ЗПР церебрального происхождения.




Этот вид задержки психического развития занимает основное место среди всех групп данной аномалии развития. Она встречается чаще других вариантов, как правило, обладает большей стойкостью и выраженностью нарушений эмоционально-волевой сферы и познавательной деятельности, в большем проценте случаев требует специальных условий и методов обучения, а также методической коррекции. Причина этого варианта ЗПР чаще всего – недостаточность нервной системы ребенка, обусловленная патологией беременности, родов, инфекциями, токсикодистрофирующими заболеваниями и травмами первых лет жизни, реже – генетическими пороками развития нервной системы. Поэтому при неврологическом обследовании этих детей обычно выявляются признаки ММД в виде отдельных неврологических знаков со стороны черепно-мозговых нервов, разницы сухожильных рефлексов, явлений вегето-сосудистой дистонии и т.д. Часто признаки остаточной негрубой гидроцефалии, как в виде особенностей строения черепа, так и данных краниографии. Задержка развития нередко распространяется и на физическое созревание ребенка: недоразвитие роста, мускулатуры, недостаточность мышечного и сосудистого тонуса. Замедление смены возрастных фаз развития (запаздывание формирования двигательных функций, речи, навыков опрятности, этапов игровой деятельности) часто имеет место уже в дошкольном возрасте. К школьному возрасту обычно выявляется общая ЗПР, включающая как несформированность эмоционально-волевой сферы по типу так называемого органического инфантилизма, так и незрелость познавательной деятельности. При органическом инфантилизме (церебрально-органическом) отсутствует живость и яркость эмоций. Характерна недостаточная их дифференцированность, слабая заинтересованность в опеке, низкий уровень притязаний, выраженная внушаемость. Игру характеризует бедность воображения и творчества, определенная монотонность и однообразие, преобладание компонента двигательной расторможенности. В зависимости от преобладания психического фона можно выделить два основных варианта церебрально-органического инфантилизма:

1. неустойчивый – с психомоторной неустойчивостью, эйфорическим оттенком настроения, импульсивностью, имитирующими детскую жизнерадостность и непосредственность. Характерны малая способность к волевому усилию, отсутствие стойких привязанностей. Этот вариант часто сочетается с проявлениями психопатоподобных расстройств.

2. тормозимый – с преобладанием пониженного фона настроения, нерешительностью, безынициативностью. Здесь очевидна роль церебрастенических и неврозоподобных расстройств. Так одной из разновидностей церебрально-органического инфантилизма является церебрально-эндокринный инфантилизм, клиническая картина которого включает ряд эндокринных дисфункций. Для детской практики наибольшее значение имеют виды церебрально-эндокринного инфантилизма, обусловленные церебральным гипогенитализмом, субнанизмом, а также некоторыми аберрациями в системе половых хромосом. Разновидностью его является и эмоциональная незрелость детей, страдающих невропатией – врожденной, а чаще раноприобретенной функциональной недостаточностью вегетативной нервной системы. Частые расстройства сна, аппетита, склонность к диспептическим явлениям, сосудистой лабильности, легко вызывают и астенические расстройства. Неустойчивость вегетативного тонуса способствует и эмоциональной хрупкости.

Как правило, различные виды органического инфантилизма представляют собой более легкий вариант ЗПР церебрально-органического генеза, при котором функциональные нарушения познавательной деятельности обусловлены эмоционально-волевой незрелостью и негрубыми церебрастеническими расстройствами. ЗПР с преобладанием энцефалопатических расстройств, дефицитарностью отдельных корковых и подкорковых функций, представляет более тяжелый вариант данной аномалии развития.

Помимо эмоционально-волевой незрелости в формировании ЗПР церебрально-органического генеза большое значение имеют другие факторы, снижающие возможности познавательной деятельности. Прежде всего сюда относятся нейродинамические и энцефалопатические расстройства.

Цереброастенические явления встречающиеся наиболее часто и, проявляющиеся в ряде феноменов, отражающих нейродинамические расстройства, в первую очередь - повышенную истощаемость центральной нервной системы. К ним относятся нарушения интеллектуальной работоспособности с падением по мере утомления способности к запоминанию, концентрации внимания, нарастанию психической медлительности; эмоциональные расстройства с феноменом "раздражительной слабости": ранимостью, тормозимостью,слезливостью; склонностью к немотивированному понижению настроения дистимического характера; двигательные расстройства: моторная расторможенность или,наоборот, - гиподинамия; явления вегетативной дистонии: повышенная чувствительность к шуму, жаре, духоте, нарушения аппетита и сна, склонность к сосудистой гипотонии, функциональным расстройствам желудочно-кишечного тракта и т.п. Головные боли тесно связаны с нарушениями вегетативно-сосудистой регуляции.

Неврозопродобные симптомы патогенетически связаны с церебрастенической почвой: тревожность, боязливость, склонность к страхам темноты, одиночества; тикозные гиперкинезы; навязчивые движения в мышцах нижней половины лица, шеи, плеч, связанные с мышечной дистонией; неврозоподобное заикание; неврозоподобный энурез.

Синдром психомоторной возбудимости чаще наблюдаемый у мальчиков и проявляющийся в аффективной и общей двигательной расторможенности, суетливости.

Аффективные нарушения, проявляющиеся в немотивированных колебаниях настроения церебрально-органического регистра:

дисфорическом состоянии - пониженном настроении со злобностью, недоверчивостью, склонностью к агрессии;

эйфорическом состоянии - повышенном настроении с элементами дурашливости, назойливости, бесцельной суетливости.

Психопатоподобные нарушения: сочетание двигательной расторможенности, аффективной неустойчивости, снижение интереса к интеллектуальной деятельности с отрицательным отношением к учебе, иногда - расторможенность влечений (склонность к побегам, воровству).

Эпилептиформные синдромы - различные виды судорожных припадков и других пароксизмов.

Апатико-адинамические расстройства - снижение инициативы и побуждений в интеллектуальной деятельности, выраженная эмоциональная вялость и двигательная заторможенность.

При более тяжелых вариантах энцефалопатических расстройств нейродинамические нарушения включают и более грубые нарушения подвижности психических процессов: их инертность, медлительность, плохую переключаемость, разные комбинации энцефалопатических синдромов, сочетаясь друг с другом, образуют различные варианты психоорганического синдрома, являющегося одним из типичных проявлений органической недостаточности центральной нервной системы. Как указывалось, эти энцефалопатические расстройства очень часто наблюдаются у детей с задержкой психического развития церебрально-органического генеза и вносят свой отрицательный вклад в замедление течения психического развития. При стойких формах ЗПР церебрально-органического генеза помимо расстройств познавательной деятельности, обусловленных нарушением работоспособности, нередко наблюдается и недостаточная сформированность отдельных корковых и подкорковых функций: слухового, зрительного и тактильного восприятия, пространственного синтеза, моторной и сенсорной стороны речи, долговременной и кратковременной памяти, автоматизации движений и действий. Различные комбинации недостаточности отдельных корковых и подкорковых функций - причина трудностей формирования тех или иных школьных навыков. Одни из этих детей испытывают преимущественные трудности в овладении чтением или письмом, другие - счетом, третьи - обнаруживают наибольшую недостаточность памяти, четвертые - двигательной координации и т.д. Страдает регуляция психической деятельности, что связано с незрелостью лобных отделов мозга. В более легких случаях речь идет о недостаточности функций контроля, в более тяжелых - и программирования. В зависимости от преобладания в клинической картине вышеописанных явлений либо эмоционально-волевой незрелости, либо нарушений познавательной деятельности, ЗПР церебрального генеза можно условно разделить на две основные группы:

1. органический инфантилизм;

2.ЗПР с преобладанием энцефалопатических расстройств.

 

Как правило, различные виды органического инфантилизма представляют собой более легкий вариант ЗПР церебрально-органического генеза, при котором функциональные нарушения познавательной деятельности обусловлены эмоционально-волевой незрелостью и негрубыми церебрастеническими расстройствами. ЗПР с преобладанием энцефалопатических расстройств,дефицитарностью отдельных корковых и подкорковых функций, представляет более тяжелый вариант данной аномалии развития. Выраженность функциональных нарушений познавательной деятельности, наблюдаемая при этом, втором варианте ЗПР, нередко требует проводить дифференциальный диагноз с олигофренией.

Дифференциация с олигофренией необходима ещё и потому, что ЗПР церебрально-органического генеза, естественно, проявляется и в несовершенстве функций обобщения: затруднение при самостоятельном установлении взаимосвязи между предметами, при операциях анализа, синтеза, при решении задач, требующих словесно-логического мышления, а также недостаточном умении квалифицировать свои действия, контролировать их, руководствоваться в интеллектуальной деятельности конечной целью.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: