Основные методические рекомендации при занятиях фитнесом в школе




Позитивное влияние занятий выражается в следующем:

• профилактика заболеваний сердечно-со­су­дистой, дыхательной систем, опорно-дви­гательного аппарата и др.;
• повышение иммунитета детей и подростков;
• избавление от лишнего веса;
• улучшение осанки;
• улучшение двигательных качеств;
• приобретение жизненно необходимых двигательных умений и навыков;
• выработка правильных рациональных двигательных стереотипов, необходимых в повседневной жизни, – правильного сидения, стояния, подъема тяжестей и пр.;
• возможность предотвращения травм;
• улучшение телосложения;
• выработка на всю жизнь привычки заниматься физическими упражнениями;
• развитие двигательной памяти.

Повышает мотивацию к занятиям фитнесом также возможность проявить себя – участвовать в различных конкурсах, фестивалях, шоу-программах, соревнованиях. Самые способные ученики приучаются к систематическим занятиям спортивными направлениями фитнеса: спортивной аэробикой, фитнес-аэробикой, черлидингом и др.

Стимулом для регулярных занятий фитнесом является использование популярной среди подростков музыки. Выбор музыкальных композиций должен отражать современный стиль и моду и в то же время соответствовать возрасту занимающихся.

Следует помнить, что телесное развитие ребенка обладает колоссальным потенциалом. Это своеобразная пружина, заложенная самой природой и побуждающая его к движению. Движения связаны у него с чувством радости, наслаждения от освоения разнообразных действий, а возможность движения, практических действий – одно из самых больших удовольствий, а также эффективное средство поддержания его интереса практически к любому роду занятий. В свою очередь, расширение и развитие эмоциональной сферы, переживание радостных состояний ведет к формированию оптимистического мировоззрения, что является основой концепции здорового образа жизни. Счастливый человек живет в согласии с окружающими и с самим собой. Чувственную основу нравственности составляют любовь и доверие к окружающим, ощущения порядка, красоты, гармонии, душевного равновесия, эмоционального и телесного комфорта.

Программы, рекомендуемые для секционных занятий:

• классическая аэробика для всех возрастных групп;

• фитбол для учеников младших классов;

• степ–аэробика для всех возрастных групп;

• танцевальная аэробика:

• для девочек – латина, джаз, фанк, хип-хип, афро, R-n-B и др.;

• для мальчиков – брейк, хип-хоп;

• фитнес-гимнастика: силовая аэробика с гантелями, боди-барами, штангой, эспандерами – в виде:

– групповых программ;–
– круговых тренировок;
– функционального тренинга: комплексные программы, направленные на развитие физических качеств, координации движений, скоростно-силовых качеств;

• фитнес с использованием тренажеров;

• outdoor-fitness – велосипеды, ролики, силовые виды фитнес-гимнастики и др.

В связи с этим при планировании оздоровительной тренировки следует учитывать чередование нагрузок преимущественного воздействия на развитие силы, силовой и кардиореспираторной выносливости. Наибольший оздоровительный эффект наблюдается именно при чередовании тренировок на кардиореспираторную выносливость и силу: при занятиях шесть раз в неделю рекомендуется три раза выполнять кардиопрограмму и три раза – силовую.

При занятиях пять раз в неделю следует чередовать занятия по следующей схеме: на одной неделе выполнять три кардиотренировки и две силовых, на следующей – две кардиотренировки и три силовых и т.д.

Глоссарий

Активный стретч (Power Stretch, Super Flex). Программа, использующая статические и динамические упражнения на растягивание, а также упражнения на силу.

Аэробика со скакалкой (Rope Skipping). Массовый вид спорта, форма оздоровительно-развивающей тренировки. Популярна в Европе, Японии, Китае среди детей и подростков. Основное содержание – прыжки, подскоки со скакалкой, через одну или две длинные скакалки, исполняемые группой, в парах. Развитием этой разновидности аэробики занимается Международная федерация скиппинга.

Гимнастическая палка (Body Bar). В фитнес-программах применяются гимнастические палки различного веса – от 1 до 7 кг.

Дабл-степ-аэробика (Double Step). Программа степ-аэробики, в которой один занимающийся использует две, три или четыре платформы, установленные в одну линию или квадратом. Использование данной программы расширяет хореографические возможности и способствует улучшению коммуникации между клиентами.

Данс-пати (Dance Party). Урок танцевальной аэробики с использованием движений различных современных танцев.

Аэробика с элементами джаза (Jazz aerobics). Танцевальные занятия с элементами джаза.

Йога (Joga). Восточная, обычно индийская, оздоровительная и реабилитационная система, включающая физические упражнения (асаны), дыхательные упражнения (пранаяма), релаксацию, медитацию, а также особый стиль жизни.

Кибо (Kibo). Комплексная программа тренировок, включающая элементы восточных единоборств – каратэ, бокса, таэквондо, кикбоксинга – и упражнения на развитие гибкости, выносливости, координации движений. Программа разработана совместно компаниями World Class и ACSM.

Кикбоксинг. 1. Вид спорта. 2. Аэробика с использованием элементов кикбоксинга.

Кик-фит (Kik-Fit). Разработанная в США и особенно популярная в Голливуде система аэробики, использующая элементы таэквондо, тай-чи, каратэ, бокса (обычно без специальных перчаток). Хорошо развивает выносливость, силу, координацию движений.

Круговая тренировка. Одна из универсальных организационных форм, позволяющая успешно развивать различные физические качества, в том числе выносливость. Она представляет собой выполнение отдельных упражнений на станциях, расположенных по кругу. Возможно повторение упражнений на одной станции от 1 раза до 3. Данный прием называется серией, или сетом.

Латино (Latino). Аэробика с элементами латиноамериканских танцев.

Ленточный амортизатор (Thera-Band). Эластичная лента различной упругости.

Пилатес. Система оздоровительной тренировки пилатес была разработана почти 100 лет назад Джозефом Убертусом Пилатесом. Это система оздоровления, с помощью которой совершенствуется не только тело путем развития различных физических качеств, но также интеллектуальные возможности. Относится к так называемым программам для тела и души «Разумное тело» (Mind Body). Пользуется большой популярностью.

Пилатес Матворк (Pilates Matwork). Система упражнений, выполняемых по методу Пилатеса в положении лежа, сидя, в упорах на полу.

Пилатес с кольцами (Pilates Rings). Тренировка по системе Пилатес с использованием специального изотонического кольца.

Повторение (серия). Законченное выполнение одного упражнения: например, 10 раз повторить отжимание.

Подход (сет). Фиксированное количество повторений: например, 2 подхода по 10 повторений упражнения – занимающийся выполняет 10 раз упражнение без отдыха (один подход), затем отдых 1–2 мин, потом снова выполняет упражнение 10 раз.

Разумное тело (Mind Body). Методика оздоровительных тренировок, основанная на неразрывной связи тела и сознания.

Резиновый амортизатор с ручками (Thera-Band Tubing). Применяется для силовых тренировок.

Рибок F.I.R.E. (Reebok Functional Integrated Resistance Exercise). Оздоровительная тренировка, направленная на развитие силы и координации движений, с использованием гимнастических палок, отягощений, медицинболов и степ-платформы.

RnB танцы – самое модное направление танцевальной аэробики в фитнес-клубах и танцевальных студиях. Это сочетание хип-хопа, фанка, джаза и уличных танцев.

Степ-аэробика (Step Aerobics). Групповые или персональные тренировки с использованием степ-платформы.

Степ-платформа (Step). Специальная платформа, высоту которой можно увеличивать.

Степ и скалпт (Step & Sculpt). Комплексный вид занятия, сочетающий аэробную и силовую нагрузку.

Стретчинг (Stretching). Система упражнений для растягивания мышц, связок, сухожилий, повышения подвижности суставов. Обычно упражнения выполняются в статическом режиме – в определенных позах, с длительным удержанием положения, в отдельных случаях – в динамическом или смешанном режиме.

Суперскалпт (Super Sculpt). Силовой урок, направленный на тренировку всех групп мышц, с использованием различных отягощений и амортизаторов.

ТАБС (TABS) – силовые занятия, направленные на тренировку мышц брюшного пресса.

Тай-бо (Tae-Bo). Кардиоаэробика с использованием элементов восточных единоборств. Только для подготовленных спортсменов.

Тай-чи-аэробика. Программа аэробики с использованием элементов китайской оздоровительной системы физических упражнений тай-чи.

Таэквондо. Корейская разновидность каратэ, которая переводится как «путь рук и ног». Во многих странах этот вид единоборства считается не подвидом каратэ, а самостоятельным боевым искусством.

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Перечислите заболевания, при которых детям и подросткам не рекомендуется заниматься оздоровительно-развивающим фитнесом.
2. В чем проявляются половозрастные различия детей в пубертатный период?
3. Перечислите основные принципы оздоровительно-развивающей тренировки в фитнесе.
4. В чем смысл программно-целевого принципа ОРТ?
5. Какие программы относятся к системе «стретчинг»?
6. Каким образом реализуется принцип индивидуализации на занятиях фитнесом в школе?
7. Укажите время наибольшей работоспособности человека в течение суток.
8. В чем выражается специфическое воздействие физических упражнений на организм?
9. Что означает феномен сверхнагрузки и следует ли его применять в ОРТ для детей и подростков?
10. Какие виды фитнеса с элементами восточных единоборств вы знаете?

Рекомендуемая литература

1. Лисицкая Т.С., Сиднева Л.В. Аэробика: Теория и методика. – Т. I. – М.: ФАР, 2002. – 221 с.
2. Лисицкая Т.С., Сиднева Л.В. Аэробика: Частные методики. – Т. II. – М.: ФАР, 2002. – 211 с.
3. Менхин Ю.В. Физическое воспитание: теория, методика, практика. – М.: Спортакадемпресс, 2003. – 303 с.
4. Рипа М.Д., Расулов М.М., Культова И.В. Практические и методические основы кинезотерапии: Учеб. пособие. – М.: ТВТ Дивизион, 2008. – 336 с.
5. Фурманов А.Г., Юспа М.Б. Оздоровительная физическая культура: учеб. для вузов – Минск: Тесей, 2003. – 528 с.
6. Хоули Э.Т., Френкс Б.Д. Оздоровительный фитнесс. – Киев: Олимпийская литература, 2000. – 367 с.

 

Татьяна ЛИСИЦКАЯ,
мастер спорта по художественной гимнастике, к.б.н., профессор РГУФКСиТ, г. Москва

Лекция № 3

Содержание, техника, методика и организация занятий классической аэробикой



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: