Понятие разделения властей в Российской Федерации




ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение………………………………………………………………………….3

ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ О РАЗДЕЛЕНИИ ВЛАСТЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ..............................................................................5

1.1. Понятие разделения властей в Российской Федерации……………………5

1.2. Виды власти в Российской Федерации…………………………………....8

ГЛАВА 2. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫОРГАНИЗАЦИИ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ............................................................................13

2.1. Федеральное Собрание Российской Федерации – Парламент Российской Федерации………………………………………………………………………..13

2.2. Законодательный процесс в Федеральном Собрании Российской Федерации………………………………………………………………………..16

2.3. Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации…..21

2.4. Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации………………………………………………………………………..26

Заключение…………………………………………………………………….…34

Список использованной литературы……………………………………..…….35

 

 


ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность данной работы. Государственная власть в Российской Федерации на современном этапе осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Этот принцип закреплен в ст. 10 Конституции Российской Федерации[1]. Важное значение для понимания природы и взаимодействия трех ветвей власти имеет закрепленное в данной статье положение об их самостоятельности.

Этот принцип был выработан мировой практикой развития демократических государств. Суть его в том, что демократический политический режим может быть установлен в государстве при условии разделения функций государственной власти между самостоятельными государственными органами.

Поскольку существуют три основные функции государственной власти – законодательная, исполнительная и судебная, каждая из этих функций должна исполняться самостоятельно соответствующим органом государственной власти. Напротив, соединение законодательных, исполнительных и судебных функций в деятельности одного органа государственной власти приводит к чрезмерной концентрации власти у этого органа, что создает возможность установления в стране диктаторского политического режима. Каждый государственный орган, осуществляющий одну из трех функций государственной власти, взаимодействует с другими государственными органами. В этом взаимодействии они ограничивают друг друга. Такая схема взаимоотношений часто называется системой сдержек и противовесов. Она представляет единственно возможную схему организации государственной власти в демократическом государстве.

В настоящей работе будет рассмотрена такая ветвь власти в Российской Федерации как законодательная.

Степень изученности темы. Вопросами законодательной власти в системе разделения властей в РФ занимались такие известные ученые, как А.Н. Костюков, В.Е.Чиркин, Б.С. Эбзеев, И.Б. Власенко, Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин.

В процессе написания курсовой работы мною был проведен анализ нормативно-правовых актов РФ, а также научной литературы, монографий, методических разработок, пособий и материалов периодических изданий, материалов судебной практики.

Объектом исследования является система законодательной власти.

Предметом исследования являются нормы федерального законодательства, регулирующие строение и функционирование системы органов законодательной власти.

Целью настоящей курсовой работы выступает изучение законодательной власти в системе разделения властей в РФ.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- изучить понятие разделения властей в Российской Федерации;

- рассмотреть виды власти в Российской Федерации;

- определить конституционные основы организации и функционирования законодательной власти в Российской Федерации.

Методологической основой исследования являются: 1) методы сбора и изучения информации о государственных и правовых явлениях (специально – юридические). В данную группу входят формально-юридический или юридико-технический, догматический метод, методы толкования права, сравнительно-правовой метод.

2) методы теоретического познания и объяснения государственных и правовых явлений (общелогические и общенаучные).

Структура курсовой работы обусловлена целью и задачами исследования и включает в себя: введение, две главы, состоящие из шести разделов, заключение и список использованной литературы.

Глава 1. Основные положения о разделении властей в Российской Федерации

Понятие разделения властей в Российской Федерации

 

Государственная власть в любой стране мира является единой, поскольку ее источником может быть лишь один субъект конституционного права. В качестве такого субъекта может выступать монарх, господствующий класс, народ в целом.

В юридической науке термин «разделение» применительно к государственной власти употребляется в двух значениях. Согласно одному из них, наиболее распространенному, он используется для обозначения разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную – как «разделение властей». Данный принцип, важнейший для организации власти в демократическом государстве вне зависимости от формы его устройства, присущ унитарным и федеративным государствам и, как правило, закрепляется в их конституциях. В Конституции РФ он сформулирован следующим образом: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны» (статья 10).

Следует отметить, что термин разделение государственной власти в федеративном государстве не придуман автором и не является его «изобретением». Данное понятие широко используется в теории федерализма (В.Е. Чиркин, И.А. Умнова, Л.М. Карапетян, Б.С. Эбзеев, Н.В. Варламова, А.А. Безуглов и С.Л. Солдатов, С.А. Осипян и др.) и получает все большее распространение в процессе развития юридической семантики[2].

Еще А. Токвиль в своей известной работе «Демократия в Америке» писал следующее: «Американцы столкнулись с первой трудностью: речь шла о разделении власти таким образом, чтобы различные штаты, входящие в состав Союза, продолжали управлять своими делами самостоятельно во всем, что касается их внутреннего благосостояния, и чтобы при этом нация, представленная Союзом, существовала как единое целое и обладала бы властью, необходимой для обеспечения всех общих для нее потребностей. Задача эта оказалась весьма сложной и трудноразрешимой»[3].

Разделение государственной власти в федеративном государстве как научное понятие отличается значительным объемом, который содержит три группы правовых явлений.

Первая – определение компетенции различных уровней государственной власти. Исследованию подлежит разграничение предметов ведения между Федерацией и ее субъектами и полномочий между органами их государственной власти. Становление российского федерализма, расширение самостоятельности федеративных субъектов детерминирует особое значение компетенционных вопросов в федеративных отношениях. Недаром так высока, по образному выражению Ю.А. Тихомирова, «чувствительность компетенционного нерва»[4] и так значительна роль компетенционных вопросов в современной Федеративной России. Достаточно отметить, что весь «парад суверенитетов», грозивший вначале девяностых распадом российской государственности, по юридическому содержанию сводился к разграничению компетенции между центром и регионами. Неудивительно, в этой связи, что оптимальное решение компетенционных вопросов в федеративном устройстве страны, как отмечалось, обозначено Президентом России в качестве ключевой задачи государственной политики последних лет.

Вторая. Совокупное «государственное поле» (емкий термин Ю.А.Тихомирова) во избежание коллизий должно быть четко и однозначно поделено между различными уровнями государственной власти. Однако сводить разделение государственной власти только к вопросам компетенции, разграничению предметов ведения и полномочий является необоснованным. Представляет в этой связи несомненный интерес точка зрения В.Е.Чиркина, которую разделяют все большее число ученых и политиков, о том, что основное внимание в разделении, размежевании государственной власти необходимо уделять не «разделистским» аспектам, а сотрудничеству всех публичных властей. Таким образом, разделение государственной власти включает в себя не только определение компетенции, но и взаимодействие между различными уровнями государственной власти при определении и реализации этой компетенции.

Третье. Государственная власть не существует сама по себе, не дарована сверху и не является наследственной. Единственным ее носителем и источником является многонациональный народ: в отношении власти всего федеративного государства – народ России, в отношении региональной – народ субъекта РФ. «Народ обладает учредительной властью, которая не может передаваться, кому бы то ни было, – подчеркивает Б.С. Эбзеев, – Народ передает государству не саму власть, а право на власть». По этой причине убедительной и обоснованной выглядит его позиция о том, что действующая Конституция РФ основана на доктрине делегирования народом права на власть, которым пользуются должностные лица, осуществляя принадлежащие им по Конституции и законам полномочия. Учредительная власть сохраняется при этом за народом[5].


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: