Подробнее о центре равновесия




Основы анатомии человека.

Баланс и движения

Это наше последнее занятие по работе с базовой структурой тела, прежде чем мы начнем одевать его плотью. Мы увидели его пропорции и то, в каких пределах они колеблются; теперь мы увидим, в каких позах тело противостоит силе тяжести – и сколько эти позы могут сохраняться до его падения (на бумаге это выглядит, как выход из равновесия).

Баланс: как стоять (и падать)

Центр тяжести тела Center of Gravity (CoG) находится примерно позади пупка. Тело поддерживается любой частью, касающейся земли: обычно обеими ногами, но это может быть одна нога, две ноги и одна рука, две руки и т. д. Центр равновесия Center of Support (CoS) - это середина между точками соприкосновения с землей, независимо от того, является ли это одной точкой или они образуют линию, треугольник или квадрат.

Выравнивание CoG и CoS определяет баланс как в реальной жизни, так и на бумаге, и это работает по-разному, в зависимости от того, находится ли тело в покое или в движении.

Баланс в покое

Изобразите вертикальную линию, точно из CoS. Тело сбалансировано, если линия пересекает центр тяжести CoG. Думайте об этом, представляя баланс двух банок друг на друге. Стоит ей слегка сместиться, как верхняя упадёт.

Даже если тело находится в замысловатой позе, вы обнаружите, что CoG выровнен с CoS, удерживая все в равновесии.

Очень трудно выдерживать такую позицию, как показано выше, более нескольких секунд. Равновесие надо всё время поддерживать, либо перемещая CoG обратно в линию, либо передвигая одну ногу, чтобы переместить CoS, иначе падение неизбежно.

Подробнее о центре равновесия

Следует объяснить, что моё первоначальное определение центра равновесия, как промежуточной точки между точками опоры, на самом деле было упрощением: это место не всегда определяется простой математикой, но требует наблюдения и интуиции, поскольку точки соприкосновения с землёй не обязательно несут одинаковое количество веса! Центр равновесия находится ближе к стороне, которая несёт наибольший вес, пропорционально тому, сколько веса к ней приложено. Классический пример: когда вы переминаетесь, то можете весь свой вес переносить на одну ногу (слева, внизу). Обратите внимание, как ваше тело позиционируется над опорной ногой и как оно движется назад к центру, если вы опять распределяете свой вес поровну между обеими ногами (справа, внизу).

Мы, вероятно, проводим больше времени в неравновесном положении и воспринимаем его, как более естественное: лучшие художники - это те, кто фиксирует этот сбалансированный дисбаланс и потому рисует расслабленно выглядящие персонажи, тогда как тот, кто применяет закон баланса математически, делает свои образы жёсткими, неестественными и, прежде всего, застывшими.

Ниже приводится иллюстрация этого динамизма: левая фигура остановилась на половине шага, когда она перенесла свой вес на переднюю ногу и собиралась поднять заднюю, которая уже не несёт много веса, несмотря на прикосновение к земле. Поэтому её CoS близок к передней ноге. Определив, что большая часть её веса явно находится на передней ноге, мы можем сказать, что она остановилась в движении, в отличие от того, что показано на мелкой картинке. На рисунке справа показан CoG, который немного не в центре, но этот тонкий визуальный ключ в симметричной по форме позиции сообщает нам, что вес сдвигается немного к левой ноге, напоминая рисунок похожей схемы в книгах о боевых искусствах.

Дополнительным «осложнением» является мышечный фактор - противодействие силе тяжести силой, поэтому специально обученные люди удивляют нас тем, что кажется невозможным. Однако, хотя в реальной жизни мы можем наблюдать сумасшедшие подвиги и не имеем выбора, кроме как верить в то, что видим, на бумаге они могут выглядеть довольно плоско, как будто рисунок выключен. Для художника важно научиться рисовать то, что выглядит правильно, а не то, что правильно, но выглядит странно. Приведенные ниже анти-гравитационные позы являются подлинными, но поверите ли вы в них, не видя реальных фотографий?

Тем не менее, мышечный фактор присутствует всегда, но в менее экстремальном выражении. Например, фигуры внизу держат одинаковый вес. Тот, что повыше, обладает более развитой мышечной массой и может держать его на вытянутых руках, даже несмотря на то, что это перемещает CoG его тела. У него достаточно мускульной силы, чтобы не обращать на это внимания. Меньшая фигура опрокинулась бы сразу, поэтому он должен держать вес близко и отклоняться назад, чтобы удержать исходный CoG как можно дольше.

При описании звучит мудрёно, но мы это делаем, не задумываясь, и опять же, возможность ощутить или почувствовать то, что вы рисуете, упрощает нанесение на бумагу без вычисления расположение различных центров!

Баланс в движении

Иначе мы рассматриваем тело в движении. Дисбаланс - основа любого движения, фактически вы можете сказать, что движение - это контролируемая потеря равновесия. Поэтому мы отложим эти два центра как менее важные, только имея в виду, что чем дальше позиция от равновесия, описанного выше, тем быстрее, динамичнее и драматичнее выражаемое ею движение. Ниже указаны положения для видов движения, которые часто встречаются на иллюстрациях.

Бег или движение вперёд

Чем быстрее мы бежим, тем сильнее наклоняемся вперёд. Правило здесь в том, что при наибольшем растяжении передняя нога должна удариться о землю вровень с головой (или вблизи). Если голова опережает ноги, это неконтролируемый бег, который может окончиться только расплющенным лицом!

Перемещение назад

В отличие от движения вперёд, здесь тело откидывается, по крайней мере, если мы пытаемся двигаться быстрее, чем на прогулке. На очень маленький угол. Каблук должен удариться о землю в соответствии с задним контуром верхней части тела, и если вы попробуете, то сможете сделать только очень короткий шаг назад без остановки движения.

Броски

Если вы делаете бросок или наносите удар рукой, движение остается неизменным, и за ним неизменно следует шаг вперед ногой, противоположной руке, исполняющей бросок. Это естественная, бессознательная реакция на то, чтобы остановить движение тела после мощного броска. Мастера боевых искусств и тренированные спортсмены иногда делают шаг односторонней ногой, но имейте в виду, что это тренированное и сознательное движение, а не то, что вы увидите в кабацкой драке и тому подобное. Вот приём для того, чтобы показать момент броска более динамичным или схваченным в пылу действия: нарисуйте переднюю ногу фигуры перед касанием земли, этим самым (как показано здесь) фиксируя конец движения.

Приём, перехват

Когда что-то ловят, блокируют удар или уклоняются, то делают шаг назад, чтобы компенсировать поступательную силу или потому, что были вынуждены отступить. Только обученный боец, блокируя удар, шагнёт вперёд, это совершенно неестественно. Обратите внимание, что это движение не может быть текучим или растянутым.

Прыжки против падений

Это не так очевидно, но разница между прыжками (контролируемыми, хорошо поставленными) и падениями (неконтролируемыми и болезненными) проходит по тонкой грани. Первая поза выглядит как прыжок с подготовленным приземлением. Это связано с тем, что ноги удобно размещаются под CoG для сбалансированного выравнивания при посадке. Вторая поза точно такая же, но я слегка повернула её, так что ноги больше не могут поймать CoG. И такая разница! Процесс явно не выглядит управляемым. Последние два еще хуже и еще больше отражают беспорядочное падение.

Удары ногой

Ниже три разных удара: «естественный» или неподготовленный, футбольный удар и удар по правилам боевых искусств.

Когда кто-то наносит случайный пинок, естественной реакцией будет отклонение назад для компенсации силы удара, чтобы остаться на ногах. Остаётся высокий риск падения, если удар слишком силён или основание недостаточно устойчиво! Но это заложено в нас от рождения, и совершенно невозможно после нанесения удара начать передвигаться, не опустив поднятую ногу на землю, чтобы восстановить равновесие.

Футбольный удар, нарисованный здесь, хотя и не единственный из возможных, точно рассчитан на то, чтобы игрок не терял равновесие, несмотря на его силу, и мог продолжать бег без паузы. Это выражено в наклоне туловища и размахе рук для его баланса; когда ударная нога возвратится на землю, тело уже будет в позе для бега. Удар из боевых искусств показывает подобный контроль с небольшим преднамеренным дисбалансом: из опережающего положения CoG видно, что тело стремится вперёд. Боец наносит удар с мыслью его остановить, что в противном случае было бы падением, но вложив всю массу тела в пинок, чтобы придать ему силу. Учтите, что такой приём годится либо для инертной цели (мешка с песком), либо для лёгкого соперника; при спарринге с опытным противником он будет гораздо осторожнее, чтобы не провалиться всем весом, так как увёртка или захват сметёт его с его опорной ноги.

Время практики

  • Наблюдайте за людьми и разбирайте фотографии, захватившие спортсменов в движении. Чтобы сохранить их в библиотеке своей памяти, нарисуйте дополнительные детали, которые сможете заметить.
  • Практикуйте эскизы людей в различных позах без ссылки. Чувствуют ли они себя уравновешенными? Если нет, сами найдите два центра и проверьте их равновесие.
  • Проследите основную структуру по фотографиям спортсменов в движении. Вы заметите, что при копировании с фотографий динамизма действительно не хватает. Исходя из этого, перерисовывайте позы, добавляя движение, чтобы сделать их более выразительными.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: