Типологизация авторитарных режимов.




 

Суть политической системы диктаторского типа выражает сам тер­мин "диктатура", который происходит от латинского слова "dictatur", оз­начающего "неограниченная власть". Под ней понимается способ функционирования политической системы, при которой власть сконцентрирована в руках одного человека, группы лиц, церкви или партии и отсутствует всякий контроль со сто­роны управляемых. Диктатура - это монократия, которая в важнейших аспектах политической самоорганизации общества является антиподом демократии. Диктаторские режимы при всех существующих между ни­ми различиях едины в неприятии конституционных и плюралистических принципов демократии. Не допуская или существенно ограничивая оп­позицию, они отвергают честные выборы, основанные на принципе кон­куренции различных политических сил, либо заменяют их выборами пле­бисцитарного характера с одним безальтернативным кандидатом, где ре­зультаты заранее известны. Для них характерно отсутствие гарантий по­литических свобод, разделения властей, реальных правовых начал и т.д. В наибольшей степени это характерно для тоталитаризма, поэтому к изучению диктатур целесообразно приступать именного с этого типа политической системы.

4.1 Сущность и происхождение тоталитаризма

Термин "тоталитаризм" происходит от позднелатинского слова "totalitas", означающего "цельность", "полнота". Впервые он был введен в общий политический лексикон в 1925 г. лидером итальянских фашистов Б. Муссолини для характе­ристики созданного им режима – "lo stato totalitario" – "тоталитарное государство". В 1929 г. газета "Таймс" употре­била этот термин применительно к режиму, сложившемуся в Со­ветском Союзе. После Второй мировой войны в западной полити­ческой науке стало общепринятым обозначать понятием "тотали­таризм" режимы, существовавшие в фашистской Германии, Совет­ском Союзе, других социалистических странах Европы и Азии.

Кратко и четко внутреннюю сущность тоталитаризма сформулировал американский политолог Р. Даниэлс: "Ни одна мысль, ни один человек не свободны от контроля государства и его органов, ничто не свободно от опеки стоящей у власти партии". Это первое, что бросается в глаза при сравнительном анализе разных тоталитарных режимов – власть пытается (очень часто с большой степенью успеха) контролировать все стороны жизнедеятельности человека и общества все 24 часа в сутки. Причина, делающая такой контроль возможным, зачастую ускользает от анализа авторов, пишущих о тоталитаризме. Очевидно, что все диктаторы хотят единолично всем управлять, получается же это только в условиях существования тоталитарного режима.

Дело в том, что в отличие от авторитаризма тоталитаризм располагает средством, создающим необходимые условия для подобного "тотального" контроля. Речь идет о тоталитарной идеологии. Именно тоталитарная идеология создает информационно-идеологическую среду, позволяющую осуществлять полный государственный контроль над всеми проявлениями индивидуальности и социальности.

Тоталитарной идеологией может быть названа идеологическая система, обладающая следующими характерными чертами:

1 Претензия на обладание абсолютной, "последней" истиной, верной во все времена для всех людей без исключения. Тоталитарная истина дается людям Богом через Пророка, либо открывается Основоположником доктрины благодаря исключительным качествам его личности и является программной основой деятельности тоталитарной власти.

В философском отношении подобная идея стара – так, еще в V веке до н.э. греческий философ Гераклит считал, что, обладая совершенной мудростью и совершенным знанием, "можно управлять решительно всеми вещами". Практически же для управления "всеми вещами" "тоталитарная истина" нуждается в сверхтщательной проработке деталей, и может быть сформулирована лишь на относительно поздних этапах развития культуры.

2 Претензия на всеохватывающий характер – Тоталитарная Истина должна иметь ответы на вопросы как должны жить все люди все 24 часа в сутки и систематизировать их в логически непротиворечивую конструкцию. Результатом является создание идеального образа совершенного, гармоничного социального строя, обычно именуемого в современной научной литературе утопией.

3 Аннигиляция (т.е. уничтожение) традиции. Искусственно сконструированная тоталитарной идеологией идеальная модель человеческого мира находится в противоречии с реально существующими формами жизни. Поэтому тоталитарная идеология пытается разрушить все традиционные формы социальности и индивидуальности "до основанья", заменить их новыми, преобразованными в духе Тоталитарной Истины. Поэтому тоталитаризм всегда предполагает разрушение "старого мира".

4 Крайняя агрессивность, вытекающая из претензии на обладание последней истиной. Все остальные теории и идеологии рассматриваются или как заблуждение или как сознательная ложь, а их носители – либо как темные, заблудшие люди, либо как враги. А "если враг не сдается", то его, как известно, "уничтожают". Поэтому тоталитаризм по сути своей предполагает жесточайшие репрессии инакомыслящих.

Подводя итог, можно сказать, что духовной основой тоталитарного режима, его базовым структурообразующим элементом, его "программой" является тоталитарная идеология. Можно констатировать, что в принципе, при большом желании, тоталитарной интерпретации может быть подвергнута любая философская доктрина. Носители определенного варианта Тоталитарной Истины пытаются перестроить мир в духе своих убеждений, безжалостно разрушают старое и пытаются строить новое. Тотальный контроль, свойственный тоталитаризму, порождается и основывается на глобальности тоталитарной идеологии.

Формирование тоталитарного режима растягивается на несколько десятилетий. В этом процессе можно выделить несколько базовых вех:

1 Оформление тоталитарной идеологии. Основоположники доктрины должны создать идеологическое учение, обладающее названными выше тоталитарными чертами. Дело это очень не простое, ибо "старый мир" должен быть "раскритикован" буквально "в пыль" и вместо него должна быть предложена логически непротиворечивая модель "дивного, нового мира".

2 Образование тоталитарной организации (партии или церкви), носителя Тоталитарной Истины. Обычно основатели доктрины исписывают сотни, а то и тысячи страниц. До определенного момента они хранятся и пылятся мертвым грузом на книжных полках. Но, как сказал один великий философ, "идея, овладевшая массами, становится материальной силой". Раньше или позже приходят люди, желающие перестроить мир в духе Тоталитарной Истины. Они создают организацию, призванную реализовать на практике Великую Цель.

3 Захват тоталитарной организацией государственной власти. Ключевым моментом в процессе формирования тоталитарного режима является захват государственной власти в стране тоталитарной организацией. Это может произойти либо силовым (государственный переворот), либо мирным (победа на выборах) путем. Государственный механизм с его институтами убеждения и принуждения, управляемый энтузиастами, позволяет приступить к реализации на практике учения отцов-основоположников.

4 Преобразование всех сторон жизни в духе Тоталитарной Истины. Вооруженные "единственно верным учением" и возможностями, которые предоставляют органы государственной власти, носители тоталитарной идеологии приступают к коренным преобразованиям всех структур "старого мира". Вскоре благодаря реальным и фигуральным усилиям и жертвам в стране, создаются основы тоталитарной системы и тоталитаризм, наконец-то, возникает. Причем он перерастает узкие рамки политической системы и трансформирует, по сути, весь социум, разрастаясь фактически до последних границ социальности.

Более подробно об особенностях тоталитарной социальной системы будет идти речь в следующем вопросе темы. Изложение же этого вопроса мы завершим нашей дефиницией тоталитаризма.

Тоталитаризм – это социально-политическая система, возникшая в результате реализации на практике положений тоталитарной идеологии и стремящаяся тотально (т.е. полностью) контролировать все стороны жизни человека и общества.

4.2 Основные характеристики тоталитарных режимов

В 1956 г. два американских политолога – К. Фридрих и З. Бжезинский –сформулировали шесть основных признаков тоталитарного режима, ставшие классическими в мировой политической науке. Приведем их.

1 Официальная идеология, полностью отрицающая предыду­щий порядок и призванная сплотить граждан для построения нового общества. Эта идеология должна обязательно признаваться и раз­деляться всеми членами общества. Она ориентирует общество на завершающий период истории, в котором должно воплотиться со­вершенное состояние. Таким образом, господствующая идеология носит хилиастический характер. Во всех тоталитарных режимах все стороны жизни общества – мораль, экономическая эффектив­ность, социальные отношения, политические нормы и т.д. – под­чинены идеологии.

2 Монополия на власть единой массовой партии, строящейся по олигархическому признаку и возглавляемой харизматическим лиде­ром. Партия практически "поглощает" государство, выполняя его функции.

3 Система террористического полицейского контроля, который осуществляется не только за "врагами народа", но и за всем обще­ством. Контролируются отдельные личности, целые классы, этнические группы.

4 Партийный контроль над средствами массовой информация Жесткая цензура любой информации, контроль за всеми средствами массовой коммуникации – прессой, радио, кино, литературой и др.

5 Всеобъемлющий контроль над вооруженными силами.

6 Централизованный контроль экономики и система бюрократического управления экономической деятельностью.

К. Фридриху и З. Бжезинскому удалось в своей разработке отразить ряд сущностных черт тоталитаризма. Поэтому выше были упомянуты "6 признаков" тоталитарного режима, однако для более полного понимания особенности тоталитаризма целесообразно рассмотреть по составляющим подсистемам сложной социальной системы.

1 Идеологическая подсистема (культура) характеризуется полным господством тоталитарной идеологии. Существование других политических идеологий не допускается, религиозные идеологии могут бытовать лишь ограниченно и только в маргинальных областях культуры. Все культурное наследие подвергается строжайшей идеологической ревизии, допускаются лишь те культурные формы, которые не противоречат духу Тоталитарной Истины.

2 Политическая подсистема приобретает партократический и идеократический характер. Партия – носитель тоталитарной идеологии разрастается до размеров всего государственного механизма, фактически сливаясь с ним. Государство, в свою очередь, разрастается до размеров всей политической системы. После точки формирования тоталитарного режима все аспекты мира политического жестко контролируются тоталитарной партией, вся деятельность которой определяется догмами тоталитарной идеологии.

3 Социальная подсистема "старого мира" тотально перестраивается. "Паразитические" и враждебные классы, социальные группы и элементы уничтожаются (часто физически). Создается новая социальная структура, доминирующую роль в которой играет идеологизированная партийная бюрократия (номенклатура - новый "правящий класс").

4 Экономическая подсистема характеризуется доминирующей ролью государства. Государство, преследующее идеологические цели, превращается в крупнейшего собственника средств производства и плотно контролирует экономические процессы в стране. Степень, характер и особенности этого контроля зависят от характера и особенностей реализуемой на практике Тоталитарной Истины.

Подсистем сложной социальной системы обычно выделяют четыре. Выше они уже были рассмотрены, однако, для полноты понимания характеристик тоталитаризма необходимо добавить еще два параметра.

5 Политический режим – "образ правления": массовые репрессии на идеологической основе превращаются в основной и чуть ли не единственный инструмент политического управления и решения всех социальных проблем. Господствует "революционное правосознание" и "революционная целесообразность", базовые демократические ценности – права и свободы граждан, разделение властей, реальные правовые начала выбрасываются на "свалку истории" как проклятые "родимые пятна" старого мира.

6 Внешняя политика является крайне агрессивной. Тоталитаризм стремится навязать свои ценности и модели жизни другим. Навязать, используя любые средства. В 30-х гг. ХХ в. антифашисты в Германии говорили: "Гитлер – это война". Несколько перефразируя, можно утверждать, что тоталитаризм – это война. Война с соседями и война со своим народом. Для любого тоталитарного режима это утверждение будет верным.

Таким образом, тоталитарная партия – носитель Тоталитарной Истины после захвата государственной власти безжалостно разрушает все подсистемы старой социальной системы и на их месте создает новые, используя ничем не ограниченное насилие и руководствуясь положениями тоталитарной идеологии.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: