Оценка предметных результатов.




 

Система предметных знаний – важнейшая составляющая предметных результатов. В ней можно выделить опорные знания (знания, усвоение которых принципиально необходимо для текущего и последующего успешного обучения) и знания, дополняющие, расширяющие или углубляющие опорную систему знаний, а также служащие пропедевтикой для последующего изучения курсов.

При оценке предметных результатов основную ценность представляет способность использовать опорные знания при решении учебно-познаватель-ных и учебно-практических задач.

Оценка предметных результатов может проводиться как в ходе неперсонифицированных процедур (срезов) с целью оценки эффективности деятельности системы образования, так и в ходе персонифицированных процедур с целью итоговой оценки результатов учебной деятельности выпускников.

Итоговая оценка ограничивается контролем успешности освоения действий, выполняемых учащимися, с предметным содержанием, отражающим опор-ную систему знаний данного учебного курса, представленного в разделе «Выпускник научится».

На начальной ступени обучения особое значение для продолжения образования имеет усвоение учащимися опорной системы знаний по русскому, математике, литературному чтению, окружающему миру и овладение следующими метапредметными действиями:

- речевыми, среди которых следует выделить навыки работы с текстом и с информацией в целом;

- коммуникативными, необходимыми для учебного сотрудничества с учи-телем и сверстниками.

В системе оценивания в начальной школе используется преимущественно внутренняя оценка, выставляемая педагогом или школой. Система оценки учеб-ных достижений в многопрофильном лицее № 20 позволяет проследить связи между оценкой процесса усвоения на разных его этапах, поэтому предполагает следующие виды контроля:

- входной контроль (стартовая диагностика для 1 классов),

- текущий (тематический);

- промежуточный;

- итоговый (может касаться как отдельного цикла обучения, так и целого предмета или какого-то раздела);

- комплексная проверка.

В 1-х и 2-х классах (1-4) многопрофильного лицея № 20 обучение является безотметочным, отметка по четыхрехбальной системе начинает применяться со 2 класса (1-4) второго полугодия.

Основными принципами безотметочного обучения в школе являются:

- дифференцированный подход при осуществлении оценочных и контролирующих действий;

- контроль и оценивание строятся на критериальной основе;

-самоконтроль и самооценка учащегося предшествуют контролю и оценке сверстников и учителя.

К главным критериям самоконтроля и самооценки, а также контроля и оценки относятся следующие:

- усвоение предметных знаний, умений и навыков, их соответствие требованиям государственного стандарта начального образования;

- сформированность универсальных учебных действий младшего школьника (умения наблюдать, анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, связанно излагать мысли, творчески решать учебную задачу);

- сформированность познавательной активности и интересов, прилежания и старания.

Функцией самооценки и самоконтроля является определение учеником границы своего знания-незнания, выявление своих возможностей на разных этапах обучения.

Функцией контроля и оценки достижения планируемых результатов является уровневый подход, т.е. необходимый для продолжения образования и реально достигаемый большинством учащихся опорный (базовый) уровень образовательных достижений.

 

Оценка успешности выполнения заданий (в %) Уровневая оценка знаний Традиционная оценка учащихся 2-4 классов
Менее 50 % низкий уровень неудовлетворительно
От 50 до 65 % средний уровень удовлетворительно
От 66 до 85 % выше среднего хорошо
Свыше 86 % высокий отлично

 

Результаты входного, текущего, итогового и комплексного контроля фиксируются в специальном «листке достижений» учащихся 1-4 классов.

При определении уровня развития умений и навыков чтения необходимо, прежде всего, учитывать:

· понимание прочитанного текста,

· способ чтения,

· правильность,

· выразительность,

· владение речевыми навыками

· умение выделять главное (ключевые фразы) в тексте.

Высокому уровню развития навыка чтения соответствует плавное, безошибочное, выразительное чтение, в темпе, соответствующем программным требованиям, понимание значения отдельных слов и предложений, умение выделить главную мысль прочитанного и найти в тексте слова и выражения, подтверждающие эту мысль.

Выше среднему уровню развития навыка чтения соответствует плавное чтение, в темпе, соответствующем программным требованиям, при допуске не более 2-х ошибок, с пониманием смысла прочитанного, но не достаточно выразительное.

Среднему уровню развития навыка чтения соответствует чтение чуть ниже нормы или норма (на конец учебного года), при чтении допускается от 2 до 3 ошибок. Учащийся не может понять отдельные слова при общем понимании прочитанного, умеет выделить главную мысль, но не может найти в тексте слова и выражения, подтверждающие эту мысль.

Низкому уровню развития навыка чтения соответствуют чтение ниже допустимой нормы в минуту без смысловых пауз и четкости произношения, при чтении допускается более 3 ошибок, непонимание общего смысла прочитанного текста, неправильные ответы на вопросы по содержанию.

При выявлении уровня развития умений и навыков по русскому языку необходимо учитывать развитие:

· каллиграфического навыка,

· знаний, умений и навыков по орфографии,

· сформированность устной речи.

Высокому уровню развития навыка письма соответствует письмо с правильной каллиграфией. Допускается 1-2 негрубых недочета.

Выше среднему уровню развития навыка письма соответствует письмо, если имеется 1 существенный недочёт и 1-2 негрубых недочёта.

Среднему уровню развития навыка соответствует письмо, если имеется 2-3 существенных недочета (несоблюдение наклона, равного расстояния между буквами, словами, несоблюдение пропорций букв по высоте и ширине и др.) и 1-2 негрубых недочета.

Низкому уровню развития каллиграфического навыка соответствует письмо, которое в целом не соответствует многим из перечисленных выше требований, небрежное, неразборчивое, с помарками.

к числу негрубых недочетов относятся:

ü Частичные искажения формы букв.

ü Несоблюдение точных пропорций по высоте заглавных и строчных

букв.

ü Наличие нерациональных соединений, искажающих форму букв.

ü Выход за линию рабочей строки, не дописывание до неё.

ü Крупное и мелкое письмо.

ü Отдельные случаи несоблюдения наклона, равного расстояния между буквами и словами.

Высокому уровню развития знаний, умений и навыков по орфографии соответствует письмо без ошибок, как по текущему, так и по предыдущему материалу.

Выше среднему уровню развития знаний, умений и навыков по орфографии соответствует письмо, при котором допускается не более 2ошибки или 4 недочётов.

Среднему уровню развития знаний, умений и навыков по орфографии соответствует письмо, при котором число ошибок не превышает 4 и работы не содержат более 4-5 недочетов.

Низкому уровню развития знаний, умений и навыков по орфографии соответствует письмо, в котором число ошибок состаляет 5 и более и количество недочетов более 5.

Критериями оценки сформированности устной речи являются:

· Полнота и правильность ответа.

· Степень осознанности усвоения излагаемых знаний.

· Последовательность изложения.

· Культура речи.

Высокому уровню развития устной речи соответствуют полные, правильные, связанные, последовательные ответы ученика без недочетов или допускается не более одной неточности в речи.

Выше среднему уровню развития устной речи соответствуют ответы, близкие к требованиям, удовлетворяющим для оценки высокого уровня, но ученик допускает неточности в речевом оформлении ответов.

Среднему уровню развития устной речи соответствуют ответы, если ученик в целом обнаруживает понимание излагаемого материала, может ответить на наводящие вопросы, подтвердить правило примерами, допускает ошибки при работе с текстом, может самостоятельно обнаружить и исправить ошибки.

Низкому уровню развития устной речи соответствуют ответы, если ученик в целом обнаруживает понимание излагаемого материала, но отвечает неполно по наводящим вопросам, затрудняется самостоятельно подтвердить правило примерами, допускает ошибки при работе с текстом и анализе слов и предложений, которые исправляет только при помощи учителя, излагает материал несвязно, недостаточно последовательно, допускает неточности в употреблении слов и построении словосочетаний или предложений.

При определении уровня развития умений и навыков по математике необходимо учитывать:

· развитие устных и письменных вычислительных навыков,

· сформированность умения решать задачи,

· ориентироваться в простейших геометрических понятиях.

Высокому уровню развития устных вычислительных навыков соответствует осознанное усвоение изученного учебного материала и умение самостоятельно им пользоваться, производить вычисления правильно и достаточно быстро.

Выше среднему уровню развития устных вычислительных навыков соответствуют ответы, в которых ученик допускает отдельные неточности в формулировках, не всегда использует рациональные приемы вычислений.

Среднему уровню развития устных вычислительных навыков соответствует неумение точно сформулировать ответ решённой задачи, допускают 2-3 ошибки вычислительного характера.

Низкому уровню развития устных вычислительных навыков соответствуют ответы, в которых ученик обнаруживает незнание большей части программного материала.

Высокому уровню развития письменных вычислительных навыков соответствуют работы, выполненные безошибочно.

Выше среднему уровню развития письменных вычислительных навыков соответствуют работы, в которых допущено не более 2грубых ошибок.

Среднему уровню развития письменных вычислительных навыков соответствуют работы, в которых допущено не более 3 грубых ошибок.

Низкому уровню развития письменных вычислительных навыков соответствуют работы, в которых ученик допускает более 3 грубых ошибок.

Высокому уровню сформированности умения решать задачи соответствуют работы и ответы, в которых ученик может самостоятельно и безошибочно решить задачу (составить план, решить, объяснить ход решения и точно сформулировать ответ на вопрос задачи).

Выше среднему уровню сформированности умения решать задачи соответствуют работы и ответы, в которых ученик может самостоятельно решить задачу, но при этом допускает ошибки в вычислениях или неточности в формулировках.

Среднему уровню сформированности умения решать задачи соответствуют работы и ответы, в которых ученик допускает отдельные неточности в формулировках, допускает ошибки в вычислениях и решениях задач, но исправляет их сам или с помощью учителя. При этом в работах не должно быть более одной грубой и 3-4 негрубых ошибок.

Низкому уровню сформированности умения решать задачи соответствуют работы и ответы, в которых ученик не справляется с решением задач и вычислениями в них даже с помощью учителя. Допускает 2 и более грубых ошибки.

Высокому уровню сформированности умения ориентироваться в геометрических понятиях соответствуют умения называть геометрические фигуры и их существенные признаки (кривая и прямая линии, луч, отрезок, ломаная, угол, треугольник, многоугольник, прямоугольник, квадрат), распознавать геометрические фигуры, чертить их, используя линейку, угольник, циркуль.

Выше среднему уровню сформированности умения ориентироваться в геометрических понятиях соответствуют умения называть и распознавать геометрические фигуры, но при этом могут допускать неточности в построении.

Среднему уровню сформированности умения ориентироваться в геометрических понятиях соответствуют умения называть и распознавать геометрические фигуры, но при этом ученик допускает неточности в определении существенных признаков фигур.

Низким уровнем умения ориентироваться в геометрических понятиях определяются знания и умения, не соответствующие указанным требованиям.

Определение уровня развития умений и навыков по ознакомлению с окружающим миром производится в соответствии с требованием программ на основе анализа результатов бесед, наблюдений, практических работ и дидактических игр.

Высокому уровню развития этих умений и навыков по окружающему миру соответствуют ответы представляющие собой правильные, логически законченные рассказы с опорой на свои непосредственные наблюдения явлений в окружающем природном и социальном мире. Ученик способен установить и раскрыть возможные взаимосвязи, умеет применить свои знания на практике

Выше среднему уровню развития умений и навыков по окружающему миру соответствуют ответы, построенные как правильные, логически законченные рассказы, но ученик допускает отдельные неточности в изложении фактического материала или неполно раскрывает взаимосвязи явлений, умеет применить свои знания на практике.

Среднему уровню развития умений и навыков по окружающему миру соответствуют ответы в которых нарушена последовательность в описании объекта (явления) в тех случаях, когда она является существенной, неправильно раскрыты причины взаимосвязи явлений, испытывает трудности в применении своих знаний на практике.

Низкому уровню развития умений и навыков по окружающему миру соответствуют ответы, в которых ученик обнаруживает незнание большей части программного материала, не справляется с выполнением практических работ даже с помощью учи теля.

Для формирования действий самоконтроля и самооценки учителям необходимо уделять особое внимание развитию рефлексивных умений и навыков учащихся.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-07-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: