Как читать исходный текст?




Памятка по написанию сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ

Читая исходный текст, задавайте себе следующие вопросы:

• Над каким вопросом размышляет автор? (Проблема текста)

• Как именно автор рассматривает этот вопрос в тексте? (Комментарий)

• Как автор отвечает на этот вопрос? (Позиция автора)

• Как бы я ответил на этот вопрос? (Позиция ученика)

• Какие аргументы (примеры из литературы, случаи из жизни и пр.) я могу привести в поддержку своей позиции? (Аргументация позиции ученика)

2. Композиция сочинения:

1. Проблема

2. Комментарий к проблеме

3. Позиция автора

4. Собственное мнение

5. Аргументация собственного мнения

5.1. Аргумент из литературы

5.2. Аргумент из жизни

6. Вывод

3. Формулировка проблемы (1-2 предложения)

- критерий 1:

- часть задания к сочинению, касающаяся формулировки проблемы:

«Сформулируйте одну из проблем, ПОСТАВЛЕННЫХ автором текста…»

Данная формулировка говорит о том, что в сочинении следует писать об одной из центральных проблем исходного текста;

- определение понятия «проблема»:

Проблема – это сложный теоретический или практический вопрос, волнующий конкретного человека в определённой жизненной ситуации и требующий решения;

- алгоритмы выявления проблемы текста:

к текстам публицистического стиля: (от позиции автора к проблеме) 1) выявите основную мысль текста 2) запишите её в виде законченного предложения 3) определите, на какой вопрос отвечает это предложение 4) запишите этот вопрос, который и является проблемой текста   к текстам художественного стиля: (от поступков героев к проблеме) 1) проанализируйте поступки (слова, мысли, отношения и др.) героев 2) определите, положительные или отрицательные качества героев проявляются в этих поступках, отношениях 3) запишите абстрактные существительные, называющие эти качества (долг, честь, совесть – равнодушие, чёрствость, эгоизм и др.) 4) сформулируйте проблему, опираясь на выявленные абстрактные существительные  

- основные способы формулирования проблемы:

слово «проблема» + сущ. вР.п. (проблема обретения человеком чувства Родины) вопросительное предложение (как к человеку приходит чувство Родины?)

- примеры:

· В центре внимания автора находится проблема духовного совершенствования человека.

· Способен ли наш язык без потерь пережить чуждое влияние? Именно эта проблема находится в центре внимания автора.

· Может ли отдельная личность влиять на ход истории? Вот основной вопрос, которым задаётся автор предложенного для анализа текста.

· Как складывается судьба родного языка? Влияют ли потрясения и глубокие перемены, происходящие в России, на родной язык? Над этими вопросами размышляет Б.П. Екимов, поднимая проблему сохранения русского языка.

4. Комментарий к проблеме (5-6 предложений)

- критерий 2:

- часть задания к сочинению, касающаяся комментария:

«Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования)…»

- определение понятия «комментарий»:

Комментарий – рассуждения, замечания по поводу того, как автор раскрывает проблему.Комментарий к проблеме исходного текста предполагает ответ на вопрос: что делаетавтор, для того чтобы представить проблему?(автор исследует, показывает, приводит примеры, обращает наше внимание, подчёркивает, размышляет, вспоминает, использует, объясняет и т.д.);

- способы включения примеров-иллюстраций в комментарий:

v Ссылка на номера предложений (Автор стремится достучаться до читателей, трижды повторяя слово «одумайтесь» (предложения 11-13). Этот призыв должен заставить каждого из нас изменить отношение к природе).

v Цитирование («Таковы законы жизни: всё, что взлетело вверх, рано или поздно возвращается на землю», - пишет автор. На первый взгляд может показаться, что именно в этих словах заключён смысл текста. Однако писатель не согласен с этой примитивной философией. Не случайно сердце Кольки замирает при виде самолётов в небе. Всю жизнь герой носит в себе боль преданной мечты).

v Косвенноецитирование (Почему же Колька испуганно прячет свой взволнованный взгляд от соседей-рыбаков? Видимо, потому что герою стыдно за проявленную когда-то слабость, за то, что он отказался от заветной мечты).

v Размышление над фактами, событиями, упоминаемыми в тексте (Раскрывая проблему, писатель изображает мальчишек, которые спасают гусей, попавших в ледяной плен. В этом поступке не на словах, а на деле проявляется забота о наших братьях меньших. Действительно, далеко не каждый способен рисковать собой ради животных).

- пример комментария:

Автор раскрывает проблему на примере взаимоотношений бабушки и внука. Писатель стремится к тому, чтобы каждый из нас ощутил душевную боль героини: ведь страшные сны бабы Дуни - это отголоски войны, тревоги за детей, которым угрожает смерть от голода. Екимов показывает, как в душе Гриши пробуждается сочувствие. Мальчик понимает, что душевные раны бабушки не вылечишь окриком «Молчать!». Особого внимания заслуживает фраза, перекликающаяся с заглавием рассказа: «И придёт исцеление». Этими словами писатель убеждает нас в том, что добро и милосердие могут исцелить любую душевную боль.

5. Отражение позиции автора (1-2 предложения)

- критерий 3:

- часть задания к сочинению, касающаяся авторской позиции:

«Сформулируйте позицию автора (рассказчика)…»

- определение понятия «авторская позиция»:

Позиция автора – это вывод, к которому приходит автор, рассуждая над проблемой;

- варианты отражения авторской позиции:

Позиция автора заключается в том, что…

Авторская позиция, как мне кажется, выражена прямо и заключается в следующем предложении: «…»

6. Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме (10-12 предложений)

- критерий 4:

- часть задания к сочинению, касающаяся аргументации:

«Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента)».

- структура аргументации:

  1. Тезис  
2. Аргумент из литературы   3. Аргумент из жизни
  4. Вывод  

- основные понятия аргументации:

Тезис – точка зрения учащегося (Я полностью согласен с авторской позицией и тоже считаю, что…).

• Пример из литературы, 2 балла (из художественной, публицистической и научной литературы; засчитывается при указании автора и названия произведения).

Пример из жизни, 1 балл (примеры из личного опыта (Так уж получилось, что в моей библиотеке не очень много книг, однако благодаря Интернету я собрал довольно большую коллекцию электронных изданий, которыми активно пользуюсь…); обобщённые примеры из жизни (Среди моих сверстников я, к сожалению, часто встречаю людей, которые не читают ничего, кроме развлекательной литературы…); предположительные примеры (Давайте на минуту представим себе мир, в котором нет людей, способных к сочувствию…) и др.

- переходы к аргументам:

В связи с анализируемой проблемой вспоминается рассказ Б. Екимова «Белая дорога»…

Другим примером может стать случай из жизни (Другим примером могут стать мои жизненные наблюдения)…

7. Вывод (1-2 предложения)

В заключение, возвращаясь к исходному тексту, хочется ещё раз отметить, что…

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: