Тема 2. РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ И СОЗНАНИЯ




УДК 15.0(075.8) ББК 88.3 я 73-1 В-686

Рецензенты:. д-р психол. наук, проф. (НГГТУ)

В.Г. Леонтьев канд. психол. наук, доц. (СГГА)

Д. X. Хасанбаева

канд. психол. наук, доц. (Сиб АГС) ИВ. Доронина

Архипова И.В., Волошина Т.В. В - 686 Введение в общую психологию: Учебное пособие.

- Новосибирск: Изд. НГПУ, 2000. - 115с.

ISBN 5-85921-189-9

В учебном пособии изложен курс общей психологии - дисциплины, изу­чаемой студентами педагогических вузов. Этот базовый курс позволит по­знакомиться с основными достижениями психологической науки. Он пред­назначен для того, чтобы дать теоретическое представление о природе пси-хикии сознания, о движущих силах развития личности, атакже ориентиро­ван на получение практических навыков по пониманию и целенаправленно­му воздействию на психологические проявления человека.

Предназначено для студентов вузов, педагогов и психологов в системе высшего и среднего образования.

Оглавление

Предисловие........................................................................ 3

Тема 1. Введение в психологию....................................... 4

Тема 2. Развитие психики и сознания............................. 10

Тема 3. Личность............................................................. 20

Т е м а 4. Познавательные процессы.............................. 38

Тем а5. Эмоционально-волевая сфера личности......66

Тема 6. Индивидуально-психологические

особенности личности...................................................... 78

Тема?. Общение и деятельность..................................... 107

Библиографический список............................................ 114


УДК 15.0(075.8) ББК 88.3 я 73 -1 В-686


ISBN 5 - 85921 - 189 - 9

 

© И.В. Архипова, Т.В. Волошина, 2000

 


ПРЕДИСЛОВИЕ

В условиях социально-экономической нестабильнос­ти общества проблема формирования активной, хоро­шо интегрированной личности, способной управлять со­бой, адаптироваться к быстро изменяющейся социаль­ной ситуации, является одной из актуальных.

В системе профессиональной подготовки в педагоги­ческих вузах большая роль отводится психологическо­му образованию. Его эффективность определяется не только уровнем читаемых лекций, но и во многом орга­низацией самообразовательной деятельности студентов.

В процессе обучения в педвузах студенты должны не толь­ко усвоить систему психологических знаний, закономернос­ти психического развития, но и научиться активно воздей­ствовать на него, учитывая потенциальные возможности кон­кретного человека, его индивидуально-психологические осо­бенности, применяя наиболее целесообразные, психологичес­ки обоснованные способы воздействия. Исходя из этого, оп­ределяются целевые установки данного учебного пособия:

- дать научное представление об основных психоло­
гических проявлениях человека;

- познакомить с методами изучения психических про­
цессов, свойств личности и межличностных отношений;

- научить применять полученные знания при харак­
теристике и понимании другого человека, а также в це­
лях самопознания.

Данное учебное пособие поможет студентам педагогичес­ких вузов изучить основные разделы курса "Общая психо­логия". В нем содержится тезисное изложение теоретичес­кого материала, представлены литературные источники, а также даны вопросы для самостоятельной подготовки.

 


 

 

Тема I ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ

1. Определение психологии как науки.

2. Краткая история развития психологии.

3. Структура современной психологии.

4. Основные методы психологии.

Психология - это наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жиз­недеятельности (от греческого psyche - душа, logos -учение).

Своим названием и первым определением она обяза­на греческой мифологии, согласно которой небожитель Эрот, сын Афродиты, влюбился в земную женщину Пси­хею. Мать прилагала все усилия, чтобы разлучить влюб­ленных, заставляла Психею пройти различные испыта­ния. За такую сильную любовь, желание быть с возлюб­ленным, несмотря ни на что, Зевс наградил Психею бес­смертием. Поэтому Психея - смертная, обретшая бес­смертие, - стала символом души, ищущей свой идеал.

Древнегреческий философ Аристотель в трактате "О душе" выделил психологию как своеобразную область знания. В научный язык термин "психология" ввел в сво­их трудах немецкий философ Х.Вольф.

Предметом изучения психологии является психика. Психика - это системное свойство высокоорганизован­ной материи, заключающееся в активном отражении субъектом окружающего мира. Под высокоорганизован­ной материей подразумевается работа головного мозга.

Психику можно также определить как основу для орга­низации взаимодействия с окружающей средой, вклю-


чающей: получение информации; переработку информа­ции; хранение информации; организацию ответного дей­ствия.

Задачи психологии непосредственно связаны с пред­метом исследования этой науки. К основным задачам со­временной психологии можно отнести следующие: изу­чение механизмов и закономерностей функционирова­ния психики; формирование психических особенностей человеческой личности как сознательного субъекта дея­тельности.

В развитии психологии можно выделить две основ­ные стадии: донаучную и научную.

Первые представления о природе человека характе­ризуют ритуалы. Например, ритуал погребения, в кото­ром учитывалось то, что после смерти человека его душе необходимы определенные "удобства". В Древнем Ки­тае обнаружены черепа людей с отверстием в затылоч­ной части, необходимым "для освобождения духа".

Древние люди объясняли свою судьбу и происходя­щие с ними события вмешательством богов, что выра­жалось в языческой культуре.

В античной философии, кроме "постороннего" воз­действия (божества), предполагалось существование внутренней субстанции - души, влияющей на поведение человека. Аристотель выдвинул идею о том, что душа -это функция тела, двигатель, позволяющий живому су­ществу существовать, реализовывать себя. Его трактат "О душе" считается первым психологическим произве­дением. Некоторые психологические аспекты рассмат­ривались также в философских учениях Платона, Демок­рита, Лукреция и др.

 

Таким образом, I этап в развитии психологии - фило­софский. Психология определялась как наука о душе. Такое понимание психологии было дано более двух ты­сяч лет назад. Именно наличием души философы древ­ности пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека.

В XVII веке от философии начинают отделяться раз­личные естественные науки, что позволило перейти к изучению осознаваемой деятельности, которая являет­ся действительным показателем психики, а не предпо­ложительным. Выдвигаемые теории стали подвергать­ся эксперименту. В 1879 году в Германии (Лейпцигс-кий университет) произошло событие, послужившее на­чалом развития психологии как науки. В.Вундт создал первую психологическую лабораторию. В ней исследо­ватели пытались изучить структуру сознания, выяснить простейшие его составляющие (ощущения, образы, чув­ства). Основным методом изучения была интроспекция (самонаблюдение).

Итак, 2-й этап развития психологии начинается в XVII веке в связи с развитием естественных наук. Предметом изу­чения психологии стало сознание, под которым в этот пе­риод понималась способность думать, чувствовать, желать.

Начало XX века явилось для психологии новым, 3-м этапом её развития. Предметом исследования психоло­гии в тот период становится поведение, а основной за­дачей - экспериментальное наблюдение за поведением, поступками, реакциями человека. Такой подход к изу­чению человека был назван бихевиоризмом (поведен­ческим). Основной недостаток этого научного направ­ления заключался в том, что не учитывались мотивы


(побуждения), вызывающие поступки и поведение че­ловека в целом.

Во второй половине XX века психология вышла на но­вый виток своего развития. Начался 4-й, современный, этап развития психологической науки. Психология стала наукой, изучающей все объективные закономерности, про­явления и механизмы психики (и сознание, и поведение, и мотивы, и бессознательную среду и т.д.). В настоящее вре­мя психология представляет собой развитую как в науч­ном, так и практическом плане область исследований. Бо­лее фундаментальными (основными) являются такие отрас­ли, как общая, социальная, возрастная психологии. К спе­цифическим, специальным психологическим областям от­носятся: психология управления, педагогическая, медицин­ская, юридическая, спортивная, инженерная и др. Все пси­хологические отрасли как основные, так и специальные взаимосвязаны между собой.

В психологии существуют методы, с помощью которых выявляются существенно важные факты, закономернос­ти и механизмы психики.

Основными методами психологии являются:

1,Наблюдение - один из основных методов, состоящий в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии психических явлений с целью изучения их спе­цифических изменений в определенных условиях. Разли­чают следующие виды наблюдения:

-внешнее и самонаблюдение;

- свободное и стандартизированное (жесткий план);

-включенноеиневключенное(со стороны).

2.Опрос - метод, при котором человек отвечает на ряд задаваемых ему вопросов. Различают:

 

 

- письменный опрос (анкетирование);

- устный опрос (беседа, интервью).

З.Тесты - метод, при котором получают точную ко­личественную или качественную характеристику изуча­емого явления. Различают:

- тест - опросник;

- тест - задание;

- проективный тест.

4. Эксперимент - метод, позволяющий целенаправлен­
но создавать ситуации, в которых изучаемые свойства
выделяются, проявляются и оцениваются лучше всего.
Эксперименты бывают лабораторные и естественные, в
зависимости от того, в каких условиях изучается то или
иное явление.

5. Моделирование - создание искусственной модели
изучаемого явления, когда прямое изучение недоступно
или затруднено. Модель должна повторять основные
параметры и предполагаемые свойства изучаемого пред­
мета или явления. Моделирование бывает математичес­
ким, логическим, техническим, кибернетическим.

Вопросы для самостоятельной подготовки

1. Определение психологии. Основные взгляды на
предмет психологии.

2. Практическое значение психологии в жизнедеятель­
ности человека.

3. Психология на современном этапе, ее связь с дру­
гими науками.

4. Традиционные и нетрадиционные методы психоло­
гического исследования.

5. Развитие категориального аппарата психологии.


Рекомендуемая литература

Выготский Л.С. Собрание сочинений.: В 6 т. - М., 1983. Годфруа Ж.Что такое психология. -М., 1992. -Т.1. Джемс У. Психология. - М., 1991. Ланге Н.Н. Психический мир. - М., 1996. Немов Р.С. Психология. - М., 1995.- Т. 1. Психология: Словарь. - М., 1990. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т - М 1989.

Столяренко Л.Д. Основы психологии. - Ростов-на-Дону, 1997.

Ярошевский М.Г. История психологии. - М, 1985.

 

Тема 2. РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ И СОЗНАНИЯ

1. Мозг и сознание

2. Развитие психики в животном мире.

3. Происхождение сознания в человеческом обществе.

4. Сознание и самосознание как высшая форма пси­
хического отражения.

Согласно теории отражения психическая деятель­ность является функцией мозга. Психика - это систем­ное качество, проявляющееся в идеальном (объектив­ном) отражении окружающего мира. Исходя из такого понимания психики, выделяются две функции психики - отражательная и регулирующая. О психическом от­ражении можно говорить тогда, когда окружающий че­ловека мир предстает перед ним как мир, воспринятый им. Психическая регуляция представляет собой установ­ление отношений между носителем психики и окружа­ющей действительностью, которое выступает в форме ответной реакции на отраженный раздражитель.

ю

Отечественный физиолог И.М.Сеченов объяснял фун­кционирование психики рефлекторной деятельностью мозга, делая вывод о рефлекторном характере психики в целом. Он считал, что в основе работы мозга (т.е. психи­ки) лежит рефлекс (лат. "отражение"), который представ­ляет собой закономерно возникающий ответ организма на раздражения, идущие из внешней среды и внутрен­них органов. "Все факты сознательной и бессознатель­ной жизни по способу происхождения суть рефлексы" (И.М.Сеченов) [17]. Таким образом, психическая деятель­ность - это результат преобразования сигналов из внещ-


ней и внутренней среды, совершающихся в головном мозге.

Отечественный психолог А.Р.Лурия [12] на основе сво­их исследований предложил теорию вертикальной регу­ляции мозга, объясняющей особенности функциониро­вания психики. Он выделил три блока мозга. Первый из них называется энергетическим блоком, или блоком тонуса. Он расположен в глубине мозга, в пределах вер­хних отделов мозгового ствола, а также охватывает та­кие отделы, как средний, задний мозг, гипоталамус, та-ламус и ретикулярную формацию. Процессы, происхо­дящие в нервных клетках этого блока, обеспечивают потоки возбуждения, что приводит к состоянию бодр­ствования организма. Если приток импульсов возбуж­дения исчезает, человек впадает в полусонное состояние, а затем в сон. Итак, первый блок обеспечивает энерге­тическое питание мозга и организма в целом.

Второй блок человеческого мозга расположен в задних отделах больших полушарий (затылочная об­ласть, теменные и височные отделы). Это блок приема, переработки и хранения информации, доходящей до че­ловека из внешнего мира. Разные отделы головного моз­га выполняют здесь определенные функции. Затылочная область отвечает за зрительную работу, теменная - за осязательно-двигательную, а височная - за слуховести-булярную деятельность.

Третий блок мозга расположен в его передних от­делах, включает в себя лобные доли. Это блок програм­мирования, регуляции и контроля человеческой деятель­ности. Работа этого блока дает возможность человеку формировать и сохранять свои намерения, создавать

 

 

программы действий, отслеживать и регулировать их протекание, а также контролировать их выполнение.

Впервые роль лобных долей была отмечена учеными после происшествия со старшим мастером бригады до­рожников-строителей Фениасом Гейджем. Он получил травму головы ломом, который прошел через левую щеку и вышел около темени. Оказались повреждены лобные доли. В течение часа Гейдж пребывал в оглушенном со­стоянии, после чего был доставлен к хирургу, где ему оказали помощь. Оправившись от травмы, Гейдж про­жил еще 12 лет. Все это время он оставался дееспособ­ной личностью. Вместе с тем у него наблюдались лично­стные изменения. До несчастного случая он был тактич­ным, уравновешенным человеком, после него стал не­выдержанным, грубым, упрямым и нерешительным. В связи с этим большинство исследователей считают, что наиболее заметными последствиями повреждения лоб­ных долей является изменение личности.

Функциональная организация мозга человека отлича­ется некоторыми особенностями. Речь идет о том, что правые и левые полушария человека выполняют различ­ные функции. Это было выявлено в 1960г. в лаборато­рии Роджера Сперри, в которой была проведена опера­ция, получившая название "расщепление мозга" и зак­лючающаяся в разъединении волокон мозолистого тела, связывающего два полушария. В результате была обна­ружена так называемая функциональная асимметрия мозга, позволяющая выяснить, какие функции выполня­ют левые и правые полушария в отдельности.

В лабораторных клинических условиях проводились эксперименты, в которых больным на одну половину


головы накладывались электроды, что приводило к уг­нетению мозговой деятельности одного из полушарий. В результате человек существовал только с одним бодр­ствующим полушарием. Таким образом, у исследовате­лей появилась возможность понять, за какие психичес­кие функции отвечает каждое полушарие. Основными функциями левого полушария головного мозга являют­ся речь, чтение, счет. Функции правого полушария- опе­рирование образами, ориентация в пространстве, раз­личение музыкальных тонов, мелодий и распознавание сложных объектов (человеческих лиц), продуцирование сновидений.

Таким образом, левое полушарие головного мозга яв­ляется базой логического мышления, а правое полуша­рие - база образного, интуитивного мышления. У боль­шинства людей проявляется полушарное доминирова­ние, когда деятельность одного из полушарий оказыва­ется ведущей и определяет мышление и поведение чело­века. Уровень проявления полушарного доминирования может быть различным - от скрытого до явного. В фун­кциональной организации мозга человека и животных наблюдаются существенные различия. В то время как у человека одно из полушарий является доминирующим, у животных оба полушария равноценны.

Для того, чтобы понять специфику психики человека, необходимо дать ответы на вопросы: когда и почему в ходе биологической эволюции возникла психика? Как развивалась и усложнялась психика?

В истории естествознания существовали различные попытки объяснить возникновение психики в природе. Среди них можно назвать теорию "панпсихизма", соглас-


 



 

 

но которой душой наделена вся природа, в том числе и неживая (например, камни). Теория "биопсихизма" при­писывала психику всему живому, включая растения. На­против, сильно сужала круг обладателей психики тео­рия "антропопсихизма". Согласно ей психика существует. только у человека, а животные, как и растения, "только живые автоматы". Теория "нейропсихизма" относила психику только к существам, обладающим нервной сис­темой. Все перечисленные точки зрения относятся ско­рее к дискуссионным гипотезам, чем к хорошо разрабо­танным теориям.

Однако среди множества гипотез существует такая, ко­торая получила наибольшее развитие и признание. Это гипотеза А.Н. Леонтьева о происхождении психики. Со­гласно ей критерием появления психики у живых организ­мов является наличие чувствительности - способности ре­агировать на жизненно незначимые раздражители окру­жающей среды (звук, запах и т.п.), которые сигнализиру­ют о жизненно важных раздражителях (пище, опасности и т.п.). Критерием чувствительности является способность образовывать условные рефлексы. На основании того, что такая способность наблюдается практически у всех живот­ных и отсутствует у растений, А.Н. Леонтьев говорит о наличии психики именно в животном мире [10].

В ходе экспериментальной проверки своей гипотезы А.Н. Леонтьев пришел к выводу о том, что развитие пси­хики у животных проходит ряд этапов (рис. 1).

Первая стадия развития психики в животном мире на­зывается сенсорной или стадией элементарной чувстви­тельности. На этом этапе животные реагируют только на отдельные свойства предметов внешнего мира, и их


Инстиню ы - врожденные формы

Сенсорная стадия

реагирования на определенные

условия среды

Перцептивная стадия

Навыки - формы поведения,

приобретаемые в индивидуальном

опыте животных

Ш И нтслл ектуальная стадия

Интеллектуальное поведение -

сложные формы поведения, отражающие межпредметные связи

Рис. 1. Основные этапы развития психики и форм поведения в животном мире

поведение определяется врожденными инстинктами (пи­тания, размножения, самосохранения и т.п.). К таким жи­вотным относятся многие простейшие (например, инфу­зория-туфелька, эвглена зеленая, кольчатые черви и т.п.).

Вторая стадия развития психики у животных получила название стадии перцептивной психики или предметного восприятия. Представители этой стадии отражают вне­шнюю действительность уже не в виде отдельных ощуще­ний, а в виде целостных образов предметов, обладают способностью к обучению, демонстрируют индивидуаль­но приобретенные навыки поведения. На этой стадии на­ходятся такие животные, как позвоночные, членистоногие.

Третья стадия была обозначена А.Н.Леонтьевым как стадия интеллекта. Этот этап характеризуется наличи­ем у животных способности к отражению межпредмет­ных связей, ситуации в целом. В результате такие жи­вотные умеют, например, обходить препятствия, нахо­дить способы решения задач, требующих предваритель­ных подготовительных действий. Интеллектуальный ха­рактер носят действия многих хищников, но в особен­ности - человекообразных обезьян и дельфинов. И все-таки интеллектуальное поведение животных не выходит


 

 

за рамки биологической потребности, действует только в пределах наглядной ситуации.

Таким образом, по мнению А.Н.Леонтьева, психика возникает и развивается у животных именно потому, что иначе они не могли бы ориентироваться в среде и

существовать.

Психика человека - это более высокий уровень, чем психика животных (Homo sapiens - человек разумный). Особенности психики человека возникли в процессе ан­тропогенеза и культурной истории человечества и были непосредственно связаны с переходом человека с био­логического на социальный (общественный) путь раз­вития. Главным событием в ходе этого процесса яви­лось возникновение сознания. Ведущими факторами возникновения сознания были труд и язык. Это поло­жение получило наибольшую конкретно-психологичес­кую разработку в работах таких отечественных психо­логов, как Л.С.Выготский, С.Я.Рубинштейн, А.Н.Ле­онтьев и др.

А.Н.Леонтьеву принадлежит гипотеза о происхожде­нии сознания. Согласно определению сознание-это та­кое отражение предметной действительности, в котором выделяются ее "объективные устойчивые свойства, вне зависимости от отношений к ней субъекта". В этом оп­ределении подчеркивается мысль о том, что у человека, в отличие от животных, с появлением сознания мир на­чинает отражаться независимо от биологических моти­вов. Как это стало возможным? По мнению А.Н.Леон­тьева, толчком к возникновению сознания послужило появление новой формы деятельности - коллективного труда. В ходе выполнения совместных трудовых дей-


ствий появились первые элементы человеческой речи. Возможно, первые слова указывали на определенные действия, орудия, предметы, это были также "приказы", адресованные партнеру по совместным действиям. В сло­вах стали фиксироваться результаты познания. Уникаль­ная особенность человеческого языка - его способность аккумулировать знания, добытые поколениями людей. Благодаря ей язык стал носителем общественного созна­ния. Каждый человек в ходе индивидуального развития через овладение языком приобщается к "совместному знанию" и благодаря этому формируется его собствен­ное сознание.

Таким образом, по мнению А.Н.Леонтьева, овладе­ние человеком смысловых значений языка, наряду с кол­лективным трудом, сыграло основную роль в формиро­вании человеческого сознания [10].

Л.С.Выготский, исследуя механизмы формирования высших психических функций (мышления, сознания, са­мосознания), отмечал, что развитие сознания в челове­ческом обществе осуществлялось в ходе социального вза­имодействия между людьми. Научное решение пробле­мы развития психики человека Л.С.Выготский изложил в концепции, которую назвал культурно-исторической теорией психики человека. В этой теории он анализиру­ет причины принципиального отличия психики челове­ка от животных. По его мнению, оно состоит в том, что человек научился овладевать природой с помощью ору­дий труда. Это наложило существенный отпечаток на развитие психики человека: он научился овладевать соб­ственными психическими функциями, управлять собой. Для этого он также использовал орудия, но особые, пси-


 

 

хологические. В качестве таких орудий выступают зна­ки или знаковые средства, которые имеют культурное происхождение. Наиболее типичной системой знаков яв­ляется человеческая речь. Таким образом, рассматривая проблему формирования сознания в человеческом обще­стве, Л.С.Выготский отмечает, что решающая роль при­надлежит слову [3].

Итак, сознание представляет собой особенность че­ловеческой психики, связанную с познавательной дея­тельностью руки как органа труда, и речью, развиваю­щейся на основе труда. Именно деятельность и обще­ние детерминируют структуру сознания. В психологи­ческом плане сознание выступает прежде всего как про­цесс осознания человеком окружающего мира и само­го себя. Сознание и самосознание присущи только че­ловеку, но далеко не во всяком состоянии: оно отсут­ствует у новорожденного, у некоторых категорий ду­шевнобольных и, как правило, у спящих людей. Созна­ние и самосознание представляют собой активную, де­ятельную, преобразовательную силу, которая дает че­ловеку способность произвольного управления своим поведением. При помощи сознания человек не только пассивно отражает окружающую действительность, но и изменяет мир.

Вопросы для самостоятельной подготовки

1. Адаптивная роль психики в эволюции животных.

2. Основные особенности психики животных.

3. Гипотезы о происхождении сознания.

4. Качественные особенности психики человека.

5. Основные характеристики феномена "сознания".


Рекомендуемая литература

Выготский Л.С. Собрание сочинений.: В 6т. -М., 1983.

Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. -М„ 1996.

Леонтьев А.Н. Избранные психологические произве­дений 2 т. - М., 1983.

Лурия А.Р. Мозг человека и психические процессы: В 2т.-М, 1970.

НемовР.С. Психология.- М., 1995.— Т. 1.

Петровский А.В. Введение в психологию. - М, 1995.

Петровский А.В,, Ярошевский М.Г. История психоло­гии. - М, 1994.

Психология: Словарь/Под общей ред. А.В.Петровско­го. -М., 1990.

Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М, 1973.

Сеченов И.М. Избранные филосовские и психологи­ческие произведения. - М., 1947.

Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологичес­кой антропологии. Психология человека. Введение в пси­хологию субъективности: Учебное пособие для ВУЗов. -М.: Школа-Пресс, 1995.


 

 

Тема 3 ЛИЧНОСТЬ

1. Общее понятие о личности.

2. Основные теории развития личности.

3. Формирование личности в процессе социализации.

4. Самооценка и её роль для становления самосозна­
ния личности. Уровень притязаний.

Категория "личность" является объектом всесторон­него изучения психологической науки. Реальность, ко­торая определяется термином "личность", проявляется уже в этимологии этого слова. Слово личность (в пере­воде с английского "persona") первоначально относилось к актерским маскам, которые надевались во время сце­нических представлений. Так, в римском театре маска актера называлась "личиной" -лицо, обращенное к ауди­тории. Затем это слово стало обозначать самого актера и его роль. У римлян слово "persona" употреблялось обя­зательно с указанием определенной социальной функ­ции, роли (личность отца, личность царя, судьи и т.д.). Следовательно, личность по своему первоначальному значению - это определенная социальная роль или фун­кция человека.

Современная психологическая наука рассматривает личность несколько иначе. Так, в отечественной психо­логии этот термин обозначает: 1) человека как субъекта отношений и сознательной деятельности; 2) устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как человека того или иного общества, либо общности.Иначе говоря, личность - это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, ко-


торые социально обусловлены, проявляются в обще­ственных по природе связях и отношениях, являются ус­тойчивыми, определяют нравственные поступки челове­ка, имеющие существенное значение для него самого и окружающих.

Понятие "личность" используется как в широком, так и узком смысле. В широком смысле понятие "личность" представляет социально-системное качество, формирую­щееся только в процессе деятельности и общения. Лич­ность как система социально обусловленных качеств по­является только с возникновением сознания и самосозна­ния. В узком, специфическом, смысле личностью являет­ся человек, как отмечает С.Л.Рубинштейн [15], у которо­го имеется своя позиция, самостоятельность мышления, небанальность чувств, сила воли, внутренняя страстность. Поэтому к человеку, в котором чувствуется личность, окружающие редко относятся безразлично.

В психологии наряду с понятием "личность" употреб­ляются термины "человек", "индивид", "индивидуаль­ность". По содержанию они тесно переплетены между собой. Поэтому анализ каждого из этих понятий, их со­отнесение с понятием "личность" позволяет более полно раскрыть последнее.

Человек - это родовое понятие, указывающее на при­надлежность существа к человеческому роду, homo sapiens.

Индивид - это единичный представитель вида homo sapiens. Каждый человек с момента рождения является индивидом.

Индивидуальность - это единство неповторимых лич­ностных свойств конкретного человека. Это самое уз-


 



 

 

ое по содержанию понятие из всех обсуждаемых. Оно содержит в себе лишь те индивидуальные и личностные свойства, такое их сочетание, которое отличает данного человека от других людей.

Целостное понимание личности невозможно вне изу­чения ее структуры. В настоящее время в психологичес­кой литературе рассматриваются различные концепции психологической структуры личности. К.К.Платонов предлагает модель структуры личности, которая состо­ит из четырех блоков:

^направленность личности (убеждения, мировоззрения, идеалы, склонности, интересы, желания, мотивы и т.п.);

2) социальный опыт (привычки, знания, умения, навыки);

3) психологические процессы (ощущения, восприятие,
память, мышление, воображение, внимание, воля, чув­
ства, эмоции и т.д.);

4) биологические свойства (пол, возраст, тип высшей
нервной деятельности, темперамент) [14].

По С.Л.Рубинштейну, структура личности включает следующие подструктуры:

- направленность (к чему стремится человек);

- способности (что может человек);

- темперамент и характер (что он есть);

- самосознание как внутренняя регуляция поведения [15].

Таким образом, изучение психологического облика лич­ности включает три основных направления: а) чего он(а) хочет (интересы, потребности, желания и т.п.); б) что он(а) может (способности); в)что он(а) есть (характер).

Психологическая структура личности является внутрен­не противоречивой. Развитие личности представляет собой переплетение биологического и социального начал в пове-


дении человека. Человек рождается индивидом, имеет обус­ловленные природой особенности - генотип. Человек ста­новится личностью лишь в качестве субъекта обществен­ных отношений. Сущность человека как личности прояв­ляется не в ее уникальности, а в социальном качестве.

Изучение личности - одна из самых сложных проблем психологической науки. Что формирует личность, по­чему существуют индивидуальные различия, как проис­ходит развитие личности и каковы причины ее измене­ний на протяжении жизни человека? На эти и другие воп­росы пытаются найти ответ авторы различных подхо­дов и теорий личности. К ним относятся: глубинная пси­хология, бихевиористская теория, гештальт-психологи-ческая, гуманистическая, трансперсональная и др.

Сторонники глубинной психологии выдвинули идею о несводимости психики человека к сознанию и пыта­лись исследовать бессознательную часть психики. Глу­бинная классическая психология включает в себя такие теории, как психоанализ Зигмунда Фрейда, индивиду­альную психологию Альфреда Адлера и аналитическую психологию Карла Густава Юнга.

Основные положения теории глубинной психологам заключаются в следующем:

* Ведущая роль в человеческом поведении принадле­жит бессознательной сфере психики. Бессознательная сфера психики содержит в себе врожденные инстинкты. По Фрейду, таких инстинктов два: сексуальный ("эрос", или либидо) и агрессия, стремление к разрушению. Со­гласно Адлеру, основной человеческий инстинкт - стрем­ление к превосходству, совершенству, преодолению не­полноценности.


 


 


Помимо инстинктов, в содержание бессознательно­го входят желания, вытесненные из сознания по причи­не их культурной неприемлемости или душевной трав-матичности, нежелательности для человека. Бессозна­тельная часть психики человека энергетически заряже­на. Инстинкты и желания, изгнанные из сознания, стре­мятся к удовлетворению. Их энергия является движу­щей силой человеческого поведения.

• Желание бессознательного противоречит обществен­
ным и культурным нормам. Так, 3. Фрейд полагал, что
человеческие инстинкты по своей природе асоциальны,
низменны и эгоистичны. Социальные, нравственные,
культурные нормы, которые человек усвоил в процессе
воспитания, являются сдерживающим фактором для про­
явления бессознательных желаний и инстинктов.

• Психологическое развитие человека осуществляет­
ся через установление баланса между инстинктами и
культурными нормами. Иначе говоря, в процессе раз­
вития внутреннее "Я" (эго) человека вынуждено посто­
янно искать компромисс между рвущейся наружу энер­
гией бессознательного и тем, что допускается обще­
ством. Это приводит к душевному, психологическому

равновесию.

• Возможность установления психического равнове­
сия достигается посредством действия защитных меха­
низмов психики. Таким образом, психологическая защи­
та представляет собой механизм, направленный на пре­
дупреждение расстройств в поведении в рамках конф­
ликта между сознанием и бессознательным.

Рассмотрим некоторые из психологических механиз­мов защиты:


 

- забывание как психологический механизм защиты
не позволяет травмирующим мыслям проникнуть в со­
знание;

- отрицание - информация, которая тревожит и мо­
жет привести к внутриличностному конфликту, не вос­
принимается, вследствие чего происходит искажение
восприятия реальности;

- вытеснение - представляет собой активное выклю­
чение из сознания неприятной информации;

- проекция - перенос, приписывание собственных
чувств, желаний, в которых человек не хочет себе созна­
ваться, другому лицу. Например, если человек сам аг­
рессивен, он и других считает таковыми;

- идентификация - перенос на себя чувств или качеств,
присущих другому человеку, но недоступных, хотя и же­
лательных для себя;

-рационализация - псевдоразумное объяснение чело­веком своих желаний, поступков, в действительности вызванное причинами, признание которых грозило бы потерей самоуважения. Например, не достигнув желае­мой цели, человек убеждает себя, что она для него не очень то и значима;

- катарсис (включение) - если человек наблюдает и
переживает драматические ситуации других людей, бо­
лее тягостные и травмирующие, чем те, которые трево­
жат его самого, он начинает смотреть на свои беды по-
другому. Таким образом, сопереживая, помогая другим,
человек тем самым укрепляет и свою психику;

- замещение - перевод реальной активности в мир фан­
тазии, перенос действия, направленного на недоступный
объект, на действие с доступным объектом. Например,


&nbs



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: