Структура и основные категории системы




СНС Общие положения

Система национальных счетов (СНС) - система взаимоувязанных показателей, применяемая для описания и анализа макроэкономических процессов более чем в 150 странах мира с рыночной экономикой. СНС возникла около 50 лет тому назад в наиболее развитых в экономическом отношении странах в связи с потребностью в информации, необходимой для анализа состояния экономики, формирования экономической политики и принятия мер по регулированию рыночной экономики.

СНС гармонизирована в отношении основных методологических положений с платежным балансом и рядом других разделов макроэкономической статистики. Ее данные широко используются как на национальном уровне, и в первую очередь органами государственного управления при разработке экономической политики, так и международными организациями, в том числе ООН, Международным валютным фондом, Всемирным банком, Организацией экономического сотрудничества и развития.

Концептуальной основой СНС России является “Система национальных счетов, 1993”, разработанная под эгидой Межсекретариатской рабочей группы по национальным счетам, созданной Евростатом, Международным валютным фондом, Организацией экономического сотрудничества и развития, ООН, Всемирным банком.В настоящее время ведется работа по внедрениюпересмотренной версии системы национальных счетов 2008 года(СНС-2008).

Некоторые отклонения от международных стандартов не оказывают существенного влияния на количественное выражение показателей и связаны с особенностями российской экономики.

Структура и основные категории системы

Суть СНС сводится к формированию обобщающих показателей развития экономики на различных стадиях процесса воспроизводства и взаимной увязке этих показателей между собой. Каждой стадии воспроизводства (стадии производства, первичного распределения доходов, вторичного распределения доходов, использования на конечное потребление и накопление и др.) соответствует специальный счет или группа счетов.

Счета СНС являются счетами потоков, то есть в них отражается движение потоков товаров, услуг и доходов через все стадии - от производства до использования, а также изменение нефинансовых активов и финансовых активов и обязательств.

Система завершается построением балансовых таблиц, отражающих наличие активов и обязательств на ту или иную дату (как правило, на начало и конец года), изменение национального богатства в отчетном периоде, и таблиц “Затраты-выпуск”, в которых дается более подробное количественное описание воспроизводственного процесса с детализацией межотраслевого взаимодействия.

Система национальных счетов России в настоящее время включает в себя следующие счета:

счет товаров и услуг;

счет производства;

счет образования доходов;

счет распределения первичных доходов;

счет вторичного распределения доходов;

счет использования располагаемого дохода;

счет операций с капиталом;

финансовый счет.

 

Важнейшим показателем системы национальных счетов является валовой внутренний продукт (ВВП), характеризующий конечный результат производственной деятельности экономических единиц-резидентов, который измеряется стоимостью товаров и услуг, произведенных этими единицами для конечного использования.

Валовой внутренний продукт может быть рассчитан тремя методами, соответствующими различным стадиям воспроизводства - производственным, методом использования доходов и методом формирования ВВП по источникам доходов.

ВВП при расчете производственным методом получается как сумма валовой добавленной стоимости всех отраслей или институциональных секторов в основных ценах плюс чистые налоги на продукты.

ВВП, рассчитанный методом использования доходов, представляет собой сумму расходов всех институциональных секторов на конечное потребление, валовое накопление и чистый экспорт.

ВВП, полученный методом формирования по источникам доходов, складывается из оплаты труда наемных работников (резидентов и нерезидентов), валовой прибыли всех отраслей или институциональных секторов и чистых налогов на производство и импорт. Этот метод не является самостоятельным, поскольку в соответствии с принятой методологией не все показатели доходов получаются путем прямого счета, часть из них исчисляется балансовым методом.

Границы производства определяются в СНС как вся деятельность единиц-резидентов национальной экономики (включая деятельность иностранных и смешанных предприятий, имеющих центр экономических интересов в России и действующих в ней на постоянной основе) по производству товаров и услуг. Производственная деятельность охватывает деятельность предприятий, производящих товары и услуги как рыночные, так и нерыночные (реализуемые бесплатно или по ценам, не имеющим экономического значения и не оказывающим значительного влияния на спрос).

В границы производства включается также производственная деятельность домашних хозяйств. Она охватывает производство всех товаров независимо от того, проданы они или нет, включая сельскохозяйственную продукцию, полученную в личных подсобных хозяйствах, строительство своими силами и различные услуги, реализованные на сторону, в том числе торговые, посреднические и т.д. Услуги, производимые домашними хозяйствами для собственного потребления (домашние услуги), не включаются в границы производства, кроме условно исчисленной стоимости услуг, предоставленных в связи с проживанием владельцев в собственных жилищах.

В границы производства включается также скрытое и неформальное производство. В понятие скрытого производства в статистике России включается экономическая деятельность, разрешенная законом, но скрываемая или преуменьшаемая по объему с целью уклонения от налогов и других обязательств перед государством.

Под неформальным производством понимается производственная деятельность некорпорированных предприятий домашних хозяйств, производящих рыночную продукцию. В российской статистике в состав неформального производства включается также производство некорпорированными предприятиями домашних хозяйств продукции для собственного использования.

Расчеты показателей скрытой и неформальной экономики ведутся на основании косвенной информации, применения балансовых и других специфических методов и экспертных оценок. Поправки на скрытую и неформальную деятельность делаются как для показателей производства ВВП, так и для показателей состава ВВП с точки зрения доходов и расходов. Суммарная поправка на различные виды скрытой и неформальной деятельности и не учитываемые в обычном порядке экономические операции составляла в последние годы от одной пятой до одной четвёртой ВВП России.

Незаконную деятельность по производству товаров и услуг, такую как производство и реализация наркотиков и оружия, рекомендуется включать в границы производства в соответствии с международным стандартом СНС. Однако, в российской практике, также как и в международной, результаты экономической деятельности, не разрешенной законом, в границы производства не включаются.

В СНС применяется группировка экономических единиц по институциональным секторам. Сектор представляет собой совокупность институциональных единиц (то есть хозяйствующих субъектов, которые могут от своего имени владеть активами, принимать обязательства, осуществлять экономическую деятельность и операции с другими единицами), однородных с точки зрения выполняемых функций и источников финансирования.

В российской СНС выделяются следующие сектора национальной экономики: нефинансовые корпорации; финансовые корпорации; государственное управление; домашние хозяйства; некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства.СНС также предусматривает разделение институциональных секторов на подсектора. В настоящее время информация по подсекторам не разрабатывается, исключение составляют финансовый счет и баланс активов и пассивов в части финансовых активов, в которых выделяются подсектора сектора финансовых корпораций.

Взаимосвязи секторов внутренней экономики с другими странами отражены в счетах “остального мира”, объединяющих все институциональные единицы-нерезиденты в той части, в которой они взаимодействуют с резидентами национальной экономики.

Резидентами считаются предприятия, организации и домашние хозяйства, имеющие центр экономического интереса на экономической территории страны в течение длительного срока (не менее года).

Сектор нефинансовых корпораций включает институциональные единицы, основной функцией которых является производство товаров и нефинансовых услуг с целью продажи их на рынке и получения прибыли. Затраты на производство возмещаются из выручки от реализации.

Сектор финансовых корпораций включает все корпорации и квазикорпорации, основной функцией которых является оказание услуг финансового посредничества или вспомогательная финансовая деятельность. В СНС-2008 данный сектор подразделяется на следующие подсектора:

центральный банк;

корпорации, принимающие депозиты, кроме центрального банка;

фонды денежного рынка;

инвестиционные фонды неденежного рынка;

другие финансовые посредники, кроме страховых корпораций и пенсионных фондов;

вспомогательные финансовые корпорации;

кэптивные финансовые учреждения и ростовщики;

страховые корпорации;

пенсионные фонды.

Исходя из доступности информационной базы, в финансовом счете и в балансе активов и пассивов в части финансовых активов и обязательств в СНС РФ выделяются подсектора:

Банковская система, объединяющий подсектора “центральный банк” и

“корпорации, принимающие депозиты, кроме центрального банка”;

Инвестиционные фонды, объединяющий подсектора “фонды денежного рынка” и “инвестиционные фонды неденежного рынка” ивключающий все акционерные и паевые инвестиционные фонды – открытые, интервальные, закрытые и биржевые;

Финансовые корпорации (посредники) прочие, кроме страховщиков и пенсионных фондов, и вспомогательные финансовые организации, объединяющий подсектора “другие финансовые посредники, кроме страховых корпораций и пенсионных фондов”, “вспомогательные финансовые корпорации”, “кэптивные финансовые учреждения и ростовщики” ивключающий организации, оказывающие финансовые услуги и не включенные в другие подсектора сектора финансовых корпораций, например, брокеры, дилеры, депозитарии и другие профессиональные участники рынка ценных бумаг, микрофинансовые организации, ломбарды, кредитные потребительские кооперативы, лизинговые компании и другие организации;

Страховщики – все страховые корпорации и общества взаимного страхования. При этом в данный подсектор не включаются страховые брокеры и страховые агенты;

Негосударственные пенсионные фонды – организации, обладающие лицензией на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию.

 

С июля 2014 года перечень организаций финансового сектора публикуется на сайте Центрального банка Российской Федерации на ежеквартальной основе (https://cbr.ru/statistics/?PrtId=org).

 

Сектор государственного управления объединяет институциональные единицы, выполняющие функции органов государственного управления в качестве основного вида деятельности. Функции органов государственного управления состоят в следующем:

- принятие ответственности за обеспечение общества товарами и услугами на нерыночной основе для их коллективного или индивидуального потребления;

- перераспределение доходов и богатства с помощью трансфертов и субсидий.

В сектор государственного управления входят казенные, бюджетные учреждения, государственные автономные учреждения, государственные внебюджетные фонды, отдельные государственные корпорации.

Институциональные единицы сектора государственного управления осуществляют свою деятельность за счет финансовых средств бюджетов всех уровней, а также за счет приносящей доход деятельности. В состав показателей сектора государственного управления, начиная с данных за 2010 год, включена приносящая доход деятельность бюджетных учреждений, а в состав данных за 2011 г. (с начала реформы правового положения государственных учреждений) включены итоги деятельности бюджетных и автономных учреждений, получающих субсидии на выполнение государственного задания и иные цели.

 

Сектор домашних хозяйств представляет собой совокупность домашних хозяйств, основными функциями которых являются потребление товаров и услуг, а также производство товаров и услуг для реализации и собственного использования, в том числе в рамках некорпорированных предприятий, принадлежащих домашним хозяйствам. С точки зрения производства в сектор домашних хозяйств входят индивидуальные предприниматели и др. физические лица, осуществляющие производственную деятельность в границах производства, принятых в СНС.

В функции сектора домашних хозяйств включается также участие в производстве других институциональных секторов в качестве работающих по найму.

Сектор некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства (НКООДХ), объединяет нерыночные некоммерческие организации, финансируемые и контролируемые домашними хозяйствами.

Основной функцией сектора НКООДХ является предоставление нерыночных услуг и товаров домашним хозяйствам. При этом затраты возмещаются за счет взносов членов НКООДХ, дарений, спонсорской помощи, доходов от собственности.

В состав сектора НКООДХ включаются также нерыночные подразделения корпораций и квазикорпораций, предоставляющие своим работникам бесплатные или почти бесплатные услуги (дома отдыха, поликлиники, детские сады, дома культуры, клубы и др.) и финансирующие свои издержки в основном за счет отчислений от прибыли корпораций.

Для отражения операций с единицами-нерезидентами разрабатываются счета “Остального мира”. “Остальной мир” объединяет все институциональные единицы-нерезиденты, которые вступают в экономические отношения с единицами-резидентами. В состав “Остального мира” включаются также институциональные единицы-нерезиденты, располагающиеся на географической территории Российской Федерации: например, посольства, консульства, а также международные организации.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: