Русский КЛАССИЦИЗМ и РОМАНТИЗМ




ИСТОРИЯ ИСКУССТВ

 

ПРОГРАММА

 

VI

семестр

 

 

Ростов-на-Дону


ИСТОРИЯ РУССКОГО ИСКУССТВА

Древняя Русь

Христианизация Руси и начало храмового строительства.

Крестово-купольный тип храма. Конструктивные особенности и символика православного храма. Начало каменного зодчества в Киеве. Церковь Богородицы Десятинной - трехнефный храм с тремя апсидами и тремя парами столбов. Софийский собор в Киеве: грандиозные масштабы, хоры над боковыми нефами и нартексом, крестчатые столбы, многоглавие, лестничные башни. Интерьер, мозаики и фрески. Каменные храмы в Новгороде, Смоленске, Переяславе-Залесском. Изменение облика храма в XIIв.: уменьшение размеров, исчезновение нартекса, лестничных башен, мозаик в интерьере, многоглавие.

Архитектура Владимиро-Суздальского княжества. Градостроительство во времена правления Юрия Долгорукого и Андрея Боголюбского. Собор Успения Богородицы во Владимире 1160г. Строительство княжеской резиденции в Боголюбове с Рождественским собором. Храм Покрова на Нерли 1165г. Орнамент и скульптурное убранство церкви Покрова на Нерли. Дмитриевский собор во Владимире,1190-е г. Резной декор дворцовой церкви Всеволод Большое Гнездо. Резьба по камню – черта храмового зодчества Владимира и Суздали.

Архитектура Новгорода и Пскова. Строительство из местного плитняка побелка стен, одноглавие, небольшие размеры, наличие высокого подлета для хранения имущества, многочисленных пристроек. Церковь Спаса на Нередице,1198. Иконопись, техника изготовления: ковчежец, паволока, побеление, левкас. Канон, подлинник иконы. Темперные краски. Артельный характер работы над иконой. Символика цвета и формы в иконах. Хронотоп, виды перспективы. Связь иконописи и литературы. Главные сюжеты иконописи. Черты византийских икон, проникших на Русь – сумрачность тона, истовость ликов, киноварная опись черт лица. Появление русских черт иконы – укрупнение иконных досок, высветление тона, появление икон первых русских святых Бориса и Глеба. Сложные композиционные иконы «О тебе, дева, радуется…», «Покров Богродицы». Появление первых иконописных школ Новгородской, Псковской, «северных писем».

Видеоряд

Софийский собор. Киев, 1037.

Софийский собор. Новгород,1050

Богоматерь Владимирская. Икона.

Богоматерь Оранта. Мозаика конки апсиды Софии Киевской. Середина XI в.

Евангелист Лука. Миниатюра Остромирова Евангелия. 1057 г.

Святой Георгий. Икона. XI - начало XII века.

Устюжское Благовещение. Икона. XII век.

Спас Золотые власы. Икона. Конец XII – начало XIII века.

Святой Никола. Икона. Конец XI - XII века

Собор Успения Богородицы во Владимире 1160 г.

Храм Покрова на Нерли 1165 г

Дмитриевский собор во Владимире. 1190-е г.

Церковь Спаса на Нередице. 1198

Литература

Алпатов М.В. Древнерусская иконопись. М.,1978

Вагнер Г.К. Канон и стиль в древнерусском искусстве. М. 1987

Лазарев В.Н. Русская иконопись от истоков до начала XVI века. М.,1983

Успенский А.А. Богословие иконы православной церкви. М. 1989.

Черный В.Д. Искусство средневековой Руси. М. ВЛАДОС. 1997

 

Средневековая Русь XIV-XVIв.

Затухание каменного зодчества на Руси в связи с татаро-монгольским нашествием. Возведение городских укреплений и каменное зодчество Новгорода и Пскова. Местные школы иконописи. Возникновение тверской школы иконописи в 70-80-хг. XIII века, ее черты - высветление и декоративное сочетание локальных цветов. Московская школа иконописи. Новгородская школа иконописи: изображение святых Ильи, Василия, Флора и Лавра, Николы. Симметричность композиции, яркие холодные тона. Возрождение фресковой живописи. Фрески церквей Спаса на Ильине улице и Успения на Волотовом поле. Раннемосковское зодчество. Начало формирования архитектурного облика Кремля. Влияние византийского Ренессанса на искусство Руси.

Феофан Грек 30–е годы Роспись церкви Спаса Преображения в Новгороде,1378. Учение об исихии и его влияние на творческие принципы и мировоззрение Феофана Грека. Монохромная живопись, страстность и внутреннее напряжение, лаконизм, Роспись церкви Спаса на Ковалеве в 80–е.

Новгородская школа иконописи. Росписи Спаса на Ильине улице: патетика образов и артистизм исполнения.Росписи церквей и теремов Московского Кремля, написание «Богоматери Донской», совместно Прохором с Городца и Андреем Рублевым. Роспись Благовещенского собора Московского Кремля. XVв. - «Золотой век» русской иконописи.

Андрей Рублев (60-е г. ХIVв.). Инок Спас-Андронникова монастыря. Ранние известные работа Андрея Рублева - фрески Успенского собора на Городке в Звенигороде. Трехрядный иконостас Владимирского Успенского собора (1408г.) «Троица» (1411 или 20-е годы) для Троице-Сергиева монастыря, идея единения и благословения жертвы. Последние работы художника связаны с Троице-Сергиевым монастырем.

Дионисий (30-40-е годы ХVв., между 1503-1508). Работы для Пафнутьево-Боровского монастыря, Успенского собора Московского Кремля, Павлова-Обнорского монастыря. Житейские иконы-митрополитов Петра, Алексея, цикл росписей Рождественского собора Ферапонтова монастыря. Тема Богородицы: «Собор Богородицы», «Похвала Богородицы», «Покров Богородицы». Повышенная декоративность композиций Дионисия, канонизация ликов Рублева.

Симон Ушаков (1626-1686 гг.): вопросы взаимоотношения живописи с реальной натуры. Любимые темы: «Спас Нерукотворный», «Троица». Избавление от условных канонов иконописного изображения.

Живопись XVI века. Зависимость художественного творчества от идеологического заказа (росписи Золотой палаты Кремля, исполненная по «Сказанию о князьях Владимирских», икона – картина «Церковь воинствующая» - апофеоз взятия Казани). Аллегоризм и символизм, с одной стороны, натуралистичность сцен Страшного суда, с другой. Книжные миниатюры «Лицевого свода». Теоретические трактаты по живописному искусству Иосифа Владимирова и Симона Ушакова, ставившие проблему жизнеподобия. Ушаков как художник исследователь. Появление парсуны, с приемами объемности изображения. Иконы фряжского письма.

Архитектура XVI века. Возвышение Москвы и формирование архитектурного облика Кремля. Успенский собор Кремля, строитель Аристотель Фиораванте. Сочетание традиционно русских черт (пятиглавие, аркатурно – колончатый пояс, перспективные порталы, позакомарное покрытие) и новаций (одинаковая ширина фасадов, замаскированность апсид). Архангельский собор Алевиза Нового 1505 – 1508 гг. – усыпальница московских государей, оформление фасадов в духе архитектуры Ренессанса. Благовещенский собор и церковь Ризположения – окруженные открытой галереей на высоком подклете. Марко Фрязин и Пьетро Антонио Солари: Грановитая палата с большим залом, перекрытым четырьмя крестовыми сводами. Храм – колокольня Ивана Великого, архитектор Бон Фрязин. 1505 -1508 гг. Новый тип храма – храм-памятник. Церковь Вознесения в царском селе Коломенском 1532 г. – композиция, состоящая из подклета, восьмерика на четверике и шатра главкой. Собор Покрова на Рву 1555 – 1560 – памятник победы над Казанью. Центральная башня, увенчанная шатром, по осям и диагоналям, восемь меньших храмов. Распространение шатрового зодчества.

Видеоряд

Феофан Грек. Троица. Фрагмент росписи церкви Спаса Преображения на Ильине улице. Новгород,1478. Богоматерь Донская,конец XIVв. Преображение,нач. XVв.

Рублев А. Троица. Архангел Михаил из «Звенигородского чина»,нач. XVв.

Дионисий. Распятие. Икона из Павлова Обнорского монастыря,1500

Дионисий с сыновьями. Димитрий Солунский. Икона деисусного чина иконостаса Рождественского собора Феропонтова монастыря.

Церковь воинствующая. Икона,сер.XVIв.

Церковь Федора Стратилата на Ручье. Новгород,1361

Церковь Спаса Преображения на Ильине улице. Новгород,1374

Грановитая палата. Интерьер,1491

Успенский собор Московского Кремля,1479.

Благовещенский собор. Кремль,1489

Церковь Ризположения,1484-1489.

Колокольня Ивана Великого,1505-1508

Архангельский собор Московского Кремля,1508.

Церковь Воскресения в селе Коломенском,1532

Собор Покрова на Рву,1561

Литература

Алпатов М.В. Андрей Рублев. М.,1972

Ильин М.А. Искусство Московской Руси эпохи Феофана Грека и Рублева. М.,1976

История русского искусства. В 3 т. Т. 1. М.,1991.

Лазарев В.Н. Андрей Рублев и его школа. М.,1966

Новое время в России

Архитектура и искусство XVIIв. Московская живопись первой половины XVIIв., «годуновская школа»: строгий стиль, торжественная пышность. Иконы «строгоновского письма», утонченность письма, сложность пейзажных построений, использование золота и серебра. Оружейная палата Кремля – центр иконописи.

Архитектура. Формирование нового архитектурного стиля. Работы по восстановлению стен и башен Кремля. Возведение Теремного дворца в Кремле (1635–1636). Изменение в шатровом зодчестве; шатровые навершия, глухие надстройки на сомкнутом своде. Тенденция обмирщения архитектуры: яркость декора и разнообразие конструктивных приемов. Формирование крупных городских и монастырских ансамблей, рост гражданских построек, трапезных, торговых зданий. «Нарышкинский стиль».

Видеоряд

Ушаков С. Насаждение древа государства Российского. Икона,1668.

Гостиный двор в Китай–городе. Москва,

Гостиный двор в Архангельске.

Иосиф-Волоколамский монастырь,

Троице-Сергиев пасад,

Кирилло-Белозерский монастырь

Церковь Покрова в Филях,1693–1694.

Теремной дворец в Кремле,1635-1636.

Сухарева башня в Москве,1695.

Церковь Покрова в Филях в Москве,1693-1694.

Церковь Знамения в Дубовицах под Москвой,1690-1704.

Архитектура эпохи Просвещения XVIIIв. Правление Петра I.Вестернизация России. Многолинейность художественного развития. Барокко в искусстве и архитектуре: Д.Трезини, А.Шлютер, Б.-К.Растрелли. Классицизм: Ж.-Б.Леблон. Рокайль: Н.Пино, Ф.Пильман, Л.Каравакк. Гравюра в Оружейной палате, Санкт-Петербургской типографии (с 1711). А.Ф.Зубов и Панорама Петербурга. Портретная живопись Никитина, Матвеева, Каравакк. Строительство Петербурга. Работа иностранных мастеров А.Шлютера, Ж.-Б.Леблона, Д.Трезини. Творчество крупнейших русских зодчих М.Г.Земцова, И.К.Коробова, П.М.Еропкина. Русское барокко, возникновение парадного, мифологического портрета. Камерный портрет Антропова и Аргунова. Классицизм как ведущий стиль серединыXVIIIв. Историческая живопись А.П.Лосенко. Скульптура портреты Ф.И.Шубина - Ломоносов, Голицын, Орловы.

Василий Иванович Баженов (1737-1799). Неосуществленные проекты Кремлевского дворца, ансамбля в Царицыне. Дом П.Е.Пашкова. Здание Михайловского (Инженерного) замка.

Матвей Федорович Казаков (1738–1812). Строительство зданий с учетом старой застройки Москвы. Сенат в Московском Кремле – гимн Просвещению. Разработка типа здания для учебного заведения.

Франческо Бартоломео Растрелли (1700-1744). Придворный архитектор императрицы Анны Иоановны. Дворец в Царском селе – образец пышного барокко. Дворцы в Киеве, Петербурге.

Видеоряд

Растрелли Б.-К. Большой (Екатерининский) дворец в Царском Селе,1752-1757. Большой дворец в Петергофе,1745-1755. Зимний дворец 4-й. Фасад,1754-1762. Смольный монастырь в Петербурге,1748-1764. Бюст Петра I.,1729.

Трезини Д. Петропавловский собор,1712-1733.

Казаков М. Пречистинский дворец,1775. Московский университет,1786-1793. Сенат,1776-1787.

Росси К. Арка Главного штаба в Петербурге,1819-29.

Старов И. Троицкий собор Александро-Невской лавры. Таврический дворец,1873-1789.

Зубов А.Ф. Панорама Петербурга,1716.

Фельтен Ю. и Егоров П. Ограда Летнего сада1770-1786.

Фальконе Э. Памятник Петру I,1765-1882.

Шубин Ф. Бюст Голицына,1775. Бюст Павла I.

Архитектура XIX-нач.ХХв. Высокий классицизм, русский ампир. Монументальность, простота, логичность, гражданская героика. Обращение к дорическому или тосканскому ордеру. Кризис классицизма в архитектуре. Формирование направления «историзма» под влиянием веяний романтизма, признававшего равноправие различных эпох как источника творчества. Появление новых типов сооружений, связанных со вступлением России в эпоху промышленной революции. Творчество мастеров высокого классицизма.

Видеоряд

Томон Т.де. Здание Биржи на стрелке Васильевского острова в Петербурге.

Воронихин А. Казанский собор,1801-1811.

Захаров А. Проект планировки стрелки Васильевского острова. Капитальная реконструкция Адмиралтейства,1806-1823.

Монферран А. Исаакиевский собор,1818-1858.

Штекеншнейдер А. Маринский дворец на Исаакиевской площади,1839-1844, Николаевский дворец,

Тона К. Пристань с египетскими сфинксами перед зданием Академии художеств 1832-1834. Московский вокзал в Петербурге. Петербургский вокзал в Москве.

Мартос И. Памятник Минину и Пожарскому.

Литература

Иллюстрированный словарь русского искусства. М.,2001.

 

Русский КЛАССИЦИЗМ и РОМАНТИЗМ

Федор Степанович Рокотов (1736-1808). Законченная характеристика модели, создание портрета-типа, соответствующего гуманистическим представлениям дворянской интеллигенции о чести, достоинстве. Камерный портрет с меняющимся обликом модели. Одухотворенность образов, простая композиция.

Дмитрий Григорьевич Левицкий (1735-1822 гг.). Создатель парадного и камерного портрета. Серия портретов воспитанниц Смольного института благородных девиц. Переход от рокайльных мотивов к классицистским. Портреты просветителей. Большие парадные портреты 80-х г.

Владимир Лукич Боровиковский (1757-1825). Сентиментальные мотивы. Стремление к определенности, строгой пластичности, почти скульптурности форм, к усилению объемности, к исчезновению мягкой живописи.

Орест Адамович Кипренский (1782-1836). Интерес к интимному миру героев, отвлечение от аксессуаров, смелые цветовые эффекты. Карандашные портреты. «Автопортрет с кистями за ухом»,1810-1815, - время расцвета портретного искусства

Василий Андреевич Тропинин (1776-1857). Черты сентиментализма и романтизма в творчестве. Простота, искренность выражения, правдивость характеров, точность бытовой детали. Применение лессировок. Придание естественности, ясности, уравновешенности композициям погрудного портретного изображения. Жанровая портрет-картина. Конкретность, разносторонность, психологизм.

Карл Павлович Брюллов (1799-1852). Римский период и академический классицизм. «Итальянский жанр». Жизнеутверждающая красота человека, парадные портреты, их классическая четкость объемной формы, романтическая приподнятость образов. «Последний день Помпеи»,1830-1833 – образец классицизма. Романтический классицизм

Видеоряд

Лосенко А. Прощание Гектора с Андромахой,1773. Владимир и Рогнеда,1770.

Рокотов Ф. Портреты Струйской,1772; Сумарокова,1777.

Левицкий Д. Портреты Нелидовой,1773; Дьяковой,1778; Кокоринова,1769; Демидовой,1773; Екатерины II,1783.

Боровиковский В. Портреты Лопухиной,1797; сестер Гагариных,1802; Куракина,1801, Бровского,1799.

Кипренский О. Дмитрий Донской на Куликовом поле,1805. Богоматерь с младенцем Казанского собора, икона,1808. Портреты Авдулиной,1821; Давыдова,1809; Хвостовых,1814; Растопчиных,1809; мальчика Челищева; Жуковского,1816, Пушкина,1827.

Тропинин В. Кружевница,1823. Нищий старик,1823. Пряха. Гитарист. Автопортрет,1846. Портреты Пушкина,1827; Брюллова,1836

Брюллов К. Девушка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя,1827. Последний день Помпеи,1833. Портрет графини Самойловой с дочерью,1840.

Аргунов И. Портрет неизвестной в русском костюме,1784.

Литература

Брюсова В.Г. Русская живопись XVII века. М.,1984

Воронин Н.Н. Зодчество Северо-Западной Руси. XII-XVвв. М.,1961-1962.

История русского искусства. В 3 т. М.,1991.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: