Подготовка громкого чтения




Громкое (комментированное) чтение

Громкое (комментированное) чтение — форма устного информирования о литературе, предусматривающая чтение вслух текста произведения с комментариями чтеца и обсуждением прочитанного.

Комментированные чтения газет, журнальных статей и книг из­давна применялись в работе библиотек (в народных библиотеках — с конца XIX в.). В 20-е гг. чтения (их тогда называли «громкие чтения», «чтения вслух», «чтения с волшебным фонарем») использовали для привлечения населения в избы-читальни и библиотеки, для борьбы с неграмотностью.

Потенциальные возможности громких (комментированных) чтений не исчерпаны и в современной деятельности библиотек. Выразительные чтения практикуются в детской аудитории, применяются в библиотечном обслуживании слепых. Неоценимо их значение в семейном кругу. Одной из распространенных форм чтений являются литературные чтения, предполагающие художественное исполнение литературных произведений. Наплыв читателей на эти мероприятия объясняется их желанием послушать любимые произведения в «театре одного актера», в исполнении известных артистов — мастеров художественного слова. Литературные (художественно-мимические) чтения применяются в клубах, библиотеках для глухих.

В библиотеках могут проводиться циклы чтений — массовых мероприятий, посвященных выдающемуся событию, жизни замечательных людей или имеющих проблемно-научный, мировоззренческий, религиозно-нравственный характер (педагогические, правовые, религиозные чтения). «Чтение» в данном случае — чтение лекций, докладов, сообщений с их последующим обсуждением, дискуссией, или чтение религиозных текстов с их толкованием, разъяснением, художественным исполнением.

Модифицированной формой чтения является коллективное про­слушивание «говорящих» книг в библиотеках для слепых. «Механический» чтец здесь заменяет чтеца одушевленного. Однако при проведении таких прослушиваний также велика роль библиоте­каря, организатора и участника последующего обсуждения.

Громкое чтение не просто форма рекомендации книги, это в значительной степени и средство культурно-воспи­тательной работы. Громкое чтение является также действенным средством информации о текущих событиях, о новейших достижени­ях науки и техники, о передовом опыте. Громкие чтения лучших произведений русской классической и современной художественной литературы воспитывают эстетически, обогащают культуру речи.

Чтение вслух оживляет печатное слово. В процессе громкого чтения образы, идеи, сюжет произведения ста­новятся более доходчивыми. Во время чтения библиоте­карь не только рекомендует книгу и содержащиеся в ней идеи, знания, но и помогает слушателям творчески воспринимать произведение. Другими словами, эта фор­ма работы позволяет библиотекарю вторгаться непосредственно в процесс чтения, помогать читателю лучше по­нять произведение.

Громкие чтения проводит обычно библиотекарь или активный читатель библиотеки. Особенно важно привлекать специ­алистов для чтения производственной (сельскохозяйст­венной, технической) литературы. Так как в этом слу­чае чтец может не только прочитать, но и разъяснить про­читанное, полноценно ответить на вопросы слушателей.

Подготовка громкого чтения

Подготовка громкого чтения начинается с выбора те­мы и литературы. Материалом для громкого чтения слу­жат разнообразные тексты: нормативные документы, журнальные и газетные статьи, очерки, фель­етоны, стихи, рассказы.

При выборе материала для громкого чтения учитыва­ется состав слушателей, среди которых оно будет прово­диться. Так, если громкие чтения намечается провести на каком-либо предприятии, то уточняют, какие производственные вопро­сы в данное время особенно интересуют его работников, и в соответствии с этим выбирают литературу. Подбирая для чтения среди тех же групп читателей художествен­ные произведения, тоже важно учесть специфику их ин­тересов.

Выбирая материал для чтения, очень полезно предва­рительно посоветоваться с будущими слушателями, о чем бы они хотели послушать, интересен ли для них тот или иной материал. Выбрать материал для громкого чтения поможет критическая литература, библиографические по­собия. Чрезвычайно важно, чтобы библиотекарь система­тически просматривал журналы и газеты, именно в них находят отражение все наиболее важные события куль­турной, политической жизни страны.

Так как громкое чтение обычно рассчитано на непро­должительное время, то предпочтение при выборе лите­ратуры отдается коротким, небольшим произведениям.

После того, как выбрано произведение, библиотекарь приступает к работе над текстом. Прежде всего, он вдумчиво, внимательно читает его, стремясь пра­вильно уяснить идею, основные положения, мысли про­изведения. Например, если для чтения выбрано художественное произве­дение, необходимо разобраться в его образах, стиле, ху­дожественных достоинствах. Все это нужно чтецу, чтобы довести до слушателей читаемое произведение, разъяс­нить его содержание, практическую ценность, дать почув­ствовать его художественную красоту.

Знакомясь с материалом, предназначенным для гром­кого чтения, библиотекарь выписывает мысли, выраже­ния, слова, которые могут быть непонятны слушателям, незнакомые понятия и продумывает, как их объяснить, обращаясь в случае надобности к другим книгам или словарям. Обращение к дополнительной литературе час­то бывает совершенно необходимо, если библиотекарь хо­чет провести полноценное чтение. Так, очень важно знать, как относится к избранному произведению критика, что представляет собой автор, какие еще произведения на­писал он и т. д. Все полученные сведения можно будет сообщить читателю в беседе.

Затем библиотекарь готовит текст произведения к громкому чтению. Большое произведение делят на части, каждая из которых читается самостоятельно. При этом по возможности каждая часть должна быть законченной. Не следует, например, прекращать чтение на середине главы, оставлять недосказанной мысль. Все части должны быть примерно равны по величине. Для целостности каж­дой из них и чтобы уложиться во времени, некоторые мес­та текста чтец может пересказать своими словами. Ино­гда произведение читают не полностью. В таких случаях заранее определяют, какие части текста могут быть опу­щены. Обычно это менее важные, второстепенные собы­тия, затянувшиеся рассуждения, но сокращения не должны нарушать целостности произведения, его последователь­ность, логику изложения.

Большое значение имеет отработка техники чтения. Обязательное условие для чтеца – умение правильно, от­четливо, выразительно читать. Поэтому текст несколько раз прочитывается вслух. Чтец следит за тем, правильно ли он делает ударения в словах, правильно ли применяет выразительные средства речи: изменение силы голоса, замедление или ускорение темпа речи, применение пауз. Постепенно вырабатывается умение говорить не очень громко – чтобы не утомлять слушателей, и не тихо – чтобы не мешать воспринимать текст. По часам уста­навливается, сколько времени потребовалось непосред­ственно на чтение, укладывается ли оно в те минуты, ча­сы, которые могут быть на него отведены.

После тщательной работы над текстом и изучения до­полнительной литературы чтец готовит беседу по избран­ным для чтения материалам.

Подготовка беседы

Беседа с читателями делится обычно на две части: беседа до чтения и после него. Чтобы сосредоточить вни­мание слушателей, активизировать их, громкое чтение лучше начать не с текста, а с короткой беседы. В такой вступительной беседе можно объяснить цель чтения, рас­сказать о том, что будет прочитано. При этом ни в коем случае нельзя пересказывать содержание книги. Доста­точно коротко рассказать об авторе, теме, проблемах про­изведения, назвать те вопросы, которые особенно близки данной группе. Если произведение читается по час­тям, необходимо сказать об этом слушателям. Каждую последующую читку нужно начинать с напоминания, о чем шла речь в предыдущих главах.

Вводная беседа должна заинтересовать читателей, мо­билизовать их внимание. Она должна быть яркой, затра­гивать интересы слушателей, вместе с тем она должна быть краткой, поэтому над беседой следует заранее по­работать. Текст ее, или по крайней мере план, нужно тщательно продумать, но лучше написать. Сказанное в равной мере относится и ко второй части беседы – после чтения.

Беседа после громкого чтения походит на коллектив­ное обсуждение книги, которое возникает, естественно, вследствие того, что громкое чтение вызывает желание обменяться впечатлениями от прочитанного. У слушате­лей появляются вопросы, которые они стремятся тут же выяснить. Кроме того, и сам чтец заинтересован не толь­ко ответить на вопросы слушателей, но и выяснить, пра­вильно ли понято прочитанное, ясна ли идея произведе­ния, какие сделаны выводы.

Готовясь к чтению, чтец заранее продумывает вопро­сы, которые он поставит и которые могут возникнуть у слушателей. Конечно, предвидеть все невозможно, но основное направление заключительной беседы можно и нужно предусмотреть, так как оно вытекает из главной идеи прочитанного и из цели, которая была поставлена при выборе материала для чтения. Исходя из цели, на­мечается и канва беседы. Например, после чтения книги или статьи о практическом опыте, как правило, выясняется, все ли понятно слушателям и как применить этот опыт в местных условиях. Соответствующие такому обсужде­нию вопросы можно заранее наметить. Однако чтец не должен превращать беседу в опрос, подменяя им живое собеседование.

Обсуждение прочитанного помогает лучше его понять, закрепить полученные знания и найти пути к их практи­ческому применению. Но в заключительной беседе не только обсуждается прочитанное. После чтения библио­текарь рекомендует произведения того же автора, чья книга была прочитана вслух, или же другую литературу на ту же тему.

Иллюстративный материал

Подготовив громкое чтение, библиотекарь подбирает иллюстративный материал, наглядное знакомство с кото­рым оживит чтение и закрепит полученные слушателями знания. В качестве иллюстративного материала может быть использована географическая карта, портрет писа­теля, репродукции с картин, иллюстрации к книге или в журналах. Особенно важен такой материал при чтении книг о практическом опыте. Здесь уместны и схемы, и чертежи, и диаграммы, вычерченные на отдельных листах. Иногда наглядный материал имеется в самой книге, то­гда его обязательно нужно показать слушателям. Такое сочетание чтения с наглядным показом особенно содей­ствует практической пользе, а ею, в первую очередь, из­меряется действенность громкого чтения.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: