесцентными лам­пами и лампами накаливания. В соответствии с требованиями гигиены труда для различных помещений аптеки устанавлива­ются освещенность рабочих поверхностей, источник света, до­пустимый показатель дискомфорта, допустимый коэффициент пульсации, тип ламп (например, освещенность рабочих поверх­ностей в ассистентской и асептической комнатах должна состав­лять 500, допустимый показатель дискомфорта 40, допустимый коэффициент пульсации 10, источник света — лампы накалива­ния).

Системы отопления и вентиляции должны отвечать требова­ниям действующих СНиП. В помещениях должен проводиться кон­троль за параметрами микроклимата (температура, влажность, воздухообмен), дли чего они оснащаются термометрами, гигро­метрами и пр.

Оборудование, используемое в аптеках, должно быть зарегист­рировано в Минздраве России, разрешено к применению и иметь сертификат соответствия. Установка оборудования должна произ­водиться на достаточном расстоянии от стен, чтобы иметь доступ для их очистки, дезинфекции и ремонта. Оборудование не должно загораживать естественный источник света или загромождать про­ходы. Не допускается размещение в производственных помещени­ях машин, аппаратов и других предметов, не имеющих отноше­ния к технологическому процессу данного производственного по­мещения.

В производственных помещениях не допускается вешать зана­вески, расстилать ковры, разводить цветы, вывешивать стенгазе­ты, плакаты и т.п. Информационные стенды и таблицы, необхо­димые для работы в производственных помещениях» должны из­готовляться из материалов, допускающих влажную уборку и де­зинфекцию.

В моечной комнате должны быть выделены и промаркированы раковины для мытья посуды, предназначенной для приготовле­ния инъекционных растворов и глазных капель, внутренних ЛФ, наружных ЛФ. Запрещается пользоваться этими раковинами для мытья рук.

Для мытья рук персонала в шлюзах асептического блока и заготовочной, ассистентской, моечной, туалете должны быть уста­новлены раковины, которые целесообразно оборудовать педаль­ными кранами, кранами с локтевыми приводами или фотоэле­ментами. Рядом устанавливают емкости с дезрастворами, воздуш­ные электросушилки. Запрещается пользоваться раковинами в производственных помещениях лицам, не занятым изготовлени­ем и фасовкой ЛС.

Санитарное содержание помещений, оборудования, инвентаря.

Перед началом работы в аптеке необходимо провести влажную уборку помещений (полов и оборудования) с применением дезсредств (например, хлорамина Б). Сухая уборка помещений за­прещается. Генеральная уборка производственных помещений дол­жна проводиться не реже одного раза в неделю. Моют стены, две­ри, оборудование, полы. Потолки очищают от пыли влажными тряпками 1 раз в месяц. Оконные стекла, рамы и пространство между ними моют горячей водой с мылом или другими моющими средствами не реже одного раза в месяц.

Оборудование производственных помещений и торговых залов подвергают ежедневной уборке, шкафы для хранения ЛС в поме­щениях хранения (материальные комнаты) убирают по мере не­обходимости, но не реже одного раза в неделю.

Уборочный инвентарь должен быть промаркирован и исполь­зован строго но назначению. Хранение его осуществляют в специ­ально выделенном месте (комната, шкафы) раздельно. Ветошь, предназначенную для уборки производственного оборудования, после дезинфекции и сушки хранят в чистой промаркированной плотно закрытой таре (банка, кастрюля и др.). Уборочный инвен­тарь для асептического блока хранят отдельно.

Уборку помещений асептического блока (полов и оборудова­ния) проводят не реже одного раза в смену в конце работы с использованием дезинфицирующих средств. Генеральную уборку проводят один раз в неделю, по возможности с освобождением от оборудования.

Необходимо строго соблюдать последовательность стадий при уборке асептического блока. Начинать следует с асептической. Вначале моют стены и двери от потолка к полу. Затем моют и дезинфицируют стационарное оборудование и в последнюю оче­редь полы. Все оборудование и мебель, вносимые в асептический блок, предварительно обрабатывают дезинфицирующим раство­ром. Для уборки и дезинфекции поверхностей рекомендуются по­ролоновые губки, салфетки из неволокнистых материалов.

Приготовление дезрастворов должно осуществляться специально обученным персоналом в соответствии с действующими инструкци­ями. Для дезинфекции поверхностей допускается использование дезсредств из числа разрешенных Минздравом России к применению.

Отходы производства и мусор должны собираться в специаль­ные контейнеры с приводной крышкой с удалением из помеще­ния не реже одного раза в смену. Раковины для мытья рук, сани­тарные узлы и контейнеры для мусора моют, чистят и дезинфи­цируют ежедневно (например, хлорамином Б, гипохлоритом на­трия, моюще-дезинфицирующим средством «Дихлор-1»).

Санитарный день в аптеках проводят 1 раз в месяц (одновре­менно, кроме тщательной уборки, можно проводить мелкий те­кущий ремонт).

Санитарно - гигиенические требования к персоналу аптек. Руководители аптек обязаны заботиться о правильной расстановке специалистов и подсобного персонала, обеспечить их подготовку переподготовку по правилам личной гигиены и технике безо­пасности, а также прохождение персоналом регулярных мед­осмотров (предварительные и периодические осмотры).

Работники аптеки, занимающиеся изготовлением, контролем, расфасовкой ЛС и обработкой аптечной посуды, а также соприка­сающиеся с готовой продукцией, при поступлении на работу про­ходят медицинское обследование, а в дальнейшем — профилак­тический осмотр в соответствии с действующими приказами Мин­здрава России. Периодические медицинские осмотры проводятся с целью динамического наблюдения за состоянием здоровья ра­ботников в условиях воздействия профессиональных вредностей, профилактики и своевременного установления начальных при­знаков профессиональных заболеваний; выявления общих заболе­ваний, препятствующих продолжению работы с вредными, опас­ными веществами и производственными факторами, а также пре­дупреждения несчастных случаев. Результаты осмотров заносятся в медицинскую книжку, которая заводится на каждого работника аптеки.

Каждый сотрудник должен оповещать руководящий персонал о любых отклонениях в состоянии здоровья. Сотрудники с инфек­ционными заболеваниями, повреждениями кожных покровов к работе не допускаются. Выявленные больные направляются на лечение и санацию. Допуск к работе проводится только при нали­чии справки ЛПУ о выздоровлении,

Персонал обязан выполнять правила личной гигиены и произ­водственной санитарии, носить технологическую одежду, соот­ветствующую выполняемым операциям. Все средства индивиду­альной защиты должны быть сертифицированы, соответствовать полу, росту и размерам, характеру и условиям выполняемой ра­боты и обеспечивать безопасность труда.

При входе в аптеку персонал обязан снять верхнюю одежду и обувь в гардеробной, вымыть и продезинфицировать руки, надеть санитарную одежду и санитарную обувь. Перед посещением туа­лета халат обязательно снимают. Запрещается выходить за преде­лы аптеки в санитарной одежде и обуви. В периоды распростране­ния острых респираторных заболеваний сотрудники аптек долж­ны носить на лице марлевые повязки.

Санитарная одежда и санитарная обувь выдаются работникам аптеки в соответствии с действующими нормами с учетом выпол­няемых производственных операций. Спецодежда (3 халата хлопчатобумажных и 3 колпака) выдается всем фармацевтическим ра­ботникам сроком на 24 мес. Работников, занятых непосредствен­но изготовлением, контролем и фасовкой лекарств, дополнительно обеспечивают парой кожаных тапочек (на 6 мес). Работникам ап­теки, занятым изготовлением, фасовкой и контролем лекарств в асептических условиях, на 24 мес выдаются: 6 халатов (или кур­ток с брюками) хлопчатобумажных, б колпаков или косынок хлоп­чатобумажных, 6 бахил хлопчатобумажных. Смена санитарной одежды должна производиться не реже двух раз в неделю, полоте­нец для личного пользования — ежедневно. Комплект специаль­ной одежды для персонала, работающего в асептических услови­ях, должен быть стерильным перед началом работы.

Производственному персоналу запрещается принимать пищу, курить, а также хранить еду, курительные материалы и личные ЛС в производственных помещениях аптек и помещениях хране­ния готовой продукции. В карманах халатов не должны находиться предметы личного пользования, кроме крайне необходимых (но­совой платок, очки и др.).

Особое внимание должно уделяться подбору и подготовке производственною персонала для работы в асептических условиях. Персонал асептического блока должен обладать, кроме специ­альных знаний и опыта практической работы, знаниями по осно­вам гигиены и микробиологии, чтобы осознанно выполнять са­нитарные требования и правила, должен быть готов к возможным неудобствам в работе, связанным с систематической обработкой рук и строго определенной последовательностью переодевания, использования воздухопроницаемой повязки на лице, резиновых перчаток и др.

Для производственного персонала на основании существующих документов должны быть разработаны и укреплены в нужных ме­стах правила личной гигиены, входа и выхода из помещений, рег­ламент уборки, правила транспортировки изделий и материалов в соответствии с ходом технологического процесса.

Сотрудники аптек при работе обязаны соблюдать действующие правила техники безопасности и производственной санитарии.

В аптеках должен быть предусмотрен необходимый состав санитарно-бытовых помещений для персонала: гардеробные с ин­дивидуальными шкафами, душевые, санузлы, помещения для при­ема пищи и отдыха.

Санитарные требования к получению, транспортировке и хране­нию воды очищенной и воды для инъекций. Для изготовления инъекционных стерильных и нестерильных ЛС используют воду очи­щенную, которая может быть получена дистилляцией, обратным осмосом, ионным обменом и другими разрешенными способами. Микробиологическая чистота воды очищенной должна соответ­ствовать требованиям на воду питьевую, допускается содержание в ней не более 100 микроорганизмов в 1 мл при отсутствии бакте­рий семейства Enterobacteriaceae, P. Aeruginosa, S. aureus. Для при­готовления стерильных неинъекцнонных ЛС, изготовляемых асеп­тически, воду необходимо стерилизовать.

При изготовлении растворов для инъекций используют воду для инъекций, которая должна выдерживать испытания на воду очищенную и быть апирогенной.

Получение и хранение воды очищенной должно производить­ся в специально оборудованном для этой цели помещении. Полу­чение волы для инъекций должно осуществляться в помещении дистиллиционной асептического блока, где категорически запре­щается выполнять какие-либо работы, не связанные с перегонкой воды.

Воду очищенную используют свежеприготовленной или хра­нят в закрытых емкостях, изготовленных из материалов, не изме­няющих свойства волы и защищающих се от инородных частиц и микробиологических загрязнений, не более 3 сут. Воду для инъек­ций используют свежеприготовленной или хранят при температу­ре 5— 10°С или 80 —95°С в закрытых емкостях, изготовленных из материалов, не изменяющих свойств воды, защищающих се от попадания механических включений и микробиологических за­грязнений, не более 24 ч.

Воду очищенную и воду для инъекций получают с помощью аквадистилляторов или других разрешенных для этой пели, уста­новок. Подготовку к работе и порядок работы на них осуществля­ют в соответствии с указаниями, изложенными в паспорте, и ин­струкцией по эксплуатации.

При получении воды с помощью аквадистиллятора ежедневно перед началом работы необходимо в течение 10—15 мин прово­дить пропаривание при закрытых вентилях подачи воды в аквадистиллятор и холодильник. Первые порции полученной воды в те­чение 15 — 20 мин сливают. После этого начинают сбор воды.

Полученную воду, очищенную и для инъекций, собирают в чистые простерилизованные или обработанные паром сборники промышленного производства (в порядке исключения — в стек­лянные баллоны). Сборники должны иметь четкую надпись: «Вода очищенная», «Вода для инъекций». Если одновременно использу­ют несколько сборников, их нумеруют. На этикетке емкостей для сбора и хранения воды для инъекций должно быть обозначено, что содержимое не простерилизовано.

Стеклянные сборники плотно закрывают пробками с двумя отверстиями: одно для трубки, в которую вставляется тампон из стерильной ваты (меняют ежедневно). Сборники устанавливают на баллоноопроккдыватели.

Сборники соединяют с аквадистиллятором с помощью стек­лянных трубок, шлангов из силиконовой резины или другого ин дифферентного к воде очищенной материала, разрешенного к применению в медицине и поддерживающего обработку паром.

Подачу волы на рабочие места осуществляют по трубопрово­дам или в баллонах. Трубопроводы должны быть изготовлены из материалов, разрешенных к применению в медицине и не изме­няющих свойств воды. При значительной длине трубопровода для удобства мойки, дезинфекции и отбора проб воды очищенной на микробиологический анализ через каждые 5—7 м следует преду­сматривать тройники с внешним выводом и краном.

Мытье и дезинфекцию трубопровода производят перед сбор­кой, в процессе эксплуатации не реже одного раза в 14 дней, а также при неудовлетворительных результатах микробиологических анализов.

Для обеззараживания трубопроводов из термостойких матери­алов через них пропускают острый пар из парогенератора или ав­токлава. Отсчет времени Обработки ведут с момента выхода пара с концевого участка трубопровода. Обработку проводят в течение 30 мин.

Трубопроводы из полимерных материалов и стекла можно стерилизовать 6%-м раствором перекиси водорода в течение 6 ч с последующим тщательным промыванием водой очищенной. Пос­ле чего осуществляют проверку на отсутствие восстанавливающих веществ. Регистрацию обработки трубопровода ведут в специаль­ном журнале.

Для очистки от пирогенных веществ стеклянные трубки и со­суды обрабатывают подкисленным раствором кадия перманганата в течение 25 — 30 мин. Для приготовления раствора к 10 частям 1%-го раствора калия перманганата добавляют 6 частей 1,5%-го раствора кислоты серной. После обработки сосуды и трубки тща­тельно промывают свежеприготовленной водой для инъекций.

Лицо, ответственное за получение воды очищенной, назнача­ет руководитель аптеки.

Обработка аптечной посуды. Обработка стеклопосуды включа­ет следующие технологические операции: дезинфекцию, замачи­вание и мойку (или моюще-дезинфиинрующую обработку), опо­ласкивание, сушку (или стерилизацию), контроль качества обра­ботки.

Дезинфекция бывшей в употреблении посуды. Аптечную посуду, бывшую в употреблении, поступившую от населения или из ин­фекционных отделений ЛПУ, в обязательном порядке подверга­ют дезинфекции. Для дезинфекции используют 1%-й раствор ак­тивированного хлорамина с погружением посуды на 30 мин или 3%-й раствор перекиси водорода с погружением на 80 мин. Де­зинфицирующие растворы готовят в емкостях (баках) из стекла, пластмасс или покрытых эмалью в количествах, необходимых для полного погружения обрабатываемой посуды. Растворы активированного хлорамина готовят растворением хлорамина в водопро­водной воде (100 г на 10 л рабочего раствора) с последующим добавлением равного количества активатора (хлористого или сер­нокислого или азотнокислого аммония). Для приготовления 10 л 1%-го раствора перекиси водорода берут I 200 мл пергидроля, добавляя его к соответствующему количеству воды. Приготовлен­ные дезинфицирующие растворы хранятся не более 24 ч. Повтор­ное использование одного и того же раствора не допускается. По­суду в перфорированной емкости опускают в бак с дезинфициру­ющим раствором и оставляют на определенное время (30 или 80 мин). После дезинфекции посуду промывают проточной водо­проводной водой до исчезновения запаха дезсредства и подверга­ют мойке растворами моющих средств.

Для дезинфекции посуды могут быть также использованы таблетированные дезинфицирующие средства «Клорсепт» и «Клор-Клин», которые обладают значительными преимуществами перед традиционными хлорсодержащими средствами, в том числе низ­кой удельной стоимостью обработки.

Мойка аптечной посуды. Аптечную посуду (новую и бывшую в употреблении после дезинфекции) замачивают в растворе име­ющегося моющего средства соответствующей концентрации (табл. 1).

Моющее средство растворяют в воде, подогретой до 50—60°С. Посуду замачивают в растворе в течение 25 — 30 мин при полном погружении. Сильно загрязненную посулу замачивают более про­должительное время. В этом же растворе посуду моют с помощью ерша. При использовании CMC возможны мойка и ополаскивание с помощью моечной машины.

 

    Таблица 1
Концентрация и расход моющих средств
Моюшее средство Концентрация Расход на 10 л рабочего раствора, г
Горчица (порошок) 5,0  
Натрии гидрокарбонат с мыльной стружкой 0,5  
CMC (средство моющее синтетическое) 1,0  
«Лотос», «Астра» и др. 0,5  
«Прогресс» (жидкость) 0,2  
«Посудомой» 0,5  
         

Мокще-дезинфицирующая обработка посуды. Наиболее рациональ­но проводить обработку возвратной посуды растворами моюще-дезинфицирующих средств. С этой целью для сильно загрязненной посуды целесообразно использовать 1%-й раствор хлорцина или 0,2%-й ДП-2 с погружением на 120 мин. Для остальной посуды используют 0,5%-й раствор хлорцина, 0,1%-й раствор ДП-2 или 3%-й раствор перекиси водорода с добавлением 0,5%-го моюще­го средства. Для приготовления рабочих растворов используют за­крытые емкости из стекла, пластмасс иди покрытые эмалью. На 10 л рабочего раствора необходимо 50 г хлорцина или 10 г ДП-2, или 1,2 л пергидроля с добавлением 50 г моющего средства. Посу­ду полностью погружают в теплый раствор (40—50°С), выдержи­вают в нем 15 мин, затем моют в этом же растворе с помощью ерша. После этого промывают проточной водопроводной водой (горячей) до полного исчезновения запаха дезередств, но не ме­нее 5 — 7 раз. Окончательную отмывку посуды проводят водой очи­щенной.

Ополаскивание аптечной посуды. Ополаскивание стеклопосуды проводят 7 раз водопроводной и 1 раз очищенной (дистиллиро­ванной) водой. Стеклопосуду, предназначенную для изготовле­ния стерильных растворов, ополаскивают водопроводной водой 5 раз, очищенной — 3 раза. Оптимально последнее ополаскива­ние проводить водой для инъекций, профильтрованной через фильтр.

Сушка и стерилизация посуды. Чистую посуду сушат и хранят в закрытых шкафах. Флаконы, предназначенные для инъекционных растворов и глазных капель, стерилизуют в режиме: горячим воз­духом при 180С — 60 мин или насыщенным паром под дарени­ем при 120°С — 45 мин. После снижения температуры в стерили­заторе до 60—70 °С посуду вынимают, закрывают стерильными пробками и используют для розлива растворов.

Контроль качества обработки. Контроль чистоты вымытой по­суды проводят визуально (выборочно) по отсутствию посторон­них включений, пятен, подтеков, по равномерности стекания волы со стенок флаконов после их ополаскивания. При необходимости обнаружения на поверхности посуды возможных жировых загряз­нений проводят контроль с реактивом, содержащим Судан III. Для этого внутреннюю поверхность вымытой и высушенной по­суды смачивают 3 — 5 мл красящего раствора, распределяют его по исследуемой поверхности в течени



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: