Методические рекомендации по выполнению контрольной работы




ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

 

Цель выполнения контрольной работы:

 

· научить студентов проводить экономический анализ хозяйственной деятельности на основе имеющихся методик;

· выработать навыки участия в научных дискуссиях, самостоятельного овладения новыми знаниями, используя современные образовательные технологии.

 

Задачи контрольной работы предполагают закрепление знаний и навыков по вопросам:

· применения методов экономического анализа для оценки хозяйственной деятельности;

· выявления проблем экономического характера при анализе конкретных ситуаций и предложения способов их решения;

· использования современных технических средств и информационных технологий при решении аналитических и исследовательских задач;

· формирование навыков научного экономического мировоззрения;

· анализа различных направлений хозяйственной деятельности и применение методик экономического анализа.

 

Место контрольной работы в профессиональной подготовке бакалавра

Контрольная работа, как один из видов самостоятельной практической работы студентов, занимает промежуточное положение между теоретическим обучением и практическим применением комплексного экономического анализа хозяйственной деятельности как науки.

Выполнение контрольной работы способствует выработке знаний и навыков самостоятельного изучения данной дисциплины, позволяет приобрести опыт самостоятельного получения и накопления знаний, что необходимо дипломированному бакалавру в его дальнейшей научной или трудовой деятельности.

Требования к уровню знаний и навыков студентов

Контрольная работа является одной из форм контроля самостоятельной работы студента с элементами научного анализа. В процессе ее выполнения по дисциплине «Экономический анализ» студент должен обладать следующими компетенциями:

- иметь навыки применения методов экономического анализа, подготовки и представления аналитических обзоров и обоснований, помогающих сформировать профессиональное суждение при принятии управленческих решений на уровне экономических субьектов (ПКП-3).

В результате выполнения контрольной работы студенты должны:

Закрепить теоретические знания и освоить практические навыки и приемы анализа экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов;

 

уметь:

· осуществлять поиск информации по полученному заданию;

· собрать, обработать, провести анализ необходимых данных для решения поставленной экономической задачи;

· выявлять тенденции и проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, оценивать риски возможных социально-экономических последствий;

 

владеть:

· методикой оценки и анализа хозяйственной деятельности;

· методами научного анализа конкретных экономических ситуаций;

· навыками письменного аргументированного изложения собственной точки зрения;

· навыками критического восприятия информации.

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

Подготовка к написанию контрольной работы начинается с выбора темы. Преподаватель (научный руководитель), ведущий практические занятия, знакомит студентов с основным перечнем тем экономического исследования. Контрольное задание выполняется по одному из вариантов, в зависимости от номера студента в журнале. Если в группе более 25 человек, то студент под номером 26 выполняет вариант №1, студент под №27 – вариант №2 и т.д.

 

Технические требования к контрольной работе и ее оформлению

Уровень выполнения контрольной работы зависит от соблюдения требований, которые к ней предъявляются.

 

1. Контрольной работа выполняется на компьютере.

Объем работы составляет 10-15 страниц машинописного текста формата А4, с компьютерным шрифтом Times New Roman, кегль 14, интервал -1,5. Параметры страницы: слева – 3 см., сверху, снизу – 2 см., справа – 1,5 см. Выравнивание текста по ширине листа. Абзацный отступ – 1,25 см.

 

2. Нумерация страниц начинается с 2-ой (с Введения).

 

Титульный лист работы считается первой страницей, но номер «1», на нем не проставляется. На титульном листе должна содержаться следующая информация: наименование вуза, кафедра, по которой выполняется работа, название темы, аббревиатура студенческой группы и факультета, фамилия и инициалы студента, фамилия и инициалы научного руководителя, а также его ученая степень и должность, город и текущий год (см. Приложение 1).

На второй странице располагается «Содержание» работы. В «Содержании» напротив соответствующих частей в обязательном порядке должны быть проставлены номера страниц, с которых они начинаются. Страницы текста нумеруются внизу страницы по центру работы.

3. Объем работы рекомендуется в пределах 12 – 15 cтр. Любое превышение установленного объема расценивается как недостаток работы и указывает на то, что студент не смог выбрать, сгруппировать и обработать необходимый материал.

 

Таблицы обязательно должны иметь заголовок, размещаемый над табличным полем, а блок-схемы, графики, диаграммы и рисунки – подписи под ними. При наличии в работе нескольких таблиц и/или блок-схем, графиков, диаграмм, рисунков их нумерация обязательна.

Во всех графических построениях необходимо указать координатные оси, при этом буквенные обозначения должны быть расшифрованы в тексте (напр., С – с англ. costs, издержки производства и т.д.). В графиках должно быть обозначено буквенное обозначение координат точек, на которые даются ссылки в тексте. Сами прямые или кривые линии также должны иметь или буквенное обозначение, или наименование на русском и английском языках. Ко всем таблицам, блок-схемам, диаграммам, графикам должны быть даны сноски с указанием использованной литературы. Если же таблицы, блок-схемы, графики, диаграммы и рисунки составлены самим студентом на основе систематизации научно-теоретических или статистических данных, то автором работы, в сноске указывается: Составлено по следующим источникам: «указывается источник информации». Общие требования и правила составления. Москва. Стандартинформ 2008 II. ГОСТ Р 7.0.5–2008) (см. Приложение 3). В его перечень включаются только те источники, которые действительно были использованы при выполнении работы. Литературу в списке располагают в алфавитном порядке, не нарушая ее нумерации, но соблюдая при этом следующую последовательность:

а) нормативно-правовые акты:

законы и постановления правительства РФ;

указы Президента РФ;

законодательные акты Федерального собрания РФ;

инструкции, распоряжения Министерств и ведомств РФ;

б) книги (монографии, сборники);

в) периодические издания,

г) статистические сборники и справочники;

д) Интернет-ресурсы;

е) печатные материалы на иностранных языках.

Каждая контрольная работа должна иметь:

1. Титульный лист.

2. Содержание.

3. Введение.

4. Текстовое изложение материала (разбитое на части с заголовками, соответствующими Содержанию).

5. Список использованных источников.

6. Приложение (таблицы, блок-схемы, графики, диаграммы и рисунки и т.п.)

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ЭТАПОВ РАБОТЫ

 

Контрольная работа предназначена для закрепления теоретических знаний и постижения студентами практических навыков и приемов экономического анализа. От правильной организации этапов работы зависит ее уровень.

Предлагаемый порядок работы:

1. Отобрать источники информации, которые соответствуют теме расчетно-аналитической работы.

Для выполнения контрольной работы на качественно высоком уровне важно правильно подобрать информационные ресурсы, соответствующие выбранной теме, изучить монографии, статьи и т.д. и т.п. В данной связи необходимо:

а) рассмотрение небольшого количества источников экономической литературы (около 5–7 источников по теме);

б) прочитать и осмыслить изученный материал.

2. Систематизировать собранную информацию.

Основная часть контрольной работы (теоретическая и практическая (аналитическая) должна быть посвящена анализу конкретных экономических показателей хозяйственной деятельности по данным бухгалтерской финансовой отчетности. Для того чтобы результаты проведенного экономико-статистического анализа можно было бы представить в виде аналитических выкладок, таблиц, графиков и/или диаграмм необходимо:

а) систематизировать собранную информацию;

б) выделить наиболее важные с вашей точки зрения моменты (общие положения, цитаты, графики, схемы и др.) и составить набросок;

в) сделать акцент на тех положениях, которые отражают ваш индивидуальный подход (представить «изюминку» работы);

д) проконсультироваться при необходимости с преподавателем (научным руководителем).

3. Составить план исследования.

После того, как работа по подбору и систематизации собранной информации завершена и появляется некоторое представление об избранной теме, можно составить план. Работа над составлением плана дает возможность формирования основы расчетно- аналитической работы и уже на данном этапе наметить ее контуры.

Продуманный план работы в обязательном порядке предполагает:

наличие цели данного исследования;

постановку задач исследования;

характеристику метода сбора информации;

характеристику источников информации.

4. Представить полученные результаты исследования в виде:

теоретических выкладок, таблиц, графиков, диаграмм.

Четвертым этапом исследования является осмысление теории и проведение анализа полученных результатов. В нем должны быть даны ответы на все вопросы, предусмотренные планом исследования, подтверждаться или опровергаться гипотезы, выдвинутые в начале исследования, предлагаться конкретные рекомендации.

1. Решение конкретной экономической задачи.

Завершающим этапов является написание выводов по комплексной оценке финансово-хозяйственной деятельности организации.

Работа над текстом:

Контрольная работа содержит три части.

Во «Введении» на 1–2 страницах необходимо:

обосновать актуальность выбранной темы работы,

обозначить цели и задачи исследования, подобрать методологию (использование различных методов исследования) исследования, выявить объекты исследования, структуру работы и основные источники информации.

При работе над введением необходимо грамотно сформулировать проблему или изложить в общем виде ту позицию, которую вы будете обосновывать в основной части расчетно-аналитической работы.

На данном этапе могут помочь ответы на следующие вопросы:

Почему исследуемая тема расчетно-аналитической работы, является общественно-значимой в современных условиях?

Какие экономические категории и законы по данной теме нужно вовлечь в рассуждения?

С помощью, каких методов экономического анализа можно провести комплексный анализ хозяйственной деятельности?

Основная часть контрольной работы состоит из трех ключевых частей.

1-ая часть – теоретическая (2–3 стр.)

Теоретическая часть расчетно-аналитической работы предполагает рассмотрение небольшого количества источников экономической литературы и творческий подход к его изложению.

В ней необходимо дать:

а) экономическое обоснование основных понятий, категорий и законов, раскрывающих сущность выбранной темы;

б) формулы расчетов экономических показателей, на основании которых будет производиться расчетно-аналитическая работа.

2-ая часть – практическая (до 10 стр.)

Выполнение практической части работы предполагает решение конкретной задачи в соответствии с заданием на основе данных бухгалтерской финансовой отчетности конкретного экономического субъекта.

Данная часть работы состоит в том, что студент должен по мере ее выполнения продемонстрировать навыки и умения по комплексному экономическому анализу оценки деятельности организации.

Заключение занимает около 1–2 стр. контрольной работы. Его смысл состоит в том, что в нем приводятся краткие обобщения и аргументированные выводы по всей работе, которые уточняют, подкрепляют смысл, и значение изложенного материала в основной части.

Защита контрольной работы

Процедура защиты контрольной работы проходит в форме собеседования научного руководителя со студентом. Собеседование - устная форма ответов студента на вопросы, задаваемые научным руководителем по теме работы. Во время собеседования с научным руководителем студент должен продемонстрировать умения и навыки: отстаивать изложенный материал;

сбора, анализа и обработки исходных данных; анализировать и интерпретировать данные показателей и выявлять тенденции их изменения;

аргументировать свои выводы и предложения.

Оценка контрольной работы (зачтено / не зачтено) определяется преподавателем в процессе собеседования. Неправильно оформленная работа не принимается.

ОБЩИЕ КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

1. Работа зачтена, если:

1.1) учтены технические требования к работе и ее оформлению; содержание соответствует теме;

1.2) учтены замечания научного руководителя, высказанные в ходе выполнения работы;

1.3) произведена увязка теоретического и практического материала;

1.4) даны исчерпывающие ответы на вопросы.

2. Работа не зачтена если: вышеизложенные требования в п/п 1.1.–1.4. выполнены на 50% и менее.

 

 

Варианты контрольных заданий

Вариант №1

1. Анализ как метод научного познания и как наука.

2. Способ относительных разниц.

3. Задача 6б.

 

Вариант №2

1. Предмет и объекты экономического анализа.

2. Способ пропорционального деления и долевого участия.

3. Задача 5в.

Вариант №3

1. Принципы экономического анализа.

2. Эвристические приемы решения задач экономического анализа.

3. Задача 4а.

Вариант №4

1. Функции экономического анализа.

2. Понятие трудовых ресурсов организации и задачи их анализа.

3. Задача 1е.

Вариант №5

1. Роль экономического анализа в управлении деятельностью организации.

2. Классификация трудовых ресурсов и источники информации для их анализа.

3. Задача 4з.

Вариант №6

1. Связь экономического анализа с другими научными дисциплинами.

2. Анализ структуры, состава и численности персонала организации.

3. Задача 5г.

Вариант №7

1. Понятие метода экономического анализа.

2. Анализ обеспеченности организации трудовыми ресурсами.

3. Задача 4б.

Вариант №8

1. Сущность и типы факторного анализа.

2. Анализ движения трудовых ресурсов.

3. Задача 4ж.

Вариант №9

1. Этапы проведения факторного анализа.

2. Анализ эффективности использования трудовых ресурсов.

3. Задача 1а.

Вариант №10

1. Моделирование как метод научного познания, его использование в экономическом анализе.

2. Анализ показателей условий труда и охраны здоровья.

3. Задача 3а.

Вариант №11

1. Требования, предъявляемые к моделированию в факторном анализе.

2. Анализ показателей социально-бытовых и культурных условий работы организации.

3. Задача 1в.

Вариант №12

1. Типы факторных моделей.

2. Анализ технического уровня развития организации.

3. Задача 2а.

Вариант №13

1. Моделирование аддитивных факторных систем.

2. Анализ использования основных средств.

3. Задача 1б.

Вариант №14

1. Моделирование мультипликативных факторных систем.

2. Анализ обеспеченности организации производственными фондами.

3. Задача 4в.

Вариант №15

1. Способы преобразования кратных моделей.

2. Понятие, основных разделы и связь бизнес-плана с экономическим анализом.

3. Задача 1д.

Вариант №16

1. Способ удлинения и формального разложения.

2. Задачи бизнес-планирования, решаемые экономическим анализом.

3. Задача 4е.

Вариант №17

1. Способы расширения и сокращения кратных моделей.

2. Задачи анализа при разработке бизнес-плана.

3. Задача 5а.

Вариант №18

1. Традиционные приемы и способы экономического анализа. Их особенности.

2. Использование приемов анализа при составлении разделов бизнес-плана.

3. Задача 3в.

Вариант №19

1. Способы детерминированного факторного анализа.

2. Финансовый анализ как важнейшая часть бизнес-плана и объект анализа.

3. Задача 2б.

Вариант №20

1. Виды сравнительного анализа.

2. Сбор информации и ее анализ на этапах разработки бизнес-планов.

3. Задача 1г.

Вариант №21

1. Относительные и средние величины в экономическом анализе.

2. Роль экономического анализа в разработке и экспертизе бизнес-планов.

3. Задача 4д.

Вариант №22

1. Применение способов группировки и балансовой увязки в экономическом анализе.

2. Факторный анализ причин влияющих на производительных труда.

3. Задача 6а.

Вариант №23

1. Табличный и графический способы в экономическом анализе.

2. Использование способа абсолютных разниц для смешанных моделей.

3. Задача 3б.

Вариант №24

1. Многомерный сравнительный анализ и его значение в экономическом анализе.

2. Способ цепных подстановок.

3. Задача 5б.

Вариант №25

1. Способ абсолютных разниц.

2. Бенчмаркинг как основное направление сопоставительного анализа в бизнес-планировании.

3. Задача 4г.

 

Задачи

Задача 1

Рассчитать объем производства за каждый год и изменение показателей отчетного года по сравнению с прошлым и базисным. Провести факторный анализ причин, влияющих на изменение объема производства способом:

А) цепных подстановок в отчетном году по сравнению с базисным;

Б) цепных подстановок в отчетном году по сравнению с прошлым;

В)абсолютных разниц в отчетном году по сравнению с базисным;

Г) абсолютных разниц в отчетном году по сравнению с прошлым;

Д) относительных разниц в отчетном году по сравнению с базисным;

Е) относительных разниц в отчетном году по сравнению с прошлым.

Показатели Базисный год Прошлый год Отчетный год Изменение отч. по ср.:
базисный прошлый
Среднесписочная численность работников, чел.          
Производительность труда, 1 работника, тыс. руб. 102,8 107,1 106,4    
Объем производства, тыс. руб.          

 

Задача 2

Рассчитать себестоимость продукции в каждом году и изменения показателей в отчетном году по сравнению с базисным и прошлым. Провести факторный анализ причин, влияющих на изменение себестоимости единицы продукции способом цепных подстановок:

А) в отчетном году по сравнению с базисным;

Б) в отчетном году по сравнению с прошлым.

 

Показатели Базисный год Прошлый год Отчетный год Изменение отч. по ср.:
базисный прошлый
Производственные затраты, тыс. руб.          
Объем продаж, шт.          
Себестоимость единицы, руб.          

 

Задача 3

Провести факторный анализ причин, влияющих на изменение производительности 1-го работника способом цепных подстановок по:

А) предприятию Заря;

Б) предприятию Восток;

В) предприятию Алтай.

Показатели Базисный год Отчетный период
Заря Восток Алтай Заря Восток Алтай
Объем производства, тыс. руб.            
Среднесписочная численность работников, чел.            
Производительность труда 1 работника, тыс. руб.            

 

Задача 4

Рассчитать прибыль по каждому виду продукции в прошлом и отчетном году. Провести факторный анализ причин, влияющих на изменение прибыли от продаж в отчетном году по сравнению с прошлым.

А) способом цепных подстановок по продукции А;

Б) способом цепных подстановок по продукции В;

В) способом цепных подстановок по продукции С;

Г) способом цепных подстановок по продукции Д;

Д) способом абсолютных разниц по продукции А;

Е) способом абсолютных разниц по продукции В;

Ж) способом абсолютных разниц по продукции С;

З) способом абсолютных разниц по продукции Д;

Вид продукции Объем продаж, шт Цена за единицу, руб. Себестоимость, единицы, руб. Прибыль, тыс. руб.
Прошлый Отчетный Прошлый Отчетный Прошлый Отчетный Прошлый Отчетный
А                
В                
С                
Д     26,5 28,9 13,25 13,05    

 

Задача 5

Рассчитайте показатель фондоотдачи по каждому предприятию в каждом году и изменение показателей в отчетном году по сравнению с базисным и прошлым. Проведите факторный анализ причин, влияющих на изменение фондоотдачи способом цепных подстановок:

А) по предприятию №1 в отчетном году по сравнению с базисным;

Б)по предприятию №1 в отчетном году по сравнению с прошлым;

В) по предприятию №2 в отчетном году по сравнению с базисным;

Г) по предприятию №2 в отчетном году по сравнению с прошлым.

 

Показатели Базисный Прошлый Отчетный Изменение отчетного года по сравнению
№1 №2 №1 №2 №1 №2 базисный прошлый
№1 №2 №1 №2
Объем продаж тыс. руб.                    
Среднегодовая стоимость ОФ, тыс. руб.                    
Фондоотдача                    

 

Задача 6

Рассчитать коэффициенты оборачиваемости и изменения показателей. Провести факторный анализ причин, влияющих на изменение оборачиваемости оборотных средств способом цепных подстановок:

А) в отчетном году по сравнению с прошлым;

Б) в отчетном году по сравнению с планом.

Показатели Прошлый год Отчетный год Изменение показателей отчетного года по сравнению с:
план факт прошлым планом
Объем продаж, тыс. руб.          
Среднегодовая стоимость оборотных средств, тыс. руб.          
Коэффициент оборачиваемости          

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-07-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: