Г) составить опорный конспект по теме: Формы и методы преподавания психологии
Д) сравнительный анализ зарубежного и отечественного ВО (таблица)
Е) конспект по теме: История преподавания психологии в высшей школе
Ж) портфолио
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Психологический анализ лекций
Схема:
Классификация лекций
- по способам подачи учебного материала (информационная, проблемная, лекция-дискуссия, лекция-визуализация, лекция- пресс-конференция и т.д.);
- по месту лекции в учебном курсе: вводная, установочная, тематическая (текущая), обзорная, обобщающая, ориентирующая, заключительная (итоговая).
Структура лекции
Сообщение плана лекции (основных вопросов, рассматриваемых на лекции) и следование ему.
Сообщение литературы или других источников по теме лекции.
Способы изложения учебного материала:
индуктивный (примеры, факты, подводящие к общим научным выводам);
дедуктивный (рассмотрение общих положений с последующим разъяснением возможности их применения, используя конкретные примеры);
традиционный (последовательное рассмотрение относительно самостоятельных вопросов темы);
концентричный (все преподавание строится вокруг поставленной проблемы; к которой постоянно возвращаются, углублятся и развиваются представления о ней, предлагаются способы ее решения).
Заключительные выводы по лекции.
Четкость структуры лекции (вступление, основная часть, выводы).
Содержание лекции
А) Научность и информативность (современный научный уровень) материала лекции: доказательность и аргументированность; яркие, убедительные примеры, факты, обоснования, документы, научные доказательства.
Б) Освещение истории вопроса: характеристика различных концепций и научных подходов; биографический материал. Излагался ли материал, которого нет в учебниках и учебных пособиях?
В) Связь с предыдущим и последующим материалом. Внутрипредметные и межпредметные связи. Связь лекционного материала с задачами будущей профессиональной деятельности.
Г) Соответствие содержания лекции дидактическим принципам высшего образования: связь теории с практикой, практического опыта с наукой; систематичность и последовательность обучения; доступность знаний; прочность усвоения; активность, сознательность и самостоятельность студентов в учебе и т.д.
Методика проведения лекции
Методическая обработка излагаемого материала:
А) выделение ведущих идей и положений; формулировка выводов, повторение их в различных формулировках; изложение материала доступным и ясным языком; разъяснение вновь вводимых терминов и названий
Б) применение методических приемов для повышения мотивации к изучению темы
В) создание проблемных ситуаций, использование приемов эвристической беседы; учет индивидуальных особенностей студентов.
Г) использование приемов закрепления учебного материала: повторение, вопросы на проверку внимания и усвоения; подведение итогов в конце рассмотренного вопроса, всей лекции.
Д) применение наглядных и компьютерных средств обучения
Е) использование преподавателем опорных материалов лекции (плана-конспекта, отдельных записей, полного текста лекции) или преподаватель обходился без опорных материалов.
Охарактеризуйте особенности чтения лекции по конспекту и без опорных материалов.
Руководство работой студентов
А) Способы активизации познавательной деятельности студентов, способы поддержания интереса и внимания обучаемых на отдельных этапах занятия.
Б) Способы вовлечения преподавателем слушателей в творческую работу по восприятию и осмыслению нового материала: проблемные вопросы, познавательные задачи, разбор ситуаций и т.д.
В) Создание преподавателем возможности для осмысленного конспектирования, акцентирование изложения лекции: выделение темпом, голосом, интонацией, повторение наиболее важной информации, использование пауз, записи на доске, и т.д.
Г) Уровень усвоения студентами лекционного материала: записи в конспектах; реакция слушателей (реплики, вопросы, отсутствие контакта, отстраненность, потеря внимания, занимались посторонними делами, шумели и т. д.); реагирование и ответы преподавателя на заданные вопросы.
Лекторское мастерство преподавателя
А) Знание предмета, учебного материала. Увлеченность наукой (конкретной областью знаний).
Б) Педагогический такт. Стиль общения. Гуманистическая направленность личности преподавателя. Учет состава аудитории и умение устанавливать с ней контакт.
В) Речевое мастерство: голос (сила, диапазон, тембр), эмоциональность, образность, дикция, темп. Культура речи: использование изобразительно-выразительных средств (эпитеты, сравнения, метафоры, градации, риторические вопросы и обращения); соблюдение норм языка: лексических (знание значения употребляемых слов, умение избегать тавтологии, слов-паразитов, штампов и т. д), синтаксических (умение правильно строить предложения и т. д.).
Результативность лекции
А) информационно-познавательная ценность лекции.
Б) Воспитательная значимость лекции.
В) Мотивационно-стимулирующая ценность лекции (будет ли способствовать лекция дальнейшей самостоятельной работе студентов по изучаемой теме?)
Общие выводы и рекомендации.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Карандашев В. Н. Методика преподавания психологии. - СПб., 2006.
2. Педагогика и психология высшей школы: Учебное пособие / Отв. Ред. М. В. Буланова-Топоркова. - Ростов н/Д: Феникс, 2002.
3. Фокин Ю. Г. Преподавание и воспитание в высшей школе: Методология, цели и содержание, творчество. - М.: Издательский центр "Академия", 2002.
4. Бадмаев Б.Ц. Методика преподавания психологии: Учеб.-метод, пособие для преподават. и аспирантов вузов. -- М.: ВЛАДОС, 1999.
5. Карамян Г.Г. Теория и мастерство лекционного преподавания в высшей школе. - Ереван, 1983.
6. Штокман И.Г. Вузовская лекция. Учебно-методическое пособие. - Киев: Высшая школа, 1981.
7. Ильина Т.А. Лекция в вузе. - М.: Знание, 1979.
8. Бадмаев Б.Ц. Психология и методика ускоренного обучения. - М., 1998.
9. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования. - М.: Издательский центр "Академия", 2001.
10. Бадмаев Б.Ц. Психология: как ее изучить и усвоить. - М., 1997.
11. Краткий психологический словарь / Сост. Л. А. Карпенко; под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. - Ростов-н/Д, 1998.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Портфолио как совокупность рабочих материалов представляет собой эмпирический результат учебной или внеучебной деятельности студента, опыт по овладению профессиональными навыками практической деятельности.
Современная система высшего образования ориентирована на развитие у будущего профессионала стремления к постоянному самообразованию и самосовершенствованию. Необходимыми составляющими в этом процессе есть умение эффективно планировать свою деятельность, критически оценивать ее результаты; анализировать процесс реализации деятельности. При этом осуществляемая студентом–психологом рефлексия, благодаря которой происходит осмысление своих целей, коррекция своего образовательного пути, и т.п., повышает эффективность развития рефлексии как профессионально важного качества. В этой связи составление портфолио являются одним из признанных эффективных средств развития рефлексии личности.
Портфолио позволяет студенту:
· осознать свои мотивы в изучении психологии, методики преподавания психологии, культуры, в целом;
· анализировать свои проблемы в изучении психологии
· выработать стратегию и тактику освоения профессии «психолог»;
· отслеживать динамику развития профессиональных способностей;
· оценить свой опыт применения психологических знаний в повседневной жизни, образовательной и социокультурной деятельности;
· определить необходимость развития тех способностей, которые важны для личности на данном жизненном этапе.
Основные функции портфолио:
· информационно-социальная
(документируется имеющийся у обучающегося опыт изучения психологии, семинаров, тренингов, курсов с профессиональной направленностью; фиксируются данные и личностного развития студента; информация о динамике уровня овладения профессией «психолог», а также уровень рефлексивной активности обучающегося, его творческих способностей;
· педагогическая
(способствует повышению мотивации студентов, развитию осознания характера и процесса овладения профессией «психолог», самостоятельности обучающихся в изучении психологии, личностного развития.
«Портфолио» студента