СТРУКТУРА КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ




ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………  
1. Общие положения………………………………………  
  1.1. Цель и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе…………………………..  
  1.2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины……………………………….  
2. Содержание дисциплины………………………………  
3. Методические указания по самостоятельному изучению тем……………….......  
4. Структура контрольной работы………………………..  
5. Правила выполнения и оформления контрольной работы…………………………………….  
  5.1. Правила оформления контрольной работы……....  
  5.2. Правила выполнения контрольной работы………  
  5.3. Порядок выбора варианта…………………………  
6. Задания контрольной работы ……………………..........  
7. Описания предметных областей.………………………  
  7.1. Планирование и организация материально-технического снабжения…………………...  
  7.2. Формирование и утверждение проекта расходнойчасти областного бюджета………………...  
  7.3. Организация учета и хранения материалов на складе…………………………………………………  
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………...  

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Термины теория систем и системный анализ, несмотря напериод более 25 лет их использования, все еще не нашли общепринятого,стандартного истолкования.

Причина этого факта заключается в динамичности процессов в области человеческой деятельности и в принципиальной возможности использовать системный подход практически в любойрешаемой человеком задаче.

Общая теория систем (ОТС) – научная дисциплина, изучающая самые фундаментальные понятия и аспекты систем. Она изучает различные явления, отвлекаясь от их конкретной природы и основываясь лишь на формальных взаимосвязях между различными составляющими их факторами и на характере их изменения под влиянием внешних условий, при этом результаты всех наблюдений объясняются лишь взаимодействия их компонентов, например характером их организации и функционирования, а не с помощью непосредственного обращения к природе вовлечённых в явления механизмов (будь они физическими, биологическими, экологическими, социологическими, или концептуальными)

Для ОТС объектом исследования является не «физическая реальность», а «система», т.е. абстрактная формальная взаимосвязь между основными признаками и свойствами.

При системном подходе объект исследования представляется как система. Само понятие система может быть относимо к одному из методологических понятий, поскольку рассмотрение объекта исследуется как система или отказ от такого рассмотрения зависит от задачи исследования и самого исследователя.

 

 


1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

 

1.1. Цель и задачи дисциплины,

ее место в учебном процессе

 

 

Цельизучения дисциплины «Теория систем и системный анализ»: формирование у студентов теоретических представлений о системном подходе, навыков исследования организационных, социальных и технических систем, изучение современных средств поддержки выполнения процедур системного анализа.

Основными задачами при изучении дисциплины «Теория систем и системный анализ» являются:

- формирование у студентов представлений о системности мира и объектов разной природы, об основных закономерностях теории систем;

- накопление навыков концептуального анализа предметной области, постановки задач, сведения их к соответствующим разделам и методам системного анализа;

- освоение методов и моделей анализа функциональных, структурных характеристик экономических и информационных систем, как основы для формирования комплекса эффективных бизнес процессов.

 

Дисциплина «Теория систем и системный анализ» относится к базовой части математического и естественнонаучного цикла Б.2.Б.04 направления 09.03.03 Прикладная информатика профиль «Прикладная информатика в информационной сфере».

Изучение дисциплины «Теория систем и системный анализ» является основой для дальнейшего изучения дисциплин «Проектирование информационных систем», «Программная инженерия», «Информационные системы и технологии».


1.2. Требования к уровню освоения

содержания дисциплины

 

В результате изучения дисциплины «Теория систем и системный анализ» студент должен:

знать:

- методы и модели теории систем и системного анализа, закономерности построения, функционирования и развития систем целеобразования;

- понятие системы и закономерности ее развития и функционирования;

- системный подход и системный анализ;

- системный подход к задаче управления;

- структурный анализ систем;

- методику анализа целей и функций системы управления;

- методику проведения исследования сложного объекта с применением системного подхода;

- основные оценки сложных систем;

- принципы разработки аналитических экономико-мате­матических моделей.

Уметь:

- выбирать методы моделирования систем, структурировать и анализировать цели и функции систем управления, проводить системный анализ прикладной области;

- определять сложные объекты в терминах теории систем;

- применять неформализованные и формализованные методы исследования систем;

- проектировать инфологические и семантические модели систем;

- моделировать системы в условиях неопределенности;

- моделировать системы в условиях противодействия;

- планировать эксперименты.

Владеть навыками:

- работы с инструментами системного анализа;

- определения сложных объектов в терминах теории систем;

- проектирования инфологических и семантических моделей систем;

- моделирования систем в условиях неопределенности и в условиях противодействия;

- планирования эксперимента.

 

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих профессиональных компетенций выпускника:

- способности при решении задач анализировать социально-экономические проблемы и процессы с применением методов системного анализа и математического моделирования (ПК-2);

- способности документировать процессы создания информационных систем на всех стадиях жизненного цикла (ПК-6);

- способности оценивать и выбирать современные операционные среды и информационно-коммуника­ционные технологии для информатизации и автоматизации решения прикладных задач и создания ИС (ПК-16);

- способности применять системный подход и математические методы в формализации решения прикладных задач (ПК-21).


2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

 

 

Тема 1. Системы и закономерности

их функционирования и развития

 

Понятие системы, понятия характеризующие строение и развитие систем. Классификация систем. Естественные, концептуальные, искусственные, простые и сложные, целенаправленные, целеполагающие, активные и пассивные, стабильные и развивающиеся системы. Закономерности систем.

 

Тема 2. Системный подход и системный анализ

 

Основные методологические принципы анализа систем. Понятие о методике системного анализа. Методы и модели теории систем. Классификация методов моделирования систем. Понятие имитационного моделирования экономических процессов. Информационный подход к анализу систем.

 

Тема 3. Структурный анализ систем

 

Цели и задачи структурного анализа. Формализация описания структуры на основе теории графов. Структурно-топологические характеристики системы и их применение.

 

Тема 4. Цели: формулирование, структуризация, анализ

 

Понятие цели, проблема формулирования целей, закономерности целеобразования. Виды и формы представления структур целей. Методики анализа целей и функций системы управления. Разработка и развитие систем организационного управления.

 


Тема 5. Основы оценки сложных систем

 

Постановка задачи оценивания. Понятие шкалы измерений. Типы шкал. Проблема многокритериальности при оценки систем. Методы многокритериальной оценки. Методы построения интегральных критериев.

 

Тема 6. Методы организации сложных экспертиз

 

Понятие экспертизы. Общая схема экспертизы. Методы обработки экспертной информации. Методы типа «мозговой штурм», методы разработки и оценки сценариев, метод Дельфи, морфологический анализ, методы анализа иерархий.

 

Тема 7. Конструктивные и дескриптивные определения

в системном анализе

 

Конструктивное определение экономического анализа. Модель как средство экономического анализа.

Принципы разработки аналитических экономико-математических моделей. Понятие имитационного моделирования экономических процессов. Функционирование систем в условиях неопределенности, управление в условиях риска.

 

Тема 8. Принципы разработки аналитических

экономико-математических моделей

 

Принципы разработки аналитических моделей. Факторный анализ финансовой устойчивости при использовании ординальной шкалы. Информационный подход к анализу систем. Методы организации сложных экспертиз. Анализ информационных ресурсов. Развитие систем организационного управления.

 


3. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОМУ ИЗУЧЕНИЮТЕМ

 

 

Тема1. Системы и закономерности

их функционирования и развития

 

Эта тема предполагает изучение философских и методологических основ ТС как научного направления. Определение сложных объектов в терминах теории систем позволяет наметить совокупность шагов на пути их исследования.

Изучение и построение классификаций систем имеет главной своей целью формирование совокупности методов и приемов изучения целой группы более или менее однородных объектов, отнесенных к одной позиции в той или иной классификации.

Из рекомендуемой литературы следует обратить внимание на материалы источников [1], [2], [3].

 

Тема 2. Системный подход и системный анализ

 

Системный подход – это научная методология исследования объектов различной природы. Основными чертами системного подхода являются: исследование и создание объекта как системы, иерархичность познания, требующая многоуровневого изучения предмета, особое внимание уделяется раскрытию базисных механизмов интеграции целого, нацеленность на изучениеколичественных характеристик объекта, сужения неординарности понятий, определений, оценок.

При знакомстве с общей характеристикой методов системного анализа в рамках этой темы необходимо обратить внимание, что эти методы разделяются на 2 группы – формализованные методы и методы активизации интуиции опыта специалистов. Первая группа методов включает в себя как общенаучные методы, так и специальные приемы изучения конкретных аспектов определения природы. Вторая группа методов включает совокупность приемов организации работы исследователей, экспертов, позволяющей составить описание системы и подготовить материал для применения формализованных методов представления систем.

Таким образом, системный анализ следует рассматривать как методику проведения исследования сложного объекта с применением системного подхода, в ходе которого последовательно применяются неформализованные и формализованные методы.

Для изучения материала можно использовать источники[1], [2], [3], [4]. Информационный подход к анализу систем более подробно изложен в [2].

 

Тема 3. Структурный анализ систем

 

Структурный анализ системы является одним из важнейших этапов исследования сложных объектов. Одним из основных препятствий при его проведении является необходимость достижения компромисса между детальностью отражения объекта и полнотой представления информации о нем. Этот компромисс достигается на основе применения методов построения многоуровневых иерархических структур: стратификация, слои, эшелонированные структуры.

Стратификация широко применяется для проведения структурного анализа систем разной природы, при организации работ по проектированию технических и человеко-машинных систем. В области проектирования информационных систем такой методикой, которая позволяет сформировать модель организации с учетом разных уровней детализации представления и разных аспектов функционирования информационной системы является понятие архитектуры предприятия и реализующие ее семейства графических инструментов, например, схема Захмана. Архитектура предприятия – семейство руководящих принципов, концепций, правил, шаблонов, интерфейсов и стандартов, используемых при построении совокупности информационных технологий предприятия.

При проектировании информационных систем была разработана целая совокупность методов (графических нотаций), которые позволяют представить с необходимой степенью детализации отдельные элементы существующей и будущей информационной системы.

При изучении вопроса о структурировании функций системы следует использовать инструментарий концептуального анализа систем, например SADT – диаграммы, методологию IDEF0. Для структурирования информационных потоков применяютсяметодология IDEF1, диаграммы «сущность – связь». Для структурирования процессов применяютсяметодология IDEF3 и т. д.

Из рекомендуемой литературы следует обратить внимание на материалы источников [1], [2].

 

Тема 4. Цели: формулирование, структуризация, анализ

 

Особенностью исследования экономических и информационных систем является то, что они относятся к самоорганизующимся системам, отличительной чертой которых является многокритериальность, стохастичность, редкая повторяемость проблемных ситуаций. При этом экономические системы часто являются организационными системами с управлением. Организационные системы с управлением осуществляют свое движение в среде целенаправленно, определяя предпочтительные состояния и достигая их. При исследовании таких систем значительное внимание уделяется понятию цели, их определению и формированию способов их достижения.

Общим методическим подходом, используемым в этой теме, является прием последовательного структурирования, детализации.

При изучении данной темы особое внимание необходимо уделить овладению методиками структуризации и анализа целей и функций системы. Одним из основных методов структурирования целей является метод построения дерева целей. Одним из важных вопросов этого раздела является вопрос о выборе признаков декомпозиции целей, состав которых обычно определяется особенностями отрасли.

Из рекомендуемой литературы следует обратить внимание на материалы источников [1], [5], а также дополнительную литературу в области менеджмента организации.

 

Тема 5. Основы оценки сложных систем

Применение количественных методов анализа систем возможно лишь на базе количественного измерения основных параметров объекта.

Сложность объекта исследования и многоаспектность его функционирования определяет необходимость исследовать множество показателей и формировать на их основе некоторый интегральный критерий эффективности развития системы. Вопросы проведения многокритериальных оценок и методы формирования интегральных показателей более подробно рассмотрены в источниках [1], [3].

 

Тема 6. Методы организации сложных экспертиз

Сущность этой группы методов заключается в проведении экспертами интуитивно-логического анализа проблемы с количественной оценкой суждений и формальной обработкой результатов. Эти методы используются для решения плохо структурированных проблем. В рамках этой темы необходимо обратить внимание на состав и характеристику основных этапов проведения ее экспертизы (формирование цели экспертизы, определение группы экспертов, проведение опроса, анализ и обработка результатов, синтез решения по итогам экспертизы).

В качестве конкретных методов организации экспертизы необходимо изучить порядок проведения «мозгового штурма», метод Дельфи, метод разработки и оценки сценариев.

Из рекомендуемой литературы следует обратить внимание на материалы источников [1], [2], [6].


Тема 7. Конструктивные и дескриптивные определения

в системном анализе

Данный элемент учебнойдисциплины предполагает изучение и накопление навыков формирования понятийного аппарата исследований, логического аппарата для решения проблем функционирования систем управления.

Из рекомендуемой литературы следует обратить внимание на материалы источников [4], [5], [6].

 

Тема 8. Принципы разработки аналитических

экономико-математических моделей

 

При изучении данной темы необходимо изучить принципы разработки аналитических моделей: повышения уровня общности модели, идеализации, норма­тивности, адекватности, обоснован­ности, сравнимости, точности и упрощенности.

Факторный анализ финансовой устойчивости при использовании ординальной шкалы. Одна из важнейших характеристик финансового состояния предприятия – стабильность его деятельности в свете долгосрочной перспективы.

Теория и практика используют разные способы обобщения неоднородных показа­телей. Самыми простыми выступают показатели, представляющие собой произведение или частное двух показателей. Разрабатываются более сложные многофакторные модели. Иные исследователи предлагают проводить балльную и рейтинговую оценки, а также определять класс оце­ниваемого предприятия.

Рассмотренные выше принципы требуют создания таких аналитических мо­делей, которые могли бы одновременно играть роль дескриптивных и нормативных моделей, были бы комплексными и системными, обеспечивали бы получение интег­ральных показателей и увеличивали информативность и т.д., т.е. были бы универсаль­ными.

Неаддитивность экономических величин делает весьма непростой проблему сжа­тия (агрегирования и свертки) информации и требует обоснования использования шкал в соответствующих показателях и моделях. Неаддитивные величины могут быть адек­ватно представлены только в неметрических шкалах.

С целью реализации всех этих требований предлагается для построения интег­рального показателя использовать неметрическую свертку, т.е. использовать ординаль­ную шкалу. Ординальное измерение по существу есть упорядочение объектов изме­рения (показателей) в соответствии с выявленными отношениями предпочтения (пре­восходства, доминирования, следования и т.п.). Основанием для установления этих отношений могут служить разнообразные свойства объектов моделирования и изме­рения.

Информационныйподходканализусистем.Теорияинформационногополя.Материальноеединствомира.Адекватностьотражения. Чувственнаяинформация.Поледвиженияматерии. Информационныйток.Дискретныеинформационныемодели.Системакакдискретнаямодельнепрерывногобытия. Основныепонятиядискретныхинформационныхмоделей. Информацияиэнтропия.Информациякаксвойствоматерии. Типысигналов. Понятиенеопределённости. Энтропияиеёсвойства. Количествоинформации.

Методы организации сложных экспертиз. Типичные задачи, решаемые путем экспертизы: диагностика, анализ проблем, анализ целей, анализ факторов, анализ заинтересованных сторон.Этапы проведения экспертизы. Методы организации сложных экспертиз: анкетирование, метод комиссий, метод суда, метод «мозгового штурма», метод Дельфи, метод провокаций, метод решающих матриц, метод прогнозного графа, сценарный метод.

Анализ информационных ресурсов. Объективная информация информационных ресурсов. Информационные ресурсы предприятия. Анализ управления информационными ресурсами.

Развитие систем организационного управления. Организационная система управления предприятием. Понятие и принципы построения управленческих структур. Ключевые элементы организационной системы управления. Структура системы управления.Основные типы управления организациями.Системы управления компаниями.

Из рекомендуемой литературы следует обратить внимание на материалы источников [3], [4],[9].

СТРУКТУРА КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

 

Контрольная работа состоит из следующих основныхразделов:

1. Титульный лист – первый лист работы, оформленный в соответствии с требованиями к контрольным работам.

2. Содержание – второй лист работы, оформленный автоматически с использованием встроенного оглавления Word.

3. Основная часть, состоящая из выполненных по образцу заданий контрольной работы.

4. Список литературы, оформляется как пронумерованный.

 

Задание для выполнения контрольной работы содержит два вопроса. Первый вопрос предполагает изучение одного из теоретических вопросов дисциплины по литературе. Ответ на данный вопрос должен быть развернутым и содержать 8-20 страниц текста, сопровождаться примерами применения терминов, закономерностей.

Второй вопрос представлен описанием предметной области, на основе которого необходимо построить структурно-функциональную модель предложенной предметной области, используя для этого методологию структурно-функционального моделирования IDEF0. Требования к содержанию и оформлению моделей закреплены в ГОСТ Р50.1.028 – 2001. При выполнении задания необходимо построить нулевой, первый и второй уровень декомпозиции.


5. ПРАВИЛА ВЫПОЛНЕНИЯ И ОФОРМЛЕНИЯ

КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

 

При выполнении контрольной работы надо строго придерживаться указанных ниже правил. Работа, выполненная без соблюдения этих правил, не зачитывается и возвращается студенту для переработки.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: