Исторические типы тоталитаризма




Проблема типологизации тоталитаризма является достаточно сложной, ее до сих пор нельзя считать полностью решенной. Обычно в литературе выделяют две разновидности тоталитаризма – "левый" и "правый". При этом уточняют, что "левый" тоталитаризм возник в коммунистических странах, а "правый сформировался в Италии и Германии.

О критерии подобной типологии ее авторы обычно речь не ведут, хотя, если вдуматься, то в качестве критерия в данном случае выступает характер и особенности тоталитарной идеологии. Данный критерий может действительно быть весьма продуктивным, ведь именно тоталитарная идеология является основным структурообразующим элементом тоталитарного режима и определяет его "физиономию". Однако, последовательно применяя критерий "характер тоталитарной идеологии", получаем несколько иные типы тоталитаризма:

1 Тоталитаризм, основанный на коммунистической идеологии. Наиболее яркие примеры – СССР в период сталинизма (1929 – 1956 гг.), Китайская Народная Республика в эпоху Великой пролетарской культурной революции Мао Цзедуна (середина 60-х – середина 70-х гг.), Демократическая Кампучия Пол Пота и Иенг Сари (1975 – 1979 гг.).

2 Тоталитаризм, основанный на националистической идеологии, проповедующей расовое превосходство одного из народов. Образчиками подобного типа являются фашистский режим Муссолини в Италии и нацистский режим Гитлера в Германии, которые часто и подробно описываются в литературе.

3 Тоталитаризм, основанный на религиозной идеологии. Выше мы упомянули, что тоталитарной интерпретации может быть подвергнута любая идеологическая доктрина. История человечества достаточно богата примерами тоталитарной обработки религиозных учений и попытками приспособления под их догматы социальной реальности.

Обычно говорят, что тоталитаризм является порождением ХХ в., ибо в предшествующий период не были достаточно развиты средства массовой информации и коммуникации. Однако ограничивать тоталитаризм только рамками прошлого века неправильно, ибо тоталитарная система предполагает всего лишь индоктринацию и идеологический контроль над личностью. Пресса, радио, автомобили значительно облегчают эти задачи, однако, в принципе тоталитаризм возможен и без этих "чудес" техники. Тоталитаризм возникает тогда, когда оформившаяся тоталитарная идеология (а на ранних этапах человеческой истории таковая попросту не могла возникнуть) через своих носителей, захвативших государственную власть, пытается в корне перестроить социальные институты, отношения, структуры сознания и жестко управлять поведением людей. Все это возможно и без пулеметов с подслушивающими устройствами.

Одна из первых тоталитарных систем на земле существовала в Арабском Халифате (632 – 1258 гг.). Это огромное государственное образование возникло в результате арабских завоеваний, длившихся более двух веков (633 – 850 гг.). Масштабы этих завоеваний и этого государства поражают: на западе арабы были остановлены лишь в Южной Франции в 732 г. в битве близ Пуатье Карлом Мартеллом; на севере – в 717 г. с неудачной осадой столицы Византийской империи города Константинополь, на востоке – в 751 г. на территории современной КНР воины под зеленым знаменем наголову разбили китайские войска, но побоялись идти дальше через огромную пустыню. В конце первого тысячелетия н.э. на огромной территории от Франции до Китая установился тоталитарный режим, основанный на идеологии ислама.

Ислам – третья и самая молодая мировая религия – возник в Аравии среди арабских племен усилиями, прежде всего пророка Мухаммеда. Около 610 г. Мухаммед впервые услышал голоса. Сначала он испугался, но потом понял, что с ним говорит Единый Господь и что он избран пророком, призванным нести людям новую истину – неискаженные слова и веления Аллаха (Коран). Слушатели, в конечном итоге, безоговорочно поверили Мухаммеду. В 632 г., к моменту смерти Пророка, все арабы Аравии были объединены в одном теократическом государстве, в следующем году начались успешные завоевания.

Мухаммед раскритиковал всю предшествующую культурную традицию, больную "многобожием", ему и позднейшим толкователям удалось создать всеобъемлющую новую идеологию, очень "вязкую" религиозную систему. Ислам – это не только вероисповедание как таковое, но и особый образ жизни. Мусульманские каноны мелочно регламентируют все стороны жизни человека и общества, определяют психологию людей и формы общественного бытия. Ислам формирует повседневные навыки поведения, бытовые привычки – омовение, регулярную молитву, посты, отвращение к свинине и т.д. Все это становится практически условными рефлексами, входящими в плоть и кровь правоверного мусульманина. Основа распорядка дня – "намаз" – пятикратная молитва. Совершается лицом к Мекке. Перед молитвой – омовение. Начинается молитва с ат-Такбир – произнесение молитвенной формулы “Аллах – велик!” – АЛЛАХУ АКБАР! В ходе молитвы эта формула повторяется пять раз. Молящийся стоя вздымает руки, вкладывает одну в другую, приседает, снова встает и воздевает руки кверху. После этого он опускается на колени и совершает земной поклон, сопровождая все это невнятным бормотанием формулы исповедания веры и первой суры Корана. Те, кто не молится пять раз в день – неверные.

Арабы легко стали верными мусульманами ("покорными воле Аллаха"). В ходе арабских завоеваний быстрыми темпами эта тоталитарная идеология была навязана десяткам народов. Во многом этому способствовала простота, понятность и доходчивость новой религии: великий Аллах – суровый и справедливый отец, верующие его дети; а Отца, как известно, надо слушаться. Во многом скорой исламизации покоренных способствовала продуманная экономическая политика завоевателей – принявшие ислам платили в казну халифата только десятину (ушр), тогда как немусульмане были обязаны выплачивать более тяжелый поземельный налог (харадж), доходивший до 2/3 урожая. В итоге, завоеванные территории от Испании до Средней Азии быстро стали исламскими, живущими по "законам шариата". Люди приняли тоталитарную религию, изменили свое бытие по ее канонам. Над человеком и обществом осуществлялся строгий идеологический контроль (от диеты до политики), опасные для режима противники и скептики безжалостно уничтожались.

Арабский Халифат – не единственный пример тоталитарного режима, основанного на религиозной идеологии.

В 1996 – 2001 гг. на большей части территории Афганистана существовал тоталитарный Исламский Эмират, организованный движением “Талибан” (талибы – студенты исламских духовных учебных заведений). Талибы установили в стране тоталитарный режим. Они повсеместно насаждали шариатские законы и доводили до абсурда требования исламской морали. Регламенту подвергалось все – одежда, прическа, манера поведения, время молитв и отдохновения. Даже иностранцев карали по законам шариата за малейшее нарушение. Женщинам и девочкам запрещено учиться в частных школах и всех вузах и работать в госучреждениях. 11 сентября 2001 г. была предпринята террористическая атака на Нью-Йорк и Вашингтон, организаторами которой США объявили исламских террористов, базирующихся в Афганистане. В октябре начались бомбардировки Кабула, закончившиеся в ноябре 2001 г. свержением режима талибов, порядком поднадоевшего афганцам.

Тоталитарной интерпретации подвергались не только ислам, но и другие религиозные идеологии. Периодически церкви – носители таких Тоталитарных Истин – пытались перестроить и контролировать жизнь человеческих сообществ в духе требований своей веры. В качестве примеров можно назвать католическую Испанию времен господства Святой Инквизиции (XVI век) или протестантское тоталитарное государство французского юриста и богослова Жана Кальвина, существовавшее в 1541 – 1564 гг. в швейцарской Женеве.

Отрадно констатировать, что подавляющее большинство тоталитарных режимов стали достоянием истории. Одна из немногих доживших до 2005 года тоталитарных систем существует в Северной Корее – Корейской Народно-Демократической Республике, где жизнь граждан до сих пор определяют "идеи чучхе", возводимые тамошней пропагандой к учению Маркса и Ленина.

4.4 Понятие “авторитаризм”. Причины широкой распространенности авторитарных политических режимов

Наряду с тоталитаризмом к разряду диктатур относят и авторитарные политические режимы.

Термин "авторитаризм" происходит от латинского слова "auturitas" – "власть, влияние". Им обозначают такой тип политического режима и политической системы, при которых политическая власть осуществляется узкой группой лиц (вождем, кланом, партией, церковью, социальной группой) при минимальном участии народа.

Авторитаризм имеет богатую историю, которая включает в себя древние тирании, деспотии и олигархии, абсолютные монархии пе­риода средневековья и Нового Времени, хунты Новейшей Истории и др.

Даже в начале третьего тысячелетия из существующих на Земле примерно 230 государств демократиями являются не более семидесяти. Несколько стран можно отнести к тоталитарным, остальные (т.е. добрые 2/3) функционируют в авторитарном политическом режиме. В современном мире авторитарные режимы наиболее распро­странены в странах Азии, Африки, Ближнего и Среднего Востока, Латинской Америки.

Широкая распространенность и устойчивость авторитарного ре­жима (во многих случаях переход от авторитаризма к демократии оказывался неудачным в большинстве современных стран) порож­дает вопрос об истоках авторитаризма, причинах его сохранения и воспроизводства.

К таковым относятся:

– сохранение традицион­ного типа общества с ориентацией на привычные и устойчивые формы социальной жизни и авторитеты;

– воспроизводство клиентальных отношений в социальной структуре развивающихся об­ществ;

– сохранение патриархального и подданического типов по­литической культуры в качестве преобладающих, что равно отсут­ствию ориентации населения на активное воздействие на полити­ческую систему;

– значительное влияние религиозных норм (преж­де всего ислама, буддизма, конфуцианства) на политические ориен­тации населения;

– экономическая отсталость;

– неразвитость гражданского общества;

– высокая степень конфликтности в раз­вивающихся обществах.

Перечисленные выше причины можно классифицировать на: со­циально-экономические и социокультурные.

К социально-эконо­мическим факторам относятся: экономическая неразвитость, не­зрелость гражданского общества, сохранение традиционного типа социальных отношений и значительная конфликтность общества.

Рассмотрим их более подробно.

Экономическая отсталость и слабость гражданского общества, а значит, и неразвитость механизмов саморегуляции общества, обу­словливают расширение и увеличение функциональной нагрузки на государство. Это означает, что государство вынуждено брать на себя те функции, которые общество в силу своей слабости выпол­нить не в состоянии. Таким образом, помимо своих специфических функций на авторитарный характер власти влияет наличие в незападных обществах преимущественно не горизонтальных, а вертикальных социальных связей патронажно-клиентального типа, в которых от­ношения между патроном и клиентом строятся на взаимных обязательствах. Значительный конфликтный потенциал в отношениях между различными этническими, профессиональными, клановыми, социальными и др. группами при почти полном отсутствии институ­циональных форм разрешения конфликтов предопределяет, чуть ли не единственный, способ интеграции общества и сохранения его стабильности – использование силы со стороны государства.

К социокультурным факторам относятся большое влияние религии на общество и особенности политической культуры в стра­нах незападной цивилизации. Что касается религии, то она санкционирует и закрепляет существую­щие социальные и духовные нормы, на которые опирается автори­таризм. В политической науке существует точка зрения, согласно которой между религией и типом политического режима прослежи­вается определенная взаимосвязь. Так, демократия первоначально возникла в протестантских, а затем в католических странах. Отсюда делается вывод, что нехристианские религии в большей степени ценностно ориентированы не на демократический, а на авторитар­ный характер отношений.

Заинтересованный читатель при желании сможет сам поискать другие причины глобального исторического доминирования авторитарных политических режимов, в том числе и в глубинах человеческой психологии.

Как бы там ни было, факт остается фактом – авторитаризм наиболее распространен в человеческой истории. Более 95% всех существовавших на Земле государств были авторитарными. Лишь ХХ век стал временем активной экспансии демократии. Остается только надеяться, что в ХХI веке эта позитивная тенденция сохранится и упрочится.

4. 5 Базовые характеристики авторитарного режима

Приступая к изложению вопроса, вначале перечислим основные отличия авторитарных режимов от тота­литарных:

– авторитаризм не имеет единой и обязательной для всех идеологии, допускает ограниченный плюрализм, если он не наносит вреда системе; при авторитаризме цент­ральную роль играет не мировоззрение, а сохранение власти;

– гражданин не подвергается репрессиям, если он не является активным противником режима: необязательно поддер­живать режим, достаточно его терпеть (ритуальное подтверждение лояльности и отсутствие прямого вызова);

– не­одинаковая степень регламентации различных аспектов общест­венной жизни: при тоталитаризме контролируются все сферы об­щественной жизни, для авторитаризма характерна намеренная деполитизация масс, их довольно слабая политическая информиро­ванность;

– авторитарные диктатуры предпочитают со­хранять традиционные классовые, сословные или племенные пере­городки, которые чужды тоталитаризму (в период становления то­талитаризм разрушает прежнюю социальную структуру, разрывает традиционные социальные связи, "превращает классы в массы");

– возможность легального, хотя и редуцированного, существования оппозиции, выборности органов власти, формального разделения властей и других элементов "квазидемократического фасада";

– при тоталитаризме систематический террор проводится легально и организованно, при авторитаризме используется тактика избира­тельного, латентного террора;

– государство при авторитаризме призвано осуществлять не революционную идеологическую, но управленческую задачу – сплачивать общество и координировать усилия его членов для решения стоящих перед нацией проблем.

Существенными чертами собственно авторитаризма являются:

– монополия на власть одной группы, партии или коалиции, ко­торая ни перед кем не подотчетна;

– сильно централизованная монистическая структура власти, приоритет исполнительной власти над законодательной и судебной;

– наличие у граждан определенных политических прав и свобод, сохранение (там, где оно сформировалось) гражданского общества; допускается существование инакомыслия в дозированных пределах;

– сохранение ограниченного плюрализма, наличие дифференцированных отношений между обществом и государством;

– наследование и кооптация как главные способы рекрутирования правящей элиты;

– отсутствие возможности ненасильственной смены власти; бичом многих авторитарных режимов являются путчи - абсолютный мировой рекорд был установлен в Боливии, там с 1825 г. по начало 90-х гг. ХХ в. произошло 190 государственных переворотов.

– широкое применение насилия для решения политических проблем.

4.6 Типологизация авторитарных режимов

Выявление общих черт авторитаризма, в силу его многообразия, неизбежно влечет за собой определенные упрощения, а значит, и искажения. Для того чтобы получить более полное представление об авторитаризме, необходимо познакомиться с его основными ти­пами.

В научном плане проблема типологии авторитаризма достаточно сложна. Во многом это связано с необычайной разноликостью авторитаризма. Первое централизованное государство в Древнем Египте, созданное фараоном Нармером около 3000 г. до н.э. было авторитарным, президент Александр Лукашенко, как его именуют недоброжелатели "последний диктатор Европы", и в 2006 г. н.э. управляет Белоруссией в авторитарном режиме. Термин "авторитаризм" охватывает очень разные социально-политические образования и предлагаемая типология должна в полной мере отражать это разнообразие.

Применительно к тоталитаризму в качестве критерия типологизации мы брали характер и особенности тоталитарной идеологии, ведь именно тоталитарная идеология является основным структурообразующим элементом тоталитарного режима и определяет его "физиономию". Применительно к авторитаризму можно сказать, что центральным формообразующим элементом режима является правящая политическая группа, которая сконцентрировала в своих руках всю полноту государственной власти и которая в соответствии со своим характером, ценностями, интересами, целями и структурными особенностями определяет ход политического процесса в стране. Смена правящей политической группы, как правило, проходящая насильственным путем, приводит к смене типа авторитарного режима, существующего в стране. Поэтому в качестве критерия типологии авторитаризма можно выделить обладателя государственной власти. По этому критерию можно выделить три больших типа авторитарных режимов.

1 Традиционные или аристократические авторитарные режимы.

К этому типу относятся подавляющее большинство политических режимов государств Древнего Мира, Средних Веков и Нового Времени. Правящим политическим слоем в традиционных авторитарных режимах является аристократия (родоплеменная знать или дворянство). Аристократические режимы сохранились и в современном мире – в странах Бутан, Марокко, Оман.

2 Новые авторитарные режимы. Новые авторитарные режимы возникли:

– в странах, где буржуазные революции уничтожили аристократические авторитарные режимы (отсюда и название "новые");

– в странах, обретших государственную независимость после периода колониального господства;

– в странах, где разложился тоталитаризм или "выродилась" демократия.

Обладателем государственной власти в новом авторитарном режиме может быть достаточно широкий спектр лиц. Состав правящей политической группы определяет подтипы новых авторитарных режимов (назовем только основные):

Тиранические или вождистские авторитарные режимы. Этот подтип режима достаточно уникален и характеризуется концентрацией власти в руках "сильной личности" – "начальника государства". Он проводит политику социального лавирования, опирается на разные социальные группы, сталкивает их между собой, что позволяет ему "крутить" обществом как "собака хвостом" и фактически единолично управлять страной. В качестве примера данного подтипа можно упомянуть Королевство Венгрию времен регентства адмирала Миклоша Хорти (1920 – 1944 гг.) или "санационный режим" Юзефа Пилсудского в Республике Польша (1926 – 1935 гг.). Смерть вождя обязательно приводит к гибели режима.

Олигархические авторитарные режимы. Государственная власть сосредоточена в руках нескольких могущественных семейств или кланов (из крупных землевладельцев или копрадорской буржуазии), которые контролируют всю экономическую или политическую жизнь. Один лидер сменяет другого без серьезных последствий для режима. Интересным примером является Центральноамериканская страна Никарагуа, которой несколько десятилетий управляла семья Сомоса (1936 – 1956 гг. Сомоса Гарсия, 1967 – 1979 гг. Сомоса Дебайле) или арабский Тунис, где первого президента страны Хабиба Бургибу (1957 – 1987 гг.) сменил его преемник, человек № 2 в режиме – премьер-министр Зин аль-Абидин бен Али.

Тимократические авторитарные режимы или "военные хунты". Обычно вооруженные силы нужны для защиты страны от внешнего врага. Однако в ряде государств (Индонезия, Турция, латиноамериканские государства) они даже по Конституции являются "гарантом внутренней социальной стабильности". Периодически в таких странах армия берет власть в свои руки и государством управляет высшее офицерство (Аргентина 1955 – 1958 гг., 1966 – 1973 гг., 1976 – 1983 гг., Уругвай 1973 – 1984 гг., Чили при генерале А. Пиночете и др.).

Партократические авторитарные режимы. Вся полнота политической власти принадлежит политической партии или церкви, заполняющей все вакансии в управленческих органах исключительно своей номенклатурой и креатурой.

С 1929 г. до конца 80-х гг. ХХ в. Мексиканскими Соединенными штатами постоянно управляла Институционно-революционная партия. ВСССР после хрущевской "десталинизации" и демонтажа тоталитаризма, в 1956 – 1991 гг. также существовал партократический авторитарный режим.

В современном Иране, после исламской революции 1979 г. государственная власть формально осуществляется независимыми друг от друга законодательной, исполнительной и судебной властями, однако, фактически страной правит исламское духовенство под руководством политического и духовного Руководителя – аятоллы (ныне – Сейед Али Хаменеи).

Транзитарные или квазидемократические авторитарные режимы. Этот подтип новых авторитарных режимов существует в странах, элиты которых на словах отказались от диктатур, и декларируют свою приверженность демократическим моделям социальной организации. Демократия является цветком, который растет очень медленно, демократический транзит (т.е. переход) с неизбежностью занимает определенное время – время существования транзитарного авторитарного режима. Потом страна может стать демократической, как это случилось с Литвой, либо скатиться к авторитаризму, как произошло в уже упомянутой Белоруссии.

И, наконец, третий тип авторитаризма временные авторитарные режимы.

3 Временные авторитарные режимы. Временные авторитарные режимы складываются в странах, где под воздействием чрезвычайных обстоятельств демократическая политическая система вынуждена временно функционировать в авторитарном политическом режиме. Государственная власть принадлежит лицам, победившим на демократических выборах, но управляют они авторитарно. В качестве примеров можно упомянуть "демократический авторитаризм" генерала Шарля де Голля во Франции в 1958 – 1969 г., или прямое президентское правление в штатах Индии в условиях форс-мажора (стихийные бедствия, эпидемии, массовые беспорядки на религиозной почве). После того как ситуация стабилизируется временный авторитарный режим прекращает свое существование и демократическая политическая система начинает работать в характерном для нее демократическом политическом режиме.

Итак, охарактеризовав временные авторитарные режимы, были рассмотрены основные типы и подтипы диктатур. Теперь можно перейти к анализу демократии, отличающейся от диктатуры в своих базовых принципах и основах.

Контрольные вопросы

1 Назовите основные характеристики диктатуры.

2 Что общего между тоталитаризмом и демократией?

3 Могут ли быть репрессии эффективным инструментом макроуправления?

4 Возможен ли тоталитаризм без репрессий?

5 Почему формирование основ тоталитарной системы растягивается на несколько десятилетий?

6 Является ли, по Вашему мнению, тоталитаризм исключительно феноменом ХХ века, или тоталитарные режимы могли существовать и ранее?

7 Есть ли в наше время тоталитарные режимы, основанные на религиозных идеологиях?

8 Почему авторитаризм является доминирующим типом политического режима?

9 Возможен ли авторитаризм без репрессий?

10 Какие условия необходимы для быстрого экономического развития страны в условиях существования в ней авторитарного режима (феномен "экономических тигров")?

11 Можете ли Вы расширить типологию новых авторитарных режимов, добавив неназванный в пособии подтип?

5 ДЕМОКРАТИЯ



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: