ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ТРАДИЦИОННОГО РУССКОГО КОСТЮМА: ГОЛОВНОЙ УБОР, ГРИМ, ПРИЧЕСКА ИХ ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ НАЗНАЧЕНИЕ.




 

Народный костюм представляет собой целостный художественный ансамбль, несущий определенное образное содержание, обусловленное назначением и сложившимися традициями. Его образуют гармонично согласованные предметы одежды, украшения и дополнения к ним, обувь, прическа, головной убор, грим. В искусстве костюма органично соединились различные виды декоративного творчества: ткачество, вышивка, кружевоплетение, низание, шитье, аппликация и изобразительное использование разнообразных материалов: тканей, кожи, меха, лыка, бисера, бус, блесток, пуговиц, шелковых лент, тесьмы, позумента, кружев, птичьих перьев, речного жемчуга, перламутра, цветных граненных стеклышек и др.

Народный костюм в собранном виде представляет собой ансамбль, построенный в закономерном ритме линий, плоскостей и объемов, на соответствии фактуры и пластики тканей, на организующей роли декора и цвета, на связи утилитарных и художественных достоинств.

Хранителями древних традиций народного костюма у русских, как и большинства других народов, были крестьяне. Они жили в гармоничной слитности с родной природой, через нее и постигали смысл Красоты, Добра, Истины. Русская крестьянская одежда была защитой от зноя и холода, отличалась удобством, "гармонировала с господствовавшим типом лица и фигуры местных жителей", имела обереговое, защитное и престижное значения, выполняла важную ритуальную роль в обрядах и праздниках. Синкретизм как органическое единство народного искусства, нерасчлененность в нем разных видов творчества, каждый из которых, по словам Ю.Б.Борева, "включал не только зачатки различных видов художественной деятельности, но и зачатки научного, философского, религиозного и морального сознания", определял форму и принципы бытования народного костюма. Поэтому при реконструкции смыслового содержания русского народного костюма необходимо привлекать такие разнообразные и взаимообусловленные материалы, как мифология, сведения об обычаях и обрядах, фольклор, учитывать технологические знания народных мастеров и т.д.

 

ГОЛОВНОЙ УБОР русских крестьянок занимал главенст­вующее положение в иерархии частей костюмного ансамбля, являлся его композиционным центром, местом наибольшего средоточия декора и отличался многозначностью и метафо­ричностью своего художественного образа. Он отражал кос­мологические, эстетические и этические представления кре­стьянок, их национальность, возраст и семейное положение (головные уборы девушек, просватанных девушек, молодух, старух, вдов), социальный статус, место проживания. Голов­ной убор выполнял обереговую, продуцирующую, эмотивную, эротическую (привлечение внимания), утилитарную и другие функции. Метаморфичность художественного образа головных уборов крестьянок проявилась в их формах и на­званиях. Символика головного убора в образной системе кос­тюмного комплекса, отражающей, как мы уже отмечали, представления крестьян о мироздании, связывалась с его верхним ярусом.

К концу XX в. общим, наиболее распространенным го­ловным убором женщин и девушек в русских деревнях стал платок. Купчихи, богатые мещанки и крестьянки в северове­ликорусских землях и в Поволжье носили поверх кокошников и повойников весьма дорогостоящие платки белого, вишне­вого, синего, фиолетового цветов с широкой вышитой кай­мой. Особенно славились по всей России платки с золотной вышивкой, производившиеся в Городце, Арзамасе, Лыскове и других местах Нижегородской губернии. Большие платки обычно носили «в роспуск», т.е. заколов два конца под под­бородком, а два других свободно распустив по спине. В кон­це XIX в. на нижегородских платках стали вышивать только одну половину полотнища, разделенного по диагонали. Их обильная золотная вышивка включала изображение трех ва­зонов с букетами цветущих ветвей, причудливо перевитых лозами и гроздьями винограда. С середины XIX в. в Городце и его окрестностях распространилась мода носить такие платки на плечах. Во второй половине XIX в. популярными становятся «головки» — шелковые косынки, украшенные зо­лотной вышивкой только по трем концам и в налобной части.

Большим вышитым платком или фатой из шелковой или прозрачной кисеи закрывали в свадебном обряде лицо невесты. Молодые женщины до рождения первого ребенка на свой праздничный головной убор набрасывали фату, укра­шенную по краю полосой золотого галуна, шелковой лентой и кружевом.

В конце XVIII — начале XIX вв. в России налаживается массовое изготовление шелковых золототканых платков и фат канаватных, то есть шелковых, цветных и узорчатых.

На очельях головных уборов часто встречались изображения двух птиц головой к голове, символизировавших счастливый брак.

Центрами этого производства были Москва и Коломна с при­легающими селами. Высоким уровнем исполнения, изыскан­ностью и сложностью орнаментики, применением тонкой зо­лотистой скани славились изделия коломенских купцов Ле­виных. Им принадлежало несколько шелкоткацких мануфак­тур, просуществовавших до середины XIX века. Левины ус­пешно торговали золоткаными платками, флеровыми (полу­прозрачными) и канаватными фатами не только по всей Рос­сии, но и на азиатском рынке.

На протяжении всего XIX и начала XX вв. большим спросом пользовались более доступные по цене набивные платки и шали. Например, кумачовые ситцевые платки фаб­рики купцов Барановых из Владимирской губернии. На их красном фоне ярко горели желтые, синие, зеленые цветы. От­личительной особенностью барановских платков было также и то, что они не выгорали на солнце, так как для их производ­ства использовались высококачественные натуральные ин­дийские красители.

Кубовыми платками (темно-синими с красными цветами) славилась Московская Трехгорная ману­фактура купцов Прохоровых. Высоким качеством чистошер­стяных и полушерстяных набивных платков и шалей была известна павлопосадская фабрика Я.Лабзина. Надетые на че­ловека платки и шали как бы оживали, их пластическая и цветовая, а также утилитарная роль находила окончательное завершение в системе костюма.

ПРИЧЕСКА. В праздничные дни в косу вплетали яркую шелковую ленту, разнообразные парчовые косники и даже колокольчики. О том, как украшали косу невесты в се­верных губерниях, крестьянки вспоминают: «Лента голуба да ала, нависят много, снопом, к одной прикопят, а ету бантом надо всеми. Висят наравне с подолом».

В северных губерниях при нарядном головном уборе девушки распускали волосы. Эта старинная прическа счита­лась особо торжественной. Именно таким образом причесы­вались девицы при венчании, во время причащения в церкви, при похоронах родителей. «Особым образом причесывались согрешившие до брака девушки «покрытки» (распущенные волосы повязывая платком), а также старые девы и вдовы».

Замужние крестьянки в отличие от девиц обычно за­плетали волосы в две косы на висках и завязывали их надо лбом, образуя «рога», или закручивали узлом на затылке. Иногда волосы, не заплетая, прятали под головной убор.

СОГЛАСНО ДРЕВНЕМУ ОБЫЧАЮ, ДЕВИЧЬИ ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ НЕ ЗАКРЫВАЛИ ТЕМЕНИ и представляли собой жесткий обруч или мягкую повязку, которые скреплялись на затылке лента­ми. Иногда эти ленты завязывали бантом или заменяли одной шелковой либо бархатной полосой, сплошь расшитой золотными нитками.

Повсеместно девушки носили красные узорные платки, сложенные по диагонали в несколько рядов, что называлось «в складку». Спереди подкладывали картон, а концы завязы­вали сзади под косой. На юге такой убор мог быть дополнен воткнутыми цветами, птичьими крашеными перьями. Столь же популярным было среди русских девиц ношение платков, сложенных «на уголок» по диагонали с повязанными под подбородком концами.

Южнорусские головные уборы отличались яркостью и насыщенностью декора. Для их создания использовались са­мые различные отделочные материалы: позумент, блестки, тесьма, пуговицы, бисер, птичьи перья, шерстяная бахрома, помпоны и т.п.

На севере особо нарядные уборы невест, известные под названиями «рефетка», «рефиль», обычно низались жемчугом и разноцветными камешками. Ко многим праздничным жен­ским и девичьим головным уборам надо лбом пришивали сетки из жемчуга, стекляруса или белого бисера, закрывав­шие весь лоб до бровей и даже ниже. Такие сетки назывались «рясы», «поднизи». Просватанные девушки северных губер­ний прикрепляли к своей повязке бархатный, шитый золотом кружок — «натемник» или небольшой прутик с разноцвет­ными лентами («флажки»), иногда прятали косу под вязаный «честной» колпак, на который затем надевалась повязка — «символ девичьей чистоты. В качестве женского головного убора колпак был распространен в верховьях Дона, в некото­рых уездах Воронежской, Тульской и Тамбовской губерний.

Довольно часто головной убор девушки после ее заму­жества становился частью ее женского убора. Так, девичий венец с рясами, надетый с повойником, закрывавшим волосы, составлял женский головной убор, известный под названием «земчуг» (Олонецкая губерния).

Девичий головной убор: венец Архангельская губерния. Вторая половина 19 в.

 

Девичий головной убор "Ленка"
Россия. 19 в. Ткань, золотая нить; вышивка.

Женским головным убором, входившим в поневный комплекс, была сорока, которую умела шить каждая кресть­янка. Название «сорока» можно объяснить пестротой исполь­зуемых материалов и названием отдельных ее частей («кры­лышки», «подкрылки», «хвост»). В этом названии, возможно, содержится отождествление с птицей сорокой, которую ве­шали в конюшнях для оберега. Вероятно, и головной убор сорока служил оберегом от домового, который, по поверью, мог утащить женщину за волосы на чердак.

Остовом СОРОКИ была «кичка» (от слав. слова «утка») — твердо простеганная налобная накладка подковообразной (рогатой), лопатообразной, круглой или какой-либо другой формы, К ней пришивали чепчик («волосник») на вздержке, под который убирали волосы. Затылок непременно прикры­вался бархатным, шелковым или бисерным «позатыльником» прямоугольной формы. Сверху на эти детали надевался свое­образный чехол, который также мог называться «сорока» ли­бо «обвязка», «верховка». Вокруг этих основных деталей и формировалась сорока как сложносоставной (до 14 частей) головной убор, весивший порою около семи килограммов.

Праздничный костюм молодой женщины. Рубаха с «золотым ремнем». Конец Х1Х-начало XX века.

Кичка и «сорока» с позатыльником — головной убор крестьянок Екимовического уезда Смоленской губернии. Вторая половина XIX — начало XX века. Смоленск. Из коллекции М. К. Тенишевой.

 

Считалось, что рогатый головной убор помогал матери и особенно роженице уберечь себя и ребенка от нечистой си­лы и сглаза. РОГАТЫЕ «КИЧКИ» (высота рогов от 15 до 30 см) носили Молодые женщины в первые годы замужества. После рождения первого ребенка их обычно меняли на лопатооб­разную «кичку» или повойник.

Рогатая кичка - головной убор крестьянок района Богословщина Михайловского уезда Рязанской губернии. Основные части - кичка, снур, подзаушник, позатыльник, красная кумачная "сорока" с вышитым золотом очельем, увивка, крылышки. Конец 19 - начало 20 веков. Рязанский историко-архитектурный музей-заповедник.

 

Общерусский головной убор КОКОШНИК, входивший в сарафанный комплекс, изготавливался в отличие от «сороки» профессиональными мастерицами-золотошвейками на заказ и стоил очень дорого. Существует великое множество локаль­ных типов кокошников, различающихся как формой, так и декором. Остановимся на более распространенных.

По всей России был известен древний тип кокошника - с поперечным гребнем. В Курской и Орловской губерниях встречался двурогий кокошник седлообразной формы — «шеломок». Кокошник в Воронежской и Тамбовской губерниях представлял собой головной убор с округлым высоким пере­дом (с прокладкой из картона), несколько скошенный сзади. Его носили, слегка сдвинув на лоб, прикрывая затылок рас­шитым позатыльником. Поверх кокошника часто завязывали шелковую ленту или сложенный в виде полосы платок «кон­цами вперед». Весьма своеобразны и самобытны однорогие кокошники: с закругленным верхом (владимирско-ярославские), с заостренным верхом (костромско-ярославские); а также «головка» или «кика» (новгородские), «ряска» (тверская).

Женский головной убор: кокошник "головка" Тверская губерния. 19 в. Бархат, перламутр, бисер, металлическая нить; плетение, вышивка. /

Маковский «Боярышня». Двурогий (двугребенной, двухгребенчатый) «Златоглав» («Шеломок»)

Владимирско-Нижегородский кокошник. Средина 19-го века. 17.8 x 104.1 см. Шёлк, стекло, металлическая нить, полудрагоценные камни, жемчуг, хлопок.

Калужский кокошник.Средина 19-го века. 21.6 x 105.4 см. Шёлк, жемчуг, металлическая нить, хлопок, бумага.

Костромской кокошник-сборник (другой вариант названия - "боярский кокошник"). Конец 18-го века. 34.3 x 17.8 cm. Шёлк, жемчуг, хлопок, металлические нити.

Московский кокошник с поднизью.
1790–1810гг. 15.2 x 24.1 cm. Шёлк, стекло, хлопок, металлические нити, жемчуг.

Женский головной убор Златоглав. Курская губерния.19-й век. 15.2 x 21.6 cm. Шёлк, лён, стекло, перламутр, металлические нити.

 

Северные кокошники изготавливали из парчи, бархата, шелка на жесткой прокладке, обильно расшивали золотными и серебряными нитями, речным жемчугом, блестками, руб­ленным перламутром, разноцветными гранеными стеклыш­ками, сверленными самоцветами, разноцветной фольгой.

Зажиточные крестьянки дополняли очелья своих го­ловных уборов выплетенными жемчужными поднизями в ви­де сетки, овальных зубцов или пышных оборок, которые, на пример, в Олонецкой губернии пришивали в несколько слоев, что создавало впечатление нежной жемчужной «челушки», красиво обрамлявшей лицо

Необходимо упомянуть еще об одном, общем для всех восточных славян, интимном (обязательно повязывающемся платком) женском головной уборе — повойнике. В разных районах он мог называться «повой", «волосник», «полетушка», «сборник», «'чехлик», «шлык», «чупирник». Внутрь по­войника поперек головы вшивался твердый стеганый валик. Сзади повойник имел вздержку, что резко отличало его от кокошника. На севере великорусской территории такой по­войник назывался «моршень» (от слова «морщить»), «борушка», «почепешник».

 

Борушка (XIX в. Вологодская губерния, Сольвычегодский уезд) — закрытый женский праздничный головной убор, состоящий из очелья на твердой основе и донца.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: