Тема 4 ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ




1. Ощущение и восприятие.

2. Внимание.

3. Память.

4. Мышление и воображение.

Познавательная деятельность человека складывается из серии познавательных процессов, представляющих со­бой формы психического отражения, благодаря которым человек познает окружающий мир, приспосабливается к нему и преобразует его. Познание окружающего мира осуществляется на двух уровнях: чувственного познания, включающего в себя ощущения, восприятия, представ­ления, и логического познания посредством понятий, суждений, умозаключений.

Ощущение представляет собой простейший психичес­кий процесс, состоящий в отражении отдельных свойств предметов и явлений при их непосредственном воздей­ствии на органы чувств.

Ощущения - источник наших знаний о мире и самих себе. Способность к ощущениям есть у всех живых су­ществ, обладающих нервной системой. Осознаваемые же ощущения есть только у живых существ, имеющих го­ловной мозг и кору головного мозга.

Ощущения являются, с одной стороны, объективны­ми, так как в них всегда отражен внешний раздражитель, а с другой - субъективными, поскольку зависят от со­стояния нервной системы и индивидуальных особенно­стей человека.

Предметы и явления окружающего мира, воздейству­ющие на органы чувств, называются раздражителями.


Раздражители вызывают в нервной ткани возбуждение. Ощущение возникает как реакция нервной системы на тот или иной раздражитель и как всякое психическое явление имеет рефлекторный характер.

физиологическим механизмом ощущений является деятельность специальных нервных аппаратов, называ­емых анализаторами. Анализаторы принимают воздей­ствие определенных раздражителей из внешней и внут­ренней среды и перерабатывают их в ощущения. Анализатор состоит из трех частей:

- рецепторов, или органов чувств, преобразующих
энергию внешнего воздействия в нервные сигналы;

- проводящих нервных путей, по которым эти сигна­
лы передаются в мозг и обратно к рецепторам;

- корковых проекционных зон головного мозга.

Каждый рецептор приспособлен к приему только оп­ределенного вида воздействий (свет, звук, запах и т.п.). Для возникновения ощущения необходима работа всего анализатора как целого.

Классификация ощущений осуществляется по разным основаниям. По ведущей модальности (качественной ха­рактеристике) выделяют ощущения: зрительные, слухо­вые, вкусовые, обонятельные, осязательные.

По расположению рецептора различают такие виды ощущений, как: интерорецептивные, экстерорецептив-ные, проприорецептивные.

Интерорецептивные (органические) ощущения сигна­лизируют с помощью специальных рецепторов о проте­кании обменных процессов во внутренней среде орга­низма. Эти ощущения отражают внутреннее состояние тела. К ним относятся голод, жажда, внутренние боле­вые ощущения и др.

 

 

Экстерорецептивные ощущения возникают при воз­действии внешних раздражителей на рецепторы, кото­рые расположены на поверхности тела.

Проприорецептивные (двигательные) ощущения от­ражают движение и относительное положение частей тела благодаря работе рецепторов, расположенных в мышцах, сухожилиях и суставах.

Различные виды ощущений характеризуются не толь­ко специфичностью, но и общими для них свойствами. К ним относятся:

- качество - сущностная особенность ощущений, по­
зволяющая отличать одни виды ощущений от других;

- интенсивность - количественная характеристика ощу­
щений, которая определяется силой действующего раздра­
жителя и функциональным состоянием рецептора;

- продолжительность -временная характеристика ощу­
щений. Она определяется функциональным состоянием
органов чувств, временем действия раздражителя и его
интенсивностью.

В акте ощущения через органы чувств устанавливается связь человека со средой. Информационный голод, свя­занный с отключением анализаторных систем в условиях сенсорной депривации, приводит к дезорганизации лич­ности. Образы ощущений выполняют регулирующую, по­знавательную и эмоциональную функции. Центральная закономерность ощущений - существование порогов чув­ствительности. Выделяют следующие пороги ощущений:

- пилений порог ощущений - минимальная величина раз­
дражителя, вызывающая едва заметные ощущения;

- верхний порог ощущений - максимальная величина
раздражителя, которую способен воспринимать анали­
затор (орган чувств);


 

- диапазон чувствительности - интервал между ниж­
ним и верхним порогами;

- дифференциальный порог-наименьшая улавливаемая
величина различий между раздражителями.

Чувствительность анализаторов непостоянна и изме­няется под действием физиологических и психологичес­ких условий. Органы чувств обладают свойством при­способления или адаптацией. Адаптация может прояв­ляться и как полное исчезновение ощущения в процессе продолжительного действия раздражителя, и как при­тупление или повышение чувствительности под влияни­ем действия раздражителя.

Интенсивность ощущений зависит не только от силы раздражителя и уровня адаптации рецепторов, но и от раздражений, воздействующих в данный момент на дру­гие органы чувств. Изменение чувствительности анали­заторов под влиянием раздражения других органов чувств называется взаимодействием ощущений.

Взаимодействие ощущений наблюдается в явлениях сен­сибилизации и синестезии. Сенсибилизация (от лат. sensibilis - чувствительный) - повышение чувствительности под влиянием действия раздражителя. Сенсибилизация может развиваться не только путем применения побочных раз­дражителей, но и путем упражнений. Так, у музыкантов развивается высокая слуховая чувствительность, у дегус­таторов - обонятельные и вкусовые ощущения.

Синестезия - это возникновение под влиянием раздра­жения одного анализатора ощущения, характерного для другого анализатора. Так, зрительное восприятие пищи может вызвать вкусовые ощущения (глядя на разрезан­ный лимон, человек чувствует кислый вкус во рту).


 




 

 


Восприятие - целостное отражение предметов и явле­ний объективного мира при их непосредственном воз­действии на органы чувств. Вместе с процессом ощуще­ния восприятие обеспечивает непосредственно-чувствен­ную ориентировку в окружающем мире. Восприятие -это результат деятельности системы анализаторов. Оно делает возможным создание интегральной, целостной картины действительности в отличие от ощущений, от­ражающих отдельные качества реальности.

Так как восприятие требует объединения основных существенных признаков и сопоставления воспринято­го с прошлым опытом, возникает явление стереотипи-зации. Стереотип - это определенное устойчивое на данный отрезок времени представление о предмете или явлении.

Восприятие является субъективным, так как одну и ту же информацию люди воспринимают по-разному, в зависимости от интересов, потребностей, способностей и т.п. Зависимость восприятия от прошлого опыта, ин­дивидуальных особенностей человека называется аппер­цепцией.

Свойства восприятия:

- целостность -внутренняя органическая взаимосвязь
частей и целого в образе;

- предметность - объект воспринимается как обособ­
ленное в пространстве и времени отдельное физическое
тело;

- обобщенность - отнесение каждого образа к неко­
торому классу объектов;

- константность - относительное постоянство воспри­
ятия образа;


- осмысленность - связь с пониманием сущности пред­
метов и явлений через процесс мышления;

-избирательность-преимущественноевыделение од­них объектов перед другими в процессе восприятия. Виды восприятия:

- восприятие времени;

- восприятие движений;

- восприятие пространства;

- восприятие вида деятельности;

- восприятие человека человеком.

Восприятие времени, пространства и движений - это сложные формы восприятия, имеющие многочисленные характеристики: продолжительный - краткосрочный, большой - маленький, высокий - низкий, далекий - близ­кий, быстрый - медленный. В восприятии человека че­ловеком выделяют следующие эффекты:

- первого впечатления;

- новизны;

- ореола (авторитета);

- проекции.

Восприятие бываетвнешненаправленным (восприятие предметов и явлений внешнего мира) и внутренненап-равленым (восприятие собственных мыслей и чувств).

Восприятие может быть ошибочным (иллюзорным). Иллюзия - это искаженное восприятие реально существу­ющей действительности. Иллюзии обнаруживаются в де­ятельности различных анализаторов. В наибольшей мере известны зрительные иллюзии, которые имеют самые различные причины: практический опыт, особенности анализаторов, изменение привычных условий. Например, вследствие того, что движение глаз по вертикали требует


 



 

 

больших усилий, чем движение по горизонтали, возника­ет иллюзия восприятия прямых одной длины, по-разно­му расположенных: нам кажется, что вертикальные ли­нии длиннее, чем горизонтальные.

Восприятие может быть неэффективным. Опытным путем можно убедиться в том, что уровень восприятия текста при его чтении путем проговаривания вслух го­раздо ниже, чем при чтении глазами. Дело в том, что пропускная способность слуха ниже, чем пропускная способность зрения.

Восприятие бывает преднамеренным и непреднаме­ренным. Преднамеренное восприятие характеризуется целенаправленностью (связано с постановкой определен­ной задачи) и наличием волевого усилия. В этом случае восприятие выступает как познавательная деятельность (наблюдение). Непреднамеренное восприятие характери­зуется непроизвольностью, не предполагает наличия цели и волевого усилия.

Ощущение и восприятие - процессы, которые можно развивать, работая над собой и выполняя серии специ­альных упражнений. Так, например, чтобы натрениро­вать глазомер, рекомендуют в течение нескольких дней упражняться в делении прямой линии на чистом, нели­нованном листе бумаги пополам, ежедневно выполняя по 10 упражнений, фиксируя величину отклонений.

Чтобы повысить скорость чтения и избавиться от при­вычки проговаривать то,что читаете, можно использо­вать следующие упражнения: в течение нескольких дней по три минуты читать глазами художественный текст. вслух проговаривая "раз-два-три", чтобы воспрепят­ствовать произнесению текста.


уровень развития ощущений и восприятий имеет большое значение в жизни человека, в частности, в учеб­ной деятельности. Развитие восприятия помогает усва­ивать больший объем информации с меньшей степенью энергетических затрат.

На человека постоянно воздействет множество самых различных раздражителей. Из них человек выделяет те, которые представляют для него интерес, соответствуют его потребностям, жизненным планам. Эту особенность сознания связывают с таким его свойством, как внимание. В отличие от познавательных процессов внимание не су­ществует в "чистом виде". Оно представляет собой "сквоз­ной" процесс, является динамической стороной всех по­знавательных процессов.

Внимание - это направленность и сосредоточенность сознания человека на определенном объекте при одно­временном отвлечении от других. Именно благодаря вни­манию познавательный процесс становится более ясным и отчетливым.

В соответствии с теорией А.А.Ухтомского физиоло­гической основой внимания является доминантный очаг возбуждения в коре головного мозга, усиливающийся под воздействием раздражителей и вызывающий тормо­жение соседних областей.

Согласно концепции П.Я.Гальперина внимание яв­ляется одним из моментов ориентировочно-исследова­тельской деятельности [4]. Оно осуществляет контроль за содержанием образа, мысли. Если человек не моби­лизует своего внимания, то в его работе неизбежны ошибки, в восприятии - неточности, пробелы. Не со­средоточив внимания, человек может смотреть и не


 



 

видеть, слушать и не слышать, есть и не ощущать вку­са. Внимание организует психику на все многообразие ощущений.

Таким образом, внимание определяет:

- точность восприятия;

- прочность и избирательность памяти;

- направленность и продуктивность мышления.

В системе межличностных отношений внимание спо­собствует лучшему взаимопониманию, адаптации людей друг к другу, предупреждению и своевременному разре­шению межличностных конфликтов.

Внимание характеризуется следующими основными свойствами: объемом, распределением, концентрацией, устойчивостью, переключением. Объем внимания оп­ределяется количеством одновременно (в пределах 0,1 с) воспринимаемых объектов. Распределение внимания характеризуется возможностью успешного одновремен­ного выполнения нескольких различных видов деятель­ности. Переключение определяется скоростью произ­вольного переноса внимания с одного объекта на дру­гой. Концентрация внимания выражается в степени его сосредоточенности на объекте. Устойчивость внимания определяется длительностью концентрации внимания на объекте.

Различают три вида внимания: непроизвольное, про­извольное и послепроизвольное.

Непроизвольное внимание отличается стихийностью возникновения, отсутствием усилий для его возникнове­ния и сохранения. Непроизвольное внимание возникает и поддерживается независимо от сознательных намере­ний человека, в силу особенностей объекта (его новизны,


силы воздействия и др.). Произвольное внимание направ­ляется и поддерживается сознательно поставленной це­лью (оно неразрывно связано с речью, а в условиях зат­рудненной деятельности - с волевыми усилиями). Соглас­но моторной теории Т.Рибо интенсивность и продолжи­тельность произвольного внимания непосредственно обусловлены интенсивностью и продолжительностью связанных с объектом внимания эмоциональных состоя­ний. Послепроизвольное внимание возникает на основе произвольного и заключается в сосредоточенности на объекте в силу его ценности для личности. Послепроиз­вольное внимание представляет, по мнению К.К.Плато­нова, высшую форму профессионального внимания.

В зависимости от того, где находится объект внима­ния - во внешнем мире (материальные объекты, дей­ствия) или в субъективном мире личности (собственные мысли, чувства, переживания),- выделяют внешнее (сен­сорно-рецептивное) и внутреннее (интеллектуальное) внимание. Первое является необходимым условием по­знания и преобразования человеком окружающего мира, второе - необходимое условие самопознания и самовос­питания.

Внимание как целостная система обладает рядом свойств: активность (произвольная, непроизвольная); на­правленность (внешняя, внутренняя); широта (объем, распределение); интенсивность (высокая, низкая); устой­чивость (устойчивая, неустойчивая).

В учебной и профессиональной деятельности, требу­ющей высокой концентрации внимания, его устойчиво­сти, необходимо учитывать следующие условия, повы­шающие эффективность работы:


 


 


 

 

• Важным фактором внимания, как и памяти, является
мотивация к деятельности - наличие потребности, инте­
реса, а также отношение к объекту познания - новизна,
активность.

• Своеобразным фактором внимания является установ­
ка, т.е. неосознаваемая готовность воспринимать пред­
меты и явления действительности определенным образом.

 

• Существенное влияние на устойчивость внимания
оказывают сложность и напряженность деятельности. Мо­
нотонность, шаблонность, стереотипность выполняемых
операций (даже мыслительных) понижает устойчивость
внимания.

• Управление вниманием связано с умением управлять
движением. Человек, который не умеет управлять своей
мускулатурой, не способен к развитию внимания.

Итак, внимание - это сложная, многогранная психи­ческая функция. Внимание является необходимым усло­вием овладения любыми видами деятельности. Измене­ния внимания зависят от индивидуально-типологичес­ких, возрастных и других характеристик личности.

Психическая деятельность, связанная с задачами за­поминания, называется мнемонической (по имени Мне-мозины - богини памяти в греческой мифологии).

Памятью называют процессы запоминания, сохране­ния и воспроизведения человеком его опыта. Память ле­жит в основе любого психического явления. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личнос­ти, ни общества.

Существуют различные гипотезы и теории, в которых исследователи пытаются объяснить феномен памяти, но единой законченной теории памяти нет до сих пор. Пред-


ставителями разных наук выдвинуты разнообразные концепции и модели памяти: физическая теория, хими­ческая, биохимическая, психологическая.

физическая теория памяти. Согласно этой теории не­рвный импульс, проходя через определенную группу ней­ронов (нервных клеток), вызывает в местах их соприкос­новений электрические и механические изменения и ос­тавляет после себя физический след. Эти изменения обес­печивают вторичное прохождение импульса по знако­мому пути, и таким образом происходит запоминание.

Химическая теория памяти. Согласно этой теории информация запоминается вследствие химических изме­нений в нервных клетках под действием раздражителей. Происходит перегруппировка белковых молекул нейро­нов, прежде всего молекул нуклеиновых кислот. Дезок-сирибонуклеиновая кислота (ДНК) считается носителем генетической памяти, а рибонуклеиновая (РНК) - осно­вой индивидуальной памяти.

Биохимическая теория памяти. Основывается на ги­потезе о двухступенчатом характере запоминания. По мнению ее сторонников, на первой ступени в мозге про­исходит кратковременная (несколько секунд) реакция, вызывающая физиологические изменения. Эти измене­ния имеют обратимый характер и являются механизмом кратковременного запоминания. На второй ступени -собственно биохимической - происходит обрабатыва­ние новых белковых веществ (протеинов). Эта стадия приводит к необратимым изменениям в нервных клет­ках и считается механизмом долговременной памяти.

Физиологическая теория памяти базируется на учении и-П.Павлова о закономерностях высшей нервной дея-


 

 

тельности. В основе физиологического акта запомина­ния лежит условный рефлекс - акт образования связи между новым и ранее закрепленным содержанием.

Психологические теории памяти. В этой группе тео­рий можно выделить такие направления, как: ассоциа­тивное, теорию деятельности. Суть ассоциативной тео­рии заключается в следующем: если определенные пси­хические образования возникли в сознании одновремен­но или непосредственно друг за другом, то между ними образуется ассоциативная связь и повторное появление какого-либо из элементов этой связи обязательно вызы­вает в сознании представление всех ее элементов. Соглас­но теории деятельности именно деятельность личности является фактором, определяющим формирование про­цессов памяти. Деятельность человека определяет запо­минание, сохранение и воспроизведение информации. Сохранение информации включает следующие процес­сы памяти:

а) запоминание - это способность принимать новые им­
пульсы (восприятия, мысли, опыт). В основе запоминания
лежат ассоциации, представляющие собой связь между дву­
мя событиями, факторами или несколькими психически­
ми процессами (например, ощущениями и представления­
ми). Эта связь выражается в том, что появление одного из
психических процессов вызывает появление других;

б) сохранение, удержание памяти - это способность
удерживать, сохранять знания и сведения;

в) воспроизведение - это способность помнить и обнов­
лять (репродуцировать) определенное содержание созна­
ния. Воспроизведение усиливает или ослабляет ряд фак­
торов: утомление, сильное возбуждение, алкоголь, кофе-


ин, отдых. Воспроизведение может осуществляться в фор­ме реминисценции (отсроченное воспроизведение того, что было первоначально временно забыто) и персеверации (проявляется в устойчивости, навязчивости какой-либо мысли, воспоминания);

г) узнавание - отнесение воспринимаемого объекта к
категории уже известных;

д) забывание является важным условием запоминания,
поэтому носит относительный характер. Как правило,
забывается то, что перестает для личности быть суще­
ственным, важным. Темп забывания в первое время пос­
ле заучивания быстрее, чем в последующее. Забывание
и запоминание зависят от того, кто и что запоминает, а
также от конкретного отношения к тому, что подлежит
запоминанию.

В целом эффективность памяти определяется ее вос­произведением. Воспроизведение зависит от грамотной организации процессов восприятия, записи, хранения ин­формации.

Память является одной из самых сложных психичес­ких функций человека. Психологами выделяются разные виды и формы памяти. Прежде всего, можно выделить такие виды памяти, как генетическая (наследственная) и прижизненная. Генетическая включает в основном ин­стинкты и почти не зависит от условий жизнедеятельно­сти человека. Эта память хранится в генотипе, передает­ся и воспроизводится по наследству. Это единственный вид памяти, на который мы не можем влиять через обу­чение и воспитание. Что касается прижизненной памя­ти, то она является хранилищем информации, получен­ной с момента рождения и до смерти.


 



 

 

Прижизненную память можно классифицировать по разным основаниям:

а) по наличию целевой установки и затрачиваемым уси­
лиям на запоминание
память можно разделить на непро­
извольную и произвольную. Непроизвольная память - это
автоматическое запоминание и воспроизведение инфор­
мации, происходящее без усилий со стороны человека и
установки на запоминание. Произвольная память - запо­
минание, имеющее специальную установку "запомнить''
и требующее определенных волевых усилий;

б) по степени осмысленности память делят на м е х а -
ническую и смысловую. Механическая основа­
на на повторении материала без его осмысления. При та­
ком запоминании слова, предметы события, движения за­
поминаются точно в таком порядке, в каком они и вос­
принимались. Механическая память выступает как спо­
собность к научению, приобретению жизненного опыта.
Смысловая память предполагает осмысливание запоми­
наемого материала, которое основано на понимании внут­
ренних логических связей между его частями. Осмыслен­
ное запоминание более действенно, поскольку требует от
человека меньше усилий и времени;

в) в зависимости от установки на время хранения ин­
формации
выделяют память кратковременную,
оперативную и долговременную. Кратков­
ременная
память хранит информацию в среднем около
20 с. Эта память сохраняет не полный, а лишь обобщен­
ный образ воспринятого, его наиболее существенные эле­
менты. Она работает без предварительной сознательной
установки на запоминание, зато с установкой на после­
дующее воспроизведение материала. Оперативной назы-


вают память, рассчитанную на хранение информации в течение определенного, заранее заданного срока, в диа­пазоне от нескольких секунд до нескольких дней. Срок хранения сведений при этом определяется задачей, сто­ящей перед человеком, и рассчитан только на решение этой задачи. Данный вид памяти по длительности хра­нения информации и своим свойствам занимает проме­жуточное положение между кратковременной и долго­временной. Долговременная память способна хранить ин­формацию в течение практически неограниченного сро­ка. Многократное и систематическое воспроизведение информации упрочивает ее следы в долговременной па­мяти. В долговременную память поступает информация, имеющая для человека стратегическое значение.

г) по материалу, сохраняемому памятью, ее можно раз­делить на когнитивную, эмоциональную и личностную.

Когнитивная память - процесс сохранения знаний. Зна­ния, получаемые в процессе обучения, выступают сна­чала как нечто внешнее по отношению к личности, за­тем постепенно превращаются в опыт и убеждения че­ловека.

Эмоциональная, память - сохранение в сознании пере­живаний и чувств. Эмоциональная память на пережи­тое - непременное условие развития способности к со­переживанию. Память на чувства - основа мастерства в ряде профессий, особенно связанных с искусством.

Личностная память обеспечивает единство самосоз­нания личности на всех этапах ее жизненного пути. Че­ловек не может стать личностью, если его память не хранит преемственности целей, поступков, отношений, Убеждений.


 



 

д) по модальности сохраняемых образов выделяют сло­весно-логический и образный виды памяти личности. Сло­весно-логическая память тесно связана со словом, мыслью и логикой. Человек, обладающий такой памятью, может быстро и точно запомнить смысл событий, читаемого тек­ста, логику рассуждений. Этим типом памяти обладают ученые, опытные лекторы, преподаватели.

Образную память подразделяют на зрительную, слухо­вую, двигательную, осязательную, обонятельную, вкусовую. Уровень их развития у человека неодинаков.

Как особый вид образной памяти выделяется эйде­тическая память (от греч. слова "эйдос" - образ, карти­на). Эйдетиками называют людей, способных к сохра­нению и в о спр о изв едению чр езвычайно жив ого и деталь -ного образа воспринятых ранее предметов и явлений.

Зрительная память связана с сохранением и воспро­изведением зрительных образов. Она чрезвычайно важна для людей любых профессий, особенно для ин­женеров и художников. Данный вид памяти предпо­лагает у человека способность к воображению, что благоприятствует хорошему запоминанию зрительных образов.

Слуховая память - это запоминание и точное воспро­изведение разнообразных звуков (музыкальных, рече­вых). Она необходима в первую очередь филологам, изу­чающим иностранные языки, музыкантам.

Двигательная память представляет собой запомина­ние и сохранение, а при необходимости и воспроизведе­ние с достаточной точностью многообразных сложных движений. Она участвует в формировании трудовых и спортивных умений и навыков.


Начало применения экспериментальных методов для исследования процессов памяти относят к концу XIX века. Основоположником экспериментального изучения памяти является немецкий психолог Г.Эббингауз, кото­рый в 1885 году опубликовал первое экспериментальное исследование памяти. Благодаря его исследованиям были выявлены следующие эффекты запоминания:

• Сравнительно простые события в жизни, которые
производят особенно сильное впечатление на человека,
могут запоминаться сразу прочно и надолго и по исте­
чении многих лет могут выступать в сознании отчетли­
во и ясно.

• Более сложные и менее интересные события человек
может переживать десятки раз, но в памяти они надолго
не запечатлеваются.

• При пристальном внимании к событию достаточно
бывает его однократного проживания, чтобы в дальней­
шем точно и в нужном порядке воспроизвести по памя­
ти его основные моменты.

• Человек может объективно правильно воспроизво­
дить события, но не сознавать этого, и наоборот, оши­
баться, но быть уверенным, что воспроизводит их пра­
вильно. Между точностью воспроизведения событий и
уверенностью в этой точности не всегда существует од­
нозначная связь.

• При запоминании длинного ряда лучше всего в па­
мяти воспроизводятся начало и конец.

• Повторение подряд заучиваемого материала менее
продуктивно для его запоминания, чем распределение
таких повторений в течение определенного периода вре­
мени, например, в течение нескольких часов или дней.


 

• То, чем человек особенно интересуется, запоминает­
ся без всякого труда. Особенно отчетливо эта законо­
мерность проявляется в зрелые годы.

• Редкие, странные, необычные впечатления запоми­
наются лучше, чем привычные, часто встречающиеся.

• Любое новое впечатление, полученное человеком, не
остается в его памяти изолированным. Будучи запомнив­
шимся в одном виде, оно со временем может несколько
измениться, вступив в ассоциативную связь с другими
впечатлениями, оказав на них влияние и в свою очередь
изменившись под их воздействием.

В исследованиях по изучению памяти отечественного психолога Зейгарник был выделен следующий эффект: незавершенное действие запоминается лучше. Т.Рибо, анализируя важные для понимания психологии памяти случаи амнезии - временной потери памяти, - отмечает еще две закономерности:

1) память человека связана с его личностью, причем
таким образом, что патологические изменения в лично­
сти практически всегда сопровождаются нарушениями
памяти;

2) память у человека теряется и восстанавливается по
одному и тому же принципу: при потерях памяти перво­
начально страдают наиболее сложные и недавно полу­
ченные впечатления; при восстановлении памяти наблю­
дается обратная картина: сначала восстанавливаются
наиболее простые и старьте воспоминания, а затем-наи­
более сложные и недавние.

Мышление представляет собой один из сложнейших процессов, включающих в себя и ощущения, и восприя­тие, и внимание, и память, и воображение. Мышление -


это процесс обобщенного и опосредованного отражения человеком действительности, ее существенных отношений и закономерных связей между предметами и явлениями.

Мышление дает возможность человеку понять зако­номерности материального мира, причинно-следствен­ные связи в природе и в общественной жизни, а также закономерности психики люд ей. Физиологическую осно­ву мышления составляют рефлекторная деятельность мозга, те временные нервные связи, которые образуют­ся в коре больших полушарий. Эти связи возникают под действием второй сигнальной системы (речи), основы­вающейся на сигналах первой системы (ощущениях, вос­приятии, представлениях). В процессе мышления обе сиг­нальные системы тесно связаны друг с другом.

Мышление человека всегда имеет целенаправленный, произвольный характер. Начальным моментом мышле­ния является проблемная ситуация.Фазы мышления вклю­чают: наличие проблемной ситуации, определение цели, решение. Индивидуальный процесс решения осуществля­ется с помощью логических операций: сравнения, анали­за, синтеза, абстракции, конкретизации, обобщения.

Сравнение - установление сходства и различия между предметами и явлениями действительности.

Анализ - мысленное расчленение предмета, явления или понятия и выделение его отдельных частей, призна­ков и свойств.

Синтез - мысленное соединение отдельных элементов, частей, признаков в единое целое.

Абстракция - мысленное отвлечение от несуществен­ных признаков и выделение лишь существенных особен­ностей группы предметов или явлений.


 



 

Конкретизация - это процесс, противоположный аб­стракции, мысленный переход от более общего понятия к более частным.

Обобщение - выделение общих признаков на основе объединения сущностных свойств или сходства предме­тов или явлений.

Абстракция и обобщение заключены в понятиях, суж­дениях и умозаключениях. Понятие представляет собой отражение общих и существенных свойств предметов и явлений действительности. Суждение является основ­ным актом или формой, в которой совершается мысли­тельный процесс. Рассуждение ~ это и есть работа мыс­ли над суждением. Рассуждение принимает форму умо­заключения, когда, исходя из посылок, оно раскрывает ту систему суждений, которая из них следует. Умозак­лючение представляет собой акт мыслительной опера­ции, состоящей в образовании из нескольких суждений нового суждения. В логике выделяют два вида умозак­лючений: индукцию и дедукцию. Индуктивным умозак­лючением называется процесс перехода от единичных, частных суждений к общему суждению. Дедуктивным умозаключением называется процесс перехода от суж­дения, выражающего какое-либо общее положение, к суждению, выражающему менее общее положение или частный случай.

В определении видов мышления существуют различ­ные подходы. •

По степени развернутости решаемых задач выделя­ют мышление дискурсивное (умозаключающее) и интуитивное- мгновенное, характеризующееся ми­нимальной осознанностью.


. По характеру решаемых задач мышление делят на е0ретическое и практическое.

По содержанию решаемых задач выделяют пред­метно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление.

Наглядно-действенное мышление опирается на непос­редственное восприятие предметов, реальное преобра­зование ситуации в процессе действий с предметами.

Наглядно-образное мышление характеризуется опо­рой на образы и представления. В отличие от наглядно-действенного мышления оно преобразуется лишь в пла­не образа (Ж.Пиаже).

Словесно-логическое мышление осуществляется при помощи логических операций с понятиями.

Мышление имеет ярко выраженный индивидуальный характер. Особенности индивидуального мышления про­являются в разных соотношениях видов и форм, опера­ций и процедур мыслительной деятельности. Важнейши­ми качествами мышления являются следующие:

- самостоятельность - умение выдвигать новые за­дачи и находить пути их решения, не прибегая к помо­щи других людей;

- инициативность - постоянное стремление самому ис­
кать и находить пути и средства разрешения задачи;

- глубина - способность проникать в сущность вещей
и явлений, понимать причины и глубинные закономер­
ности;

- широта - способность видеть проблемы многосто­
ронне, во взаимосвязи с другими явлениями;

~ быстрота - скорость решения задач, легкость в вос­произведении идей;


 



 

 

- оригинальность - способность поро



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: