Модель организации комплексной медико-психолого-педагогической




Помощи детям с ЗПР.

Известно, что большая часть детей с ЗПР выявляется в возрасте 7-10 лет, т.к. именно с момента поступления в школу появляется возможность углубленной диагностики интеллектуального развития и родители вынуждены показывать ребенка специалистам в связи с неуспешностью его в обучении. До этого времени значительная часть родителей считают, что у ребенка все хорошо. Однако выявление таких детей в условиях школы - это уже слишком поздно, т.к. большинство авторов (Ульенкова У.В. и др.) в своих работах убедительно показали, что именно ранняя диагностика и лечение дают максимальный эффект.

В нашем городе еще 6-7 лет тому назад ситуация с выявлением дошкольников с ЗПР являлась неудовлетворительной, т.к. на консультативном учете их состояло явно недостаточно.

В связи с такой ситуацией было проведено 2 аппаратных совещания в областном департаменте здравоохранения совместно с главным психиатром, главным педиатром, заведующей областным психиатрическим диспансером, заведующей медико-педагогической консультацией и другими заинтересованными лицами. На них был разработан четкий план мероприятий по раннему выявлению детей с отставанием в психическом развитии дошкольного возраста.

В начале были проведены семинары для педиатров детских поликлиник, детских дошкольных учреждений по раннему выявлению детей с отставанием в психическом развитии с применением скрининг-метода оценки психического развития детей от 0 до 6 лет (с использованием Дэнверского скрининг-теста). Были также организованы семинары для педагогов и психологов детских садов, логопедов, выпущены информационные письма и методические разработки по данной проблеме. Кроме того, важным моментом, который значительно улучшил диагностику ЗПР у дошкольников, было то, что на консультацию к психиатру стали направляться по приказу департамента здравоохранения дети из «групп риска», т.е. перенесшие перинатальное поражение ЦНС, гемолитическую болезнь новорожденных, нейроинфекции, длительно и часто болеющие, имеющие речевые проблемы и т.д., в возрасте 1 год, 3 года, 5 и 7 лет. Эти мероприятия позволили существенно улучшить раннюю диагностику ЗПР у дошкольников.

Однако только выявить таких детей еще недостаточно. Необходимо проведение с ними планомерной работы с оказанием комплексной медико-психолого-педагогической помощи, которая должна начинаться как можно раньше. К сожалению, имеющиеся группы в детских садах принимают детей в основном старше 3-х лет. При такой организации работы дети с отставанием в психическом развитии до 3-х лет получают в лучшем случае лишь медикаментозную терапию, что, конечно, снижает эффективность реабилитационной работы с ними. В соответствии с расставленными на Российском детском конгрессе по психиатрии (2001 г.) приоритетами основное внимание должно уделяться детям в возрасте до 3-х лет. Мы рекомендуем создание специализированных центров для работы с детьми от 1-1,5 лет до 3-4 лет, где им может оказываться квалифицированная помощь не только детскими психиатрами, но и психологами, дефектологами, логопедами и другими специалистами.

Наиболее целесообразным для успешной реабилитации детей старше 3-х лет является организация специализированных детских садов. В частности, мы считаем очень ценными результаты, полученные в городе Кирово-Чепецке (это - районный центр Кировской области), которые свидетельствуют о высокой эффективности проведенной ими работы по оказанию комплексной медико-психолого-педагогической помощи дошкольникам.

Было обследовано 115 детей – выпускников данного детского сада. Оказалось, что у 67 (58,3%) из них был снят диагноз ЗПР. Они обучаются в обычных классах общеобразовательной школы, справляясь с программой. В коррекционных классах 7 типа (классы выравнивания) обучается 44 (38,2%) человека. В коррекционную школу 8 типа было отправлено лишь 4 (38,2%) ребенка.

Данные результаты еще раз подтверждают необходимость открытия подобных детских садов в крупных городах.

Система помощи детям с ЗПР не исчерпывается только организацией работы для дошкольников. Как уже говорилось выше, пик выявляемости ЗПР приходится на младший школьный возраст, поэтому целесообразно оказание квалифицированной комплексной помощи в условиях дневных стационаров на базе общеобразовательных школ для школьников начального звена классов выравнивания.

В 1993 году в городе Кирове на базе школы 21 (на 1600 мест) был открыт дневной стационар для 1-4 классов на 25мест, находящийся в составе областного психоневрологического диспансера. В настоящее время подобные отделения функционируют уже в 6 школах различных районов города. Общая численность коечного фонда которых составляет 150 мест. Данные стационары были открыты по многочисленным просьбам педагогов и администрации этих школ, т.к. терапия этого контингента детей оказалась достаточно эффективной.

Задачами данного дневного стационара являются: углубленная диагностика отклонений в состоянии психического здоровья учащихся, осуществление лечебно-оздоровительных мероприятий в процессе обучения и воспитания, психокоррекция выявленных нарушений, оказание консультативной помощи родителям и педагогам.

Набор 25 детей производится на одну учебную четверть среди параллели начальных классов после проведения обследования, которое включает в себя клинический осмотр, психологическое, логопедическое, лабораторное обследование, беседу с педагогом и родителями ученика. В течение этого времени психологом и психотерапевтом проводится психотерапевтическая работа в виде игровой психотерапии, что позволяет добиться значительного улучшения адаптивных возможностей детей, устранения невротических форм реагирования. Игра развивает мышление ребенка, активизирует фантазию, воображение, творчество. Проводятся также гипносуггестивная, рациональная терапия, психологическая коррекция выявленных нарушений. Назначается медикаментозная терапия (ноотропы, витамины, общеукрепляющие препараты, при необходимости - транквилизаторы, нейролептики), фитотерапия.

Дети с дислексией и дисграфией занимаются с логопедом.

Всем детям проводится лечебная гимнастика и различные виды массажа по показаниям.

Еженедельные встречи с родителями дают возможность проведения семейной психотерапии.

С педагогами ведется психотерапевтическая работа в виде индивидуальных и групповых консультаций, сеансов релаксации.

Критерии эффективности разрабатывались сотрудниками кафедры психиатрии совместно с психиатрами, психологами и педагогами, работающими по этой проблеме. При оценке критериев эффективности проведенной терапии учитывалось улучшение успеваемости, повышение умственной работоспособности, исчезновение или уменьшение невротических и неврозоподобных расстройств, снижение конфликтности. В результате терапии из 400 учащихся с ЗПР, пролеченных в 2001-2002 учебных годах, улучшение состояния отмечено у 376 (94%) пациентов, выздоровление - у 16 (4%), без перемен – у 8 (2%). Сравнительно низкий процент полностью выздоровевших можно объяснить тем, что большая часть пролеченных относится к пограничной интеллектуальной недостаточности, что, как известно, является достаточно стойким состоянием.

В настоящее время отслеживание эффективности терапии проводится как по клинической картине, так и по показателям устойчивости внимания и работоспособности по корректурной пробе, по уровню самооценки, тесту тревожности Захарова, тесту словесно-логического мышления Переслени-Мастюковой, по успеваемости (средний балл) и технике чтения.

Значительное улучшение показателей по этим параметрам позитивно отражается на отношении учеников к учебной деятельности. После проведенного лечения дети с желанием ходят в школу, нет пропусков уроков, появился интерес к учебе, конфликты отмечаются редко, и дети научились конструктивно их разрешать.

Дальнейшая реабилитация младших школьников с ЗПР продолжается в условиях Дома творчества юных «Вдохновение» группой педагогов-энтузиастов. На протяжении 6 лет идет обучение этих детей по специально разработанной программе «Росточек», Которая ставит своей целью многостороннее развитие личности учащихся с ЗПР и улучшение их адаптации в современной жизни.

Базовой концепцией этой программы является развитие познавательных интересов путем активизации творческой активности за счет отказа от патерналистских позиций в обучении и развития, таким образом, инициативы и уверенности в своих силах.

Работа коррекционно-развивающей программы осуществляется в 11 кружках (шахматы, бумагопластика, вязание, изобразительная деятельность, шейпинг, настольный теннис, изобразительная деятельность и др.). Занятия в кружках способствуют расширению знаний и представлений детей об окружающем мире, ускоряют речевое развитие, улучшают умственные способности, память, внимание, позволяют адекватно формировать эмоционально-волевую сферу, познавательную активность, проявляющуюся в соответствующих интересах и мотивации.

Кроме того, благодаря занятиям с психологом школьники обучаются правильному общению, корригируются нежелательные виды поведения, формируется сплоченный коллектив в классах, что подтверждается и данными социометрии. По результатам этой методики, в классах снизился индекс изолированнности с 14,3% до 7,1%, соответственно вырос и показатель уровня благополучия взаимоотношений в коллективе.

У учащихся коррекционных классов 7 типа, занимающихся по комплексной программе реабилитации, повысилась самооценка, снизился уровень агрессивности, менее выраженной стала психологическая защита, значительно расширились познавательные интересы, что подтверждается данными проективных исследований. У них улучшились память, внимание, выросла школьная мотивация, что отразилось на улучшении успеваемости и поведения.

В результате проведения комплексной медико-психолого-педагогической программы почти в два раза увеличилось количество детей, переведенных в обычные классы общеобразовательной школы, что означает, что у них произошла нормализация интеллектуальных и коммуникативных возможностей. В 1998 году из 280 обследованных учеников классов выравнивания было переведено в обычные 5 классы 18 (6,3%) человек, а в 2000 году из 383 – 45 (11,8%).

Таким образом, четко организованная система раннего выявления ЗПР, осуществление комплексной реабилитационной помощи детям способствует улучшению их адаптации, является основой профилактики психических нарушений и девиантного поведения у детей и подростков. Все это соответствует основным направлениям дальнейшего развития специализированной помощи детям в России. Поэтому необходимо дальнейшее развитие и совершенствование этой системы.

ЛЕЧЕНИЕ.

Основными принципами терапии детей с ЗПР является комплексный, дифференцированный и систематический подход.

Принципиальным условием успешности терапии детей с ЗПР должна быть прежде всего убежденность в возможности улучшить их интеллектуальное состояние и добиться максимально возможной адаптации.

Для начала коррекционно-педагогических мероприятий и, в том числе, для назначения лечения достаточно факта отставания ребенка от сверстников по каким-либо параметрам. Чем раньше начинают помогать отстающему, тем большего успеха удается добиться.

Для каждого пациента составляют индивидуальную коррекционную медико-психолого-педагогическую программу. Она строится с учетом клинической картины, этиологии и психосоциальных условий развития.

Очень важное место в любой реабилитационной программе занимает семья. Родители должны стать активными исполнителями и участниками разработанной комплексной программы. При составлении программы важно выявить наиболее сохранные стороны психической деятельности и, опираясь на них, создать план коррекции и адаптации ребенка к жизни. При этом должна быть поставлена достижимая для ребенка цель с учетом “зоны ближайшего развития”. Успех лечения безусловно зависит от правильного выбора методов лечения (медикаментозных, педагогических), их комбинации, от правильного и индивидуального дозирования их в тот или иной возрастной период.

Необходимость комплексного лечения связана с полиэтиологичностью данной аномалии развития.

Одним из методов психолого-педагогической коррекции в младшем возрасте является игра, способствующая выработке у детей конкретных навыков. У старших – метод обучения на основе теории поэтапного формирования умственных действий.

На первом этапе обучения ребенок получает необходимое разъяснение о цели действия. Ему объясняют на какие показатели нужно ориентироваться при выполнении задания и каким образом его выполнять. Это этап – предварительного ознакомления с действием.

На 2-м - этапе материального действия, ребенок сам выполняет задание, но только во внешней, материальной форме (счет на палочках). В результате он усваивает содержание действия (состав всех операций, правила выполнения), а экспериментатор осуществляет контроль за выполнением каждой операции.

3-й этап – внешнеречевой. Здесь все элементы действия производятся ребенком вслух, в форме только речи, без опоры на предмет. На этом этапе действие, уже приобретает характер теоретического, идеального, еще доступного внешнему, объективному наблюдению.

На 4 и 5 этапах действие переводится из плана громкой речи в речь внутреннюю (сначала шепотную, потом про себя). На последнем этапе уже возникает умственное действие. Если отсутствует ориентировка в задании на первом этапе, возникает вопрос о возможности умственной отсталости.

Комплекс лекарственных средств должен широко включать как препараты метаболического действия, так и психостимуляторы, биогенные стимуляторы, витамины. Лечебно – педагогические меры одновременно являются и профилактикой возникновения невротических и психотических расстройств.

Важным направлением в патогенетическом лечении является применение препаратов метаболического действия (ноотропов) – таких как аминолон – в дозах от 125 мг до 1000 мг в сутки, пиридитол – в дозах от 50 мг до 300 мг в сутки, пикамилон - от 100 до 200 мг в сутки, пантогам – от 250 мг до 300 мг в сутки, ноотропил – от 200мг до 1200 мг в сутки.

Эффективным оказывается парентеральное введение пирацетама или ноотропила внутивенно или внутримышечно 20% раствор по 2-5 мл (в зависимости от возраста), на курс – 10 –20 иньекций.

Ноотропы обладают общей способностью нормализовывать процессы тканевого метаболизма в ЦНС. Несмотря на сходный механизм действия, они обладают рядом индивидуальных особенностей, требующих дифференцированности при их назначении.

У детей с преобладанием в клинической картине астеноневротической симптоматики, нерезкими нарушениями памяти и внимания, наибольшей активностью обладает пикамилон, пиридитол, пирацетам, меньшей – аминалон. У больных с низкой психической активностью с наибольшей эффективностью используются аминалон, пиридитол, пирацетам. У больных с выраженными нарушениями поведения, грубыми расстройствами памяти, внимания и целенаправленной деятельности эффективны – пантогам, пикамилон и пирацетам, а аминалон и пиридитол в большинстве случаев ухудшают состояние.

Не рекомендовано назначение церебролизина, пиридитола, ноотропила и аминалона при наличии у ребенка пароксизмальной готовности, т.к. данные препараты могут привести к возникновению эпилептических приступов.

Ноотропы назначаются в течение 10-12 недель 2 - 3 раза в год.

Особое место при лечении ЗПР занимают аминокислоты и их дериваты. Большой опыт накоплен в отношении глютаминовой кислоты. Наиболее адекватными дозами глютаминовой кислоты являются следующие: до 3-х лет - 0,3-0,5 г, в дошкольном возрасте - 0,3 - 0,5 г, в младшем школьном - 0,5 г в сутки. Наиболее эффективна у торпидных детей и соматической ослабленности.

Хорошие результаты дает применение церебролизина, который состоит из 18 аминокислот. Препарат применяют в зависимости от возраста от 0,5 мл до 2-3 мл внутримышечно ежедневно или через день. Курс состоит из 20- 40 иньекций

В последний годы широко применяется глицин, который в ряде случаев оказывает мягкое стимулирующее действие, а иногда и седативное. Учитывая, что данный препарат применяется подъязычно и рассасывается, то его целесообразнее назначать детям с 6-7 лет.

К числу средств патогенетической терапии относятся и препараты, ликвидирующие последствия перенесенной мозговой инфекции или травмы, послужившей причиной ЗПР. Это рассасывающая терапия, которую проводят при наличии признаков органического поражения ЦНС: йодистые препараты (сироп йодистого железа, однопроцентный р-р йодистого калия, инъекции биохинола), экстракт алоэ, лидаза.

При наличии симптомов внутричерепой инфекции назначают дегидратирующие препараты: диакарб по 5 мг /кг массы тела в сутки по схеме 3:1 + препараты калия; раствор сульфата магния 25% по 0,5 мл на год жизни в/м; мочегонные травы (хвощ полевой, брусничный лист, толокнянка и др.).

Учитывая то, что у большинства детей в анамнезе отмечалось перинатальное поражение ЦНС, необходимо назначение препаратов, улучшающих мозговое кровообращение. Применяют кавинтон (винпоцетин) по 1/3 -1/2 таблетки (таб. по 5 мг) – 3 раза в день в течение 2-х месяцев. Циннаризин назначают по 1/3 -1/2 таблетки (таб. по 25 мг) – 3 раза в день в течение 2-3 месяцев. Хорошо зарекомендовали себя также актовегин, трентал, сермион, которые могут вводиться как парентерально, так и внутрь.

Широко распространено применение витаминов, играющих особую роль в обмене веществ в ЦНС. Рекомендуется назначать витамины в дозировках, превышающих суточную потребность здорового ребенка в 2 раза. В ряде случаев предпочтитают парантеральное введение двух витаминов (например, В1 и В6 или В 12 и В 6), в других - одновременно используют комплекс витаминов: тиамина, рибофлавина, никотиновой кислоты, пиридоксина, токоферола, аскорбиновой кислоты, цианкоболамина.

У детей с выраженными неврозоподобными нарушениями применяются малые транквилизаторы – элениум, седуксен, тазепам, мезапам и др. Начальная дозировка элениума, тазепама 2,5-5-10 мг в сутки, при необходимости может быть увеличена до30 мг. Дозировки седуксена примерно в 2 раза ниже.

Для коррекции нарушений поведения чаще, чем другие фенотиазины,назначают сонапакс от 10-20 мг до 75-100 мг в сутки. Можно использовать аминазин по 25-100 мг в сутки, неулептил 3-5-7 мг в сутки при выраженном психопатоподобном синдроме. Следует подчеркнуть, что дозировки подбираются строго индивидуально в зависимости от возраста, общего состояния и наличия сопутствующего лечения.

В последние годы мы в своей практике широко используем азалептин в суточной дозе 25-50 мг. Купируя различные виды возбуждения, он не вызывает выраженных экстрапирамидных явлений и особенно показан у пациентов с резистентностью к другим нейролептикам.

Агрессивность и выраженное возбуждение можно купировать тизерцином по 10-30 мг в сутки. Разовые дозы при лечении препаратами подбираются строго индивидуально.

У детей с расторможенностью эффективно назначение амитриптилина до 6 мг - 3-4 раза в день, в сочетании с меллерилом по 5-10 мг - 3-4 раза в день от 2-3 недель до 2 мес.

У ослабленных детей, часто болеющих, надо санировать хронические очаги инфекции; в весенне-осенний периоды назначать адаптогены: настойка аралии, экстракт элеуторококка, настойка левзеи, заманихи в дозе 2 капли на год жизни в течение 1,5 – 2 мес.

Эффективность любого вида терапии зависит от следующих условий:

· как можно более раннего начала;

· систематичности;

· длительности проведения;

· комплексного характера.

Чем раньше начата комплексная реабилитация с привлечением различных специалистов (дефектолога, психолога, логопеда и т.д.), тем больше надежды на хорошую реабилитацию пациента.

 

Ситуационные задачи.

Задача 1.. Андрей Н., 8 лет. Жалобы родителей при обращении на неусидчивость, отвлекаемость, с трудом справляется со школьной программой: по математике за вторую четверть – «2» (учится во втором классе общеобразовательной школы). При изменении погоды периодически жалуется на головные боли.

Из анамнеза: Мальчик от 2-й беременности на фоне ОРВИ в сроке 7 месяцев. Роды 2-е срочные, затяжные, со стимуляцией с тугим обвитием пуповины. Закричал после похлопывания. К груди приложен на 2-й день.

На первом году жизни был беспокойным, плохо спал, часто срыгивал до 6 месяцев. Сидеть начал с 6 месяцев, ходить с 1года 1 месяца. Первые слова появились в 1год 6мес., фразовая речь - с 2,5 лет.

В детский сад пошел с 3-х лет. Период адаптации протекал удовлетворительно. На занятиях часто отвлекался, иногда мог встать во время занятия, с трудом подчинялся словесной коррекции. С предлагаемыми заданиями справлялся не всегда. Хвалили за выполнение заданий редко. Предпочитал занятиям подвижные игры.

Наследственность: отец учился в школе посредственно, окончил 9 классов, потом обучался в училище. Мать училась на 3-4, окончила 11 классов, имеет среднее специальное образование. Старшая сестра учится в 5 классе, с программой справляется на «3-4».

В школу пошел без желания. Домашние задания выполняет очень долго, постоянно отвлекается. Преобладают игровые интересы.

Психический статус: Сознание ясное. В контакт вступает легко, но часто отвлекается. Чувство дистанции снижено. Объем общих знаний ниже возрастного. Не может назвать дату своего рождения, трудно ориентируется в днях недели, соотношении месяцев с временами года, называет отдельные города, страны путает. Доступны простые обобщения, исключает четвертый лишний, но не всегда объясняет почему. Различия понятий назвал по существенным признакам. Разложил серию сюжетных картинок правильно, но составленный по ним рассказ беден. Понял скрытый смысл рассказа. Объяснил простые метафоры. Кубики Кооса складывает достаточно быстро, но допускает ошибки, которые исправляет после замечаний. Задание «почтовый ящик» выполнил легко. Кратковременная память несколько снижена. В корректурной пробе отмечается значительное количество ошибок. Мышление с элементами логического. Интеллект невысок.

Неврологически: без очаговой симптоматики.

Соматически здоров.

Необходимо поставить диагноз, назначить терапию и разработать реабилитационную программу.

 

 

Задача 2. Больной И., 17 лет. Известно, что в период беременности мать перенесла краснуху. Рос болезненным, отставал в психическом развитии от сверстников. Фразовая речь в 2 года. Отличался в дошкольные и школьные годы моторной неусидчивостью, расторможенностью. Учился плохо. Дублировал 2 и 4 класс. Нарушал дисциплину, убегал с уроков. Обучаемость была крайне низкой, с большим трудом «дотянули» до 8 класса. В последующем поступил в ПТУ и получил специальность слесаря. Учился плохо, в практической деятельности допускал много ошибок. Для усвоения тех или иных навыков их необходимо было многократно повторить. В процессе обучения в школе и ПТУ родители принимали все возможные меры, чтобы помочь ему в учебе. После окончания ПТУ не мог в должной степени работать по специальности. Выполнял лишь простую, стереотипную работу.

Психическое состояние. Сознание ясное. Ориентирован. Охотно вступает в контакт. Речь бедная. Запас знаний ограничен. Уровень общеобразовательной подготовки низкий. Не знает имен Чехова, Толстого. Делает ошибки при умножении двухзначных чисел на однозначные. Эмоционально неустойчив, склонен к аффективным реакциям. Внушаем, легко попадает под влияние лиц с асоциальным поведением.

Поставьте диагноз, назначьте терапию.

 

 

Контрольные вопросы по изложенному материалу.

1. Определение понятия задержка психического развития (ЗПР). Современные представления о ЗПР.

2. Различные виды классификаций ЗПР.

3. Клиническая картина психического инфантилизма..

4. Клиника церебрально-органического варианта ЗПР

5. Клиника соматогенной ЗПР.

6. Клинические особенности психогенной ЗПР.

7. Речевые нарушения у детей с ЗПР.

8. Методы ранней диагностики ЗПР.

9. Дифференциальный диагноз ЗПР и умственной отсталости.

10. Модель организации комплексной помощи детям с ЗПР.

11. Принципы терапии ЗПР, применяемые препараты, схемы лечения, дозировки.

 

Вопросы программированного контроля.

 

1. Понятию задержки психического развития соответствует отставание

а) от возрастной нормы темпа речевого развития

б) в интеллектуальном развитии

в) от нормы по уровню развития школьных навыков

г) от нормы по уровню интеллектуального или личностного развития, промежуточное по своим характеристикам между нормой и умственной отсталостью

< г >

 

2. Основное отличие задержки психического развития от умственной отсталости состоит

а) в наличии абстрактного мышления

б) в лучшем развитии памяти

в) в более гармоничном развитии сферы мотиваций

г) в более высокой работоспособности

< а >

 

3. При задержке психического развития возможно все перечисленное, кроме

а) признаков прогредиентности

б) эволютивной динамики

в) периодов декомпенсации под влиянием возрастных кризов

г) периодов компенсации

д) периодов декомпенсации под влиянием психических факторов

< а >

 

4. Интеллектуальный коэффициент при пограничной интеллектуальной недостаточности составляет

а) 90 и выше

б) 70-89

в) 50-69

г) ниже 5

< б >

 

5. Этиологические факторы задержки психического развития в зависимости от времени воздействия разделяются

а) на наследственные

б) на внутриутробные

в) на перинатальные и первых 3 лет жизни

г) на все перечисленные

д) все перечисленное неверно

< г >

 

6. Для речи при задержке психического развития характерны все перечисленные особенности, исключая

а) бедный словарный запас

б) отставание в развитии речи

в) употребление "неологизмов"

г) дизартрия

д) аграмматичность построения фраз

< в >

 

7. При гармоническом инфантилизме преобладающим расстройством является

а) нарушение механической памяти

б) личностная незрелость

в) нарушение работоспособности

г) гипердинамический синдром

< б >

 

8. Органический инфантилизм включает в себя все перечисленное, за исключением

а) конкретности мышления

б) эйфории, благодушия

в) психоорганического синдрома

г) личностной незрелости

д) психопатоподобных расстройст

< а >

 

9. При цереброэндокринном инфантилизме наблюдается

а) эйфория, благодушие

б) психоорганический синдром

в) сочетание личностной незрелости с эндокринными нарушениям

< в >

 

10. Для гиперкинетического расстройства при ЗПР нехарактерно

а) возникновение в первые годы жизни

б) неустойчивость, отвлекаемость внимания

в) тревожность

в) импульсивность

< в >

 

11. Задержка психического развития, связанная с дефектами воспитания и дефицитом информации с раннего детства, проявляется

а) в привитивизме мотиваций

б) в низком объеме знаний

в) в нарушениях мнестической деятельности

г) в повышенной истощаемости

д) верно а) и б

< д >

 

12. К реабилитационным мероприятиям при задержке психического развития относится все перечисленное, кроме

а) индивидуальной психотерапии

б) групповой (семейной) психотерапии

в) терапия творчеством

г) ЛФК

д) обязательного направления в ЛП

< д >

 

13. Для лечения задержки психического развития применяются

а) ноотропы

б) сосудистые препараты

в) десенсибилизирующие препараты

г) все перечисленные препараты

д) верно а,б

<д>

 

14. Симптоматическая терапия задержки психического развития включает в себя все перечисленное, кроме

а) дегидратационной терапии

б) общеукрепляющей терапии

в) седативной терапии

г) противосудорожной терапии

д) гормональной и антибактериальной терапии

< а >

 

Ответы на ситуационные задачи.

Задача 1. Диагноз: Задержка психического развития смешанного генеза (церебрально-органическая и конституциональная). Гипердинамический синдром.

Терапия: ноотропы (пантогам, пикамилон, глиатилин), сосудистые препараты (пентоксифиллин, циннаризин, винпоцетин и т.д.) - курсами 2 раза в год по 2 месяца.

Седативные препараты (ново-пассит, сонапакс – при необходимости) – до 1 месяца.

Рекомендованы коррекционные занятия с психологом по развитию познавательных процессов (память, внимание, логическое мышление) и формированию эмоционально-волевых процессов.

Задача 2. Диагноз: Умственная отсталость умеренной степени с эмоционально-волевой неустойчивостью.

Терапия: транквилизаторы с седативным эффектом (реланиум, сибазон, феназепам и т.д.), сонапакс, аминазин – по мере необходимости, курсами по 1-1,5 месяца.

Трудоустройство на работу со стереотипной деятельностью под постоянным контролем.

 

Список используемой литературы.

 

1.Багаев В.И., Злоказова М.В., Клековкина Н.И. Организация комплексной медико-психолого-педагогической помощи детям с задержкой психического развития и некоторые результаты ее эффективности.– Материалы 13 съезда психиатров России. – Москва, 2000г., с.113.

2. Власова Т.А., Лубовской В.И., Цыпиной Н.А. Дети с задержкой психического развития. – М., Педагогика, 1984, 256 с.

3. Власова Т.А., Лубовский В.И., Никашина Н.А. Обучение детей с задержкой психического развития. – М.: Просвещение, 1981 г., 118 с.

4.Волошин В.М., Казаковцев Б.А., Шевченко Ю.С., Северный А.А. Состояние и перспективы развития детской психиатрической службы в России. // Социальная и клиническая психиатрия. – 2002, №2, с. 5-10.

5. Гайдук Ф.М. Задержки психического развития церебрально-органического генеза у детей. – Автореф.дис. …. д-ра. мед. наук, М., 1988, 37 с.

6. Злоказова М.В., Клековкина Н.И. “О некоторых результатах проведения реабилитационной программы для детей с задержками психического развития”. – Сборник научных трудов “Современные подходы к диагностике и лечению нервных и психических заболеваний”, С.-Петербург, 2000г., с.82-83.

7.Иовчук Н.М., Северный А.А. Междисциплинарное взаимодействие в коррекционной работе при пограничной психической патологии у детей и подростков. – Вопросы психического здоровья детей и подростков. – Москва, 2001, №1, с. 70-77.

8. Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста: Руководство для врачей. – М.: Медицина, 1995, 607 с.

9.Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. - М.: 1985, 127 с.

10. Мнухин С.С. О резидуальных нервно-психических расстройствах у детей//Труды Ленинград. Педиатрического мед. ин-та. – Л., 1968. – Т. 51. – с. 5-22.

11. Пасечник Л.И. Особенности психического развития детей 5-10 лет с интранатальной патологией в анамнезе. – Автореф. дис. … канд.мед.наук – Ленинград, 1989, 18 с.

12. Попов В.Н. Динамика психомоторного развития детей в связи с задачами их абилитации в психоневрологическом доме ребенка.- Автореф. дис. … д-ра.мед.наук – СПб, 1998, 36 с.

13. Робсон К.С. Руководство по клинической детской и подростковой психиатрии. – М., 1999, 390 с.

14. Рогов Е.И. Настольная книга школьного психолога в образовании. М.: Владос, 1995, 526 с.

15. Рейдибойм М.Г. Задержка психического развития у детей (развитие взглядов и некоторые современные клинико-психологические представления). – Дефектология, 1977, № 2, с.28-37.

16. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома. - М.: 1993, 158 с.

17.Состояние психического здоровья детей: проблемы, пути решения.// Вопросы психического здоровья детей и подростков: Решение коллегии. – М., 2001, с. 136-139.

18. Сухарева Г.Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста. – М., 1959, Т. 2, 406 с.

19.Сухарева Г.Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста. – М., 1965, Т. 3, 336 с.

20.Тарнпол Л. Образовательная программа для детей с трудностями в обучении в США (Калифорния)//Дефектология. – 1975, №6, с.40-46.

21. Темин П.А. Организация психоневрологической помощи детям на современном этапе. «Здравоохранение» №9, 1998 г., с. 39-41.

22.Тржесоглава З. Легкая дисфункция мозга в детском возрасте. – М., 1986, 256 с.

23. Ульенкова У.В. Шестилетние дети с задержкой психического развития. - М.:Педагогика, 1990, 174 с.

24.Халецкая О.В., Трошин В.М. Минимальные дисфункции мозга в детском возрасте. – Нижний Новгород, 1995, 37 с.

25. Худик В.А. Диагностика детского развития: методы исследования.- Киев.: Ocbina, 1992, 220 с.

26.Юркова И.А. Динамика отдельных клинических вариантов психического инфантилизма у детей//Журн. невропатол. и психиатрии им. С.С.Корсакова. – 1959, №7, с.863-867.

27.Яременко Б.Р., Яременко А.Б., Гориянова Т.Б. Минимальные дисфункции головного мозга у детей. – СПб., 2002, 128 с.

28. August GJ, Steward MA, Tsai L.: The incidence of cognitive disabilities in the siblings of autistic children. Br. J. Psychiatry 138: р.416 –422, 1981.

29. Cloninger CR, Gottesman II: Genetic and environmental factors in antisocial behavior disorders, in Cauces of Crime: New Biological Approaches Edited by Mednisk SA, Moffit TE, Sack SA. Cambridge, England, Cambridge University Press, 1987, p. 92-104.

30. Graham P., Stevenson J.: F twin study of genetic influences on behavioral deviance. Journal of the American Academy of Child Psychiatry 24: р.33-41, 1985.

31. Di Gaspero. Der psychische Infantilismus. Arch. Psychiat., 1907, Bd. XVIII.

32.Kirk S., Kirk W. Psycholingistic learning disabilities: Diagnosis and remediation. – Urbana, 1971, 198 p.

33.Melchers P., Maluck A., Suhr L., Scholten S., Lehmkuhl G. An Early Onset Rehabilitation Program after Traumatic Brain Injury: Metods and Fist Results. - European Child and Adolescent Psychiatry. Abstracts 11th International Congress. – Hamburg. 1999. II/65.

34.Richardson G., Partridge I., Jones N. A tiered child and adolescent mental health service. – European Child and Adolescent Psychiatry. Abstracts 11th International Congress. – Hamburg. 1999. II/196.

35.Wender P., Eisenberg L. Minimal brain dysfunction in children//American handbook of psychiatry. – 2nd ed.- N.Y., 1974. – V.2. – p.130-146.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: