Натуралистическая теория кредита.




Таким образом, основные особенности рынка земли – это ограниченность земли как фактора производства, абсолютная неэластичность предложения земли, а, следовательно, основное влияние спроса на рыночное равновесие. Земельная рента - плата за использование земли, предложение которой строго ограничено. Отличием ренты от арендной платы является то, что арендная плата часто включает платежи не рентного происхождения, и не все виды ренты входят в арендную плату. Цена земли – капитализированная арендная плата, т.е. сегодняшняя дисконтированная стоимость всех ожидаемых в будущем арендных платежей.

Подводя итоги, можно отметить сохраняющийся огромный потенциал российского земельного рынка. Его основной особенностью является то, что рынок земли РФ еще окончательно не сформировался. Фактически он утвердился после принятия Земельного кодекса РФ и закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» в 2002 году.

Основными проблемами рынка земли РФ и его регулирования являются неразвитость кадастрового учёта, проблема разграничения земель и формирования адекватного кадастрового учёта, правовой нигилизм в сфере земельных правоотношений (пробелы в законодательстве земельных правоотношений), а так же практическая безнаказанность чиновников в сфере земельных правоотношений по итогам проверок.

Для дальнейшего развития рынка земли РФ необходимо комплексно решить вопрос о формировании государственной земельной политики и формирования органа управления таковой. Пока на местах будет продолжаться неопределённость в уполномоченными органами в осуществлении земельной политики картина будет продолжать оставаться подобной сегодняшнему дню: преобладающие отношения аренды земель, неохотная продажа в собственность, недовведенный до конца земельный кадастр. Вполне возможно, что новые законодательные акты скорректируют российских чиновников в пользу большей «рыночности» и «прозрачности».

Вопрос 74. Модели государственного регулирования экономики в РФ и развитых странах. Механизм государственного регулирования не является раз и навсегда данным и неизменным. Эволюция его предопределяется потребностями технологического развития и экономического роста, перегруппировкой политических сил и изменениями проводимой ими экономической и социальной политики, степенью развитости рыночных отношений хозяйствования. Государственное регулирование экономики в условиях рынка предполагает систему мер законодательно-исполнительного и контролирующего характера. Вмешательство государства в экономические процессы должно обеспечить прогрессивные сдвиги в пропорциях воспроизводства, условиях для добросовестной конкуренции, предотвращения негативных социальных и экономических последствий. Рис. 1. Формы и методы государственного регулирования экономики

По форме участия государства в регулировании экономики и методам его влияния на хозяйственную деятельность выделяют административно- распорядительные и экономические методы, а также прямые и косвенные (рис.1). Но при этом следует отметить, что все они тесно связаны друг с другом, и всегда стоит вопрос поиска оптимального сочетания государственного вмешательства и функционирования естественно сложившегося рыночного механизма. К методам прямого государственного воздействия относятся: определение стратегических целей развития экономики и их выражение в индикативных и других планах, целевых программах; государственные заказы и контракты на поставки определенных видов продукции, выполнение работ, оказание услуг; государственная поддержка программ, заказов и контрактов; нормативные требования к качеству и сертификации технологии и продукции; правовые и административные ограничения и запреты по выпуску определенных видов продукции и т.п.; лицензирование операций по экспорту и импорту товаров, т.е. внешнеторговых операций. Методы косвенного государственного регулирования экономических процессов опираются в основном на товарно-денежные рычаги, определяют «правила игры» в рыночном хозяйстве и воздействуют на экономические интересы субъектов хозяйственной деятельности. К ним следует отнести: налогообложение, уровень обложения и система налоговых льгот; регулирование цен, их уровней и соотношений; платежи за ресурсы, ставки процента за кредит и кредитные льготы; таможенное регулирование экспорта и импорта, валютные курсы и условия обмена валют. Прямые методы государственного регулирования экономики не связаны с созданием дополнительного материального стимула или опасностью финансового ущерба и базируются на силе государственной власти. Сфера применения косвенного регулирования по мере развития рыночной экономики значительно расширяется, сужая возможности прямого вмешательства государства в процессы расширенного воспроизводства. Административно-распорядительные методы базируются на силе государственной власти и включают в себя меры запрета, разрешения и предупреждения. Они, как правило, носят обязательный характер и оформляются в виде законодательных актов, распоряжений, постановлений и т.д. К ним можно отнести распределений централизованных инвестиций или иных контролируемых государством ресурсов, лицензирование отдельных видов деятельности, квотирование экспорта, импорта и т.д. Административно-распорядительные методы государственного регулирования эффективны в сфере контроля над монопольными рынками, в области экологии, в разработке национальной системы стандартизации и сертификации, в определении и поддержании необходимых параметров жизни. Экономические методы регулирования воздействуют на интересы объектов регулирования косвенно: через хозяйственное законодательство, финансовую, денежную, кредитную систему. При этом прямое принуждение или поощрение отсутствует. Объект регулирования свободен в выборе вариантов действия, но подчиняется и не противоречит действующему законодательству. С помощью экономических методов государство влияет на соотношение спроса и предложения на денежном и финансовом рынках, воздействует в желаемом направлениях на деятельность хозяйствующих субъектов, обеспечивает социальную и макроэкономическую стабилизацию в целом, влияет на структуру платежного баланса страны, стимулирует экспорт товаров, услуг, капитала, регулирует валютный курс и пр. Экономические методы регулирования реализуются в основном через финансово-кредитную систему (инвестиции, субсидии, дотации, кредиты, налоги, амортизация, цены и т.д.) В системе государственного регулирования применяются и другие меры государственного вмешательства государства. Однако, все используемые формы, методы, инструменты, как правило не являются новыми: они широко использовались в планово-директивных и рыночных моделях экономики. Принципиальное их отличие заключается в особенностях формирования, формах проявления и совокупном воздействии. В процессе формирования системы государственного регулирования экономики России поиск новых подходов должен вестись именно в этих направлениях.

Немецкая модель государственного регулирования экономики. Модель социального рыночного хозяйства ФРГ сформировалась в послевоенной Германии в результате хозяйственной реформы, основоположником и организатором которой был министр народного хозяйства ФРГ, а затем ее канцлер Людвиг Эрхард. В экономике Германии государству отведены, главным образом, регулирующие функции в интересах обеспечения свободы конкуренции, устойчивости цен, высокой занятости, внешнеэкономической динамики и сбалансированности. Государственное влияние на развитие отдельных отраслей и экономики осуществляется с помощью инструментов налоговой, кредитно-финансовой, таможенной, инвестиционной, антимонопольной политики, а также политики в сфере занятости. Правительство ФРГ основное внимание уделяет росту экономики и занятости населения. Центральная задача экономической политики государства – сокращение безработицы. Ключ к обеспечению большей занятости лежит в увеличении объёма инвестиций и в инновациях, создающих перспективные рабочие места. Цель – создать большее количество рабочих мест, открыть перспективы в сфере занятости. Регулирующие функции в области экономики от имени государства выполняют ряд министерств и ведомств ФРГ и, в первую очередь, Федеральное министерство экономики и технологий, Министерство финансов и Министерство продовольствия, сельского хозяйства и защиты прав потребителей Германии. Помимо указанных министерств в экономическом блоке регулирующие функции государства несут и другие федеральные ведомства, в том числе, Федеральное министерство транспорта, строительства и жилищного хозяйства, Федеральное министерство по защите окружающей среды, природы и безопасности ядерной энергетики, и, частично, Федеральное министерство экономического сотрудничества и развития Германии. Значительна роль государства в оказании поддержки предпринимателей и экспортёров. Причём, эта помощь осуществляется за счёт федеральных и земельных бюджетов. Государственной поддержкой охвачены и разработки в области НИОКР (до 50% расходов фирм), в том числе в области альтернативных видов энергии, энергосберегающие и природоохранные технологии, малое и среднее предпринимательство, в частности, ремесленное производство. Особенно сильно влияние государства в аграрном секторе. Регулирование производства сельхозпродукции происходит как с помощью стимулирующих методов, так и ограничений в производстве отдельных продуктов с целью стабилизации цен. В соответствии с имеющимися программами государство за счёт бюджета компенсирует разницу между ценой немецкого производителя и мировыми ценами при согласованном объёме экспорта. Система государственной поддержки национальной экономики и экспорта осуществляется не только с помощью субсидирования и дотаций производителям и страхования экспортных поставок, но и путём содействия в осуществлении ярмарочно-выставочной деятельности фирм ФРГ за рубежом, консультационно-информационной помощи как в стране, так и за рубежом через департаменты или отделы экономики и науки посольств Германии. Существует также определённое влияние государственных контрольных органов по вопросу регулирования цен, в том числе в области электроэнергии, пассажирских перевозок, отдельных медицинских услуг, почтовых услуг и т.п. с определением верхних и нижних уровней цены. К частично регулируемым ценам относится и квартплата в муниципальном секторе, внутренние тарифы пассажирских перевозок, коммунальные платежи для жилого муниципального сектора. Таким образом, цель Федерального правительства Германии заключается в том, чтобы улучшить общие условия для предпринимательской деятельности в Германии, в основе которой должна быть обеспечена свободная конкуренция.

Французская модель государственного регулирования экономики. Важнейшей формой проявления государственного регулирования экономики во Франции является планирование. Французская система планирования - своеобразный продукт рыночной экономики. Формированием стратегических планов и текущих прогнозов занимается Генеральный комиссариат по плану, который подчиняется непосредственно премьер-министру. Планирование, утверждающееся «снизу», базируется на принципах консультирования и согласования и включает в участие на равноправных началах представителей различных «группировок интересов»: госслужащих, предпринимателей, профсоюзов, союзов потребителей и др. Вместе с тем плановые показатели не являлись директивными, а выступали, прежде всего, в качестве экономических индикаторов – носителей информации об ожидаемой экономической конъюнктуре. Помимо планирования, государственное регулирование экономики во Франции осуществляется посредством контроля над ценами, налоговой системой, кредитно-денежного регулирования, контроля за оплатой труда, политикой ускоренной амортизации и др. Управление ценами государство осуществляет с учетом трех факторов: динамики инфляции, наличия или отсутствия на рынке конкуренции и социальной значимости товаров и услуг. Государство регулирует цены на товары и услуги, которые производятся монопольными продавцами или когда у потребителей нет достаточного выбора вариантов. Центральное место во Франции в системе государственного регулирования развития экономики занимает налоговая система. Налоговая система Франции предусматривает строгое разделение налогов на поступления в центральные и местные бюджеты. К основным налогам относятся: прогрессивный подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль, на добавленную стоимость и налоги акцизного характера (на нефтепродукты, табак и др.) Налоговая политика по Франции учитывает темпы развития, прогрессивность отраслевой структуры, экономическое положение регионов, уровень инфляции, безработицу и прочие факторы. Особая значимость во Франции придается развитию конкуренции. Роль государства проявляется в поощрении создания малых предприятий. Мировая практика свидетельствует, что до 90 % вновь образованных малых предприятий “прогорают” в течение первых пяти лет. Поэтому для ускоренного развития малых форм бизнеса требуется экономическая помощь со стороны государства. Основными формами государственного содействия малому бизнесу во Франции являются помощь в получении долгосрочных и краткосрочных займов, предоставление налоговых льгот, развитие системы гарантий и страхование кредитов, обеспечение коммерческой информацией, установление законодательных гарантий по предотвращению полного банкротства, выделение специалистов для координации деятельности малых предприятий, повышение квалификации управленческого персонала.

Шведская модель государственного регулирования экономики. Термин «шведская модель» возник в связи со становлением Швеции как одного из самых развитых в социально-экономическом отношении государства. Шведская модель исходит из того, что в политике явно выделяются две доминирующие цели: полная занятость и выравнивание доходов. Из всех западных национальных вариантов социальной политики шведский вариант в наибольшей мере характеризуется универсальностью и всеобщностью социального обеспечения и страхования. Он наиболее отвечает понятию «государство всеобщего благосостояния», что заключается во внерыночном характере предоставления социальных услуг. Здесь нет непосредственной зависимости между правом на социальную защиту и специальными взносами на ее обретение. Социальные расходы шведского государства превышают половину ВВП – против менее его трети в среднем для Западной Европы и четверти для всех развитых стран. Цель системы социального обеспечения в Швеции – обеспечить человека экономической защитой в случае болезни, рождении ребенка, наступлении старости, при безработице и т.п. Окончательной гарантией, независимо от причины обращения, считается пособие наличными, именуемое общественной помощью. В шведской модели социальная политика способствует преобразованию общественных отношений в духе социальной справедливости, уравниванию доходов, сглаживанию классовых неравенств и в итоге построению нового общества демократического социализма на базе государства благосостояния. Активная политика на рынке труда ориентирована на сведении к минимуму социальных издержек рыночной экономики. Смысл состоит в максимальном росте производства частного сектора и как можно большем распределении и перераспределении государством национального дохода через налоговую систему и государственные расходы для повышения жизненного уровня народа. Итак, основные цели шведской модели – полная занятость и равенство, которые зависят от стабильности цен, экономического роста и конкурентоспособности. Модель развивалась в течение нескольких десятилетий и показала жизнеспособность идей политики солидарности в области зарплаты, полной занятости без инфляции.
К основным нормативно-правовым актам, определяющим государственное регулирование экономики в РФ относятся: Гражданский Кодекс РФ, различные федеральные законы и нормативные акты; Общепринято деление методов государственного регулирования на административно-распорядительные, экономические, прямые, косвенные; В зависимости от степени, уровня, роли и характера государственного регулирования экономики и масштабности решаемых при этом социальных задач, различают несколько моделей государственного регулирования экономики: американскую, японскую, немецкую, французскую, шведскую. Характерная особенность французской модели – значительная роль государства в решении проблем экономического развития страны; немецкой модели – значительная роль государства в решении социальных проблем и сохранении общих благ; шведской модели – ярко выраженная социальная направленность и сокращение имущественного неравенства за счет перераспределения в пользу менее обеспеченных слоев населения; Анализ опыта государственного регулирования экономики в зарубежных странах приводит к выводу, что ключевое значение для развития экономики играет инвестиционная политика. Также зарубежный опыт наглядно показывает, что благосостояние граждан (уровень и качество жизни населения) основано на экономике и растет с ее развитием, основанном на росте трудовой активности и повышением ее эффективности за счет целенаправленной деятельности и повышения производительности труда за счет внедрения новых технологий и техники.

Вопрос 84. Понятие экономического роста в экономической теории и его факторы.

В связи с трудностями измерения процесса экономического развития в макроэкономике чаше всего анализируют экономический рост, но это лишь один из показателей процесса экономического развития, хотя и ведущий.

Экономический рост выражается в количественном увеличении и качественном совершенствовании ВВП и его составляющих.

На макроэкономическом уровне ведущими показателями количественной динамики экономического роста являются:

§ прирост объема ВВП;

§ темпы роста ВВП в расчете на душу населения;

§ темпы роста производства основных отраслей экономики.

В экономической статистике для изучения динамики экономического роста чаше всего используется показатель «темпы роста»

Мировая экономическая история знает два типа экономического роста:

Первый—это экстенсивный рост, который осуществляется исключительно благодаря количественному увеличению таких факторов, как трудовые и природные ресурсы, капитал. В результате эффективность экономики, выражающаяся, в частности, в производительности труда, фондоотдаче, остается на прежнем уровне.

Второй тип экономического роста называется интенсивным. Он имеет место, когда увеличение ВВП опережает рост используемых трудовых, природных ресурсов, капитала и происходит на базе новых знаний и предпринимательства. Так, новые знания позволяют создавать более эффективные технологии использования остальных ресурсов, а предпринимательство позволяет активно внедрять эти технологии в жизнь.

В реальной жизни экстенсивный и интенсивный типы экономического роста не существуют отдельно в чистом виде, а сочетаются друг с другом в определенной комбинации. Поэтому различаются преимущественно экстенсивный или преимущественно интенсивный типы экономического роста в зависимости от степени преобладания одного над другим.

Анализом факторов экономического роста, их разложением на составляющие и влиянием на экономический рост активно занимались американские экономисты: лауреат Нобелевской премии Роберт Солоу, Джон Кендрик, Эдвард Де ни сон. Их выводы относительно ведущей роли научно-технического прогресса в обеспечении экономического роста были аналогичными.

В частности, Э. Денисон разработал классификацию факторов экономического роста, включающую 23 фактора, из которых 4 относятся к труду, 4 — к капиталу, 1 — к земле, остальные 14 характеризуют вклад научно-технического прогресса. По его мнению, экономический рост определяется не столько количеством затраченных факторов производства, сколько повышением их качества, и прежде всего качества рабочей силы. Проанализировав источники экономического роста в США за 1929-1982 гг., Э. Денисон пришел к выводу, что образование — определяющий фактор роста объема выпуска на одного работающего.

Важным экономическим ресурсом является предпринимательство (предпринимательские способности). Благодаря ему взаимодействуют прочие экономические ресурсы: труд, капитал, земля, знания. От реализации предпринимательского потенциала во многом зависит экономический рост и научно-технический прогресс.

Известный французский экономист XIX в. Жан-Батист Сэй главную функцию предпринимательства видел в координации факторов производства: земли, капитала, человеческого фактора. В представлении Йозсфа Шумпетера (1883-1950), американского ученого австрийского происхождения, предпринимательство выступает как новаторство. Среди функций, присущих предпринимательству, он выделял такие, как налаживание производства новых благ, применение новых способов производства, освоение новых рынков сбыта, освоение новых источников сырья, изменение отраслевой структуры и т.д. По его мнению, предприниматель — это человек, экономически реализующий изобретения.

 

Вопрос 94. Теории макроэкономического равновесия в истории экономической науки.

Макроэкономическое равновесие (МР) – это такое состояние национальной экономики, когда использование ограниченных экономических ресурсов для создания товаров и услуг и их распределение между различными членами общества сбалансированы.
Макроэкономическое равновесие предполагает достижение соответствия между следующими параметрами:
-производством и потреблением;
- доходами и расходами;
-совокупным спросом и совокупным предложением;
- товарной массой и ее денежным эквивалентом;
-сбережениями и инвестициями.
Различают два вида равновесия:
а)Частичное равновесие-это равновесие на отдельном рынке товаров или рынке факторов производства.
б)Общее (или макроэкономическое) равновесие – это одновременное равновесие на всех рынках, равновесие экономической системы в целом.
В экономической теории макроэкономическим идеалом является построение моделей общего равновесия экономической системы.
Макроэкономические модели представляют собой формализованное (логически и графически) описание различных экономических явлений и процессов с целью выявления функциональных взаимосвязей между ними.
Знание теоретических моделей макроэкономического равновесия позволяет определить конкретные факторы отклонений реальных процессов от идеальных, найти пути реализации наиболее оптимального состояния экономики.
Основной целью при достижении макроэкономического равновесия является наличие возможности сбалансированного экономического роста при стабильном уровне цен и полной занятости ресурсов.
При этом, наиболее важными вопросами теории и практики являются: как устанавливается это равновесие; достаточно для этого только рыночного механизма, или же необходимо вмешательство государства?
В экономической науке существует много моделей (теорий) МР, отражающих взгляды разных экономических школ на эти вопросы.
Первое подобной моделью считается модель простого воспроизводства, представленная в экономической таблице одним из основоположников школы физиократов Ф.Кенэ.

Она отражает движение общественного продукта и денежных потоков между различными сферами экономики и слоями общества на примере Франции XVIII века.
В дальнейшем различными представителями экономической теории были разработаны:
- классическая модель макроэкономического равновесия;
- модель общего экономического равновесия в условиях совершенной конкуренции Л. Вальраса;
- схемы капиталистического общественного воспроизводства К. Маркса;
- модель краткосрочного экономического равновесия Дж. Кейнса;
- модель "затраты-выпуск" В. Леонтьева и др.
В рыночной экономике главной проблемой теории МР является равновесие между совокупным спросом (совокупными расходами или использованным национальным доходом) и совокупным предложением (совокупными доходами или созданным национальным доходом). Именно соотношение между ними определяет все другие параметры воспроизводства. Поэтому в макроэкономике особое внимание уделяется анализу категорий «совокупный спрос» и «совокупное предложение».

 

Вопрос104. Теория кредита в истории экономической мысли.

В теории экономической мысли по вопросу о сущности и роли кредита выделяются две теории:

1) натуралистическую;

2) капиталотворческую.

Натуралистическая теория кредита.

Представители этой теории рассматривали кредит как форму движения производительного капитала, используя относительную самостоятельность ссудного капитала и закономерности его движения. Они недооценивали роль кредита, полагая, что сущность банков заключается в их посреднической роли.

Натуралистическая теория кредита была разработана А. Смитом (1723–1790) и Д. Рикардо (1772–1823).

Важнейшие положения А. Смита и Д. Рикардо сводятся к следующему:

1) объектом кредита являются натуральные (надежные) вещественные блага;

2) ссудный капитал тождествен действительному, движение ссудного капитала совпадает с движением производительного капитала;

3) банки выступают как скромные посредники, поскольку кредит играет пассивную роль.

Следует отметить ряд положительных моментов в теории А Смита и Д. Рикардо. Во-первых, правильное понимание того, что кредит сам по себе не создает реального капитала, который появляется только в процессе производства. Во-вторых, они подчеркивали зависимость кредита от производства. В-третьих, отмечали зависимость процента от прибыли.

К. Маркс вскрыл ограниченность теории кредита А. Смита и Д.Рикардо, проанализировав ссудный капитал кредита как форму его движения и процент как его иррационную цену

Капиталотворческая теория кредита. С середины XIX в. господствующее положение заняла капиталотворческая теория кредита. Ее представители исходят из независимости кредита от процесса воспроизводства и подчеркивают его решающую роль в развитии экономики. По их мнению, банки не посредники, а учреждения, создающие капитал (отсюда название теории).

Первым, кто сформулировал эту теорию, был шотландский экономист и финансист Дж. Ло (1671–1729). Он сделал вывод о чудодейственной силе кредита, отождествляя с ним деньги и богатство. И хотя Дж. Ло предвидел важное значение кредита и банков, но он использовал эмиссию банкнот в спекулятивных целях.

Идеи Дж. Ло были развиты английским экономистом Г. Маклеодом (1821–1902). Г. Маклеод учитывал деятельность как эмиссионных банков, выпускавших банкноты, так и коммерческих, осуществлявших депозитно-чековую эмиссию. Он сформулировал в своих работах следующие положения:

1) кредит и деньги – «покупательная сила»;

2) все, что имеет «покупательную силу», – богатство, поэтому деньги и кредит – богатство;

3) кредит приносит прибыль, значит, он является «производительным капиталом»;

4) банки – «фабрики кредита».

В начале XX в. в связи с новой ролью банков возросла популярность капиталотворческой теории кредита.

В этот период крупнейшими представителями данной теории были немецкий банкир А. Гаи (1889–1968), австралийский профессор Й. Шумпетер (1883–1950), английские экономисты Дж. М. Кейнс и Р. Хоутри американский экономист а Хансен ) и др.

Важнейшей особенностью их теории явилась ее направленность на достижение постоянного экономического роста. Поэтому данная теория получила другое название – экспансионистская теория кредита.

Капиталотворческая теория кредита оправдывает кредитную экспансию, а ее практическое применение усиливает инфляцию.

Вопрос 114. Теории развития мировой торговли.

С XVI—XVIII вв., когда мировое хозяйство стало превращаться во взаимосвязанный механизм, лучшие экономисты начали анализ факторов и причин развития мировой торговли: какие выгоды и при каких условиях получает страна от мировой торговли и как должны «правильно» вести себя страны на мировом рынке (какие товары они должны экспортировать, какие — импортировать).

Меркантилисты. Так, меркантилисты (итал. mercante — торговец, купец), представляли господствующую экономическую теорию в XVI-XVIII вв. Наиболее яркие представители меркантилизма — купцы Томас Мен (Англия) и Антуан Монкретьен (Франция) считали, что государство обязано регулировать международную торговлю. Они считали богатством только золото и серебро. Поэтому главной задачей государства становилось привлечение богатства (т. е. золота и серебра) в страну: экономически оправданным считали только экспорт и призывали к ограничению импорта: это позволяло стране сохранить и увеличить золотовалютный запас.

Теория абсолютных преимуществ Адама Смита была полным отрицанием воззрений меркантилистов. А. Смит считал, что богатство страны зависит не от наличия серебра и золота, а от грамотного участия в международном разделении труда. Каждая страна должна специализироваться на товаре, в производстве которого она обладает абсолютным преимуществом. То есть целесообразно импортировать только те товары, по которым издержки производства выше, а экспортировать только те товары, по которым издержки производства ниже.

Теория относительных преимуществ Давида Рикардо «открывала» возможности для любой страны, даже если у нее нет абсолютных преимуществ ни по одному товару, участвовать в международной торговле. Каждая страна должна специализироваться на производстве товара, имеющего на ее территории максимальную эффективность по сравнению с другими.

Итак, каждая страна располагает сравнительным преимуществом в производстве какого-либо товара и получает выигрыш, торгуя им в обмен на другие товары, производимые на других территориях; т. е. международная торговля выгодна всем участникам — любая страна получает товары по более низкой цене, чем она могла бы их производить сама.

Теория соотношения факторов производства (теорема Хекшера-Улина). Бертиль Улин — лауреат нобелевской премии по экономике 1977 г. за «первопроходческий вклад в теорию международной торговли и международного движения капитала» — доказал, что международная торговля возникает между странами с различными «факторами производства» (различия в предложении земли, труда и капитала), вне зависимости от производительности труда и особенностей используемых технологий.

Различия в факторах дохода обуславливают различия в относительных ценах, что и формирует товарные потоки. Улин предсказал, что страны будут экспортировать такие товары, для производства которых используются имеющиеся в наличии факторы производства, а импортировать — те, для производства которых наблюдается дефицит факторов производства. Если, например, в Австралии в относительном изобилии земля, в то время как Англии избыток рабочей силы, то следствием такого положения станет то, что Австралия будет экспортировать «землеинтенсивные» товары (т. е. такие, для производства которых требуется использование больших земельных площадей, например, шерсть), в то время как Англия будет экспортировать «трудоинтенсивные» товары (например, текстильные изделия). При этом экспорт товаров может быть заменен передвижением за границу таких факторов производства как труд и капитал: т. е. инвестиции в строительство предприятий за рубежом может принести большие прибыли, чем экспорт произведенных товаров на родине.

Практическое применение этой теории, впервые подробно изложенной в книге «Межрегиональная и международная торговля» (1933 г.), заключалось в выводе о том, что тарифы и другие торговые ограничения оказывают негативное воздействие на распределение доходов, поскольку препятствуют выравниванию факторных доходов.

Парадокс Леонтьева. Гражданин США, нобелевский лауреат по экономике 1973 г. Василий Васильевич Леонтьев (1906-1999 гг.), проанализировав статистические данные по внешней торговле США, обнаружил, что это страна со сравнительно «дешевым» капиталом (низкие процентные ставки на кредиты) и дорогой рабочей силой (высокая почасовая оплата труда) участвует в МРТ совсем не в соответствии с теорией Хекшера-Улина. Экспорт является более трудоемким и менее капиталоемким, чем импорт. Это связано со сложившейся структурой внешней торговли США: в структуре импорта преобладают капиталоемкие сырьевые товары, а экспорт наукоемких товаров растет ускоренными темпами; кроме того, в модели Хекшера-Улина не учитывался уровень квалификации рабочей силы (а она в США — избыточна).

Государственное регулирование торговли: внешнеторговые тарифы и пошлины. Каждое государство пытается регулировать свою внешнюю торговлю, устанавливая пошлины на импортные товары: таким образом, государство защищает национальных производителей от конкуренции с более дешевыми и, возможно, более качественными зарубежными товарами. Экспортные пошлины оплачивают национальные экспортеры. Соответственно, повышение экспортной пошлины делает продукт неконкурентоспособным на мировом рынке, и происходит насыщение национального рынка; и наоборот. Другим способом регулирования является установление количественных ограничений (квот) на импорт и экспорт.

Во второй половине ХХ в. большое значение приобрели нетарифные ограничения внешней торговли, особенно в торговле продовольствием. К ним относятся стандарты качества на ввозимую продукцию и фитосанитарные нормы. Таким образом, развитые страны защищают внутренний рынок от некачественной импортной продукции.

Всемирная торговая организация (ВТО). К 2007 г. 151 страна мира вступила в ВТО — международную организацию, которая регулирует условия мировой торговли товарами и услугами. Страны-участницы принимают на себя обязательства (приведение в соответствие с нормами ВТО таможенного регулирования внешней и внутренней, электронной торговли, субсидий и компенсационных мер, санитарных норм, торговых аспектов инвестиционных мер и др.) и создают предсказуемые, одинаковые для всех участников, правила для своих экспортеров и импортеров на мировом рынке.

На долю стран-членов ВТО приходится более 9/10 объемов мирового товарооборота.

В 2012 году Россия вступила в ВТО.

Вопрос 124. Причины возрастания роли стран БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай) и возможные последствия.

Экономический потенциал Бразилии, России, Индии и Китая таков, что они могут стать одним из четырех самых доминирующих экономик к 2050 году. Эти страны уже сейчас охватывают более 25% суши и 40% населения земного шара и удерживают совокупный ВВП (по ППС) в 20 трлн. долл. Почти по каждой экономической шкале, они являются крупнейшими на мировой арене. Кроме того, эти четыре страны входят в число крупнейших и быстро растущих развивающихся рынков.

Они приняли меры для повышения их политического сотрудничества, главным образом как способ воздействия на позицию США по основным торговым соглашениям, или, через неявную угрозу политического сотрудничества, как способ извлечения политических уступок от США, например, предложение по ядерному сотрудничеству с Индией.

Согласно отчету Goldman Sachs за 2010 год, Китай может превзойти США в плане объема капитализации рынках ценных бумаг к 2030 году и стать крупнейшим рынком капитала в мире. К 2020 году ВВП США будет только немного больше, чем ВВП Китая. Вместе, четыре страны БРИК могут составлять 41% в мире рыночной капитализации к 2030 году.

В конце 2010 года Китай обогнал Японию по о



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: