ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
Цель выполнения контрольной работы:
· научить студентов проводить экономический анализ хозяйственной деятельности на основе имеющихся методик;
· выработать навыки участия в научных дискуссиях, самостоятельного овладения новыми знаниями, используя современные образовательные технологии.
Задачи контрольной работы предполагают закрепление знаний и навыков по вопросам:
· применения методов экономического анализа для оценки хозяйственной деятельности;
· выявления проблем экономического характера при анализе конкретных ситуаций и предложения способов их решения;
· использования современных технических средств и информационных технологий при решении аналитических и исследовательских задач;
· формирование навыков научного экономического мировоззрения;
· анализа различных направлений хозяйственной деятельности и применение методик экономического анализа.
Место контрольной работы в профессиональной подготовке бакалавра
Контрольная работа, как один из видов самостоятельной практической работы студентов, занимает промежуточное положение между теоретическим обучением и практическим применением комплексного экономического анализа хозяйственной деятельности как науки.
Выполнение контрольной работы способствует выработке знаний и навыков самостоятельного изучения данной дисциплины, позволяет приобрести опыт самостоятельного получения и накопления знаний, что необходимо дипломированному бакалавру в его дальнейшей научной или трудовой деятельности.
Требования к уровню знаний и навыков студентов
Контрольная работа является одной из форм контроля самостоятельной работы студента с элементами научного анализа. В процессе ее выполнения по дисциплине «Экономический анализ» студент должен обладать следующими компетенциями:
- иметь навыки применения методов экономического анализа, подготовки и представления аналитических обзоров и обоснований, помогающих сформировать профессиональное суждение при принятии управленческих решений на уровне экономических субьектов (ПКП-3).
В результате выполнения контрольной работы студенты должны:
Закрепить теоретические знания и освоить практические навыки и приемы анализа экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов;
уметь:
· осуществлять поиск информации по полученному заданию;
· собрать, обработать, провести анализ необходимых данных для решения поставленной экономической задачи;
· выявлять тенденции и проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, оценивать риски возможных социально-экономических последствий;
владеть:
· методикой оценки и анализа хозяйственной деятельности;
· методами научного анализа конкретных экономических ситуаций;
· навыками письменного аргументированного изложения собственной точки зрения;
· навыками критического восприятия информации.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
Подготовка к написанию контрольной работы начинается с выбора темы. Преподаватель (научный руководитель), ведущий практические занятия, знакомит студентов с основным перечнем тем экономического исследования. Контрольное задание выполняется по одному из вариантов, в зависимости от номера студента в журнале. Если в группе более 25 человек, то студент под номером 26 выполняет вариант №1, студент под №27 – вариант №2 и т.д.
Технические требования к контрольной работе и ее оформлению
Уровень выполнения контрольной работы зависит от соблюдения требований, которые к ней предъявляются.
1. Контрольной работа выполняется на компьютере.
Объем работы составляет 10-15 страниц машинописного текста формата А4, с компьютерным шрифтом Times New Roman, кегль 14, интервал -1,5. Параметры страницы: слева – 3 см., сверху, снизу – 2 см., справа – 1,5 см. Выравнивание текста по ширине листа. Абзацный отступ – 1,25 см.
2. Нумерация страниц начинается с 2-ой (с Введения).
Титульный лист работы считается первой страницей, но номер «1», на нем не проставляется. На титульном листе должна содержаться следующая информация: наименование вуза, кафедра, по которой выполняется работа, название темы, аббревиатура студенческой группы и факультета, фамилия и инициалы студента, фамилия и инициалы научного руководителя, а также его ученая степень и должность, город и текущий год (см. Приложение 1).
На второй странице располагается «Содержание» работы. В «Содержании» напротив соответствующих частей в обязательном порядке должны быть проставлены номера страниц, с которых они начинаются. Страницы текста нумеруются внизу страницы по центру работы.
3. Объем работы рекомендуется в пределах 12 – 15 cтр. Любое превышение установленного объема расценивается как недостаток работы и указывает на то, что студент не смог выбрать, сгруппировать и обработать необходимый материал.
Таблицы обязательно должны иметь заголовок, размещаемый над табличным полем, а блок-схемы, графики, диаграммы и рисунки – подписи под ними. При наличии в работе нескольких таблиц и/или блок-схем, графиков, диаграмм, рисунков их нумерация обязательна.
Во всех графических построениях необходимо указать координатные оси, при этом буквенные обозначения должны быть расшифрованы в тексте (напр., С – с англ. costs, издержки производства и т.д.). В графиках должно быть обозначено буквенное обозначение координат точек, на которые даются ссылки в тексте. Сами прямые или кривые линии также должны иметь или буквенное обозначение, или наименование на русском и английском языках. Ко всем таблицам, блок-схемам, диаграммам, графикам должны быть даны сноски с указанием использованной литературы. Если же таблицы, блок-схемы, графики, диаграммы и рисунки составлены самим студентом на основе систематизации научно-теоретических или статистических данных, то автором работы, в сноске указывается: Составлено по следующим источникам: «указывается источник информации». Общие требования и правила составления. Москва. Стандартинформ 2008 II. ГОСТ Р 7.0.5–2008) (см. Приложение 3). В его перечень включаются только те источники, которые действительно были использованы при выполнении работы. Литературу в списке располагают в алфавитном порядке, не нарушая ее нумерации, но соблюдая при этом следующую последовательность:
а) нормативно-правовые акты:
законы и постановления правительства РФ;
указы Президента РФ;
законодательные акты Федерального собрания РФ;
инструкции, распоряжения Министерств и ведомств РФ;
б) книги (монографии, сборники);
в) периодические издания,
г) статистические сборники и справочники;
д) Интернет-ресурсы;
е) печатные материалы на иностранных языках.
Каждая контрольная работа должна иметь:
1. Титульный лист.
2. Содержание.
3. Введение.
4. Текстовое изложение материала (разбитое на части с заголовками, соответствующими Содержанию).
5. Список использованных источников.
6. Приложение (таблицы, блок-схемы, графики, диаграммы и рисунки и т.п.)
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ЭТАПОВ РАБОТЫ
Контрольная работа предназначена для закрепления теоретических знаний и постижения студентами практических навыков и приемов экономического анализа. От правильной организации этапов работы зависит ее уровень.
Предлагаемый порядок работы:
1. Отобрать источники информации, которые соответствуют теме расчетно-аналитической работы.
Для выполнения контрольной работы на качественно высоком уровне важно правильно подобрать информационные ресурсы, соответствующие выбранной теме, изучить монографии, статьи и т.д. и т.п. В данной связи необходимо:
а) рассмотрение небольшого количества источников экономической литературы (около 5–7 источников по теме);
б) прочитать и осмыслить изученный материал.
2. Систематизировать собранную информацию.
Основная часть контрольной работы (теоретическая и практическая (аналитическая) должна быть посвящена анализу конкретных экономических показателей хозяйственной деятельности по данным бухгалтерской финансовой отчетности. Для того чтобы результаты проведенного экономико-статистического анализа можно было бы представить в виде аналитических выкладок, таблиц, графиков и/или диаграмм необходимо:
а) систематизировать собранную информацию;
б) выделить наиболее важные с вашей точки зрения моменты (общие положения, цитаты, графики, схемы и др.) и составить набросок;
в) сделать акцент на тех положениях, которые отражают ваш индивидуальный подход (представить «изюминку» работы);
д) проконсультироваться при необходимости с преподавателем (научным руководителем).
3. Составить план исследования.
После того, как работа по подбору и систематизации собранной информации завершена и появляется некоторое представление об избранной теме, можно составить план. Работа над составлением плана дает возможность формирования основы расчетно- аналитической работы и уже на данном этапе наметить ее контуры.
Продуманный план работы в обязательном порядке предполагает:
наличие цели данного исследования;
постановку задач исследования;
характеристику метода сбора информации;
характеристику источников информации.
4. Представить полученные результаты исследования в виде:
теоретических выкладок, таблиц, графиков, диаграмм.
Четвертым этапом исследования является осмысление теории и проведение анализа полученных результатов. В нем должны быть даны ответы на все вопросы, предусмотренные планом исследования, подтверждаться или опровергаться гипотезы, выдвинутые в начале исследования, предлагаться конкретные рекомендации.
1. Решение конкретной экономической задачи.
Завершающим этапов является написание выводов по комплексной оценке финансово-хозяйственной деятельности организации.
Работа над текстом:
Контрольная работа содержит три части.
Во «Введении» на 1–2 страницах необходимо:
обосновать актуальность выбранной темы работы,
обозначить цели и задачи исследования, подобрать методологию (использование различных методов исследования) исследования, выявить объекты исследования, структуру работы и основные источники информации.
При работе над введением необходимо грамотно сформулировать проблему или изложить в общем виде ту позицию, которую вы будете обосновывать в основной части расчетно-аналитической работы.
На данном этапе могут помочь ответы на следующие вопросы:
Почему исследуемая тема расчетно-аналитической работы, является общественно-значимой в современных условиях?
Какие экономические категории и законы по данной теме нужно вовлечь в рассуждения?
С помощью, каких методов экономического анализа можно провести комплексный анализ хозяйственной деятельности?
Основная часть контрольной работы состоит из трех ключевых частей.
1-ая часть – теоретическая (2–3 стр.)
Теоретическая часть расчетно-аналитической работы предполагает рассмотрение небольшого количества источников экономической литературы и творческий подход к его изложению.
В ней необходимо дать:
а) экономическое обоснование основных понятий, категорий и законов, раскрывающих сущность выбранной темы;
б) формулы расчетов экономических показателей, на основании которых будет производиться расчетно-аналитическая работа.
2-ая часть – практическая (до 10 стр.)
Выполнение практической части работы предполагает решение конкретной задачи в соответствии с заданием на основе данных бухгалтерской финансовой отчетности конкретного экономического субъекта.
Данная часть работы состоит в том, что студент должен по мере ее выполнения продемонстрировать навыки и умения по комплексному экономическому анализу оценки деятельности организации.
Заключение занимает около 1–2 стр. контрольной работы. Его смысл состоит в том, что в нем приводятся краткие обобщения и аргументированные выводы по всей работе, которые уточняют, подкрепляют смысл, и значение изложенного материала в основной части.
Защита контрольной работы
Процедура защиты контрольной работы проходит в форме собеседования научного руководителя со студентом. Собеседование - устная форма ответов студента на вопросы, задаваемые научным руководителем по теме работы. Во время собеседования с научным руководителем студент должен продемонстрировать умения и навыки: отстаивать изложенный материал;
сбора, анализа и обработки исходных данных; анализировать и интерпретировать данные показателей и выявлять тенденции их изменения;
аргументировать свои выводы и предложения.
Оценка контрольной работы (зачтено / не зачтено) определяется преподавателем в процессе собеседования. Неправильно оформленная работа не принимается.
ОБЩИЕ КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
1. Работа зачтена, если:
1.1) учтены технические требования к работе и ее оформлению; содержание соответствует теме;
1.2) учтены замечания научного руководителя, высказанные в ходе выполнения работы;
1.3) произведена увязка теоретического и практического материала;
1.4) даны исчерпывающие ответы на вопросы.
2. Работа не зачтена если: вышеизложенные требования в п/п 1.1.–1.4. выполнены на 50% и менее.
Варианты контрольных заданий
Вариант №1
1. Анализ как метод научного познания и как наука.
2. Способ относительных разниц.
3. Задача 6б.
Вариант №2
1. Предмет и объекты экономического анализа.
2. Способ пропорционального деления и долевого участия.
3. Задача 5в.
Вариант №3
1. Принципы экономического анализа.
2. Эвристические приемы решения задач экономического анализа.
3. Задача 4а.
Вариант №4
1. Функции экономического анализа.
2. Понятие трудовых ресурсов организации и задачи их анализа.
3. Задача 1е.
Вариант №5
1. Роль экономического анализа в управлении деятельностью организации.
2. Классификация трудовых ресурсов и источники информации для их анализа.
3. Задача 4з.
Вариант №6
1. Связь экономического анализа с другими научными дисциплинами.
2. Анализ структуры, состава и численности персонала организации.
3. Задача 5г.
Вариант №7
1. Понятие метода экономического анализа.
2. Анализ обеспеченности организации трудовыми ресурсами.
3. Задача 4б.
Вариант №8
1. Сущность и типы факторного анализа.
2. Анализ движения трудовых ресурсов.
3. Задача 4ж.
Вариант №9
1. Этапы проведения факторного анализа.
2. Анализ эффективности использования трудовых ресурсов.
3. Задача 1а.
Вариант №10
1. Моделирование как метод научного познания, его использование в экономическом анализе.
2. Анализ показателей условий труда и охраны здоровья.
3. Задача 3а.
Вариант №11
1. Требования, предъявляемые к моделированию в факторном анализе.
2. Анализ показателей социально-бытовых и культурных условий работы организации.
3. Задача 1в.
Вариант №12
1. Типы факторных моделей.
2. Анализ технического уровня развития организации.
3. Задача 2а.
Вариант №13
1. Моделирование аддитивных факторных систем.
2. Анализ использования основных средств.
3. Задача 1б.
Вариант №14
1. Моделирование мультипликативных факторных систем.
2. Анализ обеспеченности организации производственными фондами.
3. Задача 4в.
Вариант №15
1. Способы преобразования кратных моделей.
2. Понятие, основных разделы и связь бизнес-плана с экономическим анализом.
3. Задача 1д.
Вариант №16
1. Способ удлинения и формального разложения.
2. Задачи бизнес-планирования, решаемые экономическим анализом.
3. Задача 4е.
Вариант №17
1. Способы расширения и сокращения кратных моделей.
2. Задачи анализа при разработке бизнес-плана.
3. Задача 5а.
Вариант №18
1. Традиционные приемы и способы экономического анализа. Их особенности.
2. Использование приемов анализа при составлении разделов бизнес-плана.
3. Задача 3в.
Вариант №19
1. Способы детерминированного факторного анализа.
2. Финансовый анализ как важнейшая часть бизнес-плана и объект анализа.
3. Задача 2б.
Вариант №20
1. Виды сравнительного анализа.
2. Сбор информации и ее анализ на этапах разработки бизнес-планов.
3. Задача 1г.
Вариант №21
1. Относительные и средние величины в экономическом анализе.
2. Роль экономического анализа в разработке и экспертизе бизнес-планов.
3. Задача 4д.
Вариант №22
1. Применение способов группировки и балансовой увязки в экономическом анализе.
2. Факторный анализ причин влияющих на производительных труда.
3. Задача 6а.
Вариант №23
1. Табличный и графический способы в экономическом анализе.
2. Использование способа абсолютных разниц для смешанных моделей.
3. Задача 3б.
Вариант №24
1. Многомерный сравнительный анализ и его значение в экономическом анализе.
2. Способ цепных подстановок.
3. Задача 5б.
Вариант №25
1. Способ абсолютных разниц.
2. Бенчмаркинг как основное направление сопоставительного анализа в бизнес-планировании.
3. Задача 4г.
Задачи
Задача 1
Рассчитать объем производства за каждый год и изменение показателей отчетного года по сравнению с прошлым и базисным. Провести факторный анализ причин, влияющих на изменение объема производства способом:
А) цепных подстановок в отчетном году по сравнению с базисным;
Б) цепных подстановок в отчетном году по сравнению с прошлым;
В)абсолютных разниц в отчетном году по сравнению с базисным;
Г) абсолютных разниц в отчетном году по сравнению с прошлым;
Д) относительных разниц в отчетном году по сравнению с базисным;
Е) относительных разниц в отчетном году по сравнению с прошлым.
Показатели | Базисный год | Прошлый год | Отчетный год | Изменение отч. по ср.: | |
базисный | прошлый | ||||
Среднесписочная численность работников, чел. | |||||
Производительность труда, 1 работника, тыс. руб. | 102,8 | 107,1 | 106,4 | ||
Объем производства, тыс. руб. |
Задача 2
Рассчитать себестоимость продукции в каждом году и изменения показателей в отчетном году по сравнению с базисным и прошлым. Провести факторный анализ причин, влияющих на изменение себестоимости единицы продукции способом цепных подстановок:
А) в отчетном году по сравнению с базисным;
Б) в отчетном году по сравнению с прошлым.
Показатели | Базисный год | Прошлый год | Отчетный год | Изменение отч. по ср.: | |
базисный | прошлый | ||||
Производственные затраты, тыс. руб. | |||||
Объем продаж, шт. | |||||
Себестоимость единицы, руб. |
Задача 3
Провести факторный анализ причин, влияющих на изменение производительности 1-го работника способом цепных подстановок по:
А) предприятию Заря;
Б) предприятию Восток;
В) предприятию Алтай.
Показатели | Базисный год | Отчетный период | ||||
Заря | Восток | Алтай | Заря | Восток | Алтай | |
Объем производства, тыс. руб. | ||||||
Среднесписочная численность работников, чел. | ||||||
Производительность труда 1 работника, тыс. руб. |
Задача 4
Рассчитать прибыль по каждому виду продукции в прошлом и отчетном году. Провести факторный анализ причин, влияющих на изменение прибыли от продаж в отчетном году по сравнению с прошлым.
А) способом цепных подстановок по продукции А;
Б) способом цепных подстановок по продукции В;
В) способом цепных подстановок по продукции С;
Г) способом цепных подстановок по продукции Д;
Д) способом абсолютных разниц по продукции А;
Е) способом абсолютных разниц по продукции В;
Ж) способом абсолютных разниц по продукции С;
З) способом абсолютных разниц по продукции Д;
Вид продукции | Объем продаж, шт | Цена за единицу, руб. | Себестоимость, единицы, руб. | Прибыль, тыс. руб. | ||||
Прошлый | Отчетный | Прошлый | Отчетный | Прошлый | Отчетный | Прошлый | Отчетный | |
А | ||||||||
В | ||||||||
С | ||||||||
Д | 26,5 | 28,9 | 13,25 | 13,05 |
Задача 5
Рассчитайте показатель фондоотдачи по каждому предприятию в каждом году и изменение показателей в отчетном году по сравнению с базисным и прошлым. Проведите факторный анализ причин, влияющих на изменение фондоотдачи способом цепных подстановок:
А) по предприятию №1 в отчетном году по сравнению с базисным;
Б)по предприятию №1 в отчетном году по сравнению с прошлым;
В) по предприятию №2 в отчетном году по сравнению с базисным;
Г) по предприятию №2 в отчетном году по сравнению с прошлым.
Показатели | Базисный | Прошлый | Отчетный | Изменение отчетного года по сравнению | ||||||
№1 | №2 | №1 | №2 | №1 | №2 | базисный | прошлый | |||
№1 | №2 | №1 | №2 | |||||||
Объем продаж тыс. руб. | ||||||||||
Среднегодовая стоимость ОФ, тыс. руб. | ||||||||||
Фондоотдача |
Задача 6
Рассчитать коэффициенты оборачиваемости и изменения показателей. Провести факторный анализ причин, влияющих на изменение оборачиваемости оборотных средств способом цепных подстановок:
А) в отчетном году по сравнению с прошлым;
Б) в отчетном году по сравнению с планом.
Показатели | Прошлый год | Отчетный год | Изменение показателей отчетного года по сравнению с: | ||
план | факт | прошлым | планом | ||
Объем продаж, тыс. руб. | |||||
Среднегодовая стоимость оборотных средств, тыс. руб. | |||||
Коэффициент оборачиваемости |