Основные единицы речевого общения: речевое событие, речевая ситуация, речевое взаимодействие.
Структура речевой коммуникации.
Речь в межличностном общении: особенности речи в межличностном общении, речь и самораскрытие, речь и самооценка, роль слушающего. Принципы речевого взаимодействия и эффективного общения: последовательности, предпочитаемой структуры, кооперации, вежливости, равной безопасности, децентрической направленности, адекватности того, что воспринято, тому, что сказано. Два вида слушания: рефлексивное и нерефлексивное. Доказательность и убедительность речи. Основные виды аргументов. Невербальные средства общения.
Особенности профессионального общения сотрудника ФСИН России. Речь в социальном взаимодействии: особенности речевого поведения в социально ориентированном общении, речь и социализация, речь как средство утверждения социального статуса, общие закономерности речи в условиях массовой коммуникации.
Подготовка и реализация профессионального коммуникативного акта: анализ аудитории, отбор материала, выстраивание композиции, подготовка текста, реализации речи. Речевая аргументация: логические, психологические, этические аргументы.
Используемая литература: [1, 4, 5, 13, 19, 29, 31, 32].
6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся
Затраты времени на самостоятельную работу
Наименование тем | Всего часов | Обоснование затрат времени на самостоятельную работу | Часы |
Официально-деловой стиль в системе функциональных стилей современного русского литературного языка | Работа с научно-учебной литературой | ||
Подготовка докладов, презентаций | |||
Выполнение языковых упражнений | |||
Составление таблицы стилей русского литературного языка | |||
Лексические и грамматические нормы деловой документации | Работа с научно-учебной литературой | ||
Выполнение языковых упражнений | |||
Подготовка докладов, презентаций | |||
Правила составления и оформления документов | Работа с научно-учебной литературой | ||
Подготовка докладов, презентаций | |||
Подготовка конспектов научно-учебной литературы | |||
Деловая документация в органах ФСИН России. Нормативная обусловленность в работе с документами | Работа с научно-учебной литературой | ||
Подготовка докладов, презентаций | |||
Написание текстов служебных документов | |||
Редактирование текстов служебных и юридических документов | |||
Эффективность профессионального общения сотрудника ФСИН России | Работа с научно-учебной литературой | ||
Подготовка докладов, презентаций | |||
Подготовка конспектов научно-учебной литературы | |||
Создание публичных текстов | |||
Всего по курсу |
Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы:
1. Голиков, Л.М., Дружининская О. В. Язык и стиль служебной документации сотрудника ФСИН России [Электронный ресурс]: учебное пособие. Вологда: ВИПЭ ФСИН России, 2012. Электрон. текстовые дан.
2. Кузнецов, И.Н. Деловое письмо [Электронный ресурс]: И.Н. Кузнецов; Авт. сост. И.Н. Кузнецов. 5-е изд. М.: Дашков и К°, 2013. https://znanium.com/
catalog.php?bookinfo=415309
3. Культура русской речи: учебник для вузов / Граудина Л.К., Виноградов С.И., Даниленко В.П., Карпинская Е. В. М.: Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2015. https://znanium.com/catalog.php?bookinfo=478899
4. Профессиональная речь юриста: учеб. пособие / Н.Н. Ивакина. М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2013. https://znanium.com/catalog.php?bookinfo=373893
5. Русский язык и культура речи: учебник / О.Я. Гойхман и др.; под ред. О.Я. Гойхмана. 2-e изд., перераб. и доп. М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. https://znanium.com/catalog.php?bookinfo=460704
6. Русский язык и культура речи: учеб. пособие / Е.А. Самойлова. М.: ИД ФОРУМ: НИЦ ИНФРА-М, 2014. https://znanium.com/catalog.php?bookinfo=
448841
7. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Курс «Русский язык в деловой документации» носит прежде всего практический характер, однако в ходе изучения данной дисциплины слушателям необходимо освоить (вспомнить) и теоретическую базу: общие сведения о языке, основы стилистики как раздела лингвистики, культуры речи, речеведения и т.д. Поэтому занятия носят как теоретический, так и практический, прикладной характер, что позволяет реализовывать основной дидактический принцип связи языковедческой теории с речевой практикой. Проведению практического занятия, как правило, предшествует подготовка теоретической части: рассмотрение учебных вопросов под руководством преподавателя на лекции, самостоятельное рассмотрение материала и его обсуждение на семинарском занятии. Далее на основе изученного теоретического материала следует выполнение различных практических заданий, языковых упражнений. Практические занятия формируют у слушателей навык аналитической работы с учебной и научной литературой, интернет-ресурсами, способствуют развитию умения составлять документы, редактировать готовые тексты. С этой целью в рамках подготовки
к практическим занятиям предполагается выполнение комплекта заданий
с привлечением соответствующей справочной литературы и интернет-источников, составление на их основе конспектов, сравнительных таблиц, учебных презентаций.
Самостоятельная работа по учебной дисциплине «Русский язык в деловой документации» представляет собой учебную, научно-исследовательскую работу обучающихся, выполняемую по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия в специально отведенное для этого время.
Самостоятельная работа является интегративной составляющей образовательного процесса и непосредственно связана с развитием познавательных способностей обучающегося, повышением его поисковой и творческой активности, образовательной автономии и увеличением личной ответственности за результативность обучения. Она включает в себя подготовку к аудиторным занятиям по всем темам изучаемой дисциплины (семинарским и практическим занятиям), подготовку конспектов, докладов, творческих работ; выполнение контрольной работы, подготовку к сдаче экзамена.
Контроль знаний обучающихся проводится в форме текущей и промежуточной аттестаций.
Текущий контроль успеваемости подразумевает мониторинг уровня усвоения обучающимися материала, сформированности у них необходимых умений и навыков как во время лабораторно-экзаменационной сессии, так и во межсессионный период посредством индивидуальных текущих консультаций.
На занятии и вне занятия проверяются задания, выполненные во время самоподготовки, письменные проверочные работы, тестовые и индивидуальные задания.
При изучении учебной дисциплины «Русский язык в деловой документации» используются следующие образовательные технологии:
информационно-коммуникативные технологии, предполагающие широкое использование интернет-ресурсов и мультимедийных обучающих программ, позволяющих активизировать учебно-познавательную деятельность обучающихся, эффективно организовать и спланировать самостоятельную работу, совершенствовать компьютерное тестирование;
технология обучения в сотрудничестве, предполагающая создание условий для активной совместной учебной деятельности обучающихся. Это обучение
в процессе общения обучающихся друг с другом и с преподавателем при наличии общей цели и индивидуальной ответственности каждого члена группы за выполнение общего задания;
имитация, которая предполагает воспроизведение проблемной ситуации, максимально приближенной к реальной действительности;
технология дебатов, представляющая собой полемический диалог, проходящий по определенному сценарию;
кейс-технология, основу которой составляют критический анализ и решение конкретных социальных проблем. Кейс-технология позволяет организовать обучение, ориентированное на развитие способности обучающихся решать определенные жизненные ситуации, важные повседневные проблемы.
Перечисленные технологии позволят интенсифицировать как аудиторную, так и внеаудиторную работу обучающихся.
Интерактивные образовательные технологии, используемые в аудиторных занятиях
№ темы | Вид занятия | Используемая интерактивная образовательная технология | Кол-во часов |
Л | Технология обучения в сотрудничестве. Просмотр видео-материалов. | ||
ПЗ | Технология обучения в сотрудничестве. Работа в группах, взаимопроверка обучающимися лексико-грамматических заданий. Тестовый контроль знаний | ||
СЗ | Информационно-коммуникативная технология. Работа с образовательными web-ресурсами, рекомендованными Министерством образования и науки Российской Федерации. | ||
ПЗ | Презентация по теме, подготовленная обучающимся, и ее обсуждение; работа в группах, взаимопроверка составленных обучающимися текстов разных жанров (доверенности, автобиографии, резюме, характеристики осужденного и т.д.); технология Case-study. | ||
ПЗ | Технология дебатов. Презентация сообщений. Тестовый контроль знаний | ||
Итого: |
8. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по итогам освоения дисциплины
Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения учебной дисциплины
Компетенции | Наименование разделов, тем | ||||
Тема 1 | Тема 2 | Тема 3 | Тема 4 | Тема 5 | |
Общекультурные | |||||
ОК-5 | + | + | + | + | + |
Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования, описание шкал оценивания
При оценке сформированности компетенции используется двухуровневый подход:
базовый уровень сформированности компетенции – обязательный для всех обучающихся по завершении освоения учебной дисциплины образовательной программы высшего образования, предполагает готовность решать типовые задачи, принимать профессиональные и управленческие решения по известным алгоритмам, правилам и методикам;
повышенный уровень сформированности компетенции предполагает готовность решать практические задачи повышенной сложности, нетиповые задачи, принимать профессиональные и управленческие решения в условиях неполной определенности, при недостаточном документальном, нормативном и методическом обеспечении.