Заинтересованность и мотивация.




При УО отмечается недоразвитие познавательных интересов: они в меньшей степени, чем дети с нормальным интеллектуальным развитием, испытывают потребность в познании, у них нет любознательности, присущей обычным детям дошкольного возраста. УО дети отличаются отсутствием инициативы, самостоятельности, слабостью собственных намерений и побуждений. Из-за непосильности предъявляемых требований может развиваться негативизм, упрямство.

Незрелость мотивационной сферы у детей с ЗПР проявляется преобладанием игровых интересов до 9-10 летнего возраста. В своих поступках эти дети руководствуются только эмоцией удовольствия, желания носят импульсивный характер.

2. Способность к волевому усилию.

У детей с ЗПР наблюдается слабость волевых процессов, они отличаются повышенной внушаемостью.

УО дети предпочитают в работе легкий путь, не требующий волевых усилий. Поэтому в их деятельности часто наблюдается подражание и импульсивность, при первых затруднениях работа бросается.

3. Концентрация внимания, устойчивость, истощаемость, переключаемость.

У УО детей внимание поверхностное, неустойчивое, замедлено переключение, характерны трудности распределения. Преимущественно страдает произвольное внимание, ребенок не может длительно сосредоточиться на отдельном объекте или виде деятельности. Повышена отвлекаемость, истощаемость.

При ЗПР внимание истощаемо, преобладает непроизвольное. Неусидчивость обуславливает плохое усвоение материала. Успешность обучения и объем внимания прямо пропорциональны заинтересованности.

Активность.

При УО активность недостаточна, нередко отмечается ее снижение или, наоборот, излишняя подвижность, но без целенаправленной деятельности.

У детей с ЗПР также могут быть два варианта, но в целом активность бывает обусловлена прежде всего эмоциональной заинтересованностью.

5. Понимание инструкции, цели задания и удержание ее.

УО: не фиксирует внимание на инструкции, чаще всего не дослушав ее до конца, принимается выполнять наугад, не удерживают инструкцию.

Норма: ребенок внимательно вслушивается, в случае непонимания задает вопросы, удерживает инструкцию. У него живая реакция, адекватное поведение.

ЗПР: поведение имеет промежуточный характер между нормой и УО.

Какого типа инструкция понятна детям: устная или устная, сопровождающаяся наглядным показом.

Норма: выполняет доступные по возрасту задания по устной инструкции, может быть достаточно наглядного предъявления задания без устных указаний (картинка с вкладышем, «нелепости», недостающие детали на рисунке).

УО: понимают инструкцию только после наглядного показа, выполнения взрослым начальной части задания.

ЗПР: сначала может потребоваться наглядный показ, а затем начинает выполнять самостоятельно.

7. Способ выполнения задания: - хаотичный, - организованнный, - проб и ошибок, - зрительного соотношения.

Норма: дети стремятся найти оригинальные и экономные способы действия, деятельность носит планомерный характер.

УО: действуют шаблонно неадекватно. Характерно недоразвитие целенаправленной деятельности, трудности самостоятельного планирования. Приступают к работе без необходимой предшествующей ориентировки в ней, не руководствуясь конечной целью задачи. В результате они часто уходят от правильно начатого действия, соскальзывают на действия, производимые ранее, перенося их в неизменном виде, не учитывая то, что имеют дело с другим заданием. Деятельность чаще носит автоматизированный, подражательный характер.

ЗПР: может отмечаться соскальзывание с правильного задания, но это объясняется недостаточной концентрацией внимания, отвлекаемостью и повышенной утомляемостью. После отдыха они продолжают выполнять задание правильно.

Восприятие.

Для УО детей характерны: замедленный темп восприятия, трудности в выделении главного. Непонимание между частями обуславливает меньшую дифференцированность восприятия. Это проявляется в замедлении темпа узнавания, а также в том, что они путают слова, буквы и т.д.

Отмечается, кроме того, узость восприятия (дети выхватывают отдельные части в обозреваемом объекте, не понимая его сути), нарушение избирательности восприятия. В результате этого снижается возможность понимания материала.

Трудности восприятия пространства и времени приводят к тому, что часто в возрасте 8-9 лет дети путают право-лево, у них не сформированы временные представления, оттенки цветов они различают с трудом.

У детей с ЗПР также отмечаются трудности в восприятии, фрагментарность, они с трудом узнают предметы в тесте «недорисованных изображений», но все же процент узнаваний выше и раньше происходит становление пространственно-временных представлений.

Мышление.

При легкой УО мышление конкретное, инертное, отмечается бессистемность в анализе явлений.

- В операции сравнения идет сравнение по несущественным признакам, часто – по несоотносимым. Особенно сложно происходит установление сходства и различия.

- Классификация: объединяют предметы по конкретно-ситуационным признакам. Затрудняются при объединении мелких групп в крупные.

- Исключение: конкретное, по второстепенным признакам, ситуативным связям. Не могут объяснить почему они исключают 4-й лишний.

При ЗПР дети лучше выполняют классификацию, исключение, сравнение, но не на уровне нормы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: