Индивидуальные упражнения и домашние задания




В мотивационном тренинге индивидуальные задания используются для двух целей:

1) самопознание;

2) самоусиление.

Благодаря индивидуальным упражнениям участники осознают собственные мотивы и тенденции реагирования и возвращаются в реальность, в которой тренинговая команда им не подскажет, не поможет, не подыграет.

Индивидуальные упражнения, следовательно, могут выполнять функцию реализационной фазы тренинга и психотерапии —

фазы распространения полученного тренингового опыта на ситуации реальной жизни (Слуцкий А. С, Цапкин В. Н., 1985).

Важнейшее значение имеют индивидуальные домашние задания (излюбленный метод бихевиоральных и когнитивно-бихе-виоральных подходов в психотерапии и тренинге жизненных навыков).

Домашние задания помогают начать реализационную фазу уже в ходе тренинга: участники «выходят на поле» с усвоенными ими методами, а затем сообщают группе, какие результаты дало применение методик в реальной жизни.

Упражнение «Самый немотивированный сотрудник в моей жизни»

Цель — осознание отрицательного мотивационного эффекта наших самоисполняющихся предсказаний.

Инструкция

Вспомните, пожалуйста, своего подчиненного (если подчиненных не было, то сотрудника), который казался вам наименее мотивированным к работе. Опишите его с помощью 10шкал, обведя кружком соответствующий балл на каждой шкале.

Теперь вспомните подчиненного (или сотрудника), который казался вам наиболее мотивированным к работе. Опишите его с помощью тех же 10 шкал.

Примечание. Значимыми различиями в данном случае будем считать разность в ±4 балла.

Необходимо обратить внимание участников на то, что в таблицу обработки данных они сначала вносят баллы наиболее мотивированного сотрудника, а затем — баллы наименее мотивированного, хотя заполняли шкалы они в противоположной поел едовател ьности. .4

9 4

Симпа- Доб- Обяза- Умный Увле- Собранный Упря- Нежный Озабо- Успеш-тичный рый тельный ченный мый ченный ный

Рис. 4.5. бланк для построения профиля различий между наименее мотивированным и наиболее мотивированным сотрудником

Итак, вы установили качества, по которым различаются наиболее мотивированные и наименее мотивированные сотрудники. Вопросы для размышления и обсуждения:

Какие из этих качеств напрямую не связаны с мотивацией к работе?

Почему они оказываются в одном блоке с мотивацией?

Кто-то из участников, скорее всего, ответит, что «почему-то» более мотивированный оказался более добрым, или более умным, или более симпатичным.

Тренеру важно четко обобщить результаты — иначе не все участники поймут, для чего, собственно, выполнялось это упражнение.

Для этого тренер должен после свободных высказываний произвести четкий опрос: «Кто оценил наиболее мотивированного сотрудника как более симпатичного?' Спасибо... (здесь и далее тре-

1 То есть у кого наиболее мотивированный сотрудник оказался на 3 или более баллов симпатичнее наименее мотивированного.

нер каждый раз записывает результат подсчета голосов на флип-чарте). Кто оценил наиболее мотивированного сотрудника как менее симпатичного? Спасибо. Кто оценил наиболее мотивированного как более доброго? Спасибо... Как менее доброго?» Все данные записываются на флипчарте в два столбца. В табл. 4.4 (Москва, сентябрь 1999, п =17) и 4.5 (Санкт-Петербург, март 1999, п =11) приведены результаты двух групп участников.

Таблица 4.4



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: