Лекторское мастерство преподавателя




Г) составить опорный конспект по теме: Формы и методы преподавания психологии

Д) сравнительный анализ зарубежного и отечественного ВО (таблица)

Е) конспект по теме: История преподавания психологии в высшей школе

Ж) портфолио

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Психологический анализ лекций

Схема:

Классификация лекций

- по способам подачи учебного материала (информационная, проблемная, лекция-дискуссия, лекция-визуализация, лекция- пресс-конференция и т.д.);

- по месту лекции в учебном курсе: вводная, установочная, тематическая (текущая), обзорная, обобщающая, ориентирующая, заключительная (итоговая).

Структура лекции

Сообщение плана лекции (основных вопросов, рассматриваемых на лекции) и следование ему.

Сообщение литературы или других источников по теме лекции.

Способы изложения учебного материала:

индуктивный (примеры, факты, подводящие к общим научным выводам);

дедуктивный (рассмотрение общих положений с последующим разъяснением возможности их применения, используя конкретные примеры);

традиционный (последовательное рассмотрение относительно самостоятельных вопросов темы);

концентричный (все преподавание строится вокруг поставленной проблемы; к которой постоянно возвращаются, углублятся и развиваются представления о ней, предлагаются способы ее решения).

Заключительные выводы по лекции.

Четкость структуры лекции (вступление, основная часть, выводы).

Содержание лекции

А) Научность и информативность (современный научный уровень) материала лекции: доказательность и аргументированность; яркие, убедительные примеры, факты, обоснования, документы, научные доказательства.

Б) Освещение истории вопроса: характеристика различных концепций и научных подходов; биографический материал. Излагался ли материал, которого нет в учебниках и учебных пособиях?

В) Связь с предыдущим и последующим материалом. Внутрипредметные и межпредметные связи. Связь лекционного материала с задачами будущей профессиональной деятельности.

Г) Соответствие содержания лекции дидактическим принципам высшего образования: связь теории с практикой, практического опыта с наукой; систематичность и последовательность обучения; доступность знаний; прочность усвоения; активность, сознательность и самостоятельность студентов в учебе и т.д.

Методика проведения лекции

Методическая обработка излагаемого материала:

А) выделение ведущих идей и положений; формулировка выводов, повторение их в различных формулировках; изложение материала доступным и ясным языком; разъяснение вновь вводимых терминов и названий

Б) применение методических приемов для повышения мотивации к изучению темы

В) создание проблемных ситуаций, использование приемов эвристической беседы; учет индивидуальных особенностей студентов.

Г) использование приемов закрепления учебного материала: повторение, вопросы на проверку внимания и усвоения; подведение итогов в конце рассмотренного вопроса, всей лекции.

Д) применение наглядных и компьютерных средств обучения

Е) использование преподавателем опорных материалов лекции (плана-конспекта, отдельных записей, полного текста лекции) или преподаватель обходился без опорных материалов.

Охарактеризуйте особенности чтения лекции по конспекту и без опорных материалов.

Руководство работой студентов

А) Способы активизации познавательной деятельности студентов, способы поддержания интереса и внимания обучаемых на отдельных этапах занятия.

Б) Способы вовлечения преподавателем слушателей в творческую работу по восприятию и осмыслению нового материала: проблемные вопросы, познавательные задачи, разбор ситуаций и т.д.

В) Создание преподавателем возможности для осмысленного конспектирования, акцентирование изложения лекции: выделение темпом, голосом, интонацией, повторение наиболее важной информации, использование пауз, записи на доске, и т.д.

Г) Уровень усвоения студентами лекционного материала: записи в конспектах; реакция слушателей (реплики, вопросы, отсутствие контакта, отстраненность, потеря внимания, занимались посторонними делами, шумели и т. д.); реагирование и ответы преподавателя на заданные вопросы.

Лекторское мастерство преподавателя

А) Знание предмета, учебного материала. Увлеченность наукой (конкретной областью знаний).

Б) Педагогический такт. Стиль общения. Гуманистическая направленность личности преподавателя. Учет состава аудитории и умение устанавливать с ней контакт.

В) Речевое мастерство: голос (сила, диапазон, тембр), эмоциональность, образность, дикция, темп. Культура речи: использование изобразительно-выразительных средств (эпитеты, сравнения, метафоры, градации, риторические вопросы и обращения); соблюдение норм языка: лексических (знание значения употребляемых слов, умение избегать тавтологии, слов-паразитов, штампов и т. д), синтаксических (умение правильно строить предложения и т. д.).

Результативность лекции

А) информационно-познавательная ценность лекции.

Б) Воспитательная значимость лекции.

В) Мотивационно-стимулирующая ценность лекции (будет ли способствовать лекция дальнейшей самостоятельной работе студентов по изучаемой теме?)

Общие выводы и рекомендации.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Карандашев В. Н. Методика преподавания психологии. - СПб., 2006.

2. Педагогика и психология высшей школы: Учебное пособие / Отв. Ред. М. В. Буланова-Топоркова. - Ростов н/Д: Феникс, 2002.

3. Фокин Ю. Г. Преподавание и воспитание в высшей школе: Методология, цели и содержание, творчество. - М.: Издательский центр "Академия", 2002.

4. Бадмаев Б.Ц. Методика преподавания психологии: Учеб.-метод, пособие для преподават. и аспирантов вузов. -- М.: ВЛАДОС, 1999.

5. Карамян Г.Г. Теория и мастерство лекционного преподавания в высшей школе. - Ереван, 1983.

6. Штокман И.Г. Вузовская лекция. Учебно-методическое пособие. - Киев: Высшая школа, 1981.

7. Ильина Т.А. Лекция в вузе. - М.: Знание, 1979.

8. Бадмаев Б.Ц. Психология и методика ускоренного обучения. - М., 1998.

9. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования. - М.: Издательский центр "Академия", 2001.

10. Бадмаев Б.Ц. Психология: как ее изучить и усвоить. - М., 1997.

11. Краткий психологический словарь / Сост. Л. А. Карпенко; под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. - Ростов-н/Д, 1998.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

 

Портфолио как совокупность рабочих материалов представляет собой эмпирический результат учебной или внеучебной дея­тельности студента, опыт по овладению профессиональными навыками практической деятельности.

 

Современная система высшего образования ориенти­рована на развитие у будущего профессионала стремления к постоянному самообразованию и самосовершенствованию. Необходимыми составляющими в этом процессе есть умение эффективно планировать свою деятельность, критически оценивать ее результаты; анализировать процесс реализации деятельности. При этом осуществляемая студентом–психологом рефлексия, благодаря которой происходит осмысление своих целей, коррекция своего образовательного пути, и т.п., повышает эффективность развития рефлексии как профессионально важного качества. В этой связи составление портфолио являются одним из признанных эффективных средств развития рефлексии личности.

Портфолио позволяет студенту:

· осознать свои мотивы в изучении психологии, методики преподавания психологии, культуры, в целом;

· анализировать свои проблемы в изучении психологии

· выработать стратегию и тактику освоения профессии «психолог»;

· отслеживать динамику развития профессио­нальных способностей;

· оценить свой опыт применения психологических знаний в повседневной жизни, образо­вательной и социокультурной деятельности;

· определить необходимость развития тех спо­собностей, которые важны для личности на данном жизненном этапе.

Основные функции портфолио:

· информационно-социальная

(доку­ментируется имеющийся у обучающегося опыт изучения психологии, семинаров, тренингов, курсов с профессиональной направленностью; фиксируются данные и личностного развития студента; информация о динамике уровня овладения профессией «психолог», а также уровень рефлексивной активности обучающегося, его творческих способностей;

· педагогическая

(способствует повышению мотивации студентов, развитию осознания характера и про­цесса овладения профессией «психолог», самостоятельности обу­чающихся в изучении психологии, личностного развития.

 

«Портфолио» студента



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: