Подготовка медицинских кадров




 

Россия испытывала хронический дефицит медицинских кадров. Развитие системы здравоохранения обусловило рост потребности в медицинских кадрах для военной и гражданской службы, в земской и городской медицине. С ростом городского (зажиточного) населенияувеличился спрос на услуги частнопрактикующих врачей.

К началуXIX в. в России было три высших учебных заведения: Императорский Московский университет и Санкт-Петербургская и Московская Медико-хирургические академии. Эти учебные заведения являлись центрами медицинской науки и формирования научных медицинских школ.

Либеральный период царствования Александра I отмечен не только реформами политической системы России, но и реформами высшего образования. В 1804 г. были приняты университетские Уставы, заложившие юридические основы для целостного развития высшего медицинского образования. Продолжительность обучения на медицинских факультетах (называвшихся в тот период отделениями врачебных или медицинских наук) была определена в 4 года. Сформировалась новая штатная структура факультетов, предполагавшая наличие 6 кафедр: 1) анатомии, физиологии и судебной медицины; 2) патологии, терапии и клиники; 3) врачебного веществословия, фармации и врачебной словесности; 4) хирургии; 5) повивального искусства; 6) ветеринарии.

Важным, но недолгим этапом в истории высшей медицинской школы стал Устав 1835 г., проект которого разработал профессор медицинского факультета Московского университета лейб-медик Ю.Х.Лодер. В нем впервые декларировалась задача подготовки лекарей как основное направление деятельности медицинских факультетов.

Важнейшую роль в развитии высшего медицинского образования в России сыграли реформы 1840-1863 гг. Они были вызваны тем, что подготовка врачей серьезно отставала от нужд практики. Н.И. Пирогов позже вспоминал о своей учебе на медицинском факультете Московского университета в 1820-е гг.: «Об упражнениях в операциях над трупами не было и помину; из операций над живыми мне случалось видеть только несколько раз литотомию у детей и только однажды видел ампутированную голень. Перед лекарским экзаменом нужно было описать на словах или на бумаге какую-нибудь операцию на латинском языке, и только!» «Хорош я был лекарь с моим дипломом, дававшим мне право на жизнь и на смерть, не видав ни однажды тифозного больного, не имев ни разу ланцета в руках!»

 

Важнейшим результатом реформы (разработчики – министр просвещения С.С.Уваров, профессора М.А. Маркус, Н.И.Пирогов, К.К. Зейдлиц, Ф.И. Иноземцев, А.И. Поль, А.И. Овер и др.) стало внедрение в университетах качественно нового единого учебного плана подготовки врачей, основанного на идее этапности клинического преподавания.Реализация этой идеи обеспечила сочетание общеобразовательной и специальной подготовки, начинавшейся на базе приуготовительных клиник (пропедевтических), продолжавшейся на факультетских клинических курсах и завершаемой занятиями в госпитальных клиниках.

В 1884 г. был принят новый общеуниверситетский Устав. Согласно ему менялась структура медицинских факультетов. Число кафедр увеличивалось до 23 (против 17- по уставу 1863 г.). Возникли новые университеты – в Томске, Одессе, Саратове. Наряду с государственными вузами, готовящими врачей, появились общественные и частные. К началу ХХ в. профессия медика стала массовой. Начался процесс ее феминизации.

Первые женщины вольнослушательницы появились в Медико-хирургической академии в 1861 году (М.Обручева, В.Бокова, Н.Суслова).После принятия университетского Устава 1863 г. двери вузов для них оказались закрытыми. Первая русская женщина, получившая образование за границей (Цюрих, Швейцария) и защитившая диссертацию на степень доктора медицины, хирургии и акушерства, – Надежда Прокофьевна Суслова (1843 – 1918). Первая женщина, получившая образование в России и защитившая докторскую диссертацию на родине – Варвара Александровна Кашеварова-Руднева (1842 – 1899). Она была зачислена в МХА по приказу военного министра и признана врачом наравне с мужчинами.

Для получения образования женщины вынуждены были уезжать из страны, как правило, в Швейцарию. Лишь через 10 лет в 1872 г. при Медико-хирургической академии были открыты «курсы ученых акушерок». На них преподаватели профессора Медико-хирургической Академии. В 1897 г. в Санкт-Петербурге открылся Женский медицинский институт. Число женщин, желавших учиться медицине, значительно превосходило возможности вуза.

В начале ХХ в. быстро росло число медицинских отделений при раз-личных женских курсах, действовавших в Российской империи. В 1906 г. от-крылись медицинские отделения при Высших женских курсах проф. Герье (Москва) и Высших женских курсах в Одессе; в 1907 г. - медицинское отде-ление при Высших женских курсах в Киеве. В 1908 г. в Санкт-Петербурге открылся Психоневрологический институт (со смешанным обучением), в 1910 г. – Харьковский женский медицинский институт, Высшие женские медицинские курсы в Одессе, Женский медицинский институт Статкевича и Изачика в Москве. Таким образом, в начале века в России начался процесс формирования системы высшего медицинского образования в рамках государственных и частных учебных заведений.

Численность студентов медицинских факультетов в начале Х1Х в. была крайне малочисленной. Первый выпуск медицинского факультета Казанского университета составили 4 человека. С 1816 по 1818 гг. Московский университет выпустил всего 7 лекарей. На медицинском факультете Харьковского университета численность студентов в 1805–1815 гг. колебалась в пределах двух десятков. В 1821 г. все медицинские вузы России выпустили 156 человек, причем 89% выпускников были распределены в военное ведомство. Таким образом, государственная система подготовки медиков была ориентирована для государственной, преимущественно военной службы.

Увеличить численность приема в те годы можно было только за счет увеличения приема казенных студентов, набираемых в основном из духовной и разночинной среды. По окончании учебы они обязаны были служить по распределению 7 лет. Со второй половины 1850-х гг. студентов медицинских факультетов становится так много, что курсы начинают делиться на потоки с тем, чтобы обеспечить их достаточную подготовку. После некоторого спада, со второй половины 1860-х гг. вновь численность обучающихся на медицинских факультетах университетов начинает расти. Государство вынуждено было начать регулировать их численность, установив нормы приема в разных университетах. Тем не менее, к 1878 г. численность студентов-медиков во всей империи составляла 4500 человек – в среднем столько, сколько сегодня их обучается в одной Ярославском медицинском университете.

После того, как в 1848 г. в университетах были введены ограничения на прием студентов (не более 300 человек на каждом факультете), они не коснулись лишь медицинских факультетов. 11 мая 1848 г. Николай I лично дописал на указе: «В медицинские факультеты принимать можно неограниченное число, но с условием строгой нравственности». После введения земской реформы 1864 г. потребность во врачах в связи с увеличением емкости внутреннего рынка медицинского труда резко возросла, что повлекло за собой увеличение численности студентов.

Мотивация при выборе профессии медика в Х1Х в. была весьма силь-ной. Приобретение данной профессии позволяло повысить социальный ста-тус и материальное благополучие на фоне высоких нравственных идеалов служения народу. Диплом врача давал право на чин, а затем и личное дворянство. В 70-е годы Х1Х в. идея социальной востребованности привлекала на медицинские факультеты большой массив гимназистов и семинаристов из разночинной среды. Поступление на медицинский факультет было связано с прохождением жесткого отбора посредством вступительных экзаменов, усложнявшихся на протяжении Х1Х столетия. По Уставу 1804 г. для поступления достаточно было пройти процедуру собеседования. Устав 1835 г. предусматривал проведение 7 вступительных экзаменов, дублировавших гимназические предметы. Со второй половины 1840-х гг. количество вступительных экзаменов выросло до 10 при обязательном знании современного иностранного языка (как правило, немецкого или французского). Ужесточались меры по отношению к неуспевающим: оставаться два года на одном курсе было запрещено, отстающие переводились на следующий курс только с личного разрешения министра. По окончании медицинского факультета выпускники давали факультетское обещание (ныне Клятва).

Во второй половине ХIХ в. число вступительных экзаменов несколько сократилось, а в 1862 г. Александр II утвердил решение об отмене вступительных экзаменов в университеты. Социальная структура медицинских факультетов в XIX в. выглядела так: самую многочисленную группу составляли представители дворянства и чиновничества. Далее следовали мещане и разночинцы. Третью группу составляли представители духовенства и купечества. Прочие социальные группы (крестьяне, казаки, иностранные подданные) были представлены крайне незначительно.Студенты разделялись на «казеннокоштных», т.е. учившихся на казенный (государственный счет) и «своекоштных» – тех, кто учился на платной основе. И хотя в течение XIХ в. плата за обучение увеличивалась, наблюдался рост числа «своекоштных» студентов и снижение доли «казеннокоштных».

В результате принятых мер качество подготовки медицинских кадров повысилось, численность выпускников медицинских факультетов возросла. Выпускники получали диплом лекаря – официальное звание врача до 1917 г.Ежегодно выпускалось около 1 тыс. врачей, это было недостаточно, чтобы ликвидировать дефицит медицинских кадров высшей квалификации. Всего в 1913 г. в гражданском здравоохранении России работали 24 тыс. врачей.

Подготовка вспомогательного медицинского персонала в первой половине XIX в. велась по системе ремесленного ученичества в больницах, под руководством врача. Первые фельдшерские школы появились в 1829 г. при крупных больницах приказов общественного призрения. При воспитательных домах Петербурга и Москвы, а также в некоторых других городах были акушерские школы. С развитием земской медицины потребность в образованных фельдшерских и акушерских кадрах резко возросла. В 1870-е гг. при губернских земских больницах стали создаваться фельдшерские и акушерские школы. Ярославская фельдшерская школа открылась в 1872 г. Повивальную школу открыло Общество Ярославских врачей в 1874 г. В начале ХХ в. в фельдшерских школах началась подготовка фельдшериц-акушерок.

Прогресс российской практической и научной медицины обеспечивали профессора медицинских факультетов университетов и медико-хирургических академий. На медицинском отделении Московского университета в 1826-1834 гг. работали всего 15-20 человек. Во второй половине ХIХ в. с ростом численности медицинских кафедр росли и штаты факультета. В начале ХХ в. (по данным за 1912-1915 гг.) в высших учебных заведениях России работали около 6400 человек, из них в медицинских вузах - около 550 (8,6%) преподавателей, что составляло 3-е место по численности. При этом, если в начале века число преподавателей в некоторые годы было равно числу студентов, в конце ХIХ в. в связи с увеличением студенчества в России соотношение преподавателей и студентов составляло 1:13, а в 1913/14 г. - 1:27.

В высшей школе трудились лучшие представители медицины. Репута-ция медицинского факультета Московского университета как крупного цен-тра науки, подготовки кадров и средоточия блестящих клиницистов остава-лась неоспоримой на протяжении всего XIX столетия. Достаточно назвать имена таких ученых как Ю.Х.Лодер, Ф.Г.Политковский, М.Я.Мудров, Е.О.Мухин, А.М.Филомафитский, И.Е.Дядьковский, А.И.Овер, Ф.И.Иноземцев, И.Т.Глебов, М.В.Рихтер, И.В.Варвинский, А.И.Полунин, И.М.Сеченов, М.Н.Шатерников, А.И.Бабухин, И.Ф.Огнев, Д.Н.Зернов, А.Б.Фохт, Л.Л.Левшин, А.И.Поль, А.А.Бобров, В.А.Басов, И.К.Спижарный, А.В.Мартынов, П.И.Дьяконов, П.А.Герцен, Н.В.Склифосовский, Н.Ф.Филатов, Ф.Ф.Эрисман, В.Д.Шервинский, А.А.Остроумов, Г.А.Захарьин, П.Б.Ганнушкин, С.С.Корсаков, Е.К.Сепп, Г.И.Россолимо, А.П.Губарев, В.Ф.Снегирев. Личность каждого - уникальна, многогранна, неповторима, целая эпоха в истории медицины. Достаточно назвать блестящего клинициста ХIХ века Григория Антоновича Захарьина, о котором А.П.Чехов писал: «Предпочитаю из писателей Толстого, из врачей Захарьина».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: