Различают глагольное, именное и наречное сказуемое.




Лекция: Главные и второстепенные члены предложения.

План:

1. Главные члены предложения: подлежащее и сказуемое.

2. Понятие о второстепенных членах предложения.

3. Дополнение.

4. Определение.

5. Обстоятельство.

Главные члены предложения

Названия членов предложения Что обозначает На какие вопросы отвечает Чем бывает выражено  
Подлежащее   Предмет, о котором говорится в предложении кто? что?   Любой частью речи, но чаще - существительным и местоимением  
Сказуемое 1) простое 2) составное: - глагольное - именное Действие предмета или что говорится о нѐм   Что делает? Что делает? Каков предмет? Кто он таков? Что он такое?   Глаголом Вспомогательный глагол + инфинитив Глагол-связка + именная часть (су-ществ., прилаг., ме-стоим., причаст.)  

 

Подлежащее может быть выражено:

1) существительным в именительном падеже: Лекция была очень интересной;

2) местоимением:

а) личным: Он всегда добивался поставленной цели;

6) отрицательным: Ничто не может помешать мне осуществить свою мечту;

в) неопределѐнным: Кто-то уже готовил доклад на эту тему;

3) количественным числительным в именительном падеже: Десять — это чѐтное число;

4) субстантивированными прилагательными и причастиями: Новое в жизни требует и новых названий. Присутствующие активно участвовали в решении проблемы;

5) неопределѐнной формой глагола: Любить природу — значит не только любоваться еѐ красотой, но и беречь еѐ;

6) синтаксически неделимыми словосочетаниями: Десять студентов отрабатывали практику в центральной городской больнице;

7) фразеологическим сочетанием: Кромешная мгла заполнила всѐ помещение.

Различают глагольное, именное и наречное сказуемое.

Глагольное сказуемое может быть выражено спрягаемой формой глагола или инфинитивом. (Он читает. Мыс зеленеет. Читать — это не только узнавать факты.)

В состав глагольного сказуемого могут входить глаголы со значением начала, конца или продолжения действия. (Он хочет читать. Она может выступить. Сын стал учиться в колледже.) В позиции глагольного сказуемого могут использоваться устойчивые словосочетания или соединения слов, возникающие в предложении. (Учѐба играет большую роль. Отец оказал влияние на сына. Я привык решать сам.)

Именное сказуемое может быть выражено именительным падежом существительного, местоимения, прилагательного, числительного (Мой друг — врач. Хорошая учѐба — залог хорошей работы. Погода тѐплая. Эта книга твоя. Это занятие второе.), а также кратким прилагательным, кратким причастием. (Он внимателен. Она усидчивее, чем подруга. Материал выучен.)

Наречное сказуемое может быть выражено наречием с разными лексическими значениями. - (Учиться интересно. Город вдалеке.)

Как глагольное, так и именное и наречное сказуемое могут иметь в своѐм составе краткие прилагательные со значением долженствования, возможности, необходимости (должен, намерен, обязан, готов), например: Я намерен хорошо учиться.

В разговорной речи место сказуемого может быть замещено целым предложением. (Студенты — один лучше другого. Девушки — одна краше другой. Книга — можно пять раз читать. Хорошая репутация — это когда тебе доверяют.) В позиции сказуемого могут использоваться также сочетания двух личных форм глагола (Друзья встретились наговорились. Девочка смотрит улыбается.)

Второстепенные члены предложения

Члены предложения, зависящие от других членов предложения и поясняющие их в каком-либо отношении, называются второстепенными.

В зависимости от синтаксической функции второстепенные члены предложения делятся на определения, дополнения и обстоятельства. В основу такого деления положены прежде всего логические понятия объекта и обстоятельства, например: Вокруг великолепным белым ковром расстилалась снежная равнина — обстоятельство, выраженное наречием вокруг, поясняет сказуемое расстилалась; определение, выраженное именем прилагательным снежная, поясняет подлежащее равнина.

Названия членов предложения Что обозначает На какие вопросы отвечает Чем бывает выражено  
Дополнение   Предмет   Кого? Чего? Кому? Чему? Кого? Что? Кем? Чем? О ком? О чѐм?   Существ., местоим. и др. частями речи.
Определение:   - согласованное (т.ч.приложение)   - несогласованное Признак предмета Какой? чей?   Прилаг., местоим. и др. част. Речи   Существительным   Существ., глаголом и др. част, речи
Обстоятельства: - места - времени - цели - причины и место образа действия - условия - уступки -время   -цель     -причину     - образ действия     - условие     - уступку Признак действия:   Когда? С какого времени? До какого времени?   Зачем? Для чего? С какой целью?   Почему? По какой причине?   Как? Каким образом?   При каком условии?   Несмотря на что? Где? Куда? Откуда? Существ., наречием и др. частями речи

 

Дополнение

Дополнение — второстепенный член предложения, отвечающий на вопросы косвенных падежей и служащий для распространения или пояснения сказуемого или другого члена предложения. Дополнение (лат. — предмет) обозначает объект действия, состояния или признака, например: слушать лекцию, бояться воды, верность другу.

Дополнение может быть выражено:

а) именем существительным: Врач несѐт ответственность за жизнь (за что?) больного;

б) местоимением: Мне (кому?) очень нравится читать;

в) именем числительным: Оставшееся количество вещества разделим на три;

г) наречием: Задание надо было выполнить на сегодня;

д) неопределѐнной формой глагола: Я прошу тебя сообщить о твоем здоровье;

е) субстантивированным прилагательным: Неожиданно заговорили о былом.

Дополнение бывает прямым и косвенным.

Прямое дополнение относится к переходному глаголу и обозначает объект, на который непосредственно распространяется действие. Прямое дополнение выражается существительным в винительном падеже без предлога: Студенты слушают лекцию. Оно может быть выражено также существительным в родительном падеже, если: 1) действие направлено не на весь предмет, а только на его часть: Отрежь мне хлеба; 2) сказуемое выражает отрицание: Он не сказал самого главного.

Все остальные дополнения называются косвенными.

Оно обозначает непрямой объект, отвечает на вопросы косвенных падежей и относится к непереходным глаголам, существительным, прилагательным, наречиям и выражается всеми формами косвенных падежей с предлогами и без предлогов: Ничто на свете не сможет угнаться за человеческой мыслью.

Определение

Определение (лат. — определение) — второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей? который? скольких?

Определение всегда относится к слову с предметным значением, т. е. к существительному или слову, употребляемому в значении существительного, и выражает различные его признаки: а) качество или свойство — интересная книга, устойчивый характер; б) отношение к другому предмету, действию, месту или времени — железный столб, точильный инструмент, дорожный знак, утренний сон; в) принадлежность — его мысль; г) количество или порядок предметов — двух студентов, первый экзамен.

В зависимости от характера синтаксической связи с поясняемым словом определения делятся на два вида: согласованные и несогласованные.

Согласованные определения связываются с определяемым словом согласованием, т.е. стоят в том же роде, числе, падеже, например: верный друг, яркие краски, написанная повесть.

Несогласованные определения связываются с определяемым словом по способу управления, реже примыкания, например: зал для концертов, чтение вслух.

Особым видом определения является приложение.

Приложение (лат.— приложение) — определение, выраженное именем существительным, обычно согласованным с определяемым словом в падеже и числе.

Приложение относится к существительному и обозначает:

1) качество или свойство предмета, лица: На бугре берѐза — свечка в лунных перьях серебра

(С. Есенин). Дождь-ситничек зарядил надолго;

2) профессию лица, его звание, должность, национальность, социальное положение, родственные отношения: По лѐгкой подтянутой фигуре его можно было принять за вышедшего в запас офицера-строевика (В. Овечкин). Молодая женщина-врач беседовала с пациентом. Два мальчика-подростка оживлѐнно что-то рассказывали друг другу. На конкурсе победила девушка-россиянка;

3) названия рек, морей, озѐр, гор, городов, сѐл: Река Днепр впадает в Днепровский лиман Чѐрного моря;

4) вид родового понятия — названия растений, птиц: Травы мята, зверобой, полынь обладают лечебными свойствами;

5) названия газет, журналов, произведений, предприятий, фирм: В журнале «Медицинская сестра» часто рассказывается об интересных людях этой профессии.

Обстоятельство

Обстоятельство — второстепенный член предложения, который указывает на обстановку и характер действия, состояния или признака и отвечает на вопросы о способе, месте, времени, цели, причине, условии действия: как? где? куда? каким образом? почему?

По значению обстоятельства делятся на обстоятельства образа действия, меры и степени, места, времени, условия, цели, причины, уступки, условия (см. табл. 61). Грамотно и уверенно отвечали студенты-выпускники, на экзамене. Кругом расстилалась бескрайняя пустыня. Вдали мелькнул долгожданный огонѐк.

Обстоятельства могут быть выражены наречиями или существительными в формах косвенных падежей с предлогами и без предлогов.

Кроме того, обстоятельства образа действия, времени, причины, цели могут быть выражены деепричастными оборотами, например: 1) Часто занимаясь в библиотеке, я научился работать со справочной литературой. 2) Мы неоднократно проводили опыты, желая получить необходимые результаты.

Обстоятельство цели может быть выражено неопределѐнной формой глагола, например; Я пришѐл повидать тебя.

Вопросы:

1. Чем отличается предложение от словосочетания?

2. Что обозначают главные члены предложения?

3. Какими частями речи они могут быть выражены?

4. Какую роль играют в предложении второстепенные члены?

5. Насколько важно употреблять в нашей речи предложения, где есть второстепенные члены предложения?

Упражнение

Прочитайте текст. Определите тему и основную мысль текста. Обозначьте главные члены предложения, укажите, чем они выражены.

Народная память

Человек не может жить только настоящим, только одним мгновением. Он стремится в будущее и бережно хранит воспоминания о минувшем. Каждый помнит родных, друзей, свой дом, школу, светлые и горестные дни.

Каждый человек — частица своего народа. И потому есть у нас общая, народная память.

Память народная — это Куликово поле и поле Бородина. Память народная — это древний курган над Волгой, где сооружѐн мемориал героям Великой Отечественной войны. Нескончаемо идут сюда люди. Приходят волгоградцы, приезжают гости из разных краѐв страны, изо всех стран мира, чтобы пройти к вершине кургана.

Непростые чувства переживает здесь человек. Вместе с печалью приходит в сердце отвага, прикосновение к истории помогает ощутить глубинную связь со своим народом.

Упражнение

Прочитайте текст. К какому стилю он принадлежит? Найдите и подчеркните образные определения и обстоятельства в отрывке из стихотворения И. Бунина.

Таинственно шумит лесная тишина,

Незримо по лесам поѐт и бродит осень...

Темнеет день за днѐм, — и вот опять слышна

Тоскующая песнь под звон угрюмых

сосен. Угрюмо бор гудит, несутся листья

вдаль... Но в шумном ропоте и песне безнадежной

Я слышу жалобу: в ней тихая печаль,

Укор былой весне, и ласковый, и нежный.

Опишите свой любимый уголок природы, используя образные определения и обстоятельства.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: