ВЗГЛЯД ИЗ ТОЛПЫ, ИЛИ ОЧЕВИДЕЦ КАЗНИ




10 января 1775г., находясь в Москве, Андрей Тимофеевич уже собирался покидать столицу, как его задержал старинный знакомый. В этот день на Болоте, так называлась Болотная площадь в те времена, должна была состояться казнь бунтовщика и мятежника Емельки Пугачева. Товарищ Болотова был знаком со многими полицейскими, поэтому они устроились возле самого эшафота. Андрей Тимофеевич находился так близко, что отчетливо слышал каждое слово приговора. Он оставил несколько свидетельств этого события: описание в своих записках и две картинки. Одна перед Вами. Рисунок сделан пером и, вероятно, тушью, поэтому выглядит колючим, напряженным. Он глубже и точнее, с моей точки зрения, передает трагизм происходящего. Но есть и акварельный вариант этой картинки с тонкой и четкой прорисовкой всех деталей. В мемуарах Болотова описание казни занимает около двух листов. Это документальное свидетельство, тем оно и ценно. Многое поразило Андрея Тимофеевича. По тем слухам, которые доходили до усадьбы Болотова, он составил себе представление о Пугачеве как о зверообразном лютом разбойнике, а увидел перед собой "плюгавого маркитантишку". Его никак нельзя было принять за Петра III, только люди, ослепленные чем-то, могли увидеть в нем царя. Было нарушено решение Сената о процедуре казни. Сначала злодея должны были четвертовать, а потом отрубить голову. Но все произошло наоборот. Увиденное надолго поразило Андрея Тимофеевича. Как он признавался, вся дорога из Москвы была заполнена "мыслями и воображениями виденного, редкого и необыкновенного у нас зрелища".


ИСКУССТВО ИЛЛЮЗИИ

В музее можно увидеть и пару картин, которые именуются "обманками". В России ими стали увлекаться в 18 веке, значительно позднее, чем в Европе. В основе картины-обманки лежат такие приемы, благодаря которым зрителям хочется дотронуться до изображенного предмета. Иллюзорность этих картин, как ни странно, увеличивает реальность вещей. Где же пролегает грань между миром нарисованным и реальным? Парадокс заключается также и в том, что картины, хотя и называются обманками, становятся самым правдивым видом живописи. 20 век с его искусством фотографии получил неограниченные возможности, чтобы "обманывать" зрителей, создавая арт-объекты.

А.Т.Болотов пользовался этим приемом для розыгрыша своих многочисленных гостей и успешно добивался задуманного эффекта. Он был выдумщиком и не мог пройти мимо любой возможности ввести в заблуждение и повеселить знакомых. При создании музейной экспозиции решили обратиться к заслуженному художнику России Татьяне Назаренко, жительнице Москвы. Благо, что ее деревенский дом находится неподалеку от болотовской усадьбы. Познакомившись с мемуарами писателя, узнав его характер, она и написала две обманки. На одной изображена деревенская девочка с туеском для ягоды в руках, а на другой предстает перед нами хозяин дома собственной персоной. И у этой иллюзии были "жертвы" розыгрыша. Музейный сторож, закрывая вечером дом, стал "прогонять" девочку с туеском, решив, что кто-то из деревенских задержался в музее. Об этом случае рассказывала сама художница. Произвело на нее впечатление и описание казни Пугачева, и она, в свою очередь, написала два полотна на эту тему, прибегая к некоторым приемам картин-обманок.


"Я ВОШЕЛ В НЕГО КАК В РАЙ..."

Не только сад и вся территория усадьбы были важным рабочим местом Андрея Тимофеевича. Он уже сменил армейскую жизнь и ружье на садовый инвентарь, впоследствии присовокупив к нему перо и чернила. Ему нужна была и уединенная келья, где можно было предаваться умственным занятиям, которые требовали тишины и сосредоточенности. Поэтому хозяин отвел для себя в доме просторный и уютный кабинет, где должна была разместиться личная библиотека. Болотов был страстным книгочеем и библиофилом. Умирая, отец оставил ему в наследство ящик с книгами, среди которых нашелся и атлас с картами, и краткое изложение всемирной истории. Взрослея, Андрей выпрашивал, у кого только можно, книги. А другой способ заполучить книгу в руки - это переписать ее от руки, а потом отдать в переплет. Находясь на службе в Пруссии, он приобрел привычку заходить в книжные лавки и свои незначительные средства тратить на книги, в том числе и на немецком языке. Другой способ прочитать книгу - это воспользоваться частными платными библиотеками, а такие уже существовали в Пруссии. В Кенигсберге у него скопилась целая личная библиотека книг, которую он отправил с оказией родственникам в деревню. Впоследствии, получив освобождение от службы, Болотов отправил целую подводу книг в родовую усадьбу. Ни одной свободной минуты не мог он провести без книги. Любил читать в дороге, но если в карете это было сделать не трудно, то в зимнее время в открытом возке любой читатель будет испытывать неудобства. Выручил Болотова его изобретательный ум. Он сконструировал специальный пюпитр для книги и щиток к нему, чтобы ветер и снег не мешали читать.
Кабинет ученого и мыслителя - это святая святых. Поэтому, как мне кажется, рассказ о книгах, о библиотеке должен был стать предисловием к рассказу о кабинете.
Письменный стол расположился у окна, так было удобнее работать. Сам Болотов считал важным и то, что он мог наблюдать за двором и детьми. Первым сочинением, написанным в этом кабинете, был "Наказ управителю". Эта публикация предназначалась для Экономического общества. На досуге Андрей Тимофеевич занимался в кабинете, как в самой светлой комнате, живописью и даже намеревался сделать небольшую расписную статуйку слуги Максима, которого он знал с детских лет.
На столе мы видим и миниатюрный скульптурный портрет в полный рост самого Болотова. На краешке стола лежит раскрытый псалтырь. Андрей Тимофеевич был глубоко религиозным человек и ощущал в своей жизни, особенно в трудные поворотные моменты, как рука Всевышнего направляла его к правильным решениям. Бог для него всегда был Творцом, имя которого он писал с большой буквы.

При жизни дом Болотова горел, в пожаре частично были утрачены и книги, и рукописи, и дневниковые записи. В экспозиции кабинета представлено не так много книг. Видны на полках не только книги, но и разные диковинки, подобранные на фундаменте отцовского дома в более позднее время и ставшие музейными экспонатами. Резьба по дереву, кусочки керамики, медные ступки и еще кое-какая посуда. Подобная посуда могла использоваться при приготовлении лекарственных настоев.

"МАЛЕНЬКАЯ СОБАЧКА НЕ ЛАЕТ, НЕ КУСАЕТ..."

А.Т.Болотов был изобретателем и ремесленником, который мог воплотить в жизнь любую свою задумку. В Кенигсберге, в одной из лавочек он наткнулся на устройство, получившее название "волшебный фонарь". Его "заряжали" картинками с видами европейских городов, и они непрерывно двигались. Он долго крутил в руках это новое для него устройство, пытаясь разгадать его секрет. Понял и обошелся лишь приобретением картинок, на чем сэкономил изрядную сумму. Самый интересный экспонат на одной из полочек шкафа - замок из черного чугуна. Но это не простой замок, а, наверное, первый в России КОДОВЫЙ замок. Придумал его, разумеется, Андрей Тимофеевич. На нем можно выставить четыре с половиной тысячи комбинаций шифра. Это устройство гипнотически и интригующе действовало на крепостных крестьян. Висит замок - значит, у хозяина есть что-то заслуживающее внимания. Возможно, и на огороде растут какие-то диковинные культуры.

Европа уже лет двадцать увлекалась эффектными опытами с электричеством, и в истории науки были зафиксированы первые случаи сеансов электротерапии. В благословенном Кенигсберге, который подарил Андрею Тимофеевичу массу технических идей, произошло знакомство и с этим физическим явлением. Не знавшая границ любознательность Болотова устремилась в таинственную область электричества. Успешные результаты появились позднее. Одна из его машин погибла в пожаре, а новую он предназначал именно для лечения. Для музея по болотовским чертежам было изготовлено точно такое же устройство, с помощью которого Андрей Тимофеевич оказывал помощь не только людям дворянского круга, но и крестьянам. Надзирателя в госпитале он вылечил от паралича, не очень тяжелого. Избавлял людей от головных болей и глазных болезней. У него были специальные разрядники для лечения зубов и ушей. Более того, он действовал как ученый и завел "Журнал лечения и удачным вылечкам". Число людей, которым он успешно помог, с каждым днем росло. Он совершенствовал свои машины, придумывая к ним портативные приспособления. Историки науки хорошо отзываются о его изобретениях, так как в них было минимальное число деталей. Приборы были простыми и недорогими. В лечении Болотов был абсолютно бескорыстен и никогда ни с кого не брал денег.

Попасть в кабинет можно через столовую. В музее нет подлинных предметов обстановки, они заменены вещами данной эпохи. В столовой мы видим старинную Библию, с чтения которой начиналась трапеза. Эту книгу он глубоко чтил и отверг деликатно, но твердо и решительно всяческие попытки втянуть его в масонскую ложу. В настоящее время столовая используется для выставок живописи. Там могут быть представлены работы не только провинциальных художников, но и столичных. Некоторые из них поселились в Заокском районе Тульской губернии.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: