Задачи педагогического контроля




ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ

ЗА ФИЗИЧЕСКИМ ВОСПИТАНИЕМ ДЕТЕЙ

 

Педагогический контрольэто система мероприятий, обеспечивающих проверку запланированных показателей физического воспитания, для оценки применяемых средств, методов и нагрузок.

Основной задачей физического воспитания детей дошкольного возраста является улучшение состояния здоровья и физического развития, повышение работоспособности, развитие функциональных возможностей развивающегося организма, формирование основных знаний, умений и навыков и развитие двигательных качеств (быстрота, сила, ловкость, выносливость).

Работа по физическому воспитанию осуществляется воспитателями групп при регулярном контроле со стороны медицинских работников, заведующей, методиста.

Основная цель педагогического контроля – это определение связи между факторами воздействия (средства, нагрузки, методы) и теми изменениями, которые происходят у занимающихся в состоянии здоровья, физического развития, морально-волевых качеств и т.д.

Задачи педагогического контроля

1. Выяснить уровень физического развития, функциональные возможности организма и уровень развития двигательного аппарата.

2. Систематически наблюдать за динамикой роста, здоровья и развития моторной функции ребенка после физических упражнений, чтобы оценить оздоровительный эффект.

3. Профилактика, выявление и лечение изменений в организме ребенка при нерациональном занятии физкультурой.

4. Проведение санитарно-просветительной работы.

 

На основе анализа полученных в ходе педагогического контроля данных проверяется правильность подбора средств, методов и форм занятий, что создаёт возможность при необходимости вносить коррективы в ход педагогического процесса. Педагогический контроль осуществляется преподавателем в тесном сотрудничестве с воспитателями, мед работником, заведующей и родителями..

В практике физического воспитания используется пять видов педагогического контроля, каждый из которых имеет своё функциональное назначение.

 

1. Предварительный контроль – проводится обычно в начале учебного года. Он предназначен для изучения состава занимающихся (состояние здоровья, физической подготовленности). Определяется также сформировавшийся ранее фонд двигательных умений и навыков и связанных с ними знаний. Данные такого контроля позволяют уточнить образовательные задачи, средства и методы их решения.

Для мониторинга физического развития детей 5-7 лет определены тестовые упражнения, которые характеризуют уровень физической подготовленности ребенка с учетом индивидуальных особенностей.

2. Оперативный контроль – предназначен для определения срочного тренировочного эффекта (СТЭ) в рамках одного занятия.

В оперативном контроле решаются следующие задачи:

1) проследить динамику оперативной работоспособности, утомления и восстановления по ходу занятия;

2) проконтролировать направленность и параметры нагрузок в занятии;

3) сделать заключение о качестве занятия, о положительных сторонах и недостатках его содержания и методики.

Для оценки состояния занимающихся надо обратить внимание на следующие показатели:

• Самооценка занимающегося своего состояния (самочувствия, степени утомления и восстановления по ходу занятия и др.);

• Внешние признаки состояния занимающихся: работоспособность, результативность действий, количество и качество проделанной работы;

• Определённые черты внешнего вида: изменение цвета кожных покровов, потоотделения, мимики и др.

• Показатели динамики функционального состояния: ЧСС, дыхание, пульсометр, и т. п.

Данные оперативного контроля позволяют регулировать динамику нагрузки на занятии.

3. Текущий контроль – проводится для определения реакции организма занимающихся на нагрузку после занятия и в интервалах между ними. В текущем контроле оцениваются быстро меняющиеся признаки контролируемых явлений – процессов утомления и восстановления различных функциональных систем организма.

Текущий контроль позволяет проследить динамику показателей индивидуального состояния занимающихся: степень утомления после занятия, ход восстановительных процессов между данным и очередным занятием, а также состояние занимающихся перед началом следующего занятия. Данные текущего контроля помогают оценить отставленный тренировочный эффект (ОТЭ) и служат основой для планирования содержания ближайших занятий и величины физических нагрузок в них.

4. Этапный контроль. Назначение этапного контроля – целостно оценить систему занятий в рамках завершённого цикла контролируемого процесса, сверить намеченное и реализованное в цикле и внести коррективы в последующие действия. Этапный контроль служит для получения информации о кумулятивном тренировочном эффекте (КТЭ).

В этапном контроле в качестве тестирующих процедур используются упражнения, выделяемые в качестве зачётных в дошкольных программах по физическому воспитанию, нормативы комплекса ГТО, а также других упражнений, наиболее пригодных в данных конкретных условиях для оценки физической подготовленности, степени развития отдельных физических качеств.

5. Итоговый контроль – проводится в конце учебного года для определения успешности выполнения годового плана-графика образовательного процесса, степени решения поставленных задач, выявления положительных и отрицательных сторон процесса физического воспитания.

Данные итогового контроля (состояние здоровья занимающихся, успешность выполнения ими зачётных требований и учебных нормативов, уровень спортивных результатов) являются основой для последующего планирования учебно-воспитательного процесса.

 

На основании данных педагогического контроля инструктором делается вывод об эффективности выполнения образовательной программы по физической культуре в дошкольном учреждении, об эффективной работе по взаимодействию всех участников образовательного процесса и, в случае необходимости, вносятся корректировки в работе.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: