Понятия международные отношения и внешняя политика.




Основные цели внешней политики государства.

Принципы международного права.

Эволюция глобального политического порядка в ХХ веке.

Геополитика и геостратегия.

6 Украино-российские отношения на современном этапе.

В предыдущих темах курса мы рассматривали политический процесс, протекающий в рамках национальных политических систем. Здесь же объектом изучения станут весьма сложные взаимоотношения между политическими системами разных стран.

По словам французского политолога Жана Бодуэна, "длительное время отношение политологии к международным отношениям можно было сравнить с отношением к "бедному родственнику". Даже сегодня еще не можно утверждать, что эта проблема является беспрекословно полноправной сферой политологических исследований". Стоит обратиться к украинским и российским учебникам по политологии, как правота Ж. Бодуэна станет очевидной – в большинстве книг данная тема целиком отсутствует.

Правы авторы, утверждающие, что исследование "проблем международных отношений не может не входить в сферу исследований политологии, которая имеет здесь определенный приоритет. Но при этом нужно иметь в виду, что международные отношения – весьма сложный объект, который не может быть в совершенстве исследован усилиями лишь одной науки. Здесь должны соединяться достижения разных наук". При подготовке материала лекции были использованы наработки отечественных и зарубежных историков, философов, геополитологов.

6.1 Понятия международные отношения и внешняя политика. Основные цели внешней политики государства.

Международные отношения – система экономических, политических, культурных, правовых, военных и других связей и взаимоотношений между народами, государствами, разного рода организациями на международной арене, образующих в своей совокупности международный политический процесс.

Под международным политическим процессом вслед за Д.П. Зеркиным, понимаем совокупность разнокачественных видов политической активности международных субъектов и их взаимоотношений, реализующихся в многообразии конкретных изменений международной политической жизни, соответствующих или противоречащих интересам включенных в действие авторов.

Итак, говоря словами французского политолога Раймона Арона, международные отношения – это отношения между политическими общностями. Рассмотрим основные акторы-субъекты международных отношений.

В качестве первичного субъекта международных отношений выступают нации – либо опосредованно с помощью государственной машины, либо непосредственно в случае, если данный народ лишен волею исторической судьбы собственной государственности. Наиболее ярким примером последней ситуации является трагедия курдского народа – самого многочисленного народа на планете, не имеющего своего государства. Его территория расселения (Курдистан) была разделена в эпоху позднего средневековья между двумя сверхдержавами – Османской империей и Ираном. В конце ХХ в. земли курдов входят в состав Турции, Ирака, Сирии, Ирана и ряда других государств. Интересы курдов (их, по разным данным, от 25 до 40 млн. человек) на международной арене представляют негосударственные политические организации, крупнейшей из которых является Курдская рабочая партия во главе с А. Оджаланом, созданная в 1984 г.

Главными субъектами международных отношений являются государства, определяющие развитие всех форм международных отношений. Государство выступает на первый план в системе международных отношений в силу того, что это единственный субъект, который обладает суверенитетом. Это означает, что данный субъект не признает в отношении себя никакой другой власти, кроме собственной и никаких других обязательств, кроме тех, которые взял на себя добровольно или осознанно, под давлением каких-либо обстоятельств. Отсюда вытекает главная особенность международных отношений – отсутствие в них единого центрального ядра власти и управления. Они строятся на принципе полицентризма и полииерархии, поэтому в международных отношениях весьма велика роль стихийных процессов и субъективных факторов.

В последние десятилетия, однако, все большее влияние на международной арене приобретают различные межгосударственные и международные организации.

Постоянно возрастает значение в качестве субъектов международных отношений межгосударственных объединений: политических, военно-политических, политико-экономических, экономических и прочих союзов, коалиций, блоков. В основе создания объединений лежат, как правило, совпадающие интересы и цели государств-участников, стремление использовать соединенную, совокупную силу и ресурсы для достижения своих целей. Крупнейшими и наиболее известными межгосударственными объединениями являются НАТО, Евросоюз, ОПЕК (Организация стран экспортеров нефти), и др.

Международные организации как субъекты международных отношений являются более сложными образованиями, чем межгосударственные объединения. Они могут быть межправительственными и неправительственными, а также смешанного типа, куда входят и правительственные структуры, и общественные организации. Международные организации выступают в международных отношениях от своего собственного имени и в то же время от имени всех государств, входящих в них. К сфере деятельности международных организаций можно отнести проблемы защиты окружающей среды, войны и мира, народонаселения, ресурсов и многие другие. Международные организации имеют постоянные органы управления с определенной компетенцией и функциями. Они создаются на основе многостороннего договора или специального соглашения и их деятельность осуществляется в соответствии с нормами международного права.

Одной из первых международных организаций явился Всемирный почтовый союз, который возник в 1875 г. Число международных организаций постоянно растет. Если в начале ХХ в. существовало 20 межправительственных и около 200 неправительственных организаций, то к концу столетия их существует соответственно около 300 и более 2500. В качестве иллюстрации разнообразия международных организаций назовем лишь несколько – Интерпол (Международная Организация Криминальной Полиции), МАПН (Международная Ассоциация Политических Наук), МАГАТЭ (Международное Агентство по Атомной Энергии), МОК (Международный Олимпийский Комитет) и др.

До недавнего времени исключительную роль в системе международных отношений играла Организация Объединенных Наций (около 170 государств-членов), функционировавшая как механизм согласования государственных интересов, широкого многогранного взаимодействия государств и народов в целях поддержания мира, сохранения безопасности, содействия сотрудничеству, экономическому и социальному прогрессу всех народов. После дезинтеграции СССР и превращения США в единственную сверхдержаву планеты Земля в результате американских антиооновских происков значение и вес ООН на международной арене начали быстро уменьшаться.

Можно констатировать стратегический курс США последнего времени на подрыв позиций всех международных организаций, которые так или иначе могут являть собой источник влияния, альтернативный власти “опоры мировой демократии”. Так, в апреле 2000 г. Джефри Сакс, директор Центра международного развития Гарвардского университета, опубликовал статью под красноречивым названием “Урезать МВФ и Всемирный банк” (“День”, 6.04.2000 г.), в которой открыто заявил, что необходимо лишить эти международные финансовые организации, являвшиеся после второй мировой войны скрытым "инструментом финансовой дипломатии" США, их "чрезмерной и самонадеянной всеобъятной власти". Таким образом, единственная сверхдержава планеты Земля уже незавуалированно стремится стать пупом моноцентрического мира.

Объективной основой международных отношений являются потребности экономики, ибо ни одна страна не в состоянии долго и эффективно хозяйствовать в состоянии автаркии (т.е. изоляции). Однако кроме экономики объектом международных отношений выступают и другие сферы общественной жизни – политическая, культурная, гуманитарная, экологическая. Понятие “внешняя политика” охватывает гораздо более узкий круг явлений, чем категория “международные отношения”.

Внешняя политика – деятельность государства и других политических институтов общества по реализации своих интересов и потребностей в рамках существующей системы международных отношений.

Обычно выделяют две основные формы осуществления внешней политики государства – дипломатическую и военную.

Термин “дипломатия” происходит от древнегреческого слова “diploma”, означавшего сдвоенные дощечки с нанесенными на них письменами, выдававшиеся посланцам в качестве верительных грамот с подтверждением их полномочий. Дипломатом называли человека, имевшего такой документ, подтверждавший его особое право вести межгосударственные переговоры.

Дипломатия – способ осуществления внешней политики государства, представляющий собой совокупность внешнеполитических невоенных мероприятий. Бывший госсекретарь (министр иностранных дел) США Г.Киссинджер определил дипломатию как "искусство сдерживать применение силы". Дипломатия представляет собой официальную деятельность правительств, других специально уполномоченных лиц, органов и учреждений, осуществляющих внешние сношения от имени государства и проводящих определенный внешнеполитический курс путем переговоров с другими субъектами международного права. В литературе нередко принято определять дипломатию как "науку о внешних сношениях" или как "искусство ведения переговоров".

Основными и наиболее распространенными методами дипломатии являются официальные и др. визиты и переговоры на высшем и высоком уровнях, дипломатические конгрессы, конференции, совещания и встречи, заключение международных договоров и других дипломатических документов, участие в работе международных организаций, дипломатическая переписка, представительство государства за его границами на уровне посольств или консульств.

Руководство дипломатической деятельностью государства осуществляется правительством, а непосредственное оперативное руководство – министерством иностранных дел. За границей дипломатическая деятельность ведется посольствами, консульствами, миссиями во главе с послами или временными поверенными в делах. Порядок дипломатических связей между субъектами международных отношений регулируется нормами дипломатического права, в частности Венской конвенцией 1961 года.

В основе дипломатии как формы осуществления внешней политики государства лежит поиск компромиссов, согласования интересов субъектов международных отношений. Однако достигнуть подобного согласования получается далеко не всегда. Тогда споры решаются военной силой в ходе военных действий.

Война – это более или менее длительный вооруженный конфликт между отдельными государствами, группами государств или разными социальными классами и слоями внутри одной страны.

По словам прусского военного теоретика Карла Клаузевица (1780 – 1831 гг.), "война есть продолжение политики иными средствами". На протяжении тысячелетий война являлась наиболее популярным и эффективным методом проведения внешней политики и достижения целей государства на международной арене. Ученые подсчитали, что из 56 веков человеческой цивилизации менее трех (294 года) можно считать мирными. За 265 лет, описанных в древнерусской "Повести временных лет", летописец лишь в один год, как о великом чуде, записал: "Мирно бысть". И дело тут не в лености дипломатов – в истории зафиксировано более 8 000 мирных договоров, многие из которых заключались на "вечные времена", но средний срок их действия не превышал 10 лет. Как это ни прискорбно, но и в прошлом и в настоящем гордиев узел межгосударственных противоречий намного легче разрубить оружием, чем распутать за столом дипломатических переговоров. События второй половины 1998 – первой половины 1999 г. вокруг Косово яркое тому подтверждение.

Хотелось бы сказать, что в конце ХХ в. война в разрешении международных споров уступает место дипломатии, но это будет ложью. По данным ООН только африканские страны пережили с 1970 г. 40 войн, в 1998 г. 24 из 53 стран Африки были вовлечены как во внешние, так и во внутренние вооруженные конфликты. Всего же в 1991 г. в мире имело место 29 крупных вооруженных конфликтов, в 1993 г. их насчитывалось 28. Даже существование громадных ядерных арсеналов, способных уничтожить все живое на Земле несколько раз, в период глобального противостояния СССР и США не уничтожило войну, но лишь видоизменило ее, трансформировав в так называемую "холодную" войну, о которой будет сказано в четвертом вопросе темы.

Гуманизация международных отношений имела своим результатом лишь попытку создать общеобязательные правила ведения войны, закрепленные в Женевской конвенции 1949 г. о защите жертв войны и дополнительных документах к ней 1977 г., в многосторонних международных соглашениях о запрещении некоторых видов оружия массового поражения, о режиме содержания военнопленных, раненых и больных, обращении с мирным населением в зоне вооруженного конфликта. Эти и другие документы предполагают, что воюющие стороны обязаны подбирать раненых и больных солдат противника, оказывать им необходимую помощь, гуманно относиться к военнопленным, защищать мирное население, уважать жизнь, честь, семью, собственность, религиозные и прочие обычаи на оккупированных территориях. Запрещается применение физического и морального принуждения в отношении гражданских лиц. Мирное население должно быть отселено из района боевых действий. Категорически запрещен захват заложников. Соглашения строго регламентируют режим содержания в плену или интернирования, предполагающий обеспечение задержанных лиц жильем, создание им элементарных условий существования, предоставления им права переписки и соблюдение основных прав человека в отношении военнопленных.

Недопустимо привлекать к участию в боевых действиях лиц, не достигших 15 лет. Запрещена и блокада, когда для достижения военных целей ограничивается поставка продовольствия, воды, электроенергии и т.д., что приводит к возникновению голода и болезней среди мирного населения. Специальные соглашения декларируют уничтожение института наемничества.

Теоретически несоблюдение этих правил ведения войны независимо от того, нарушены ли они рядовыми или командным составом, расценивается как военное преступление, за которое должно следовать неизбежное наказание. Реально же практика работы Международного трибунала в Гааге показывает, что наказание за военные преступления до сих пор не является неотвратимым. Так, если вернуться к упомянутой выше ситуации вокруг Косово, видно, что против сербов, обвиняемых в этнических чистках, было начато судебное разбирательство, тогда как против натовцев, сбрасывавших на СРЮ запрещенные кассетные бомбы, никаких мер предпринято не было. Примеры подобного двойственного лицемерного подхода можно множить.

В целом же, подводя итог рассмотрению основных форм осуществления внешней политики государства, необходимо процитировать одного из апологетов глобального американского доминирования профессора Збигнева Бжезинского: "…прямое применение силы становится теперь не таким легким делом, как в прошлом. Ядерные вооружения существенно ослабили полезность войны как инструмента политики. Растущая экономическая взаимозависимость государств делает политическое использование экономического шантажа менее успешным. Таким образом, маневрирование, дипломатия, создание коалиций, кооптация и очень взвешенное применение политических козырей стали основными составными частями успешного осуществления геостратегической власти" т.е. внешней политики.

6.2 Основные цели внешней политики государства

Одной из дискуссионных в кругу ученых проблем является соотношение внутренней и внешней политики государства. Систематизировав высказанные мнения, получим три основных трактовки этой проблемы.

Первая точка зрения, ее придерживался австрийский социолог Л. Гумплович (1838 – 1909 гг.), настаивает на производности внутриполитической ситуации в государстве от развития ситуации на международной арене.

Второй подход – марксистский – выводит внешнюю политику из внутренней и рассматривает международный курс государства как простое продолжение внутриполитического курса, детерминированного экономическим базисом и интересами правящих социальных слоев.

В современной украинской политологии популярен третий вариант трактовки взаимосвязи между внутренней и внешней политикой. Он базируется на признании их равноправия и аргументируется тем, что в основе и внутренней и внешней политики лежат единые законы социального бытия, когда важнейшие проблемы общественных отношений приобретают как внутренние, так и внешние измерения.

В большинстве стран мира государство, являясь орудием в руках господствующих социальных слоев, стоит на страже их интересов, как в рамках национальных границ, так и за рубежами страны. Следовательно, в качестве сверхцели внешней политики государства можно назвать обеспечение сохранения существующего в стране социально-экономического и политического порядка и создание благоприятных внешних условий для его эволюции в предпочтительном для господствующих социальных слоев направлении.

Эта общая сверхзадача может быть конкретизирована в трех основных целях внешней политики государства:

1 Обеспечение безопасности государства от происков внешних врагов. Здесь необходимо заметить, что в Европе в конце ХХ в. (это весьма актуально сейчас для Украины) желаемый уровень безопасности может быть достигнут не только и не столько военными, сколько дипломатическими средствами.

2 Эффективная внешнеэкономическая деятельность, поддержка национальных экспортеров. История свидетельствует, что занять место среди ведущих стран-экспортеров национальная экономика может лишь при наличии адекватной государственной поддержки.

3 Защита интересов граждан данного государства за его границами. Наиболее рельефно эта цель прослеживается во внешнеполитической деятельности США десятки раз использовавших мнимые или реальные посягательства на интересы своих граждан как повод для открытого вооруженного вмешательства в дела суверенных государств разных континентов.

В заключение данного вопроса назовем приоритетные задачи нашего государства на международной арене, определенные в документе, принятом Верховным советом Украины 2 июля 1993 г. и озаглавленном "Основные направления внешней политики Украины":

– утверждение и развитие Украины как независимого демократического государства;

– обеспечение стабильности международного положения Украины;

– сохранение территориальной целостности государства и неприкосновенности его границ;

– интеграция национального хозяйства в мировую экономическую систему для его полноценного экономического развития, повышение благосостояния народа;

– защита прав и интересов граждан Украины, ее юридических лиц за границей; создание условий для поддержки контактов с зарубежными украинцами и выходцами из Украины;

– распространение в мире образа нашей страны как надежного и предсказуемого партнера.

6.3 Главные принципы международного права

Международное право – это совокупность норм и принципов, которые регулируют всю систему международных отношений, а также взаимодействие в рамках отдельных групп или на двусторонних основах. Нормы международного права "связывают" между собой государства. В соответствии с принятыми на себя обязательствами правительства принимают меры для того, чтобы их внутреннее законодательство отвечало соглашениям и договорам, в которых они принимают участие.

Свое буквальное воплощение принципы международной политики получают в межгосударственных соглашениях. Главным международно-правовым документом современности, в котором сформулированы самые основные принципы международного права и предусмотрены меры по их соблюдению, является Устав Организации Объединенных Наций, который был принят в 1945 г. 50 государствами – основателями ООН. Самые важные принципы современной международной политики изложены также в "Декларации о принципах международного права, касающихся дружеских взаимоотношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций" (1970 г.). Утверждению современных принципов в практике международных отношений способствовали также такие документы Генеральной Ассамблеи ООН, как "Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам" (1960 г.), "Декларация о недопустимости интервенции и вмешательства во внутренние дела государств" (1981 г.) и др. Существенную роль в развитии главных принципов, в наполнении их новым содержанием сыграл Заключительный акт Хельсинского Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 года. Важную роль в конкретизации и определении процедур осуществления международных принципов играют двусторонние соглашения государств о сотрудничестве.

Принципы международной политики и международного права имеют высшую юридическую силу по сравнению с внутренними юридическими нормами.

К этим принципам относятся:

1 Принцип мирного сосуществования. По этому принципу государства обязаны сохранять международный мир, проявлять терпимость друг к другу и сотрудничать между собой, признавать право народов жить в безопасном, справедливом, демократическом мире, где нет места насилию и притеснению народов в любой форме.

2 Принцип неприменения силы или угрозы силой в международных отношениях. Международное право вплоть до середины ХХ в. признавало право государств на войну. В соответствии с ним любое государство могло применить силовой, военный способ решения любого спора с другим государством. В первой половине ХХ в. отдельные государства неоднократно осуществляли попытки в двустороннем порядке провозгласить отказ от применения силы. Но соответствующий принцип как императивное требование был зафиксирован только в Уставе ООН: "Все члены Организации Объединенных Наций воздерживаются в международных отношениях от угрозы силой и ее применения как против территориальной неприкосновенности и политической независимости любого государства, так и каким-то иным образом".

Устав ООН признает правомерность применения силы только в двух случаях:

– с целью самообороны, если произошло вооруженное нападение на государство (статья 51);

– по решению Совета Безопасности ООН в случае угрозы миру, любого нарушения мира и акта агрессии (статьи 39 и 42).

Именно в таком порядке международное содружество применило силу относительно Ирака во время его агрессии против Кувейта в 1992 году.

Рассматриваемый принцип требует от государств воздерживаться от применения силы первыми, от пропаганды агрессии и войны. Агрессивная война была объявлена международным преступлением, которое влечет международную правовую ответственность государств и международную уголовную ответственность политиков.

3 Принцип мирного урегулирования споров. Требует от участников международных отношений разрешения возникающих проблем только мирными средствами, так, чтобы не ставить под угрозу международный мир, безопасность и справедливость.

4 Принцип суверенного равенства государств. Означает, что все государства являются равноправными членами международного содружества независимо от экономического, социального, политического или другого развития. Для всех государств существует равная обязанность полностью и добросовестно выполнять свои международные обязательства. Все государства в равной мере заинтересованы в решении общечеловеческих проблем, создании всеобъемлющей системы международной безопасности и несут коллективную ответственность перед человечеством.

5 Принцип нерушимости государственных границ. Вытекает из международно-правового признания существующих границ и предусматривает отказ от любых посягательств на эти границы, требует исключить из международной практики территориальную экспансию в любой форме.

Проблема границ особенно значима для европейского континента. Вот почему участники Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (в 1975 г.) в Декларации принципов Заключительного акта отметили: “Государства-участницы рассматривают как нерушимые все границы друг друга, так же как и границы всех государств в Европе, поэтому они будут воздерживаться сейчас и в будущем от любых посягательств на эти границы”.

6 Принцип территориальной целостности государств. Исключает насильственный захват или изменение принадлежности территорий, а также запрещает противоправное использование их.

7 Принцип невмешательства во внутренние дела. Налагает на государства мира и другие субъекты международного права обязательства не вмешиваться прямо или опосредствовано по любым причинам в дела, которые относятся к компетенции того или иного государства.

8 Принцип уважения права человека. Является одним из основных принципов международного права и содержит совместное обязательство государств (независимо от их политических, экономических, социальных особенностей) уважать и придерживаться прав и основных свобод человека без различения расы, пола, языка, религии и тому подобное.

Принципы международного права вместе с его нормами способствуют взаимосвязи государств между собой, позволяют достичь того, чтобы с учетом взятых государствами на себя обязательств их внутреннее законодательство отвечало подписанным и ратифицированным международным соглашениям.

6.4 Эволюция международного политического порядка в ХХ веке

Принимая во внимание "меру" суверенитета, можно выделить группу "суперсуверенных" государств, обычно именуемых "великими державами".

При анализе международного политического процесса становится очевидным, что именно великие державы являются главными "игроками" на международной арене. Именно они определяют специфику международных отношений на определенном временном отрезке, международный политический порядок.

В ХХ в. произошло два радикальных изменения глобального политического порядка – полиполярный мир стал сначала биполярным, потом – монополярным.

В начале прошлого века мир был полиполярным, мировую политику делала "великолепная семерка" государств-лидеров. Это европейские Англия, Франция, Германия ("Второй Рейх"), Австро-Венгрия, евроазиатская Россия, азиатская Япония и заокеанские Соединенные Штаты Америки. К тому времени планета была уже поделена, каждая великая держава имела на глобусе свою сферу влияния и хотела захватить чужую. Противоречия постепенно обострялись. Ведущую роль тогда играла Европа, европейские "суперсуверенные государства" сформировали два блока – Антанту (Англия, Франция, Россия) и Тройственный союз (Германия, Австрия, Италия, Турция), столкновение между которыми привело к первой в истории человечества глобальной войне, именуемой Первой мировой (1914 – 1918 гг.), т.к. военные действия велись несколькими десятками стран на нескольких континентах.

Основной ареной борьбы была "старушка Европа", по последствиям для этого континента Первую мировую можно сравнить с землетрясением ужасающей силы. Рухнули четыре великие империи – Германская, Австрийская, Российская и Османская. Австро-Венгрия была расчленена. Германия была повержена и поставлена на колени условиями Версальского мира. Англия и Франция были значительно ослаблены. В России в результате Великой Октябрьской Социалистической революции к власти пришли большевики во главе с В.И. Лениным. США, вступившие в войну против Германии только в 1917 г., получили максимальные экономические и политические дивиденды от европейской бойни, окончательно превратились в полноценную великую державу. Конфигурация политического порядка значительно изменилась, но мир остался полиполярным.

В 20 – 30-е г. в Союзе Советских Социалистических Республик произошли революционные изменения. Иосиф Сталин, ставший после смерти В.И. Ленина единоличным правителем страны, в исторически кратчайшие сроки провел радикальную модернизацию экономики, социальной сферы и армии, превратившую СССР в ведущую сверхдержаву. Все это делалось под идеологическими лозунгами построения коммунизма и уничтожения мировой системы капиталистических государств.

В Германии на волне недовольства поражением 1918 г. к власти в 1933 г. пришли национал-социалисты во главе с Адольфом Гитлером. Гитлер проповедовал превосходство арийцев (т.е. немцев) над остальными народами и не скрывал своих намерений править всем миром. Очень скоро ему удалось разорвать ограничения Версальского мира, создать ориентированную на войну экономику и высокоэффективную военную машину.

"Гнилые западные демократии" (как советская пропаганда официально именовала Великобританию и Францию) противостоять "Третьему Рейху" не могли. Они надеялись "умиротворить" агрессора и натравить его на СССР. США отсиживались за Атлантическим океаном, ожидая новых дивидендов от новой мировой бойни. На Дальнем Востоке Япония, ставшая союзником германских нацистов, уже приступила к собиранию "пяти азиатских углов под одну крышу". Вторая мировая война была неизбежна.

Она началась 1 сентября 1939 г., а в 1941 г. со вступлением в войну СССР и США стала поистине глобальной. Невиданные в цивилизованной истории зверства гитлеровцев привели к созданию Антигитлеровской коалиции (Великобритания, Франция, США, СССР), воевавшей против Германии и Японии. К 1944 г. стало ясно, что германские и японские националисты борются против всего остального человечества. Они были обречены. Германия капитулировала 8 мая 1945 г., Япония – 2 сентября.

По итогам Второй мировой войны Англия, Франция, Германия и Япония перестали быть великими державами. Это было первое радикальное изменение глобального политического порядка – мир стал биполярным.

С конца 40-х по конец 80-х гг. ХХ в. основными игроками на глобальной политической арене были две сверхдержавы: СССР и США, объединившие вокруг себя союзников (просоветская "Организация Варшавского договора" и проамериканский блок НАТО). Противостояние шло под идеологическими лозунгами борьбы против "американского империализма" и уничтожения "советского тоталитаризма". Существование ядерного оружия сдерживало сверхдержавы от прямого вооруженного конфликта, т.к. по правилам ядерной войны наносивший удар первым умирал вторым после ответного удара противника. Накопленные СССР и США запасы термоядерных вооружений позволяли несколько раз уничтожить все живое на земле.

Поэтому прямая военная конфронтация трансформировалась в "холодную войну", когда СССР и США воевали друг с другом на разных континентах чужими руками. Действовал принцип "враг моего врага – мой друг". Если одна сверхдержава поддерживала в одной из стран Африки, Азии или Южной Америки какую-либо политическую силу, то другая сверхдержава оказывала помощь ее противникам. Так, американское ЦРУ фактически вырастило Бен-Ладена и сотни других исламских террористов для борьбы с советским "миротворческим контингентом" в Афганистане. После окончания афганской войны и вывода из страны советских войск главным врагом "муджахедов" стали "неверные" из США и других стран Запада.

До конца 70-х гг. в глобальной "холодной войне" по очкам побеждал Советский Союз. Прямая военная интервенция США в Индокитай, начавшаяся в марте 1965 г., закончилась полной капитуляцией американцев по Парижским соглашениям января 1973 г. Пользуясь боксерской терминологией, США оказались в нокдауне. Однако вскоре американцам удалось быстро прийти в себя, и, говоря образно, отправить СССР в нокаут, закончившийся смертью противоборствующей сверхдержавы. Факты известны всем. В марте 1985 г. Генеральным секретарем ЦК КПСС стал М.С. Горбачев, вскоре началась "перестройка", погубившая СССР. 7 – 8 декабря 1991 г. в Беловежской Пуще лидеры России, Украины и Белоруссии (Ельцин, Кравчук и Шушкевич) денонсировали союзный договор 30.12.1922 г. и де-юре ликвидировали Советский Союз. Объясняют происшедшее по-разному (в т.ч. и предательством переродившегося советского компартийного руководства, действовавшего чуть ли не по прямой указке ЦРУ), для нас сейчас важно другое – на планете Земля осталась только одна сверхдержава – США. Глобальный политический порядок стал монополярным. Такого еще никогда не было в истории.

Соединенные Штаты Америки стали единолично решать, что хорошо, что плохо, что демократично, что недемократично, сосредоточив в своих руках функции всеземного прокурора, следователя, судьи, полицейского и палача. Наиболее яркие события минувшего десятилетия: нападение американцев в 1999 г. на Югославию, вооруженное свержение режима талибов в Афганистане в ноябре 2001 г., оккупация суверенного Ирака весной 2003 г., продолжающаяся и доныне. Причем все три акта агрессии были предприняты под очевидно фальшивыми предлогами и без поддержки основной части мирового сообщества. США "наглядно, грубо, зримо" показали всему человечеству (и своим западноевропейским "союзникам" в том числе), кто хозяин на планете Земля. Очень часто американская внешняя политика напоминает поведение слона в посудной лавке. Растет и недовольство монополярностью мирового политического порядка. Будет ли он изменен в исторически обозримом будущем?

Есть факторы, которые должны тревожить новых "хозяев мира". Европейский Союз постепенно преобразовывается из конфедерации в федерацию. Китайская Народная Республика (население 1 млрд. 300 млн. чел.), неуклонно наращивая свою экономическую мощь, проводит подчеркнуто самостоятельную внутреннюю и внешнюю политику. Республика Индия становится ядерной державой и т.д. и т.п. С другой стороны, США остаются единственной военной супердержавой, превосходящей по военному потенциалу чуть ли ни всех своих реальных и потенциальных противников вместе взятых. Кроме того, что особенно важно для обеспечения доминирования в ядерную эпоху, американские экономисты и геополитики являются пока лучшими в мире. Именно оптимально избранная геостратегия, обеспечившая Америке глобальное лидерство, сможет позволить ей сохранить монополярность мира и в дальнейшем.

6.5 Геополитика и геостратегия

Введение в научный оборот термина "геополитика" обычно связывают с именем шведского исследователя и политического деятеля Р. Челлена (1846 – 1922 гг.), который изучал системы управления для выявления путей укрепления могущества государства. Он определял геополитику как науку, "которая рассматривает государство в качестве географического организма или феномена пространства".

В первой половине ХХ века геополитические исследования были очень популярны в странах Запада. Ведущая роль принадлежала германской Geopolitik. Она выросла из интеллектуальной традиции Пруссии и Второго Рейха, рассматривавшей использование силы как основной способ решения всех международных проблем. Крупнейшим немецким исследователем геополитики был профессор К. Хаусхофер (1869 – 1946 гг.). Он был убежден в том, что месторасположение и территориальные характеристики государства являются основными факторами, определяющими его политическую и историческую судьбу.

Ключевыми в построениях Хаусхофера были понятия "кровь и почва" (Blut und Boden), "пространство и положение" (Raum und Lage), "сила и пространство" (Macht und Raum), "жизненное пространство" (Lebensram). Главными движущими силами государства он считал об



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: