УДК 15.0(075.8) ББК 88.3 я 73-1 В-686
Рецензенты:. д-р психол. наук, проф. (НГГТУ)
В.Г. Леонтьев канд. психол. наук, доц. (СГГА)
Д. X. Хасанбаева
канд. психол. наук, доц. (Сиб АГС) ИВ. Доронина
Архипова И.В., Волошина Т.В. В - 686 Введение в общую психологию: Учебное пособие.
- Новосибирск: Изд. НГПУ, 2000. - 115с.
ISBN 5-85921-189-9
В учебном пособии изложен курс общей психологии - дисциплины, изучаемой студентами педагогических вузов. Этот базовый курс позволит познакомиться с основными достижениями психологической науки. Он предназначен для того, чтобы дать теоретическое представление о природе пси-хикии сознания, о движущих силах развития личности, атакже ориентирован на получение практических навыков по пониманию и целенаправленному воздействию на психологические проявления человека.
Предназначено для студентов вузов, педагогов и психологов в системе высшего и среднего образования.
Оглавление
Предисловие........................................................................ 3
Тема 1. Введение в психологию....................................... 4
Тема 2. Развитие психики и сознания............................. 10
Тема 3. Личность............................................................. 20
Т е м а 4. Познавательные процессы.............................. 38
Тем а5. Эмоционально-волевая сфера личности......66
Тема 6. Индивидуально-психологические
особенности личности...................................................... 78
Тема?. Общение и деятельность..................................... 107
Библиографический список............................................ 114
УДК 15.0(075.8) ББК 88.3 я 73 -1 В-686
ISBN 5 - 85921 - 189 - 9
© И.В. Архипова, Т.В. Волошина, 2000
ПРЕДИСЛОВИЕ
В условиях социально-экономической нестабильности общества проблема формирования активной, хорошо интегрированной личности, способной управлять собой, адаптироваться к быстро изменяющейся социальной ситуации, является одной из актуальных.
В системе профессиональной подготовки в педагогических вузах большая роль отводится психологическому образованию. Его эффективность определяется не только уровнем читаемых лекций, но и во многом организацией самообразовательной деятельности студентов.
В процессе обучения в педвузах студенты должны не только усвоить систему психологических знаний, закономерности психического развития, но и научиться активно воздействовать на него, учитывая потенциальные возможности конкретного человека, его индивидуально-психологические особенности, применяя наиболее целесообразные, психологически обоснованные способы воздействия. Исходя из этого, определяются целевые установки данного учебного пособия:
- дать научное представление об основных психоло
гических проявлениях человека;
- познакомить с методами изучения психических про
цессов, свойств личности и межличностных отношений;
- научить применять полученные знания при харак
теристике и понимании другого человека, а также в це
лях самопознания.
Данное учебное пособие поможет студентам педагогических вузов изучить основные разделы курса "Общая психология". В нем содержится тезисное изложение теоретического материала, представлены литературные источники, а также даны вопросы для самостоятельной подготовки.
Тема I ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ
1. Определение психологии как науки.
2. Краткая история развития психологии.
3. Структура современной психологии.
4. Основные методы психологии.
Психология - это наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности (от греческого psyche - душа, logos -учение).
Своим названием и первым определением она обязана греческой мифологии, согласно которой небожитель Эрот, сын Афродиты, влюбился в земную женщину Психею. Мать прилагала все усилия, чтобы разлучить влюбленных, заставляла Психею пройти различные испытания. За такую сильную любовь, желание быть с возлюбленным, несмотря ни на что, Зевс наградил Психею бессмертием. Поэтому Психея - смертная, обретшая бессмертие, - стала символом души, ищущей свой идеал.
Древнегреческий философ Аристотель в трактате "О душе" выделил психологию как своеобразную область знания. В научный язык термин "психология" ввел в своих трудах немецкий философ Х.Вольф.
Предметом изучения психологии является психика. Психика - это системное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом окружающего мира. Под высокоорганизованной материей подразумевается работа головного мозга.
Психику можно также определить как основу для организации взаимодействия с окружающей средой, вклю-
чающей: получение информации; переработку информации; хранение информации; организацию ответного действия.
Задачи психологии непосредственно связаны с предметом исследования этой науки. К основным задачам современной психологии можно отнести следующие: изучение механизмов и закономерностей функционирования психики; формирование психических особенностей человеческой личности как сознательного субъекта деятельности.
В развитии психологии можно выделить две основные стадии: донаучную и научную.
Первые представления о природе человека характеризуют ритуалы. Например, ритуал погребения, в котором учитывалось то, что после смерти человека его душе необходимы определенные "удобства". В Древнем Китае обнаружены черепа людей с отверстием в затылочной части, необходимым "для освобождения духа".
Древние люди объясняли свою судьбу и происходящие с ними события вмешательством богов, что выражалось в языческой культуре.
В античной философии, кроме "постороннего" воздействия (божества), предполагалось существование внутренней субстанции - души, влияющей на поведение человека. Аристотель выдвинул идею о том, что душа -это функция тела, двигатель, позволяющий живому существу существовать, реализовывать себя. Его трактат "О душе" считается первым психологическим произведением. Некоторые психологические аспекты рассматривались также в философских учениях Платона, Демокрита, Лукреция и др.
Таким образом, I этап в развитии психологии - философский. Психология определялась как наука о душе. Такое понимание психологии было дано более двух тысяч лет назад. Именно наличием души философы древности пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека.
В XVII веке от философии начинают отделяться различные естественные науки, что позволило перейти к изучению осознаваемой деятельности, которая является действительным показателем психики, а не предположительным. Выдвигаемые теории стали подвергаться эксперименту. В 1879 году в Германии (Лейпцигс-кий университет) произошло событие, послужившее началом развития психологии как науки. В.Вундт создал первую психологическую лабораторию. В ней исследователи пытались изучить структуру сознания, выяснить простейшие его составляющие (ощущения, образы, чувства). Основным методом изучения была интроспекция (самонаблюдение).
Итак, 2-й этап развития психологии начинается в XVII веке в связи с развитием естественных наук. Предметом изучения психологии стало сознание, под которым в этот период понималась способность думать, чувствовать, желать.
Начало XX века явилось для психологии новым, 3-м этапом её развития. Предметом исследования психологии в тот период становится поведение, а основной задачей - экспериментальное наблюдение за поведением, поступками, реакциями человека. Такой подход к изучению человека был назван бихевиоризмом (поведенческим). Основной недостаток этого научного направления заключался в том, что не учитывались мотивы
(побуждения), вызывающие поступки и поведение человека в целом.
Во второй половине XX века психология вышла на новый виток своего развития. Начался 4-й, современный, этап развития психологической науки. Психология стала наукой, изучающей все объективные закономерности, проявления и механизмы психики (и сознание, и поведение, и мотивы, и бессознательную среду и т.д.). В настоящее время психология представляет собой развитую как в научном, так и практическом плане область исследований. Более фундаментальными (основными) являются такие отрасли, как общая, социальная, возрастная психологии. К специфическим, специальным психологическим областям относятся: психология управления, педагогическая, медицинская, юридическая, спортивная, инженерная и др. Все психологические отрасли как основные, так и специальные взаимосвязаны между собой.
В психологии существуют методы, с помощью которых выявляются существенно важные факты, закономерности и механизмы психики.
Основными методами психологии являются:
1,Наблюдение - один из основных методов, состоящий в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии психических явлений с целью изучения их специфических изменений в определенных условиях. Различают следующие виды наблюдения:
-внешнее и самонаблюдение;
- свободное и стандартизированное (жесткий план);
-включенноеиневключенное(со стороны).
2.Опрос - метод, при котором человек отвечает на ряд задаваемых ему вопросов. Различают:
- письменный опрос (анкетирование);
- устный опрос (беседа, интервью).
З.Тесты - метод, при котором получают точную количественную или качественную характеристику изучаемого явления. Различают:
- тест - опросник;
- тест - задание;
- проективный тест.
4. Эксперимент - метод, позволяющий целенаправлен
но создавать ситуации, в которых изучаемые свойства
выделяются, проявляются и оцениваются лучше всего.
Эксперименты бывают лабораторные и естественные, в
зависимости от того, в каких условиях изучается то или
иное явление.
5. Моделирование - создание искусственной модели
изучаемого явления, когда прямое изучение недоступно
или затруднено. Модель должна повторять основные
параметры и предполагаемые свойства изучаемого пред
мета или явления. Моделирование бывает математичес
ким, логическим, техническим, кибернетическим.
Вопросы для самостоятельной подготовки
1. Определение психологии. Основные взгляды на
предмет психологии.
2. Практическое значение психологии в жизнедеятель
ности человека.
3. Психология на современном этапе, ее связь с дру
гими науками.
4. Традиционные и нетрадиционные методы психоло
гического исследования.
5. Развитие категориального аппарата психологии.
Рекомендуемая литература
Выготский Л.С. Собрание сочинений.: В 6 т. - М., 1983. Годфруа Ж.Что такое психология. -М., 1992. -Т.1. Джемс У. Психология. - М., 1991. Ланге Н.Н. Психический мир. - М., 1996. Немов Р.С. Психология. - М., 1995.- Т. 1. Психология: Словарь. - М., 1990. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т - М 1989.
Столяренко Л.Д. Основы психологии. - Ростов-на-Дону, 1997.
Ярошевский М.Г. История психологии. - М, 1985.
Тема 2. РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ И СОЗНАНИЯ
1. Мозг и сознание
2. Развитие психики в животном мире.
3. Происхождение сознания в человеческом обществе.
4. Сознание и самосознание как высшая форма пси
хического отражения.
Согласно теории отражения психическая деятельность является функцией мозга. Психика - это системное качество, проявляющееся в идеальном (объективном) отражении окружающего мира. Исходя из такого понимания психики, выделяются две функции психики - отражательная и регулирующая. О психическом отражении можно говорить тогда, когда окружающий человека мир предстает перед ним как мир, воспринятый им. Психическая регуляция представляет собой установление отношений между носителем психики и окружающей действительностью, которое выступает в форме ответной реакции на отраженный раздражитель.
ю |
Отечественный физиолог И.М.Сеченов объяснял функционирование психики рефлекторной деятельностью мозга, делая вывод о рефлекторном характере психики в целом. Он считал, что в основе работы мозга (т.е. психики) лежит рефлекс (лат. "отражение"), который представляет собой закономерно возникающий ответ организма на раздражения, идущие из внешней среды и внутренних органов. "Все факты сознательной и бессознательной жизни по способу происхождения суть рефлексы" (И.М.Сеченов) [17]. Таким образом, психическая деятельность - это результат преобразования сигналов из внещ-
ней и внутренней среды, совершающихся в головном мозге.
Отечественный психолог А.Р.Лурия [12] на основе своих исследований предложил теорию вертикальной регуляции мозга, объясняющей особенности функционирования психики. Он выделил три блока мозга. Первый из них называется энергетическим блоком, или блоком тонуса. Он расположен в глубине мозга, в пределах верхних отделов мозгового ствола, а также охватывает такие отделы, как средний, задний мозг, гипоталамус, та-ламус и ретикулярную формацию. Процессы, происходящие в нервных клетках этого блока, обеспечивают потоки возбуждения, что приводит к состоянию бодрствования организма. Если приток импульсов возбуждения исчезает, человек впадает в полусонное состояние, а затем в сон. Итак, первый блок обеспечивает энергетическое питание мозга и организма в целом.
Второй блок человеческого мозга расположен в задних отделах больших полушарий (затылочная область, теменные и височные отделы). Это блок приема, переработки и хранения информации, доходящей до человека из внешнего мира. Разные отделы головного мозга выполняют здесь определенные функции. Затылочная область отвечает за зрительную работу, теменная - за осязательно-двигательную, а височная - за слуховести-булярную деятельность.
Третий блок мозга расположен в его передних отделах, включает в себя лобные доли. Это блок программирования, регуляции и контроля человеческой деятельности. Работа этого блока дает возможность человеку формировать и сохранять свои намерения, создавать
программы действий, отслеживать и регулировать их протекание, а также контролировать их выполнение.
Впервые роль лобных долей была отмечена учеными после происшествия со старшим мастером бригады дорожников-строителей Фениасом Гейджем. Он получил травму головы ломом, который прошел через левую щеку и вышел около темени. Оказались повреждены лобные доли. В течение часа Гейдж пребывал в оглушенном состоянии, после чего был доставлен к хирургу, где ему оказали помощь. Оправившись от травмы, Гейдж прожил еще 12 лет. Все это время он оставался дееспособной личностью. Вместе с тем у него наблюдались личностные изменения. До несчастного случая он был тактичным, уравновешенным человеком, после него стал невыдержанным, грубым, упрямым и нерешительным. В связи с этим большинство исследователей считают, что наиболее заметными последствиями повреждения лобных долей является изменение личности.
Функциональная организация мозга человека отличается некоторыми особенностями. Речь идет о том, что правые и левые полушария человека выполняют различные функции. Это было выявлено в 1960г. в лаборатории Роджера Сперри, в которой была проведена операция, получившая название "расщепление мозга" и заключающаяся в разъединении волокон мозолистого тела, связывающего два полушария. В результате была обнаружена так называемая функциональная асимметрия мозга, позволяющая выяснить, какие функции выполняют левые и правые полушария в отдельности.
В лабораторных клинических условиях проводились эксперименты, в которых больным на одну половину
головы накладывались электроды, что приводило к угнетению мозговой деятельности одного из полушарий. В результате человек существовал только с одним бодрствующим полушарием. Таким образом, у исследователей появилась возможность понять, за какие психические функции отвечает каждое полушарие. Основными функциями левого полушария головного мозга являются речь, чтение, счет. Функции правого полушария- оперирование образами, ориентация в пространстве, различение музыкальных тонов, мелодий и распознавание сложных объектов (человеческих лиц), продуцирование сновидений.
Таким образом, левое полушарие головного мозга является базой логического мышления, а правое полушарие - база образного, интуитивного мышления. У большинства людей проявляется полушарное доминирование, когда деятельность одного из полушарий оказывается ведущей и определяет мышление и поведение человека. Уровень проявления полушарного доминирования может быть различным - от скрытого до явного. В функциональной организации мозга человека и животных наблюдаются существенные различия. В то время как у человека одно из полушарий является доминирующим, у животных оба полушария равноценны.
Для того, чтобы понять специфику психики человека, необходимо дать ответы на вопросы: когда и почему в ходе биологической эволюции возникла психика? Как развивалась и усложнялась психика?
В истории естествознания существовали различные попытки объяснить возникновение психики в природе. Среди них можно назвать теорию "панпсихизма", соглас-
но которой душой наделена вся природа, в том числе и неживая (например, камни). Теория "биопсихизма" приписывала психику всему живому, включая растения. Напротив, сильно сужала круг обладателей психики теория "антропопсихизма". Согласно ей психика существует. только у человека, а животные, как и растения, "только живые автоматы". Теория "нейропсихизма" относила психику только к существам, обладающим нервной системой. Все перечисленные точки зрения относятся скорее к дискуссионным гипотезам, чем к хорошо разработанным теориям.
Однако среди множества гипотез существует такая, которая получила наибольшее развитие и признание. Это гипотеза А.Н. Леонтьева о происхождении психики. Согласно ей критерием появления психики у живых организмов является наличие чувствительности - способности реагировать на жизненно незначимые раздражители окружающей среды (звук, запах и т.п.), которые сигнализируют о жизненно важных раздражителях (пище, опасности и т.п.). Критерием чувствительности является способность образовывать условные рефлексы. На основании того, что такая способность наблюдается практически у всех животных и отсутствует у растений, А.Н. Леонтьев говорит о наличии психики именно в животном мире [10].
В ходе экспериментальной проверки своей гипотезы А.Н. Леонтьев пришел к выводу о том, что развитие психики у животных проходит ряд этапов (рис. 1).
Первая стадия развития психики в животном мире называется сенсорной или стадией элементарной чувствительности. На этом этапе животные реагируют только на отдельные свойства предметов внешнего мира, и их
Инстиню ы - врожденные формы
Сенсорная стадия |
реагирования на определенные
условия среды
Перцептивная стадия |
Навыки - формы поведения,
приобретаемые в индивидуальном
опыте животных
Ш И нтслл ектуальная стадия |
Интеллектуальное поведение -
сложные формы поведения, отражающие межпредметные связи
Рис. 1. Основные этапы развития психики и форм поведения в животном мире
поведение определяется врожденными инстинктами (питания, размножения, самосохранения и т.п.). К таким животным относятся многие простейшие (например, инфузория-туфелька, эвглена зеленая, кольчатые черви и т.п.).
Вторая стадия развития психики у животных получила название стадии перцептивной психики или предметного восприятия. Представители этой стадии отражают внешнюю действительность уже не в виде отдельных ощущений, а в виде целостных образов предметов, обладают способностью к обучению, демонстрируют индивидуально приобретенные навыки поведения. На этой стадии находятся такие животные, как позвоночные, членистоногие.
Третья стадия была обозначена А.Н.Леонтьевым как стадия интеллекта. Этот этап характеризуется наличием у животных способности к отражению межпредметных связей, ситуации в целом. В результате такие животные умеют, например, обходить препятствия, находить способы решения задач, требующих предварительных подготовительных действий. Интеллектуальный характер носят действия многих хищников, но в особенности - человекообразных обезьян и дельфинов. И все-таки интеллектуальное поведение животных не выходит
за рамки биологической потребности, действует только в пределах наглядной ситуации.
Таким образом, по мнению А.Н.Леонтьева, психика возникает и развивается у животных именно потому, что иначе они не могли бы ориентироваться в среде и
существовать.
Психика человека - это более высокий уровень, чем психика животных (Homo sapiens - человек разумный). Особенности психики человека возникли в процессе антропогенеза и культурной истории человечества и были непосредственно связаны с переходом человека с биологического на социальный (общественный) путь развития. Главным событием в ходе этого процесса явилось возникновение сознания. Ведущими факторами возникновения сознания были труд и язык. Это положение получило наибольшую конкретно-психологическую разработку в работах таких отечественных психологов, как Л.С.Выготский, С.Я.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев и др.
А.Н.Леонтьеву принадлежит гипотеза о происхождении сознания. Согласно определению сознание-это такое отражение предметной действительности, в котором выделяются ее "объективные устойчивые свойства, вне зависимости от отношений к ней субъекта". В этом определении подчеркивается мысль о том, что у человека, в отличие от животных, с появлением сознания мир начинает отражаться независимо от биологических мотивов. Как это стало возможным? По мнению А.Н.Леонтьева, толчком к возникновению сознания послужило появление новой формы деятельности - коллективного труда. В ходе выполнения совместных трудовых дей-
ствий появились первые элементы человеческой речи. Возможно, первые слова указывали на определенные действия, орудия, предметы, это были также "приказы", адресованные партнеру по совместным действиям. В словах стали фиксироваться результаты познания. Уникальная особенность человеческого языка - его способность аккумулировать знания, добытые поколениями людей. Благодаря ей язык стал носителем общественного сознания. Каждый человек в ходе индивидуального развития через овладение языком приобщается к "совместному знанию" и благодаря этому формируется его собственное сознание.
Таким образом, по мнению А.Н.Леонтьева, овладение человеком смысловых значений языка, наряду с коллективным трудом, сыграло основную роль в формировании человеческого сознания [10].
Л.С.Выготский, исследуя механизмы формирования высших психических функций (мышления, сознания, самосознания), отмечал, что развитие сознания в человеческом обществе осуществлялось в ходе социального взаимодействия между людьми. Научное решение проблемы развития психики человека Л.С.Выготский изложил в концепции, которую назвал культурно-исторической теорией психики человека. В этой теории он анализирует причины принципиального отличия психики человека от животных. По его мнению, оно состоит в том, что человек научился овладевать природой с помощью орудий труда. Это наложило существенный отпечаток на развитие психики человека: он научился овладевать собственными психическими функциями, управлять собой. Для этого он также использовал орудия, но особые, пси-
хологические. В качестве таких орудий выступают знаки или знаковые средства, которые имеют культурное происхождение. Наиболее типичной системой знаков является человеческая речь. Таким образом, рассматривая проблему формирования сознания в человеческом обществе, Л.С.Выготский отмечает, что решающая роль принадлежит слову [3].
Итак, сознание представляет собой особенность человеческой психики, связанную с познавательной деятельностью руки как органа труда, и речью, развивающейся на основе труда. Именно деятельность и общение детерминируют структуру сознания. В психологическом плане сознание выступает прежде всего как процесс осознания человеком окружающего мира и самого себя. Сознание и самосознание присущи только человеку, но далеко не во всяком состоянии: оно отсутствует у новорожденного, у некоторых категорий душевнобольных и, как правило, у спящих людей. Сознание и самосознание представляют собой активную, деятельную, преобразовательную силу, которая дает человеку способность произвольного управления своим поведением. При помощи сознания человек не только пассивно отражает окружающую действительность, но и изменяет мир.
Вопросы для самостоятельной подготовки
1. Адаптивная роль психики в эволюции животных.
2. Основные особенности психики животных.
3. Гипотезы о происхождении сознания.
4. Качественные особенности психики человека.
5. Основные характеристики феномена "сознания".
Рекомендуемая литература
Выготский Л.С. Собрание сочинений.: В 6т. -М., 1983.
Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. -М„ 1996.
Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведений 2 т. - М., 1983.
Лурия А.Р. Мозг человека и психические процессы: В 2т.-М, 1970.
НемовР.С. Психология.- М., 1995.— Т. 1.
Петровский А.В. Введение в психологию. - М, 1995.
Петровский А.В,, Ярошевский М.Г. История психологии. - М, 1994.
Психология: Словарь/Под общей ред. А.В.Петровского. -М., 1990.
Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М, 1973.
Сеченов И.М. Избранные филосовские и психологические произведения. - М., 1947.
Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека. Введение в психологию субъективности: Учебное пособие для ВУЗов. -М.: Школа-Пресс, 1995.
Тема 3 ЛИЧНОСТЬ
1. Общее понятие о личности.
2. Основные теории развития личности.
3. Формирование личности в процессе социализации.
4. Самооценка и её роль для становления самосозна
ния личности. Уровень притязаний.
Категория "личность" является объектом всестороннего изучения психологической науки. Реальность, которая определяется термином "личность", проявляется уже в этимологии этого слова. Слово личность (в переводе с английского "persona") первоначально относилось к актерским маскам, которые надевались во время сценических представлений. Так, в римском театре маска актера называлась "личиной" -лицо, обращенное к аудитории. Затем это слово стало обозначать самого актера и его роль. У римлян слово "persona" употреблялось обязательно с указанием определенной социальной функции, роли (личность отца, личность царя, судьи и т.д.). Следовательно, личность по своему первоначальному значению - это определенная социальная роль или функция человека.
Современная психологическая наука рассматривает личность несколько иначе. Так, в отечественной психологии этот термин обозначает: 1) человека как субъекта отношений и сознательной деятельности; 2) устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как человека того или иного общества, либо общности.Иначе говоря, личность - это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, ко-
торые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих.
Понятие "личность" используется как в широком, так и узком смысле. В широком смысле понятие "личность" представляет социально-системное качество, формирующееся только в процессе деятельности и общения. Личность как система социально обусловленных качеств появляется только с возникновением сознания и самосознания. В узком, специфическом, смысле личностью является человек, как отмечает С.Л.Рубинштейн [15], у которого имеется своя позиция, самостоятельность мышления, небанальность чувств, сила воли, внутренняя страстность. Поэтому к человеку, в котором чувствуется личность, окружающие редко относятся безразлично.
В психологии наряду с понятием "личность" употребляются термины "человек", "индивид", "индивидуальность". По содержанию они тесно переплетены между собой. Поэтому анализ каждого из этих понятий, их соотнесение с понятием "личность" позволяет более полно раскрыть последнее.
Человек - это родовое понятие, указывающее на принадлежность существа к человеческому роду, homo sapiens.
Индивид - это единичный представитель вида homo sapiens. Каждый человек с момента рождения является индивидом.
Индивидуальность - это единство неповторимых личностных свойств конкретного человека. Это самое уз-
ое по содержанию понятие из всех обсуждаемых. Оно содержит в себе лишь те индивидуальные и личностные свойства, такое их сочетание, которое отличает данного человека от других людей.
Целостное понимание личности невозможно вне изучения ее структуры. В настоящее время в психологической литературе рассматриваются различные концепции психологической структуры личности. К.К.Платонов предлагает модель структуры личности, которая состоит из четырех блоков:
^направленность личности (убеждения, мировоззрения, идеалы, склонности, интересы, желания, мотивы и т.п.);
2) социальный опыт (привычки, знания, умения, навыки);
3) психологические процессы (ощущения, восприятие,
память, мышление, воображение, внимание, воля, чув
ства, эмоции и т.д.);
4) биологические свойства (пол, возраст, тип высшей
нервной деятельности, темперамент) [14].
По С.Л.Рубинштейну, структура личности включает следующие подструктуры:
- направленность (к чему стремится человек);
- способности (что может человек);
- темперамент и характер (что он есть);
- самосознание как внутренняя регуляция поведения [15].
Таким образом, изучение психологического облика личности включает три основных направления: а) чего он(а) хочет (интересы, потребности, желания и т.п.); б) что он(а) может (способности); в)что он(а) есть (характер).
Психологическая структура личности является внутренне противоречивой. Развитие личности представляет собой переплетение биологического и социального начал в пове-
дении человека. Человек рождается индивидом, имеет обусловленные природой особенности - генотип. Человек становится личностью лишь в качестве субъекта общественных отношений. Сущность человека как личности проявляется не в ее уникальности, а в социальном качестве.
Изучение личности - одна из самых сложных проблем психологической науки. Что формирует личность, почему существуют индивидуальные различия, как происходит развитие личности и каковы причины ее изменений на протяжении жизни человека? На эти и другие вопросы пытаются найти ответ авторы различных подходов и теорий личности. К ним относятся: глубинная психология, бихевиористская теория, гештальт-психологи-ческая, гуманистическая, трансперсональная и др.
Сторонники глубинной психологии выдвинули идею о несводимости психики человека к сознанию и пытались исследовать бессознательную часть психики. Глубинная классическая психология включает в себя такие теории, как психоанализ Зигмунда Фрейда, индивидуальную психологию Альфреда Адлера и аналитическую психологию Карла Густава Юнга.
Основные положения теории глубинной психологам заключаются в следующем:
* Ведущая роль в человеческом поведении принадлежит бессознательной сфере психики. Бессознательная сфера психики содержит в себе врожденные инстинкты. По Фрейду, таких инстинктов два: сексуальный ("эрос", или либидо) и агрессия, стремление к разрушению. Согласно Адлеру, основной человеческий инстинкт - стремление к превосходству, совершенству, преодолению неполноценности.
Помимо инстинктов, в содержание бессознательного входят желания, вытесненные из сознания по причине их культурной неприемлемости или душевной трав-матичности, нежелательности для человека. Бессознательная часть психики человека энергетически заряжена. Инстинкты и желания, изгнанные из сознания, стремятся к удовлетворению. Их энергия является движущей силой человеческого поведения.
• Желание бессознательного противоречит обществен
ным и культурным нормам. Так, 3. Фрейд полагал, что
человеческие инстинкты по своей природе асоциальны,
низменны и эгоистичны. Социальные, нравственные,
культурные нормы, которые человек усвоил в процессе
воспитания, являются сдерживающим фактором для про
явления бессознательных желаний и инстинктов.
• Психологическое развитие человека осуществляет
ся через установление баланса между инстинктами и
культурными нормами. Иначе говоря, в процессе раз
вития внутреннее "Я" (эго) человека вынуждено посто
янно искать компромисс между рвущейся наружу энер
гией бессознательного и тем, что допускается обще
ством. Это приводит к душевному, психологическому
равновесию.
• Возможность установления психического равнове
сия достигается посредством действия защитных меха
низмов психики. Таким образом, психологическая защи
та представляет собой механизм, направленный на пре
дупреждение расстройств в поведении в рамках конф
ликта между сознанием и бессознательным.
Рассмотрим некоторые из психологических механизмов защиты:
- забывание как психологический механизм защиты
не позволяет травмирующим мыслям проникнуть в со
знание;
- отрицание - информация, которая тревожит и мо
жет привести к внутриличностному конфликту, не вос
принимается, вследствие чего происходит искажение
восприятия реальности;
- вытеснение - представляет собой активное выклю
чение из сознания неприятной информации;
- проекция - перенос, приписывание собственных
чувств, желаний, в которых человек не хочет себе созна
ваться, другому лицу. Например, если человек сам аг
рессивен, он и других считает таковыми;
- идентификация - перенос на себя чувств или качеств,
присущих другому человеку, но недоступных, хотя и же
лательных для себя;
-рационализация - псевдоразумное объяснение человеком своих желаний, поступков, в действительности вызванное причинами, признание которых грозило бы потерей самоуважения. Например, не достигнув желаемой цели, человек убеждает себя, что она для него не очень то и значима;
- катарсис (включение) - если человек наблюдает и
переживает драматические ситуации других людей, бо
лее тягостные и травмирующие, чем те, которые трево
жат его самого, он начинает смотреть на свои беды по-
другому. Таким образом, сопереживая, помогая другим,
человек тем самым укрепляет и свою психику;
- замещение - перевод реальной активности в мир фан
тазии, перенос действия, направленного на недоступный
объект, на действие с доступным объектом. Например,
&nbs