ЗПР, связанная с дефектами анализаторов и органов




Чувств.

Нарушения слуха и зрения отрицательно влияют на формирование личности ребенка, которое протекает в особых условиях. Снижение слуха в раннем детстве приводит к грубому недоразвитию речи, степень и характер которой зависят не только от степени снижения слуха, но и от времени возникновения дефекта. Тугоухость, возникшая в период, когда речь у детей еще не сформирована, ведет к грубому ее недоразвитию – глухонемоте. Если речь уже сформирована и функционирует, то при возникновении тугоухости дальнейшее развитие речи будет продолжаться, но с характерными особенностями: замедление темпов формирования речи, недоразвитие ее фонематической стороны (смазанность произношения, смешение звонких и глухих звуков, замена многих звуков на звук «т», нечеткость произношения и опускание безударных окончания и начала слов). Весьма характерно своеобразие голоса и интонаций: приглушенность, хриплость, неестественные модуляции. Особенностями речевого поведения тугоухих являются повышенное внимание к жестикуляции и мимике говорящего собеседника в связи со стремлением «считывать с губ» говорящего, а также замена речи или сопровождение ее обильной жестикуляцией и обильными мимическими движениями. У таких детей обнаруживается недостаточность тех видов интеллектуальной деятельности, которые тесно связаны с речью. Затруднения у них вызывают задания, требующие речевого оформления и речевого отчета. Нарушено выделение и закрепление отдельных свойств предметов, вследствие чего страдает формирование предметных представлений. Это в свою очередь приводит к тому, что ребенок не может свободно оперировать представлениями, возникают трудности в их актуализации.

Потенциальные возможности интеллектуальной деятельности в условиях недоразвития зрительной функции также снижено. Они в значительной мере зависят от степени выраженности дефекта зрения. Качественные особенности интеллектуальной недостаточности проявляются в особенности мышления, речи и других предпосылок интеллектуальной деятельности. У них обнаруживаются слабость абстрактного мышления и преобладание чувствительно – образного способа суждений. Речь формируется с задержкой на 1-2 года, но нередко бывает более богатой по лексике, чем у зрячих сверстников. Отмечается склонность к рассуждательству, разрыв между относительно богатым словарем и фактическими знаниями ребенка. С этим связаны особенности интеллекта: формальность мышления, преобладание общих, неконкретных знаний, недостаточно адекватное использование понятий, словесных обозначений. У слабовидящих детей в период начала обучения могут возникать специфические затруднения в овладении навыками письма и чтения. Слепота тормозит двигательную активность ребенка, обусловливает замедленное формирование навыков самообслуживания. Особенностями психической деятельности у них являются вязкость, обстоятельность мышления, склонность к детализации, инертность психических процессов. В структуре интеллектуального дефекта у этих детей преобладает недостаточность тех функции, в развитии которых ощущениям и представлениям, связанным с дефектным анализатором, принадлежит важная или ведущая роль.

 

ДИАГНОСТИКА

Одной из важных задач медико-психолого-педагогической диагностики является отграничение ЗПР от УО. Затрудняет дифференциацию наличие похожих клинических проявлений.

Полноценная диагностика возможна лишь при комплексном обследовании ребёнка, в котором участвуют врачи, дефектологи, психологи. Обследование должно быть, кроме того, всесторонним, целостным; желательно, чтобы оно проводилось в процессе деятельности ребенка (игровой, трудовой, учебной). Обязательно также соблюдение принципов динамичности (должны учитываться потенциальные возможности в обучении, “зона ближайшего развития”) и качественно-количественного подхода при оценке выполненного ребенком задания (учитывается не только конечный результат, но и способ решения).

Одним из методов обследования является сбор анамнестических сведений. В беседе с родителями устанавливается история развития ребенка до и после года:

1. Гинекологический и акушерский анамнез матери: от какой по счету беременности, исход предыдущих, особенности протекания (возраст матери и отца, острые и хронические заболевания матери, токсикоз, угроза прерывания, другие факторы риска). От каких по счету родов, особенности (срок, наличие и характер осложнений, лечебные мероприятия).

2. Период адаптаций (особенности), вскармливание. Раннее развитие (с какого возраста начал улыбаться, держать голову, гулить, переворачиваться, сидеть, стоять, ходить; время появления первых слов и фразовой речи; динамика роста, сроки прорезывания зубов).

3. Перенесенные заболевания, травмы, операции, гемотрансфузии, особенно на первом году жизни. Наличие в анамнезе нарушений сна, снохождения, сноговорения, судорог, страхов, заикания, энуреза, энкопреза.

4. Аллергоанамнез.

5. Наследственность, в т.ч. психические заболевания.

6. Социально-бытовые условия, состав семьи, взаимоотношения, условия воспитания, режим дня. Собирать надо только факты и тщательно их истолковывать. Толкование должно быть динамическим и типологическим. Необходимо вскрыть причинно-следственные зависимости. Важно наметить путь и характер дальнейшего развития ребенка. Если ребенок организован, желательно наличие подробной педагогической характеристики, результатов деятель-ности ребенка(рисунки, лепка, и т. д.).

Объективный статус:

· физическое развитие (рост, упитанность, признаки а-, гиповитаминозов и т.д.);

· наличие стигм дизэмбриогенеза;

· состояние моторики, двигательной сферы (скованность,расторможенность,стереотипные и навязчивые движения, гиперкинезы,тремор, парезы и т.п.);

· вазомоторные реакции: характер и стойкость дермографизма, гипергидроз, мраморность кожных покровов;

· левша или правша;

· утомляемость;

· неврологический статус.

Обследование детей включает:

· проверку сохранности слуховой функции;

· проверку состояния вибрационной чувствительности;

· проверку сохранности зрительного анализатора;

· проверку состояния речи;

· проверку двигательной сферы

· проверку уровня развития сенсорных и интеллектуальных процессов.

Учитывая то, что в дошкольном возрасте значительно сложнее выявлять ЗПР и с этим имеются сложности у детских психологов и других специалистов, мы приводим особенности обследования детей дошкольников с различным уровнем интеллекта.
Особенности обследования дошкольников:
- важно правильно установить контакт с ребенком, большое значение при этом, кроме теоретической подготовки, имеет опыт работы с детьми. Следует сохранять контакт с ребенком и его желание заниматься до конца обследования.

- обследование проводится в форме игры, задания должны быть конкретными, привлекающими внимание ребенка, небольшими по объему, так как дети в силу возрастных особенностей ещё не способны к длительному напряжению.

- ведущим методом является наблюдение за игрой. Преимущественно применяются невербальные методы обследования с привлечением наглядного материала.

Вербальные задания при обследовании детей 2-6 лет должны составлять не более 1/4 объема всех заданий; 6-7 лет - 1/3 объема.

Обследование начинается с момента, когда ребенок входит в комнату.

Эмоциональная реакция ребенка на факт обследования:

При умственной отсталости: безразличное отношение, эйфоричность, отсутствие чувства дистанции. Эмоции тем менее дифференцированы, чем глубже УО. Нет логической связи с происходящими событиями.. Переживания поверхностны, неустойчивы: радость без видимой причины может сменится печалью, смех - плачем. Эмоциональные реакции неадекватны источнику. Может быть дисфория, апатия.

У интеллектуально сохранных детей отмечается некоторая стеснительность и настороженность.

Эмоциональные реакции у детей с ЗПР напоминают реакции детей более младшего возраста, они характеризуются яркостью, живостью, неустойчивостью. Дети чаще чрезмерно впечатлительны, раздражительны, капризны. При соматогенной ЗПР - склонны к невротическим реакциям: они тяжело переживают неудачи, теряют аппетит, нарушается сон, появляются ночные страхи. Образуется порочный круг: сниженные интеллектуальные возможности обуславливают конфликтную ситуацию для ребенка, а наличие эмоционального напряжения снижает продуктивность. Но фон настроения может быть и повышен, особенно при различных формах инфантилизма. Может наблюдаться эйфоричность, дурашливость. Ребенок при однократном, беглом осмотре может произвести ложное впечатление умственно отсталого.

Дети с ЗПР весьма общительны, предпочитают общество детей более младшего возраста, или противоположного пола, часто имеют много приятелей, но мало друзей. Ребенок это, как правило, осознает и болезненно переживает. Может встречаться подмена друзей игрушками.

Может быть также и снижение чувства дистанции (психический инфантилизм), или, наоборот, замкнутость, тревожность, симбиотическая привязанность к матери (соматогенный вариант).

Привязанности детей с ЗПР, в отличие от УО, носят дифференцированный характер.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: