Памятка по написанию сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ
Читая исходный текст, задавайте себе следующие вопросы:
• Над каким вопросом размышляет автор? (Проблема текста)
• Как именно автор рассматривает этот вопрос в тексте? (Комментарий)
• Как автор отвечает на этот вопрос? (Позиция автора)
• Как бы я ответил на этот вопрос? (Позиция ученика)
• Какие аргументы (примеры из литературы, случаи из жизни и пр.) я могу привести в поддержку своей позиции? (Аргументация позиции ученика)
2. Композиция сочинения:
1. Проблема
2. Комментарий к проблеме
3. Позиция автора
4. Собственное мнение
5. Аргументация собственного мнения
5.1. Аргумент из литературы
5.2. Аргумент из жизни
6. Вывод
3. Формулировка проблемы (1-2 предложения)
- критерий 1:
- часть задания к сочинению, касающаяся формулировки проблемы:
«Сформулируйте одну из проблем, ПОСТАВЛЕННЫХ автором текста…»
Данная формулировка говорит о том, что в сочинении следует писать об одной из центральных проблем исходного текста;
- определение понятия «проблема»:
Проблема – это сложный теоретический или практический вопрос, волнующий конкретного человека в определённой жизненной ситуации и требующий решения;
- алгоритмы выявления проблемы текста:
к текстам публицистического стиля: (от позиции автора к проблеме) 1) выявите основную мысль текста 2) запишите её в виде законченного предложения 3) определите, на какой вопрос отвечает это предложение 4) запишите этот вопрос, который и является проблемой текста | к текстам художественного стиля: (от поступков героев к проблеме) 1) проанализируйте поступки (слова, мысли, отношения и др.) героев 2) определите, положительные или отрицательные качества героев проявляются в этих поступках, отношениях 3) запишите абстрактные существительные, называющие эти качества (долг, честь, совесть – равнодушие, чёрствость, эгоизм и др.) 4) сформулируйте проблему, опираясь на выявленные абстрактные существительные |
- основные способы формулирования проблемы:
слово «проблема» + сущ. вР.п. (проблема обретения человеком чувства Родины) | вопросительное предложение (как к человеку приходит чувство Родины?) |
- примеры:
· В центре внимания автора находится проблема духовного совершенствования человека.
· Способен ли наш язык без потерь пережить чуждое влияние? Именно эта проблема находится в центре внимания автора.
· Может ли отдельная личность влиять на ход истории? Вот основной вопрос, которым задаётся автор предложенного для анализа текста.
· Как складывается судьба родного языка? Влияют ли потрясения и глубокие перемены, происходящие в России, на родной язык? Над этими вопросами размышляет Б.П. Екимов, поднимая проблему сохранения русского языка.
4. Комментарий к проблеме (5-6 предложений)
- критерий 2:
- часть задания к сочинению, касающаяся комментария:
«Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования)…»
- определение понятия «комментарий»:
Комментарий – рассуждения, замечания по поводу того, как автор раскрывает проблему.Комментарий к проблеме исходного текста предполагает ответ на вопрос: что делаетавтор, для того чтобы представить проблему?(автор исследует, показывает, приводит примеры, обращает наше внимание, подчёркивает, размышляет, вспоминает, использует, объясняет и т.д.);
- способы включения примеров-иллюстраций в комментарий:
v Ссылка на номера предложений (Автор стремится достучаться до читателей, трижды повторяя слово «одумайтесь» (предложения 11-13). Этот призыв должен заставить каждого из нас изменить отношение к природе).
v Цитирование («Таковы законы жизни: всё, что взлетело вверх, рано или поздно возвращается на землю», - пишет автор. На первый взгляд может показаться, что именно в этих словах заключён смысл текста. Однако писатель не согласен с этой примитивной философией. Не случайно сердце Кольки замирает при виде самолётов в небе. Всю жизнь герой носит в себе боль преданной мечты).
v Косвенноецитирование (Почему же Колька испуганно прячет свой взволнованный взгляд от соседей-рыбаков? Видимо, потому что герою стыдно за проявленную когда-то слабость, за то, что он отказался от заветной мечты).
v Размышление над фактами, событиями, упоминаемыми в тексте (Раскрывая проблему, писатель изображает мальчишек, которые спасают гусей, попавших в ледяной плен. В этом поступке не на словах, а на деле проявляется забота о наших братьях меньших. Действительно, далеко не каждый способен рисковать собой ради животных).
- пример комментария:
Автор раскрывает проблему на примере взаимоотношений бабушки и внука. Писатель стремится к тому, чтобы каждый из нас ощутил душевную боль героини: ведь страшные сны бабы Дуни - это отголоски войны, тревоги за детей, которым угрожает смерть от голода. Екимов показывает, как в душе Гриши пробуждается сочувствие. Мальчик понимает, что душевные раны бабушки не вылечишь окриком «Молчать!». Особого внимания заслуживает фраза, перекликающаяся с заглавием рассказа: «И придёт исцеление». Этими словами писатель убеждает нас в том, что добро и милосердие могут исцелить любую душевную боль.
5. Отражение позиции автора (1-2 предложения)
- критерий 3:
- часть задания к сочинению, касающаяся авторской позиции:
«Сформулируйте позицию автора (рассказчика)…»
- определение понятия «авторская позиция»:
Позиция автора – это вывод, к которому приходит автор, рассуждая над проблемой;
- варианты отражения авторской позиции:
Позиция автора заключается в том, что…
Авторская позиция, как мне кажется, выражена прямо и заключается в следующем предложении: «…»
6. Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме (10-12 предложений)
- критерий 4:
- часть задания к сочинению, касающаяся аргументации:
«Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента)».
- структура аргументации:
1. Тезис | ||
2. Аргумент из литературы | 3. Аргумент из жизни | |
4. Вывод |
- основные понятия аргументации:
Тезис – точка зрения учащегося (Я полностью согласен с авторской позицией и тоже считаю, что…).
• Пример из литературы, 2 балла (из художественной, публицистической и научной литературы; засчитывается при указании автора и названия произведения).
Пример из жизни, 1 балл (примеры из личного опыта (Так уж получилось, что в моей библиотеке не очень много книг, однако благодаря Интернету я собрал довольно большую коллекцию электронных изданий, которыми активно пользуюсь…); обобщённые примеры из жизни (Среди моих сверстников я, к сожалению, часто встречаю людей, которые не читают ничего, кроме развлекательной литературы…); предположительные примеры (Давайте на минуту представим себе мир, в котором нет людей, способных к сочувствию…) и др.
- переходы к аргументам:
В связи с анализируемой проблемой вспоминается рассказ Б. Екимова «Белая дорога»…
Другим примером может стать случай из жизни (Другим примером могут стать мои жизненные наблюдения)…
7. Вывод (1-2 предложения)
В заключение, возвращаясь к исходному тексту, хочется ещё раз отметить, что…