Анализ маркетинговой среды театра имени Ленсовета




Аннотация. В статье обусловлена необходимость поиска новых методов популяризации театра как места отдыха, для чего был дан краткий маркетинговый анализ деятельности театра имени Ленсовета, описана целевая аудитория посетителей театров и рассмотрено конкурентное окружение на предмет примеров использования PR-технологий в Петербургских театрах.

Ключевые слова: театр, реклама, PR-технологии, Санкт-Петербург, маркетинг.

Summary. The article is due to the necessity of finding new methods of theatre promotion as a place of rest, for this purpose a brief marketing analysis of the activities of the Lensoviet theatre was made, the target audience of the theatres was described and the competitive environment was considered with regard of using PR-technologies in the St. Petersburg theatres.

Key words: theatre, advertising, PR-technologies, Saint-Petersburg, marketing.

 

Театр был и остаётся одной из важнейших составляющих культурной жизни Санкт-Петербурга. Однако в последнее время вектор индустрии развлечения кардинальным образом повлиял на структуру бюджета свободного времени: всё больше людей отдаёт предпочтение виртуальному времяпрепровождению. В такой ситуации существующие методы рекламы, способы продвижения театральных услуг и действующие системы привлечения посетителей теряют свою актуальность. В нашей статье на основе анализа маркетинговой среды театра имени Ленсовета и изучения конкурентного окружения мы представляем описание рекламных и PR-технологий [1] и рекомендуем их к использованию для продвижения компаний, занимающихся театрально-концертной деятельностью.

Санкт-Петербургский академический театр имени Ленсовета был основан в Ленинграде в 1933 году и первоначально носил название «Новый театр», своё нынешнее имя получив только в 1953 году. Первый спектакль театра был показан на сцене дома на Невском проспекте, однако после пожара, город выделил театру реконструированное специально для этих целей здание – Театральный зал на Троицкой улице. В 1945 году, после войны, здание театра было разрушено, и труппа стала обживать свой сегодняшний дом на Владимирском проспекте. У современного театра есть три сцены, одна из которых, как и положено, основная. Вместимость основной сцены – 589 мест. На малой сцене также проходит достаточно много спектаклей. Вместимость малой сцены – 95 человек. Зрительный зал камерной сцены может принять 52 зрителя [5]. Распределение количества спектаклей по месту, где они проходят (Большая сцена, Малая сцена, Камерная сцена), представлено на рисунке 1.

 

Рис 1. Распределение спектаклей по их локализации

 

Как видно из рисунка, больше всего спектаклей проходит на большой сцене – 21, на малой чуть меньше -16, 3 постановки можно увидеть на камерной сцене.

Малые сцены появились сравнительно недавно, около 10-15 лет назад. Спектакли, в зависимости от престижности, проходят на разных сценах театра [2]. На билетах заранее указывается место проведения того или иного спектакля. На малой сцене, как правило, проходят спектакли, которые носят камерный характер, где актёрский состав может быть ближе к зрителю и иметь возможность с ним взаимодействовать.

Театр им. Ленсовета является уникальным местом, где сплелись традиция и современность: большое количество известных актеров, старинное здание, и в тоже время современные постановки в модных свежих прочтениях. Художественный руководитель театра – Юрий Бутусов, – является одним из ведущих режиссеров РФ, а спектакли по его постановкам занимают высшие места в рейтингах театральных мероприятий страны. За время своего существования труппа театра была удостоена множества наград и премий, театр был лауреатом и победителем различных конкурсов. Среди профессиональных наград театра наиболее значимыми являются «Золотая Маска», «Золотой Софит», Российская национальная премия – фестиваль театрального искусства для детей «Арлекин», Петербургская театральная премия для молодых «ПРОРЫВ» [6].

Анализируя творческий состав театров, мы пришли к понимаю того, что в идеальную труппу должны входить мужчины и женщины разного возраста и типажей, поскольку хороший актерский состав современного театра – одно из основополагающих значимых условий существования хорошего «театрального продукта». В 70-х годах труппа театра им. Ленсовета насчитывала много именитых актеров, среди которых были такие мастера сцены как Сергей Мигицко, Лариса Луппиан, Михаил Боярский, Семен Стругачев, Ирина Мазуркевич, Алиса Фрейндлих, Анатолий Равикович и другие. В 80-х годах состав труппы потерпел глобальные изменения, связанные с творческим кризисом многих ленинградских театров, однако многие из старых актеров остались в качестве приглашенных артистов. Сейчас драматическая труппа Санкт-Петербургского академического театра имени Ленсовета состоит из 70 человек – 43% мужчин и 57% женщин. При этом состав труппы делится на два сегмента: основная группа (80%) – те актёры, которые играют в театре постоянно, и приглашенные актёры (20%), которые играют большую роль в формировании имиджа театра: известные фамилии актёров привлекают на спектакли дополнительное количество зрителей [4].

Общее количество театрально-зрелищных организаций в Санкт-Петербурге насчитывает порядка 500 учреждений. Цены на билеты – это один из серьёзных финансовых инструментов театров для возможности ведения конкурентной борьбы. Цена на спектакли и другие театральные мероприятия зависит от нескольких основных факторов, куда входят престижность театра, популярность мероприятия, удобство расположения театра, близость занимаемого зрителем места к сцене. Рассмотрим стоимость билетов на примере спектакля «Сон об осени» в театре им. Ленсовета в ноябре 2017 года (Рис. 2).

 

Рис 2. Цены на билеты на спектакль «Сон об осени», в рублях

 

Анализируя данные рисунка 2, видно, что цены на билеты, как и положено, распределяются, в основном, в зависимости от удаленности от сцены, то есть от удобства просмотра спектакля. По сравнению с другими театрами города, билеты на спектакли театра им. Ленсовета находятся в средней ценовой категории. Одними из самых дорогих являются билеты в Мариинский театр, а среди молодежных театров можно найти много недорогих спектаклей с актерами-студентами на небольших малоизвестных площадках.

Гастроли театров – ещё один значительный атрибут жизни артистов и имиджа самого театра. География гастролей театра им. Ленсовета за 2017 год представлена нами в таблице 1.

 

Таблица 1. География гастролей театра в 2017 году

Город Дата
Псков 26-28 октября
Москва 7 и 8 ноября
Череповец 5-8 октября
Великий Новгород 15-16 сентября
Москва 29 июня
Южно-Сахалинск 22-23 июня
Красноярск 24 мая – 2 июня
Екатеринбург 24-25 апреля

Из таблицы 1 видно, что помимо основной локализации в Санкт-Петербурге, театр ведет достаточно активную гастрольную жизнь в Ленинградской, Московской, Вологодской, Сахалинской, Свердловской областях, а также в Красноярском крае [5]. Гастроли позволяют расширить географическую известность театра, увеличить количество лояльных зрителей.

Психографический портрет театрального зрителя Петербурга, сформированный на основании высказываний членов разных целевых групп, выглядит так: это люди самодостаточные, осторожные, интеллигентные, гостеприимные, сдержанные и в то же время доброжелательные. Согласно имеющимся у нас данным [3], у театрального зрителя можно выделить несколько основных потребностей:

- Культурное обогащение,

- Тяга к новым знаниям,

- Освоение новых навыков,

- Потребность в новых идеях,

- Потребность в самореализации за счет творчества.

Одной из важнейших составляющих в жизни театра является реклама. В наши дни, у театра обязательно должна быть своя страничка в интернете, где можно увидеть новости театра, прочитать статьи журналистов и театральных критиков о спектаклях, найти информацию об артистах и администрации театра. На данный момент, у многих театров, включая театр им. Ленсовета, есть странички в социальных сетях – Вконтакте, Фейсбуке, Инстаграме, где зрители могут оперативно узнать новости театральной жизни, анонсы будущих событий и спектаклей, приобрести билеты на спектакли. В таблице 2 представлена сравнительная характеристика использования PR-технологий и рекламы трёх театров Санкт-Петербурга: театра им. Ленсовета, Большого Драматического Театра и театра Буфф.

 

Таблица 2. Примеры использования рекламных и PR-технологий в Петербургских театрах.

Рекламные и PR-технологии Театр им. Ленсовета Большой драматический театр Театр Буфф
Издательская работа Издание газеты театра Юбилейные книги об истории театра Каталоги по всей программе театра.
Продолжение таблицы 2
Специальные события для прессы (пресс-конференции, брифинги) Приглашение представителей СМИ на премьерные спектакли Проведение читок новых пьес в присутствии журналистов Пресс-конференции, Проведение праздничных мероприятий (10-тилетие, 15-тилетие театра и т.п.)
Паблисити (бесплатные публикации) Интервью с именитыми актерами театра в печатных изданиях города Большое количество пресс-релизов на сайтах театральных критиков и других культурных сайтах города Анонсы премьер в печатных изданиях города
Печатные материалы Афиши, листовки буклеты, календари Информационные брошюры Афиши, листовки буклеты
Реклама Реклама в печатных изданиях спонсоров, реклама на сторонних театральных и нетеатральных сайтах. Наружная реклама, реклама в метро, реклама в крупных торговых центрах, распространение листовок и буклетов Реклама спектаклей с известными актерами в электронных и печатных СМИ, Наружная реклама, реклама в метро, реклама в крупных торговых центрах, распространение листовок и буклетов Наружная реклама, реклама в метро, реклама в крупных торговых центрах, распространение листовок и буклетов
Акции для зрителей по стимулированию сбыта «Культурный Петербург» (фиксированная стоимость билетов), «Счастливый билет» (скидка на билеты 50 %), «Хочу в театр!» (скидка на билеты 50%). «Белые ночи в БДТ» (скидка на билеты 50%), «Культурный Четверг»(скидка на билеты 50%) «Лови момент», (скидка на билеты 50%), Купон на 50% скидку на новогодний спектакль от театра «Буфф», скидка на посещение ресторана рядом с театром
Продолжение таблицы 2
Имиджевая реклама Благотворительные мероприятия для отдельных категорий граждан Интервью с актерами и руководителями в газетах города и на телевидении Освещение в прессе об уникальных событиях театра, Интервью с актерами театра в прессе. Благотворительный аукцион
Официальный сайт Размещение актуальных новостей театральной жизни в новостях на сайте театра
Акаунты в социальных сетях Instagram, Twitter, Вконтакте, YouTube
         

Из табличных данных видно, что, по сравнению с двумя другими, у театра им. Ленсовета преобладают благотворительные мероприятия и акции для театральных зрителей, PR-деятельность театра Буфф направлена на повышение интереса людей с помощью «визуального» эффекта – красивого большого здания, разнообразия спектаклей, большого количества листовок и буклетов. Большой Драматический Театр имени Г.А. Товстоногова имеет свое преимущество благодаря знаменитой труппе, поэтому основная рекламная деятельность театра и его действия по связям с общественностью направлены на привлечение зрителей посредством использования имиджа именитых актеров. Для повышения спроса на билеты на спектакли создаются специальные маркетинговые PR – службы в театре, что позволяет удержать позиции в конкурентной борьбе за зрительскую любовь.

В результате проведенного анализа мы выяснили, что, несмотря на огромную конкуренцию, театр им. Ленсовета имеет неплохие перспективы для развития и у театра есть все возможности для расширение своей деятельности на рынке искусства и культуры города. Вместе с тем мы считаем, что театру им. Ленсовета нужно обязательно уделять большое внимание поддержке и продвижению своего имиджа средствами PR и рекламы.

 

Список использованных источников

1. Годин А.М. Бренд-имидж, брендинг: учебное пособие – М.: Феникс, 2012. – 286 с.

2. Забаева М.Н. Государственное регулирование рынка культуры и искусства в России и за рубежом: модели, принципы и методы / М.Н. Забаева // Менеджмент в России и за рубежом. 2013. – №2. – С.89-98.

3. Левшина Е.А. Формирование зрительской аудитории театров. — Л.: ЛГИТМиК, 1989. 70 с.

4. Ушанов П. В. Медиа рилейшнз. Основные аспекты взаимодействия СМИ и Public Relations. – М.: Флинта, 2013. – 102 с.

5. Сайт Театра им. Ленсовета [Электронный ресурс] URL: https://lensov-theatre.spb.ru (дата обращения – 26.10.17).

6. Материал из энциклопедии «Википедия» [Электронный ресурс] URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Санкт-Петербургский_академический_театр_имени_Ленсовета (дата обращения – 27.10.17).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: