Предлагаемое методическое пособие может быть использовано не только для организации сенсорного воспитания дошкольными работниками или практическими психологами дошкольных учреждений, но также при обучении студентов в курсах педагогической психологии, возрастной психологии и психологии
развития. Удобно использовать данное пособие и в целях организации педагогической практики студентов. Для решения указанных задач предлагаются задания для самостоятельной работы.
Задание 1. Основываясь на диагностических методиках, описанных в данном пособии, используя материалы других авторов, составить «батарею» методик для разносторонней диагностики уровня сенсорного развития (выберите любой вариант):
а) детей трехлетнего возраста;
б) дошкольников четырехлетнего возраста;
в) пятилетних детей;
г) шестилетних детей;
д) детей семи лет.
Список литературы:
1. Ветер Л.А., Пилюгина Э.Г,, Ветер И.Б. Воспитание сенсорной
культуры ребенка от рождения до шести лет. - М.:
Просвещение, 1988.-144 с.
2. Диагностика умственного развития дошкольников. /Под ред.
Л.А. Венгсра, В.В. Холмовской. -М.: Педагогика,!968, -248 с.
3. Мар'цинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей.
Пособие по практической психологии. - М: ЛИПКА - ПРЕСС,
1997.-176 с.
4. Психолог в детском дошкольном учреждении: Методические
рекомендации к практической деятельности./ Под ред. Т.В.
Лаврентьевой.-М.: Новая школа, 1996. - 144 с.
5. Психолого-педагогическая диагностика развития детей
дошкольного возраста. / Под ред. Е.А. Стребелевой.-М.:
Полиграф сервис, 1998. - 226 с.
■'
Слово и образ в решении познавательных задач дошкольниками. / Под ред. Л.А. Венгера. - М.: ИНТОР, 1996. -
128 с.
Задание 2. Разработать и апробировать на 2, 3-х детях каждого возраста (от трех до семи лет) «батарею» методик для повозрастного анализа различий в уровне развития сенсорной рефлексии, опираясь на материалы данного методического пособия к литературу по проблеме. Список литературы:
1. Артемьева Е.Ю. Психология субъективной семантики. - М: Изд-
во Моск. ун-та, - 1980.- 128 с.
2. Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых.
- СПб.: Изд-во «Питер»,1999. - 288 с.
3. Прокина Н.Ф. Практикум по детской психологии. - М.:
Просвещение, 1985.-62 с.
4. Слободчиков В.И., Исаев ЕМ, Основы психологической
антропологии. Психология развития человека: Развитие
субъективной реальности в онтогенезе.-М.: Школьная пресса,
2000.-416 с.
Задание 3.
Подберите из детских журналов задания и картинки, которые могут быть использованы для развития и диагностики целостности детского восприятия, осмысленности восприятия, константности восприятия.
Список литературы:
1. Генезис сенсорных способностей. / Под ред. Л.А. Венгера.-М.: Педагогика, 1976. - 256 с.
102
2. Марцииковская Т.Д. Диагностика психического развития детей:
Пособие по практической психологии, - М: ЛИПКА - ПРЕСС,
1997.-176 с.
3. Психолог в детском дошкольном учреждении. / Под ред. Т.В.
Лаврентьевой. -М: Новая школа, 1996. - 144 с.
4. Психолого-педагогическая диагностика развития детей
дошкольного возраста. /Под ред. Е.А. Стребелевой-М.:
Полиграф- сервис, 1998- 226 с.
Задание 4.
а) разработайте и апробируйте сценарий занятия для старших
дошкольников по теме: «Развитие целостности и осмысленности
восприятия»;
б) разработайте и апробируйте сценарий занятия для младших
дошкольников по теме: «Развитие сенсорных эталонов вкусовых
ощущений»;
в) разработайте и апробируйте сценарий занятия для младших дошкольников по теме: «Развитие сенсорных эталонов обонятельных ощущений»;
г) разработайте и апробируйте сценарий занятия для дошкольников
средней группы по теме: «Развитие перцептивных действий при
восприятии формы предметов»;
д) разработайте и апробируйте сценарий занятия для старших
дошкольников по теме: «Развитие знаково-символической функции
ощущений и восприятий на материале цвета (формы, осязания,
запахов и т.д.)».
Список литературы:
1. Большунова Н.Я. Организация образования дошкольников в
формах игры средствами сказки. - Новосибирск: Изд-во НГПУ,
2000.-406 с.
2. Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Ветер Н.Б. Воспитание сенсорной
культуры ребенка. -М.: Просвещение, 1988. - 144 с.
. Детский сад в Японии. -М.: Прогресс, 1987. - 240 с.